Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)
ФОНД
ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)
(Модуль: Клиническая анатомия опорно-двигательного аппарата
и ангионеврологии)
Направление подготовки (специальность)31.05.01-лечебное дело
Форма обучения очная
Срок освоения ОПОП6 лет
Утверждено на заседание кафедры от протокол № Заведующий кафедрой____________________ Черток В.М. |
г. Владивосток, 2016 г.
Фонды оценочных средств для разных видов и форм контроля
по дисциплине Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангионеврологии
Текущий контроль успеваемости Традиционные формы контроля:
Интерактивные формы контроля:
| ||||||||||||||||
Паспорт фонда оценочных средств
по дисциплине
Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангионеврологии
№ п/п | Контролируемые темы дисциплины | Код контролируемой компетенции (или ее части) | Количество тестовых заданий | Наименование оценочного средства | |||
Вид | Кол-во | ||||||
тестов | ситуационных задач для СДС | ||||||
1. | Клиническая анатомия черепа | ОПК-1 ПК-9 | Анализ конкретной ситуации Решенре кейс-задачи Ситуационные задачи Контрольные вопросы для собеседования Презентации Контрольные работы | ||||
2. | Клиническая ана- томиямышц, фасций и межфасциальныхклетчаточных пространств | ОПК-1 ПК-9 | Анализ конкретных ситуаций Кейс-задачи Ситуационные задачи Контрольные вопросы для собеседования Рефераты | ||||
3. | Клиническая анатомия ЦНС и периферической нервной системы | ОПК-1 ПК-9 | Анализ конкретных ситуаций Кейс-задачи Интерактивный контроль знаний студентов в режиме фиксированного времени Ситуационные задачи Контрольные вопросы для собеседования Контрольные работы Презентации Рефераты | ||||
4. | Клиническая анатомия сердечнососудистой системы. | ОПК-1 ПК-9 | Анализ конкретных ситуаций Кейс-задачи Черный ящик Ситуационные задачи Контрольные вопросы для собеседования Контрольные работы Презентации Рефераты Коллоквиум по модулю |
Вопросы для собеседования по теме занятия
по дисциплине Клиническая анатомия(современные 3-х мерные технологии)
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангиологии
Тема 1: Клиническая анатомия черепа
1.Передняя черепная ямка: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования
2.Средняя черепная ямка: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования
3.Задняя черепная ямка: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования
4.Глазница: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования
5.Носовая полость: строение, сообщения, сосудисто-нервные образования
Тема 2:Клиническая анатомия мышц, фасций и межфасциальных клетчаточных пространств
1. Клетчаточные пространства головы
2.Паховый канал. Механизм образования прямой и косой паховых грыж
3.Слабые места стенок полости живота
4.Бедренный канал
5.Синовиальные влагалища сухожилий мышц кисти и стопы
Тема 3: Клиническая анатомия центральной и периферической нервной системы
1.Дать анатомическое обоснование клиники центральных и периферических параличей
2.Симптомы поражения 1-ой и 2-ой сигнальных систем
3.Симптомы поражения корешков спинного мозга, СМН и его ветвей.
4.Симптомы поражения конского хвоста
5.Симптомы поражения мозжечка
Тема 4: Клиническая анатомия сердечнососудистой системы
1. Гемодинамика при различных пороках сердца
2. Портокавальные и кавокавальные венозные анастомозы
3. Артериальные анастомозы головы, туловища и конечностей
Критерии оценки:
Студент получает 1 рейтинговый балл при активном участии в обсуждении вопросов изучаемой на практическом занятии темЫ.
Составитель _____________________Кацук Л.Н.
(подпись)
«14»марта 2013г.
Вариант 1
Осмотр трупа человека показал, что причиной смерти явилось воспалительное поражение мозговых оболочек, которое явилось следствием распространения гнойного процесса в полость черепа из затылочной области через расположенный в этой области венозный выпускник (канал).
Задание. 1Как называется этот канал?
Задание. 2На дне какой черепной ямки открывается отверстие этого канала внутри черепа? Где – на наружной поверхности затылочной кости?
Вариант 2
Рассматривая внутреннюю поверхность теменной кости, можно видеть характерные особенности рельефа: наличие древовидно разветвленных борозд и ямочек различного размера вдоль сагиттального края кости
Задание. 1Как называются эти борозды и ямочки?
