В конце первого года обучения

Обследование ребенка проводится в том же объеме, что и перед поступлением в школу.

Педиатр обязательно дает рекомендации родителям по оздоровлению ребенка в период летних каникул. Педагог и психолог проводят оценку адаптации учащегося к обучению в школе, а также дают психолого-педагогические рекомендации на каникулы.

При переходе к предметному обучению (в 10-11 лет).

Доврачебный этап включает базовую скрининг-программу, за исключением оценки возрастной рефракции (по тесту Малиновского) и лабораторное обследование.

На втором и третьем этапах обследования ребенка осматривают, так же как и в конце первого года обучения, за исключением осмотров логопеда и дерматолога, которых привлекают к диагностике по показаниям. В обязательном порядке проводятся электрокардиографическое исследование, осмотр эндокринологом и гинекологический осмотр девочек детским гинекологом и мальчиков (11 лет и старше урологом (андрологом).

Заключение должно включать оценку нервно-психического и физического развития, определение биологического возраста ребенка и соответствие его паспортному, оценку адаптации ребенка к предметной форме обучения. В заключении указываются группа здоровья, медицинская группа для занятий физической культурой, пригодность к трудовому обучению.

В возрасте 12 лет

Доврачебный этап проводится аналогично обследованию ребенка в возрасте 10-11 лет, но анкету (при анкетном тестировании) заполняет сам учащийся.

Организация, объем медицинского и психолого-педагогического обследования на втором и третьем этапах, форма заключения и рекомендаций должны соответствовать профилактическому осмотру в предыдущий возрастной период.

Заключение должно включать оценку состояния соматического, нервно-психического и репродуктивного здоровья, физического развития и физической подготовленности, оценку психологического статуса, адаптации к обучению, особенно учащегося школы нового вида (гимназии, лицея). Кроме того, даются рекомендации по оздоровлению, коррекции, лечению и реабилитации, по показаниям - психолого-педагогической коррекции. В заключение и рекомендации должно быть включено врачебно-профессиональное консультирование учащихся, имеющих выраженные нарушения здоровья или анатомические дефекты, и детей инвалидов с ограниченным выбором профессий.

В возрасте 14-15 лет

Доврачебный этап проводится аналогично обследованию ребенка в возрасте 12 лет, но анкету заполняет сам учащийся. Кроме того, с 15 лет проводится флюорографическое обследование 1 раз в 2 года.

На первом этапе профилактического осмотра особое внимание должно уделяться девочкам. При этом также применяются скрининговые тесты для оценки полового созревания по степени выраженности вторичных половых признаков (определение половой формулы) и анкетный тест для оценки состояния менструальной функции у девочек 14-15 лет.

Организация, объем медицинского и психолого-педагогического обследования на втором и третьем этапах, форма заключения и рекомендаций соответствуют профилактическому осмотру в предыдущий возрастной период.

На основании данных комплексного медицинского обследования с обязательным участием детского гинеколога и эндокринолога выделяется группа риска репродуктивного здоровья, в которую входят девочки, имеющие:

• • хронические заболевания, особенно со стороны эндокринной, мочеполовой
систем, опорно-двигательного аппарата, хронические очаги инфекции, нарушения зрения;

• • нарушения физического развития;

• • отклонения в становлении и характере овариально-менструальной функции: дисменорею в течение первых 2,5-3-х лет менструального возраста и позднее менархе;

• • девочки, имеющие большие умственные и физические нагрузки (занятия в музыкальных и изо-школах, танцевальных кружках, спортивных секциях и школах);

•t • девочки, воспитывающиеся в неблагоприятных микросоциальных условиях;

• • вредные привычки (курение, алкоголизм и др.) и рискованные формы полового поведения.

В целях профилактики нарушений репродуктивного здоровья за девушками группы риска проводится медицинское наблюдение, разрабатываются комплексы оздоровительных и корригирующих мероприятий.

Результаты профилактических осмотров мальчиков допризывного возраста передаются в районные военкоматы для определения и реализации необходимых диагностических и лечебно-оздоровительных мероприятий на этапе перед припиской.

В этот же период проводится врачебно-профессиональная консультация всех учащихся, и даются предварительные рекомендации по выбору профессии и специальности в соответствии с состоянием здоровья. Особое внимание уделяется учащимся, собирающимся по завершении основного образования покинуть школу и работать на производствах или получать подготовку в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Перед окончанием образовательного учреждения

Юноши и девушки старшего подросткового возраста осматриваются дважды - в 16 и 17 лет. Обследования проводятся аналогично осмотру в 14-15 лет. При составлении заключения и рекомендаций уделяется особое внимание соматическому, нервно-психическому и репродуктивному здоровью юношей и девушек, их физической подготовленности, а также врачебно-профессиональному консультированию старшеклассников. Результаты профилактических осмотров юношей передаются в районные военкоматы и учитываются при медицинском освидетельствовании при приписке в 17 лет и определении годности к службе в Вооруженных Силах при призыве в 18 лет. Подросткам с отклонениями в состоянии здоровья назначаются оздоровительные мероприятия, которые проводятся в территориальных лечебно-профилактических учреждениях, а при наличии условий - в образовательных учреждениях.

