Это набор принципов, которые обретают смысл, проявляясь в наших действиях (в частности, в нашем отношении к больному).
Эти принципы также определяют уровень ответственности медицины перед обществом в целом, особенно перед наиболее бедными, социально незащищенными и оттого крайне уязвимыми его представителями.
Ничто не может служить критерием оценки этичности в общественном здоровье кроме ценностных понятий о пользе или вреде для здоровья населения (табл. 4.6.).
Таблица 4.6
Этическая основа политики «Здоровье для всех»[426]
Признание здоровья важнейшим правом человека; | |
Справедливость в вопросах здоровья и его охраны и действенная солидарность стран и групп населения внутри стран в этих вопросах; | |
Участие в здравоохранительной деятельности и ответственное отношение ней всех слоев и секторов общества; | |
Ответственность человека и всего общества за реальное обеспечение права на здоровье; | |
Здравоохранительные требования учитываются при любой социальной деятельности любых секторов и слоев общества. |
Этика во многом определяется приоритетами государства, личными планами, карьерными побуждениями, соображениями выгоды, а также предубеждениями, глубоко укоренившимися в сознании общества и отдельных людей.
Медицинская этика несовместима с самой идеей иерархического деления людей в зависимости от их ценности.
Когда врачи начинают участвовать в установлении подобных приоритетов (по воле других общественных структур или по собственной инициативе), этика подвергается глубокой коррозии, за этим с пугающей легкостью возникает бесчеловечность.
Не должно уводить от основных ценностей медицины, подразумевающих альтруизм и намерение помочь больному, больного и стремления, в первую очередь, облегчить их, о целях медицины.
Страховые учреждения, озабоченные собственным финансовым благополучием, стали приветствовать и даже материально поощрять сокращение сроков госпитализации, оказывают сильное давление на врачей, которые традиционно должны действовать в интересах больного.
В мировом сообществе в основу современной этики положена «Декларация тысячелетия ООН[427]», которая призвана также сделать глобализацию позитивным фактором для всех народов мира:
Свобода - фундаментальная ценность: мужчины и женщины имеют право жить и растить своих детей в достойных человека условиях, свободных от голода и страха насилия, угнетения и несправедливости.
Равенство: ни один человек и ни одна страна не должны лишаться возможности пользоваться благами развития; должно быть гарантировано равенство прав и возможностей мужчин и женщин.
Солидарность: глобальные проблемы должны решаться при справедливом распределении издержек и бремени в соответствии с фундаментальными принципами равенства и социальной справедливости; те, кто страдают или находятся в наименее благоприятном положении, заслуживают помощи со стороны тех, кто находится в наиболее благоприятном положении.
Терпимость: при всем многообразии вероисповеданий, культур и языков люди должны уважать друг друга; различия в рамках обществ и между обществами не должны ни пугать, ни служить поводом для преследований, а должны пестоваться в качестве ценнейшего достояния человечества.
Следует активно поощрять культуру мира и диалог между всеми цивилизациями.
Уважение к природе: в основу охраны и рационального использования всех живых организмов и природных ресурсов должна быть положена осмотрительность в соответствии с постулатами устойчивого развития; нынешние неустойчивые модели производства и потребления должны быть изменены в интересах нашего будущего благосостояния и благополучия наших потомков.
Общая обязанность: обязанность по управлению глобальным экономическим и социальным развитием, а также устранению угроз международному миру и безопасности должна разделяться между народами мира и осуществляться на многосторонней основе; центральную роль в этом должна играть ООН как наиболее универсальная и самая представительная организация в мире.
Возникая в 1947 г. Всемирная медицинская ассоциация начала свою деятельность с принятия «Женевской декларации» - современного варианта Клятвы Гиппократа. Она не просто подтвердила основополагающую роль гуманистического идеала в медицине, но и стала морально этической гарантией независимости медицинской профессии от политических режимов[428] и идеологического диктата[429].
Позором для всех врачей мира должна служить немецкая медицина 30-40 гг. XX века, где цель создания чистой арийской расы стала преобладать над большинством фундаментальных этических проблем в медицине, отвергалась даже мысль об уязвимости и страданиях большого числа других людей, которые рассматривались лишь в качестве лиц, оскверняющих чистоту государства.
