Опершись на которую, мы шагаем в новый опыт».
А.А.Ухтомский
Учебная цель
После изучения главы и ответов на вопросы учащийся сможет:
А. Приобрести и/или закрепить знания по следующим разделам:
- Понятие «общие теории общественного здоровья и здравоохранения».
- Теория стресса и общего адаптационного синдрома Г. Селье.
- Теория «болезней цивилизации» и социальной дезадаптации.
- Теория факторов риска здоровью
- Теория непосредственного воздействия образа жизни на здоровье (поведенческая медицинская концепция профилактики).
- Теория формирования здорового образа жизни (ЗОЖ), охраны здоровья здоровых, санологии
- Натуралистические теории народонаселения и здравоохранения (Теория мальтузианства. Теория неомальтузианства. Теория «оптимума населения»).
- Здоровье для всех в XXI веке: проблемы глобальной стратегии Всемирной организации здравоохранения.
Б. Приобрести навык использования терминологии целевой установки темы.
В. Получить представления о теориях общественного здоровья и здравоохранения.
1.2. Понятие «общие теории общественного здоровья и здравоохранения»[1]
Медицина - древнейшая отрасль знания и опыта, но этот неоспоримый факт сам по себе не исчерпывает характеристику медицины, которая стала еще в прошлом веке здравоохранением.
Ю.П. Лисицын[2], подводя главный итог XX столетия, отмечал, что за этот период человечество накопило «такую лавину научно-технической и другой информации, с которой не сравнимо не только девятнадцатое столетие, но и вся история цивилизации».
С другой же стороны, и это тоже неоспоримый факт, - за период XX столетия не было сформулировано ни одного сколько-нибудь значимого мировоззренческого взгляда и Человечество потонуло в мириадах разобщенных фактов.
Медицина как одна из наук человековедения более всего страдает от результатов глубокой дезинтеграции знания. Её предмет (объект) потерял свою целостность - главный недостаток современной медицины органов и тканей.
Общие теории и концепции, по существу, должны пройти трудный и сложный путь - от определения актуальности научной проблемы до полученных новых знаний, законов и закономерностей.
Ю.П. Лисицын[3] и В.П. Петленко[4] считают, что к так называемым общим теориям здравоохранения и медицины можно отнести систему знаний, трактующих сущность двух основных категорий медицины[5]. Системный подход они рассматривают как инструмент формулирования любой теории[6] и предложили представлять процесс получения нового знания в виде последовательно развертываемого цикла, содержание которого созвучно с общими принципам управления[7].
А.Г. Бусыгин и соавт.[8], изучая взаимовлияние потребностей человека и его здоровья, пришли к выводу: 1) до сих пор нет «хорошей теории» здоровья[9]; 2) извращено мотивационное учение А. Маслоу[10]; 3) выход медицины из теоретического тупика ученые видят в переходе к ноосферной модели здоровья[11].
Ученые синтезировали определение понятия «здоровье» и пришли к выводу, что «здоровье - это диалектическое триединство»[12], призывая к дискуссии на основе предлагаемого положения: «Закон сохранения здоровья человека»[13]. Построение общей теории здоровья концептуально и методологически связывается с разработкой «целостной теории Человека». В этой связи И.К. Лисеев[14] подробно разбирает притязания «валеологов» на создание интегральной теории здоровья, отмечая при этом: 1) декларативность их «системного понимания Человека[15]»; 2) новизна «валеологического подхода к человеку» фактически сопровождается рассмотрением материала из области медицины, профилактической медицины, гигиены, иногда психологии[16]; 3) «валеология» весьма поверхностно подходит к методологическим проблемам создания целостной концепции здоровья[17].
Прогресс в биологии, интенсифицировавшийся в последней четверти XIX в., но особенно бурно протекавший в первой половине XX в. (достижения микробиологии, биохимии, науки о наследственности и базирующиеся на них завоевания клинической и профилактической медицины), дал возможность завершить формирование «классической» модели медицины, в которой господствует органо- организмоцентризм.
А.Н. Ирецкий[18] для объяснения сущности научной медицины использует аналогию между ней и «психологией». По мнению ученого: «За общим названием «медицина» скрываются три принципиально различных явления современной культуры: «медицинское ремесло», «медицинская мифология» и собственно «научная медицина». Кардинальное отличие собственно научных теорий от мифов – «мифы способны «объяснять все», применяя некие метафоры, заимствованные из наук или из бытового языка»[19]. Медицина, пожалуй, остро и более других наук нуждается в обобщении массы накопленных фактов и интеграции знаний[20] самых различных наук. Но большинство врачей и даже ученых-медиков продолжают высокомерно и наивно полагать о бесполезности теоретического знания.
Возможен ли вообще теоретический синтез медицинских представлений? И если - да, то теорией чего должна быть теория медицины?
Н.А. Зорин[21] озвучил давно известную среди медиков-профессионалов истину, что уровень развития нынешней медицины традиционно принято связывать с достижениями наук, объясняющими этиологию[22] и патогенез[23] болезней и снабжающими медицину технологиями. Автор с болью отмечает: «Вместо общих теорий и принципов, которые позволили бы учащимся научиться распоряжаться любыми частными сведениями (фактами лабораторных и инструментальных данных, наблюдениями и пр.), их шесть лет пичкают только самими этими «фактами»[24]. В результате врач продолжает руководствоваться в своей практической работе «древними ремесленными навыками», и не может «подняться до кажущихся ему лишними теоретических обобщений».
В России на сегодняшний момент не существует ни одной русскоязычной книги или учебного пособия по вопросам методологии истории и «философии» медицинских исследований, которые соответствовали бы современному уровню мировых знаний и нынешней политико-экономической ситуации Н.А. Зорин ставит вопрос ребром: а возможна ли вообще «единая общая теория здоровья»?[25]. В таблице 1.1 представлены «общие теории медицины, здравоохранения, народонаселения». Но это лишь общие концепции и далеко не все о сущности здоровья, болезней и медико-демографических явлений, известные не только в прошлом, но в современный период. Мы остановимся лишь на кратком изложении тех, которые более известны в научном сообществе или более популярны в России, или современны.
Т. Тульчинский и соавт.[26], разработавшие так называемую концепцию «новое общественное здравоохранение (НОЗ)», исходили из того, что «Концепции общественного здравоохранения со временем меняются и должны подвергаться анализу и обновлению», так как такие теории сильно зависят от господствующего общественного мировоззрения[27]. Ныне в западном общественном сознании возвеличивается роль влияния на здоровье особенностей индивидуального поведения, и это, по существу, стало основной стратегической линией концепции НОЗ. В этом смысле НОЗ не теория - это комплексный подход к охране и укреплению здоровья отдельных людей и общества в целом[28].
Таблица 1.1