Задание. 2Укажите, следом прилегания каких структур являются эти анатомические образования?
Вариант 3.
При поражении медиальной стенки глазницы в передней ее части (травме, заболевании) может быть нарушена целостность расположенной здесь костной структуры.
Задание. 1Какие кости черепа могут быть повреждены в передней части медиальной стенки глазницы?
Задание. 2Какой канал, идущий из глазницы может быть поврежден при такого рода заболевании (травме)?
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если дан полный ответ на оба вопроса:
Эталон ответа на вопросы 1-ого варианта:
Данный венозный выпускник – мыщелковый канал – открывается в задней черепной ямке (fossacraniiposterior) позади и латеральнее tuberculumjugulare, позади и медиальнее от sulcussinussigmoidei и кзади от foramenjugulare. На наружном основании черепа он открывается на дне fossaecondylaris (кзади от мыщелка). Этот канал соединяет сигмовидный синус с позвоночным венозным сплетением.
Эталон ответа ответ на вопросы 2-ого варианта:
На мозговой поверхности теменной кости имеются следующие рельефные структуры: Пальцевые вдавления (impressionesdigitatae) – следы прилегания мозга и его возвышений; артериальные бороздки (sulciarteriosi) – следы проходящих здесь ветвей a.meningeamedia); неполная для каждой кости борозда верхнего сагиттального синуса (sulcussinussagittalissuperioris) – место прикрепления большого серповидного отростка твердой мозговой оболочки (falxcerebrimajor); грануляционные ямочки (foveolaegranulares), в которые заходят выросты («пахионовы» грануляции) паутинной оболочки мозга.
Эталон ответа на вопросы 3-его варианта:
В первую очередь будут повреждены образующие эту стенку кости (спереди назад): oslacrimalis, laminaorbitalisossisethmoidalis и facieslateraliscorporisossissphenoidalis.
В переднем отделе стенки имеется слезная борозда, продолжающаяся в ямку слезного мешка (fossasaccilacrimalis), который переходит в носослезный канал (canalisnasolacrimalis).
Вариант 1
1.Беременная женщина 30 лет получила повышенную дозу излучения. В результате этого нарушился процесс внутриутробного развития плода. При формировании полости рта не состоялось сращение бокового носового и верхнечелюстного отростков. Возникновение какой аномалии предполагается?
2.При рентгеновском исследовании височно-нижнечелюстного сустава (боковая проекция) при закрытом рте выявили на снимке следующее: нижнечелюстная ямка имеет вид углубления с нечеткими контурами, суставной бугорок выступает. Рентгеновская щель хорошо контурирована, по краям шире, чем посредине.Соответствует ли указанные признаки нормальной картине? Если нет, то почему?
Вариант 2
1.Во время первого кормления грудного ребенка, молоко начало вытекать из носовой полости. Какой недостаток развития у грудного ребенка?
2.При рентгеновском исследовании височно-нижнечелюстного сустава (боковая проекция) при закрытом рте выявили на снимке следующее: нижнечелюстная ямка имеет вид углубления с нечеткими контурами, суставной бугорок выступает. Рентгеновская щель хорошо контурирована, по краям шире, чем посредине. В чем особенность строения суставного хряща [диска] височно-нижнечелюстного сустава, отличающаяся от большинства других суставов?.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если дан полный ответ на оба вопроса:
Эталон ответа на вопросы 1-ого варианта:
1.В процессе эмбриогенеза при формировании лицевого черепа при несращении бокового носового и верхнечелюстного отростков образуется расщелина верхней губы – «заячья губа», labiumleporinum. Расщелина может быть неполной, когда захватывает только верхнюю губу, кожу, слизистую оболочку и мышечную ткань; и полная, когда дефект распространяется и на альвеолярный отросток верхней челюсти.
2. В норме при R-скопии art. temporomandibularis картина такова: fossamandibularis видна в виде углубления, tuberculumarticulare выступает, caputmandibulae имеет форму овала с плавными очертаниями. Рентгеновская щель шире посредине и уже по краям. Таким образом, выявленную картину следует отнести к признакам патологии
Эталон ответа на вопросы 2-ого варианта:
1.В процессе эмбриогенеза произошло несращение небных валиков верхнечелюстных отростков или небных отростков верхнечелюстных костей и горизонтальных пластинок небных костей, что привело к образованию щели в твердом небе – «волчья пасть». Через эту щель молоко из ротовой полости попадает в носовую.