Одной из важных задач профилактических медицинских осмотров является раннее выявление отклонений в состоянии здоровья для наиболее эффективной организации оздоровительной и профилактической работы. Для повышения качества наблюдения за здоровьем детей и подростков в НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН была разработана и Минздравом России принята к использованию базовая программа скрининг-тестов для массовых медицинских осмотров детей.

Базовая скрининг-программа составлена в соответствии с задачами профилактики и раннего выявления наиболее часто встречающейся патологии. Принципы отбора тестов для подобных программ регламентированы Всемирной организацией здравоохранения. Основное требование к скрининг-программам - максимальная диагностическая информативность при экономном расходовании материальных и трудовых ресурсов. При обосновании базовой программы оценены специфичность, чувствительность и воспроизводимость каждого текста, а также затраты времени на тестирование и возможность его выполнения средним медицинским персоналом.

Использование скрининг-тестов при массовых профилактических осмотрах обеспечивает предварительное выделение детей, у которых наличие искомого тестом отклонения наиболее вероятно. Окончательный диагноз устанавливается педиатром или врачами-специалистами после обследования.

Базовая скрининг-программа включает 10 тестов и позволяет выделять детей и подростков, у которых наиболее вероятны функциональные нарушения физического развития, заболевания и/или функциональные расстройства опорно-двигательного аппарата, органов зрения, слуха, уха, горла и носа, нервной, сердечно-сосудистой, мочевыделительной, пищеварительной систем.

Базовая скрининг-программа включает:

1. Анкетный тест-опрос родителей и детей.

2. Индивидуальная оценку физического развития детей и подростков,
позволяющую выделить иные отклонения в развитии.

3. Измерение артериального давления для выявления гипертонических и
гипотонических состояний.

4.Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата с помощью визуального исследования и плантографии.

5.Исследование остроты зрения.

6.Выявление предмиопии (склонности к близорукости) с помощью теста Малиновского.

7.Выявление нарушений бинокулярного зрения с помощью теста Рейнеке.

8.Выявление нарушений слуха с помощью шепотной речи.

9.Выявление протеинурии и глюкозурии с помощью лабораторных скрининг-тестов.

10. Оценка уровня физической подготовленности.

Эталонный пример заполнения диспансерного эпикриза на ребенка 6 месяцев (выписка из истории развития ф.112/у)

Дата_________ возраст________________

ЖАЛОБЫ МАТЕРИ:_________________________________

ВСКАРМЛИВАНИЕ: грудное _____ раз, лактация: достаточная, недостаточная;

смешанное_______ раз, докорм__________ ; искусственное_______ раз, смесь__________ ;

прикорм 1________________ .

ПРИВИВКИ:по общему графику; по индивидуальному графику; не привит по причине; реакция на предыдущую прививку_____________________________________________ .

ПРОФИЛАКТИКА РАХИТА: адаптированная смесь ________________ витамин «Д»; УФО ; не проводится_____________________________________________________ .

НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: группа НПР____________

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ: уровень, соматотип, гармоничность.

ВЫЯВЛЕННАЯ ПАТОЛОГИЯ К 6 МЕС: Рахит — диагноз, лечение; анемия -

диагноз, лечение ; аллергические реакции — диагноз, лечение; диатез — диагноз, лечение; пр. патология

ОБЪЕКТИВНЫЙ ОСМОТР: состояние, уровень питания, кожа, слизистые (состояние прививки БЦЖ), лимфатическая система, костная система (разведение бедер, большой родничок), зубы, мышечная система, сердце (ЧСС), легкие (ЧДД), живот, печень, селезенка, мочеиспускание, стул.

ДОПОЛНЕНИЕ К СТАТУСУ:___________________________________ .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ:______________________________ .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЛАБОРАТОРНЫМ ИССЛЕДОВАНИЯМ (кровь,
моча)__________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: группа здоровья ; группа риска болен,

диагноз; допуск к прививкам; оценка родителям за уход и воспитание ребенка (1,2, 3, 4, 5); памятка «6 месяцев» матери выдана.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: по режиму, питанию, физическому воспитанию (массаж, гимнастика, закаливание), воспитательному воздействию по развитию и поведению; медикаментозные и немедикаментозные назначения, консультации специалистов и дополнительные методы исследования по показаниям.

ПОДПИСЬ ВРАЧА______________ .

Наши рекомендации