Она лицемерно пропагандировала «здоровый образ жизни» для Германии и сосредоточилась на профилактике заболеваний, просвещении, разработке мощных и эффективных программ охраны общественного здоровья[430]. Однако из программ здравоохранения были исключены евреи, коммунисты, цыгане и другие «нежелательные элементы». Врачи проводили отбор в концентрационных лагерях, посылали заболевших заключенных в газовые камеры, участвовали в медицинских убийствах по политическим мотивам.
Моральная ответственность перед тысячами, десятками, сотнями тысяч людей, причем не только ныне живущих, но их детей и внуков является первой особенностью деонтологии специалиста общественного здравоохранения.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит универсальный, всеобщий характер врачебной морали?
2. Что такое медицинская этика?
3. Исторические модели моральной медицины?
4. Модели моральной медицины в современном обществе?
5. Международный кодекс медицинской этики?
6. С чем связано формирование и развитие биоэтики в XX веке?
7. Основные направления исследований биологической природы человека
8. Четыре области, находящиеся в ведении биоэтики?
9. Четыре принципа международного биоэтического кодекса?
10. Два направления современной биоэтики?
11. Содержание экологической этики и идеи ноогенеза?
12. Четыре этические проблемы, прямо касающиеся генома человека?
13. Экологическая этика А. Щвейцера - осознание самоценности жизни?
14. Почему изучение генома стала одним из вопросов биоэтики?
15. Наиболее важные юридические документы геномики и медицинской генетики?
16. Суть христианской традиции в отношении смерти?
17. Суть современного понимания термина «эвтаназия»?
18. Право автономной личности и эвтаназия?
19. Нацистская Германия и эвтаназия в первой половине XX века?
20. Классификация эвтаназии?
21. Согласны ли Вы с Ф. Ницше, что больной – паразит общества?
22. Что лежит в основе этических требований к общественному здравоохранению?
23. Проблемы медицинской этики на социальном уровне?
24. Что следует понимать под «доступностью медицины»?
25. Что следует понимать под «справедливостью» в здравоохранении?
26. Почему курение в общественном месте не морально?
27. Этическая сторона проблемы распределения ресурсов между службами здравоохранения?
28. Тождественны ли понятия «медицина» и «здравоохранение»?
29. Этические проблемы информации в общественном здравоохранении?
Приложение 1.
Развитие принципов Алма-Аты и «Глобальная стратегия ВОЗ в области рациона питания, физической активности и здоровья»[431].
1.Во-первых, еще раз продемонстрирована необходимость и важность системного подхода в современном здравоохранении и межсекторального сотрудничества, как в рамках ООН[432], так и на других иерархических уровнях взаимодействия.
2.Во-вторых, исходя из того, как разные неинфекционные болезни могут в причинном отношении обуславливаться одними и теми же факторами риска, в качестве таковых взяты были только режим питания и вопрос о физической нагрузке [433].
3.Доказано, что различия в уровнях риска и соответствующих результатах для здоровья на популяционном уровне в основном объясняются разницей во времени и интенсивностью этих изменений на национальном и глобальном уровнях.
4.Особую озабоченность вызывают нездоровые рационы питания и пониженная физическая активность детей и подростков.
5.Здоровье и питание матерей до и во время беременности, а также питание детей раннего возраста важны для профилактики неинфекционных болезней на протяжении всей жизни.
6.Исключительно грудное вскармливание в течение шести месяцев и соответствующий прикорм после этих шести месяцев способствуют оптимальному физическому росту, психическому развитию и предупреждению неинфекционных болезней [434].
7.Рацион питания и физическая активность воздействуют на здоровье как совместно, так и по отдельности [435].
8.Физическая активность - основное средство улучшения физического и психического здоровья личности.
9. Особая актуальность для России, вступившей на путь рыночного капитализма, в подтверждении ответственности федерального правительства и исполнительных властей региона за создание условий в окружающей среде, которые позволяют и содействуют изменению привычек поведения, как отдельных людей, так и целых семей и хабитатов.
10.Серьезным образом следует относиться к тому, что здоровье является ключевой детерминантой развития и предварительным условием экономического роста[436]
Приложение 2.