2. Суставная капсула с периферическими отделами суставного диска, поэтому суставная полость разделена на два «этажа», изолированных друг от друга. Синовиальная капсула также разделена на верхнюю и нижнюю синовиальные мембраны.
Вариант 1
Основной причиной острого тромбоза подключичной вены (синдром Педжета-Шреттера) является анатомическая особенность ее прохождения в достаточно узком реберно-ключичном промежутке.
Задание 1. Назовите, в каких притоках подключичной вены может развиваться при этом венозный застой?
Сама вена является продолжением подмышечной вены. V.subclavia постоянных притоков не имеет. Часто в нее впадают грудные и дорсальная лопаточная вена.
Задание 2 .На каком уровне формируются и как проходят плечеголовные вены? Каждая v.brachiocephalica формируется из v.subclavia и v.jugularisinterna. Левая образуется позади левого art.sternoclavicularis, идет косо вниз и направо (спереди – рукоятка грудины и тимус, сзади – плечеголовной ствол, левая общая сонная и подключичная артерии). С правой одноименной вена соединяется на уровне хряща правого I ребра. Правая формируется позади правого сустава, идет вертикально вниз (сзади – правый край грудины), прилегая к куполу правой плевры
Вариант 2
При значительном застое крови в воротной вене (например, при циррозе печени) происходит характерное расширение околопупочных вен.
Задание 1. В образование каких анастомозов участвуют околопупочные вены?
Задание 2 .Опишите особенности строения кровеносного русла плода.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если дан полный ответ на оба вопроса:
Полные ответы на вопросы 1-ого варианта:
1. Сама вена является продолжением подмышечной вены. V.subclavia постоянных притоков не имеет. Часто в нее впадают грудные и дорсальная лопаточная вена.
2. Каждая v.brachiocephalica формируется из v.subclavia и v.jugularisinterna. Левая образуется позади левого art.sternoclavicularis, идет косо вниз и направо (спереди – рукоятка грудины и тимус, сзади – плечеголовной ствол, левая общая сонная и подключичная артерии). С правой одноименной вена соединяется на уровне хряща правого I ребра. Правая формируется позади правого сустава, идет вертикально вниз (сзади – правый край грудины), прилегая к куполу правой плевры
Полный ответ на вопросы 2-ого варианта:
1. В образовании порто-кавального анастомоза между самими этими венами (проходя к печени в составе lig.teres hepatis, впадают в воротную вену) и верхними надчревными венами (притоки внутренних грудных вен – система верхней полой вены) и нижними надчревными венами (притоки бедренной и наружной подвздошной вен – система нижней полой вены).
2. Из плаценты артериальная кровь по v.umbilicalis (в составе пупочного канатика) подходит к печени, где делится на две ветви: первая ветвь впадает в v.porta, вторая (ductus venosus) – в v.hepatica (или сразу в v.cava inferior). Т.е. кровь смешивается с венозной кровью от нижней части туловища. Смешанная кровь по V.cava inferior поступает в правое предсердие, затем через for.ovale в левое предсердие, левый желудочек и в аорту. Венозная кровь от верхней части в правое предсердие (по v.cava superior) Венозная кровь из правого желудочка направляется в легочный ствол , затем в ductus arteriosus, который впвдает в aorta (ниже отхождения от нее левой подключичной артерии). Эта смешанная кровь оттекает по ветвям аорты ко всем органам и стенкам тела плода. Таким образом, верхняя половина тела плода (снабжается ветвями дуги аорты, отходящими от нее еще до впадения артериального протока), получает кровь, более богатую O2. Обогащение крови плода – в плаценте (aorta, aa.iliacae interni, a.umbilicalls).
Вариант 1
Задание1:После травмы головного мозга больной утратил способность внятно произносить слова. В каких участках коры больших полушарий возникло поражение?
Задание 2:У больной М., 62-x лет, в участке gyrusangularis образовалась гематома. После проведенного лечения больная не может читать и понимать написанное (алексия), но зрительная функция не нарушена. Ядро какого анализатора было повреждено?
