История оперативной хирургии
Современная хирургия имеет не только год и месяц, но и день своего рождения — 16 октября 1846 г. В тот день в больнице Массачусетса зубной врач Уильям Мортон серным эфиром усыпил молодого человека, которому хирург Джон Уоррен производил операцию удаления субмандибулярной ангиомы.
Появление наркоза повлекло за собой грандиозные перемены в хирургии. Раньше оперативные вмешательства могли продолжаться всего несколько минут, ибо больные были не в состоянии переносить боль в течение длительного времени. Блестящие хирурги-операторы, работавшие до появления наркоза, были настоящими волшебниками. Де Ларрей, военный хирург Наполеона, в 1812 г. в полевых условиях провёл экзартикуляцию нижней конечности в тазобедренном суставе за 4 мин(!) и за 24 ч выполнил 300 ампутаций. Листон ампутировал конечность за 25 с, Н.И. Пирогов производил за 2 мин удаление камня мочевого пузыря.
Поэтому первый периодразвития современной хирургии с полным правом может быть назван эрой наркоза.
Второй период —это эра антисептики и асептики.
Впервые идею о том, что именно перенос разлагающегося органического вещества студентами-медиками в родильные дома вызывает губительную горячку у рожениц и что предупредить её можно простым мытьём рук в хлорной извести, высказал Земмельвайс. С тех пор мир наделил Земмельвайса почётным званием «спаситель матерей».
Между тем во Франции Луи Пастер, не врач, а химик, опубликовал результаты исследований о взаимосвязи химического процесса брожения-гниения с кислородом, содержащимся в воздухе. Он установил, что ферментацию вызывают мельчайшие живые существа.
В 1867 г. Листер впервые сообщил о новом антисептическом методе. В Англии он познакомился с работой Пастера, оказавшей на него очень сильное влияние. Наблюдая за процессом заживления переломов, Листер заметил, что при открытых переломах быстро возникает гнойное воспаление, повышается температура тела, в то время как при закрытых переломах этого не происходит, «ибо кожные покровы защищают рану от попадания загрязнений из воздуха». Ему принадлежит гениальная мысль о том, что задача хирургов — предупредить процесс нагноения, и он начал искать средства для этого. После того как Листер узнал, что в г. Карлайле остановили процесс гниения в сточной воде, добавив туда карболовую кислоту, он решил испытать её как дезинфицирующее средство, наложив на область открытого перелома повязку, пропитанную карболовой кислотой. Кроме того, Листер обработал карболовой кислотой и операционную, поскольку был уверен, что бактерии попадают в раны из воздуха. Нагноения раны не произошло.
Вскоре антисептическая эра сменилась асептической. В 1882 г. Тренделенбург, Бергман, Шиммельбуш и Фюрбрингер независимо друг от друга пришли к мысли о стерилизации инструментов и перевязочных материалов паром. В том же году в Бонне был выпущен первый автоклав.
В 1890 г. американец Холстед дополнил методику антисептики применением стерильных резиновых перчаток, а в 1900 г. англичанин Хантер предложил пользоваться стерильной лицевой маской.
Во второй половине XIX века были достигнуты успехи в разработке методов борьбы с кро-
18 о ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ о- Глава 1
вотечениями. Ж. Пеан внедрил метод окончательной остановки кровотечения с помощью зажима и лигатуры. В 1873 г. Ф. Эсмарх предложил кровоостанавливающий жгут, что имело большое значение для развития хирургии конечности. И наконец, К. Ландштайнер и Я. Янский сформулировали научные основы переливания крови.
В конце XIX века бурно развивается хирургия брюшной полости. В 1879 г. французский хирург Ж. Пеан производит, правда, без успеха первую в мире резекцию желудка. В 1881 г. Т. Бильрот в Вене, а через несколько месяцев врач Китаевский в России успешно выполнили эту операцию в клинике.
Весом вклад отечественных учёных в развитие хирургии. И.И. Мечников создал учение о фагоцитозе, ставшее основой трансплантационной и так называемой неинфекционной иммунологии. За труды в этой области И.И. Мечникову вместе с П. Эрлихом была присуждена Нобелевская премия. С.С. Чачулин и С.С. Брю-хоненко в 20-х годах создали первый аппарат «сердце—лёгкое», названный ими автожектором. В.П. Демихов разработал практически все виды пересадки сердца и лёгких.
Развитие иммунологии в последние годы позволило выделить в отдельную науку мощную ветвь современной хирургии — трансплантологию. В настоящее время аллогенная пересадка почек, сердца, лёгких, печени, не говоря уже о пересадке кожи, фасций, костей и суставов, стала обычной операцией в крупных хирургических центрах.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ХИРУРГИЯ
К упомянутым двум составным частям нашей дисциплины — топографической анатомии и оперативной хирургии — тесно примыкает также и третья её часть — экспериментальная хирургия.
Экспериментальная хирургия занимает ведущее место в трёх основных областях. 1. Физиология. Для изучения функций органов и систем обычно применяют три типа операций: экстирпацию, резекцию и создание фистул. Большой вклад в экспериментальную физиологию внёс И.П. Павлов, которому принадлежат слова: «Только пройдя через огонь эксперимента, вся медицина станет
тем, чем быть должна, т.е. сознательной, а следовательно, всегда и вполне целесообразно действующей».
2. Апробация новых хирургических операций, диагностических и лекарственных средств в первую очередь должна осуществляться на животных. Одна из первых кафедр экспериментальной хирургии в бывшем СССР была создана во 2-м МОЛГМИ им. Н.И. Пиро-гова (ныне Российский государственный медицинский университет) для студентов медико-биологического факультета. Возглавил кафедру акад. АМН СССР Ю.М. Лопухин.
3. Обучение студентов и врачей. Роль экспериментальной хирургии важна в обучении будущих хирургов. По принятым во многих странах правилам будущий хирург до начала врачебной практики должен произвести все типовые операции на животных.