Определение типа и частоты дыхания у новорожденного
Цель: определить основные характеристики дыхания
Оснащение:
■ Часы.
■ Ручка.
■ Температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за 1 минуту, в состоянии покоя.
Подготовка к процедуре.
· Познакомить ребенка/маму с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.
· Создать спокойную обстановку.
· Вымыть и осушить руки.
· Удобно уложить ребенка, чтобы видеть его грудь и живот (грудной ребенок желательно чтобы спал).
Выполнение процедуры.
· Осуществить визуальное наблюдение за движениями грудной клетки и передней брюшной стенки.
· Определить тип дыхания и подсчитать дыхательные движения строго за 1 минуту.
· Если визуальный подсчет дыхательных движений невозможен, то положить руку на грудную клетку или живот ребенка в зависимости от возраста и подсчитать частоту дыхательных движений строго за 1 минуту.
Завершение процедуры.
· Записать результаты исследования в температурный лист.
· Вымыть и осушить руки.
Оценка показателей
Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип, 1 – 2 года – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.
Частота дыханий в норме составляет:
· Новорожденный – 40 – 60 в минуту,
· Грудной – 30 – 35 в минуту
· 5 лет – 25 в минуту
· 10 лет – 20 в минуту
· 14 – 15 лет – 16 – 18 в минуту
Исследование пульса у новорожденного
Цель: определить основные характеристики пульса
Оснащение:
■ Часы, ручка,температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за одну минуту в состоянии покоя
Подготовка к процедуре.
· Познакомить маму/ребенка с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.
· Обеспечить спокойную обстановку.
· Вымыть и осушить руки.
· Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
Выполнение процедуры.
· Слегка прижать 2, 3, 4 - м пальцами лучевую артерию (1-й палец
находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии.
Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяется на височной артерии, а у детей старше 2 лет – на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят двумя пальцами (2-м и 3-м). Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной и бедренной артериях.
· Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту.
· Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить
напряжение пульса.
Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный.
Завершение процедуры.
· Записать результаты исследования в температурный лист.
· Вымыть и осушить руки.
Оценка показателей
· Новорожденный – 120 – 140 уд.в мин;
· Грудной – 110 – 120 уд.в мин;
· 5 лет – 100 уд.в мин;
· 10 лет – 90 уд.в мин;
· 15 лет – 60 – 80 уд.в мин;
Измерение массы и длины тела новорожденного.
Цель - оценить физическое развитие ребенка
Показания: декретированные сроки, нарушение физического развития
На электронных весах:
Оснащение:
§ весы медицинские электронные,
§ резиновые перчатки,
§ пеленка,
§ пеленальный стол,
§ емкость с дез.раствором,
§ ветошь,
§ бумага,
§ ручка
Последовательность действий:
Подготовительный этап
1. Установить весы на неподвижной поверхности
2. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом табло засветится рамка. Через 35-40сек на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.
3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центре лотка - на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу - на индикаторе появятся нули
4. Обработать поверхность весов дез. раствором с помощью ветоши.
5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
6. Постелить на платформу весов пеленку - на индикаторе высветится её вес
7. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули.
Выполнение процедуры
1. Раздеть ребенка
2. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, затем плечами
3. На индикаторе высветится значение массы ребенка
4. Снять с весов ребенка и пеленку
Завершение процедуры
1. Протереть весы дез. раствором
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
3. Занести данные измерений в температурный лист
Измерение длины тела новорожденного
Цель:оценить физическое развитие ребенка
Оснащение:
■ Горизонтальный ростомер.
■ Пеленка.
■ Резиновые перчатки.
■ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
■ Бумага, ручка.
Последовательность действий:
Подготовка к процедуре.
1. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой
поверхности шкалой «к себе».
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Обработать рабочую поверхность ростомера дез. раствором с помощью ветоши.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
Выполнение процедуры.
1. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке.
2. Выпрямить ноги ребенка легким нажатием на колени.
3. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную
планку ростомера.
4. По шкале определить длину тела ребенка.
5. Убрать ребенка с ростомера.
Завершение процедуры.
1. Записать результат.
2. Сообщить результат маме.
3. Убрать пеленку с ростомера.
4. Протереть рабочую поверхность ростомера дез. раствором.
5. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Пеленание новорожденного
Оснащение:
§ Тонкая и теплая распашонки;
§ Фланелевая и тонкая пеленки
§ Подгузник или памперс
§ Одеяло в пододеяльнике, лента
§ Шапочка
Обязательное условие:
· Используется метод «свободного пеленания», оставляя небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка
· Шапочку одевать только после ванны и во время прогулок.
· Правильная фиксация пеленок («замочек» должен располагаться спереди).
· При пеленании ребенка с руками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)
· Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме ход процедуры
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный стол дез. раствором
5. Уложить на пеленальный стол послойно снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник.
6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу
Выполнение процедуры.
7. Надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад, затем фланелевую разрезом вперед.
8. Надеть подгузник
9. Завернуть ребенка в тонкую пеленку «без ручек»:
- расположить ребенка на тонкой пеленке так, чтобы верхний край был на уровне подмышек;
- один край пеленки провести между ног ребенка;
- другим краем - обернуть ребенка;
- подвернуть нижний край пеленки, оставив пространство для свободного движения ножек, и обернуть им туловище ребенка
- зафиксировать пеленку, расположив «замок» пеленки спереди
10. Запеленать ребенка в теплую пеленку «с руками» (при необходимости):
- расположить ребенка на фланелевой пеленке так, чтобы ее верхний край располагался на уровне козелка уха;
- одним краем пеленки зафиксировать плечо соответствующей стороны, а также переднюю часть туловища и подмышечную область другой стороны;
- другим краем пеленки накрыть и зафиксировать второе плечо;
- подвернуть нижний край пеленки так, чтобы оставалось свободное пространство для движения ножек ребенка;
- зафиксировать пеленку на уровне середины плеч (выше локтевых суставов), «замок» расположить спереди.
11. Для прогулки завернуть ребенка в одеяло:
- расположить одеяло на пеленальном столе в виде «ромба»
- уложить ребенка на середину одеяла
- надеть на ребенка шапочку
- обернуть ребенка правым углом одеяла, подвернуть нижний угол, затем обернуть ребенка левым углом одеяла;
- зафиксировать одеяло лентой, бант расположить спереди, при необходимости накрыть лицо ребенка верхним углом одеяла.