Задание 3: У больного наблюдается паралич мышц верхней и нижней конечностей слева. Какая из извилин больших полушарий головного мозга поражена?
Вариант 2
Задание1:Больной внезапно утратил способность читать текст: видит буквы, но не в состоянии составить из них слова. В каком участке коры головного мозга наступило поражение?
Задание1:Больной не понимает смысла слов, а также не понимает собственного языка (словесная глухота). Какая из извилин больших полушарий головного мозга поражена?
Задание1:У больного кровоизлияние в заднюю центральную извилину. К нарушению какого вида чувствительности с противоположной стороны это приведет?
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется студенту, если дан полный ответ на все 3 задания
Эталон ответа на вопросы 1-ого варианта:
1. Утрата (затруднение) членораздельной речи наблюдается при повреждении коркового конца двигательного анализатора устной речи (центра Брока), располагающегося в лобной доле, а именно в нижней лобной извилине.
2. В угловой извилине располагается корковый конец чувствительного (зрительного) анализатора письменной речи, поражение которого приводит к алексии – неспособности понимать написанное
3. Двигательными зонами коры больших полушарий являются прецентральная извилина и парацентральная долька, откуда начинаются нисходящие проводящие пути к мышцам верхних и нижних конечностей. По ходу эти пути образуют перекрест, поэтому паралич левых верхней и нижней конечностей будет развиваться при локализации очага в правом полушарии.
Эталон ответа на вопросы 2-ого варианта:
1. Утрата способности к чтению наблюдается при дисфункции коркового конца чувствительного анализатора письменной речи, располагающегося в нижней теменной дольке верхне-латеральной поверхности полушарий, а именно в угловой извилине.
2. Неспособность понимать устную речь связана с повреждением коркового конца чувствительного анализатора устной речи (центра Вернике), располагающегося в височной доле, а именно в задней части верхней височной извилины
3.В постцентральной извилине располагается корковый конец анализатора общей чувствительности (температурной, болевой, осязательной, проприоцептивной).
Оценка «хорошо» выставляется при правильном ответе на два задания
Вопросы для коллоквиума
по дисциплине Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангиологии
а) Вопросы для устного опроса по препаратам
1.Клиническая анатомия черепа
2. Клиническая анатомия пахового канала
3. Клиническая анатомия бедренного канала
4. Клиническая анатомия слабых мест поясничной области
5. Клиническая анатомия слабых мест диафрагмы
6. Клиническая анатомия клетчаточных пространств головы
7. Клиническая анатомия клетчаточных пространств шеи
8. Клиническая анатомия забрюшинного клетчаточного пространства
9. Клиническая анатомия клетчаточных пространчтв таза, ягодичной области и бедра
10. Клиническая анатомия заднего мозга
11. Клиническая анатомия среднего и промежуточного мозга
12. Клиническая анатомия лобной, височной и затылочной долей мозга
13. Клиническая анатомия корешков СМН
14. Клиническая анатомия соматических нервных сплетений
15. Клиническая анатомия периферических нервов:
- срединного
- локтевого
- лучевого
- седалищного
- большеберцового
- малоберцового
16. Клиническая анатомия черепных нервов:
- глазодвигательной группы
- тройничного
- лицевого
- группы вагуса
17. Клиническая анатомия врожденных пороков сердца:
- незарощения артериального протока
- дефекта межпредсердной перегородки
- дефекта межжелудочковой перегородки
18. Клиническая анатомия пороков сердца с клапанной недостаточностью
19. Клиническая анатомия межсистемных артериальных анастомозов:
- головы и шеи
- плечевого пояса и верхней конечности
- таза и нижней конечности
- стенок грудной и брюшной полостей
- органов грудной и брюшной полостей
20. Клиническая анатомия кавокавальных и портокавальных венозных анастомозов
б) Вопросы для опроса по рентгенограммам, МРТ и ангиограммам
1.Рентгеновская анатомия чепепа
2.На краниограммах в прямой и боковой проекциях показать стенки придаточныз пазух носа
3. Дать характеристику изображений на МРТ и МР-дифузии головного мозга
4. На переднем обзорном снимке показать дуги сердца.
