Понятие «реактивность организма»

Первой формой реактивности, привлекшей внимание медиков, исторически была групповая реактивность. Упоминания о ней содержатся уже в Аюрведах в виде классификации индивидов (по их телосложению и реакциям) на три типа - газели, лани и слоноподобной коровы[167].

Древнекитайская философия связывает реактивность организма с понятием жизненной силы или «Ци[168]» и двух взаимодействующих начал «Инь» и «Ян». Дисбаланс этих начал делает организм больным.

Гиппократ в своем учении о четырех группах, на которые можно разделить всех людей по характеру смещения жидкостей в их организме, определяющему тип их реактивности, настолько глубоко проник в суть вещей, что мы продолжаем пользоваться понятиями «сангвиник», «холерик», «меланхолик» и «флегматик» и поныне.

Основателем первой развернутой концепции о роли реактивности в патологии[169] считается Клавдий Гален (I в.н. э), сформулировавший «правило исходного состояния организма». Он учил, что причинный фактор вызывает болезнь, только действуя на организм, у которого сложилось особое состояние предрасположенности.

В новое время было введено понятие «раздражимость», как свойство всего живого воспринимать «раздражения» и реагировать на них. Был сформулирован тезис[170] о возбуждаемости организма в ответ на изменения среды обитания. Ответы были разделены на стенические, астенические и нормостенические.

Ж.Б. Ламарк представлял адаптацию животных как процесс упражнения органовдля достижения определённых целей, под контролем заданного внутреннего параметра - «стремления к совершенству».

Клод Бернар уже в середине XIX века сформулировал центральную для учения о реактивности концепцию о «постоянстве внутренней жидкой среды» организма.

Идея рефлекса была сформулирована философом Р. Декартом. И. М. Сеченов же описал центральную роль рефлекторных ответов в реактивности организма, включая ее высшие поведенческие формы[171]. Он считал, что факты сознательной и бессознательной жизни «по способу происхождения суть рефлексы».

И. II. Павлов создал учение о безусловных и условных рефлексах, что способствовало пониманию взаимоотношений между прирожденными и приобретенными в ходе онтогенетического опыта механизмами реактивности, отводя нервной системе решающую роль в интеграции реактивности. Предложил оригинальную классификацию типов высшей нервной деятельности, и ввел понятие динамического стереотипа в поведении.

Российский физиолог А. А. Ухтомский в 1923 году ввел понятие доминанты, господствующей в данный момент в центральной нервной системе (ЦНС) структуры или функциональной системы, стойко определяющей особенности выбора способов, и масштабов реагирования, и связал это представления с концепцией парабиоза нервных центров.

Р. Вирхов отвел «прирожденным свойствам и предрасположениям» ключевую, решающую роль в предопределении последствий действия причинных факторов болезней на организм и считал, что в клетках заложены прирожденные реакции «раздражения».

Выдающийся философский труд И.И. Мечникова «Этюды о природе человека» посвящен обоснованию и анализу его глубочайшей идеи о принципиальной, изначальной биологической дисгармонии человеческой природы, связанной с его филогенетическим происхождением. Ученый создал сравнительно-эволюционное направление в изучении реактивности, показав, что видовая реактивность есть сумма филогенетических находок эволюционных предков данного вида.

Ученик И.И. Мечникова академик А. А. Богомолец в 1926 г. выдвинул идею о центральной роли производных мезенхимы[172] в реактивности.

Известный австрийский педиатр К. фон Пирке сформулировал представление об аллергии как измененной реактивности к веществам, возникшей в результате предыдущего контакта.

Впоследствии Г. Селье описал стресс и показал его фундаментальное значение в неспецифической реактивности организма.

Д.С. Саркисов и соавт.[173] рассматривают реактивность как «… одно из наиболее общих свойств организма дифференцированно отвечать (реагировать) на воздействие разнообразных факторов внешней и внутренней среды»[174].

Общепринято, что реактивность организма во многом определяет возникновение, особенности течения и исходы болезни. Однако часто ответить на вопрос, почему данное заболевание возникло именно у этого индивида при действии болезнетворного фактора, с чем связано своеобразие течения болезни у этого пациента в отличие от другого, почему в одном случае происходит полное, а в другом неполное выздоровление или хронизация процесса, затруднительно.

А.Ш. Зайчик и соавт.[175] представляют «реактивность» организма как его способность адекватно реагировать на изменяющиеся условия внешней и внутренний среды. и подчеркивают, что «реактивность» - это не количественное, а качественное понятие: реактивность не может быть вообще больше или, в целом, меньше, чем у другого, она просто разная[176].

Ученые подчеркивают, что реактивность дискретна и можно, говорить только, о её большей или меньшей широте или о наличии, либо отсутствии[177]. Реактивность рассматривается как атрибутивное свойство живых систем, особая биологическая форма отражения, присущая всем уровням организации живого, как индивидуальная мера приспособительных возможностей целостного организма.

А.Д. Адо и соавт.[178] в понятии «реактивность» подчеркивают целостный ответ организма[179].Эволюционное развитие реактивности, совершенствование и многообразие реакций организма обеспечивают возрастание приспособляемости и способности организма активно противостоять вредным воздействиям.

В соответствии с этим, в процессе онтогенеза[180] по мере совершенствования реактивности, в связи с развитием иммунной системы, системы теплорегуляции или поведенческих систем, возрастает способность организма противостоять термическим, антипенным или психоэмоциональным воздействиям. Напротив, в старости с ограничением реактивности падает и устойчивость организма к таким факторам[181].

В большинстве случаев реакции организма животных и человека на то или иное воздействие являются многокомпонентными в своем исполнительном звене, т.е. они включают ряд систем, органов и клеток и, соответственно, множество относительно элементарных функций[182].

Д.С. Саркисов и соавт.[183], исходя из того, что понятие о реактивности организма и ее нарушениях весьма сложное и во многом еще неясное, предлагают вообще говорить лишь о некоторых элементах, из которых формируется это свойство организма (табл. 2.1).

Таблица 2.1

Наши рекомендации