5.Дать характеристику изображения на:
- коронарной ангиограмме
- каротидной ангиограмме
- ангиограмме позвоночных артерий
- ангиограмме легочных артерий
- ангиограмме почечных артерий
- ангиограмме чревного ствола
- ангиограмме селезеночной артерии
- ангиограмме артерий виллизиева круга
6.Дать характеристику флебограмме:
- нижних конечностей
- флебограмме венозных сосудов головы
7. Дать характеристику аорте на снимке МРТ
8. Дать характеристику МРА сердца, аорты, коронарных артерий и легочного ствола
Темы рефератов
по дисциплинеКлиническая анатомия(современные 3-х мерные технологии)
Модуль:Клиническая анатомия ОДА и ангионеврологии
1.Клиническая анатомия прямой паховой грыжи
2.Клиническая анатомия косой паховой грыжи
3.Врожденные пороки сердца
4. Особенности клинических проявлений при поражении зрительного проводящего пути в различных отделах головного мозга
5. Клиническая картина при поражении коркого-ядерного пути в разных отделах мозга
6 Анатомическое обоснование двигательных и чувствительных нарушений при поражения периферических нервов:
- лучевого
- локтевого
- срединного
- седалищного
- большеберцового
Студент может предложить свою тему реферата
Методические рекомендации по написанию реферата
Для самостоятельного написания реферата необходимо:
1. Выбрать тему реферата. Желательно, чтобы эта тема была вам интересна и знакома.
2. Выделить основную проблему, которой будет посвящена работа.
3. Найти соответствующую литературу и составить конспект (не забывайте о списке литературы).
4. Составить подробный план реферата, разбив основную часть на главы
5. Написать реферат.
6. Составить доклад (на 5-7 минут)
Реферат является научной работой, поэтому должен соответствовать строгим требованиям по структуре и оформлению. Он состоит из следующих частей:
- титульный лист
- оглавление
- введение
- основная часть
- заключение
- список литературы.
Во введении необходимо, прежде всего, объяснить, в чем состоит актуальностьданного исследования. Кроме того, во введении говорится о материале, на котором основано ваше исследование, то есть о литературе, старательно изученной вами при написании данного реферата. Безусловно, чем большим количеством фамилий вы оперируете, тем солиднее будет выглядеть ваш реферат. Однако не переусердствуйте, указывая на тех ученых, о которых вы и представления не имеете. Не забывайте, что вам предстоит еще и защита реферата. Поэтому вы должны знать, о чем и о ком говорите.
Наконец, во введении обязательно должно даваться четкое представление о структуре вашей работы (введение, количество глав основной части, заключение и приложения, если они есть).
Основная часть - это собственно и есть ваш реферат. Обычно основная часть состоит из нескольких разделов (глав, параграфов), каждый из которых посвящен отдельному аспекту изучаемой темы. У каждой главы, в отличие от введения и заключения, должен быть свой заголовок.
Основная часть реферата содержит всю информацию, полученную вами в результате изучения поставленного вопроса. Здесь вы подробно раскрываете то, что было сказано во введении. То есть уже не просто называете изученных авторов, а говорите об их взглядах по поводу заявленной проблемы, сравниваете и сопоставляете их мнения. Как правило, преподаватели очень ценят именно сравнительный анализ, так как он предполагает более глубокое и серьезное осмысление вопроса. Поэтому, если вы сумеете именно сравнить, а не пересказать, можете не сомневаться в получении хорошей оценки за свою работу. Хотя для рядового реферата зачастую бывает достаточно простого обзора литературы с небольшими выводами.
Приводя различные примеры и доказательства, не будьте голословными и не забывайте каждый факт подтверждать ссылками на первоисточник. В противном случае вас могут совершенно справедливо обвинить либо в несостоятельности ваших выводов, либо в плагиате.
В заключении необходимо сделать общие выводы по изученной теме. Они должны быть предельно четкими и конкретными. Для наглядности можно разместить их по пунктам (к примеру, так, чтобы они соответствовали каждой главе основной части). Пусть вас не смущает тот факт, что вы дублируете некоторые выводы, сделанные вами ранее. Просто слегка переформулируйте их и сделайте одно общее заключение. Тогда работа будет выглядеть логически выстроенной и завершенной Кроме того, в заключении всегда говорится о перспективах изучения темы.
Наконец, было бы неплохо высказать свою точку зрения (если таковая у вас имеется) на решение данной проблемы. Если же по каким либо причинам собственного мнения по данному вопросу у вас нет, вы всегда можете сказать, что оно у вас совпадает с одним из авторов. В таком случае вы просто приводите пару доводов в его защиту и кратко выражаете свое несогласие с другими позициями.
Последней частью может быть приложение, которое представляет собой различные схемы, таблицы, результаты опроса, тестирования и другой иллюстративный материал. Приложений в работе может быть несколько
Критерии оценки:
Студент получает 2 рейтинговых балла, если реферат:
- является продуктом самостоятельной работы студента,
- оформлен соответственно требованиям,
- автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения,
- автор представляет собственные взгляды на проблему;
Студент получает 1 рейтинговый балл, если реферат является продуктом самостоятельной работы студента, но не соответствует одному из остальных трех требований;
студент не получает дополнительных рейтинговых баллов, если реферат не соответствует двум и более предъявляемым требованиям.
Составитель ________________________ Кацук Л.Н. (подпись) «14» марта 2013г. |
студент получает дополнительно 2 рейтинговых балла, если реферат является продуктом самостоятельной работы студента, оформленным соответственно требованиям, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, при
Индивидуальные творческие задания ( научные исследования по результатам препарирования на дисциплине «Анатомия»)
Темы: Варианты топографии артерий разных областей тела и их ветвей
Критерии оценки:
10 баллов к рейтингу выставляется студенту, если он:
1. свободно ориентируется в топографии мышц, сосудов и нервов препарируемой области;
2. подготовил литературный обзор по теме исследования;
3. хорошо освоил методику препарирования;
4. изготовил не менее 10 качественных учебных препаратов по вариантам исследуемой области;
5. сделал правильные выводы по результатам собственных исследований;
6. оформил полученные данные в виде научной статьи (тезисов);
7. выступил с докладом и презентацией на заседании СНО кафедры;
8. выступил с докладом и презентацией на научной студенческой конференции.
9 баллов к рейтингу выставляется студенту при выполнении 1-7 пунктов;
8 баллов к рейтингу выставляется студенту при выполнении 1-6 пунктов;
7 баллов к рейтингу выставляется студенту при выполнении 1-5 пунктов;
6 баллов к рейтингу выставляется студенту при выполнении 1-4 пкнктов;
5 баллов к рейтингу выставляется студенту, если он:
- свободно ориентируется в топографии сосудов и нервов препарируемой области,
- знает из литературных источников варианты ветвления сосудов этой области,
- хорошо освоил методику препарирования,
- изготовил качественный учебный препарат;
4 балла к рейтингу получает студент не выполнивший один из выше перечисленных пунктов;
3 балла к рейтингу выставляется студенту не выполнившему 2 из перечисленных пунктов
Составитель ________________________ Кацук Л.Н. (подпись) «14» марта 2013 г. |
Метод «черный ящик» №1
по дисциплине клиническая анатомия
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангиологии
Этот метод предусматривает совместную деятельность и активное участие в занятиях каждого студента, преподаватель работает со всей группой.
Студент достает из «черного ящика» карточку с описанием какого то неизвестного органа, Студенты должны определить этот орган (внутренний орган, нерв, артерию, вену, отдел ЦНС и т.д.), подробно обосновав свой ответ.
На обдумывание студенту дается 1 минута. Затем ответы обсуждаются, даются дополнения, указываются возможные ошибки
Данная методика способствует развитие речи студента, более легкому запоминанию учебного материала, формированию основ критического мышления, т.к. в этом случае студент учится отстаивать свое мнение, анализировать ответы согруппников – участников этого конкурса
Задание:
Метод «черный ящик» №2
по дисциплине клиническая анатомия
Метод «Паутина»
по дисциплине клиническая анатомия
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангиологии
Тема: Клиническая анатомия мышц, фасций и межфасциальных клетчаточных пространств
Задание:
1.Предварительно студентам дается время для подготовки вопросов по топографии мышц
2.Участники сидят по кругу.
3.Одному из участников дается моток ниток, и он задает свой подготовленный вопрос (на который сам должен знать полный ответ), удерживая конец нити и перебрасывая моток любому студенту.
4.Студент, получивший моток, отвечает на вопрос (при этом участник, задавший его, комментирует ответ) и передает эстафету вопроса следующему. Участники продолжают задавать вопросы и отвечать на них, пока все не окажутся в паутине.
5.Как только все студенты закончат задавать вопросы, студент, державший моток, возвращает его участнику, от которого получил вопрос, при этом задавая свой вопрос и т.д., до полного «разматывания» клубка.
Примечание: Предупредить студентов, что следует быть внимательными к каждому ответу, поскольку они не знают, кому бросят моток.
Критерии оценки:
За каждый правильный ответ студент получает 0,5 рейтинговых балла
Составитель ________________________ Кацук Л.Н. (подпись) «14» марта 2013г. |
Презентации
по дисциплине Клиническая анатомия (современные 3-х мерные технологии)
Модуль: Клиническая анатомия ОДА и ангиологии
Тема Клиническая анатомия черепа
1. Варианты строения придаточных пазух носа;
2. Рентгенологические признаки переломов черепа;
3. МРТ костей и суставов.
Тема:Клиническая анатомия мышц, фасций и межфасциальных клетчаточных пространств
1.Клиническая анатомия пахового канала
2.Клиническая анатомия бедренного канала
Тема: Клиническая анатомия центральной и периферической нервной системы
1.Клиническая анатомия ствола мозга
2.Клиническая анатомия больших полушарий мозга
3. МРТ, как метод изучения клинической анатомии головного мозга
4.ФМРТ, как метод изучения клинической анатомии головного мозга
5.МРТ термометрия, как метод изучения клинической анатомии головного мозга
6.МР диффузия, как метод изучения клинической анатомии головного мозг
Тема: Клиническая анатомия сердечнососудистой системы
1.Ангиография и МРА – как методы изучения клинической анатомии сосудистой системы
2.КТ и МРТ – как методы изучения клинической анатомии сердца
Студент также может предложить свою тему презентации, но обосновав при этом целесообразность ее разработки.
Методические рекомендации: Нельзя забывать, что презентация – это сопровождение доклада или выступления, а ни в коем случае не его замена. Поэтому сначала необходимо разработать концепцию выступления, а затем уже браться за составление презентации, учитывая следующие рекомендации:
- Не размещайте на одном слайде сразу несколько блоков зрительной или текстовой информации. Это отвлекает, рассеивает внимание, ухудшает концентрацию.
- Текст должен контрастировать с фоном, иначе слайд будет плохо читаем.
- Не следует делать слайды слишком пёстрыми и разрозненными по цветовому решению. Это вредит формированию неустойчивых зрительных образов.
- Использование на слайдах трёх-четырёх цветов благоприятно влияет на концентрацию внимания и улучшает восприятие.
- При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда.
- Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 22-28, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 20-24, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 18-22.
- Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
- Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
- Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
- Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом. Этомогутбытьшрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
- Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.
- Старайтесь избегать использования слайда «картинка, обтекаемая текстом». Иллюстрацию лучше разместить на отдельном слайде, подписав под ней основную информацию. Текст в этом случае лучше воспринимается на слух.
- Вставляемые фотографии или картинки должны быть хорошего качества и достаточно большого размера, иначе при растягивании они теряют резкость, чем могут только испортить эффект от презентации
- Не следует перенасыщать презентацию спецэффектами. Чрезмерное обилие мигающих, вертящихся и скачущих объектов, посторонних звуков, анимационных картинок отвлекает слушателей и мешает им удерживать внимание на основном содержании выступления.
- Помните, что анимация используется по минимуму и лишь тогда, когда на ней лежит функциональная нагрузка.
- С помощью анимации хорошо выделять ключевые слова, цифры, обозначать выводы. Будет лучше, если анимация настроена на выделение цветом, а не на разного рода движения букв на экране.
- Старайтесь, чтобы презентация своими спецэффектами, яркими картинками и фотографиями, излишне красочным оформлением слайдов не затмила выступающего. Помните, что презентация – это не цель, а средство в её достижении.
Критерии оценки
Студент получает 2 дополнительных балла к рейтингу, если при разработке презентации соблюдены все 17 рекомендаций.
Студент получает 1 дополнительный балл к рейтингу, если при разработке презентации соблюдены не все рекомендации
Составитель _____________________Кацук Л.Н.
(подпись)
«14» марта 2013г.
Кейс-задача № 1
по дисциплине Клиническая анатомия (современные 3-х