Третий уровень — собствено псевдодуховность

Для того, чтобы прийти к псевдодуховности, человек должен пройти через два предыдущих уровня. Псевдодуховность коренится Вчень глубоко; ее сложно распознать, так как книги, различные уче-Вия и «духовные группы» укрепляют этот транс и продолжают гипнотизировать внутреннего ребенка.

Однако не все впадают в этот транс. Многие дети идеализируют родителей, но позже понимают, что родители — самые обычные люди. Это прерывает транс второго уровня, и человек избегает транса Ьсевдодуховности. Если же внутренний ребенок застревает в трансе идеализации и продолжает идеализировать окружающих, — тогда человек, скорее всего, впадет в третий уровне транса: псевдодуховность или сверхидеализацию.

Проблемные состояния взрослого

Детский транс

В этом трансе взрослый загипнотизирован магическим мышлением внутреннего ребенка. В этот транс впадают люди, склонные к магии и считающие, что они могут воздействовать на других. На семинарах я часто спрашиваю: «Как вы думаете: ваши мысли создают реальность?» Затем я предлагаю: «Вспомните всех, с кем вы мысленно занимались сексом». Через некоторое время я задаю вопрос: «А со сколькими из них вы действительно занимались сексом? Вы замечаете разницу? Если мысли создают реальность — отчего же она получается такой убогой?».

Трансперсональный перенос

В этом процессе ребенок воображает, что его родители — боги. Они кажутся ему всемогущими, всеведущими, бесконечно благими и любящими.

Вполне возможно, что годы спустя внутренний ребенок в душе взрослого присоединится к «духовной группе». В этой группе есть философия и правила, как обрести Божественную Любовь (а на самом деле — любовь мамы и папы), как попасть в рай, заслужить милость, достичь освобождения и благодати и т. д. Внутреннему ребенку знакома эта игра. Она так похожа на то, что происходило в его семье! Таков процесс псевдодуховности.

По мнению ребенка, он появился на свет по милости Бога (родителей). Ведь его жизнь и смерть находится в руках Бога (родителей) — Застывший в душе взрослого внутренний ребенок продолжает искать «окончательный ответ на все вопросы», мира, блаженства и рая-Трансперсональный перенос приводит его к учителям, у которых есть ответы на все вопросы. Они похожи на его родителей. Многие из моих пациентов хотели обрести цель и смысл жизни, бросаясь от одного учителя к другому ради этой «высшей цели». Проблема заключается в том, что внутренний ребенок ищет ярких зрелищ. Он — вечный искатель. Это очень ранний и глубокий транс — искать любви, просветления, силы в другом, а не в самом себе. Это состояние возникает в до-вербальный период, когда жизнь и смерть младенца зависит от родителей, — и поэтому остается очень прочным и сильным.

Сверхидеализация других людей

Они — боги. Если я буду их слушаться, меня не накажут (я не собьюсь с пути истинного и достигну нирваны, рая, освобождения и т. д.).

Моей нирваной были работа, дом и дети. Этот путь к нирване был точной копией пути моего отца.

При сверхидеализации людей наделяют божественными качествами, а затем просят их о помощи, как будто они способны исполнить ваши заветные мечты. Этот транс поддерживается системой гуру в индуизме, авторитетом Папы Римского в католичестве и другими посредниками между человеком и Богом. Этот транс создает религиозные системы и многотомные труды, изучение которых поддерживает эту систему.

Идеализация системы

В этом детском трансе ребенок идеализирует какую-то духовную систему. Он начинает рассматривать весь мир через призму этой системы. Он считает мир «божественной игрой» (игрой мамы и папы), школой (уроки мамы и папы). Он предает себя «высшей воле». Внутренний ребенок при этом переносит модель родительского мира на весь остальной мир, а затем одухотворяет его. Это лишает взрослого, загипнотизированного ребенком, обратной связи с реальностью.

Таким же образом религиозные системы теряют обратную связь с миром. Они занимаются тавтологией, так как никогда не выходят за свои границы; поиск ответов происходит лишь в рамках системы. Если внутри системы нет ответа (мама или папа не знают ответа), тогда они отделываются туманным и очень «духовным» ответом, напри-Мер: «Неисповедимы пути Господни». Родители, возведенные в ранг богов, действительно блуждали порой неисповедимыми путями, особенно если они были алкоголиками. Поэтому ребенку знакомо и привычно безумное и иррациональное поведение гуру. В некоторых си-емах это называется «безумной мудростью». Подобная философия писана в книге «Принцип Питера». Второй принцип Питера гласит:

«Иерархию нужно поддерживать любой ценой». Это вполне соотве ствует как духовной, так и семейной иерархии, которые также поддерживаются любой ценой.

Перенос ценностей и убеждений

В этом виде транса ребенок переносит на Бога родительские ценности. Хорошим считается то, чего хотят мама и папа (значит, этого хочет Бог). Плохое — то, что неугодно Богу (родителям). Отец наказывает ребенка, если тот не слушается. Он говорит: «Не получишь подарка, пока не сделаешь уроки». Когда через много лет взрослый не получает того, что хочет, внутренний ребенок говорит: «Богу угодно преподать мне урок».

Перенос образа жизни

В этом виде транса ребенок считает образ жизни родителей духовным путем. Например, идеал среднего класса — быть хорошим мальчиком, следовать папиным путем: закончить колледж, институт, жениться, завести трех детей, построить дом в пригороде и т. д. Внутренний ребенок решает, что это и есть «путь, угодный Господу». Через много лет любые представления о том, как надо жить, действовать и рассуждать, провозглашаются «словами Бога». Родители (Бог) внушают ребенку: «Вот лучший путь к собственному загородному дому» (просветлению, благодати). Внутренний ребенок остается твердолобым и фанатичным. Эрик Хоффа в книге «Истинно верующий» утверждает, что действиями нацистов и религиозных фанатиков управляют одни и те же структуры, несмотря на разницу их целей.

Псевдодуховность и рационализация

Если мне что-то нужно — Бог (отец, мать) даст мне это. Если не нужно — я этого не получу. Я могу сказать родителям: «Хочу новый велосипед». Они говорят: «Тебе не нужен новый велосипед; если бы он был тебе нужен, мы бы купили его тебе». Ребенок интерпретирует это таким образом: «Бог дает мне то, что мне нужно; если я не получаю этого, — значит, Бог считает, что мне этого не нужно». Осознайте, как внутренний ребенок представляет себе Бога. Словно Бог говорит: «Дайте денег Стефену, они ему нужны!» либо: «Не давайте ему денег — я хочу преподать ему урок!».

Трансперсональная взаимозависимость

В этом процессе ребенок угождает родителям, чтобы они позаботились о нем. Спустя годы он переносит это отношение на Бога; он может стать учеником гуру и угождать ему, чтобы гуру позаботился о нем. Вспомните, как часто гуру эмоционально и сексуально оскорбляют фанатично преданных им учеников. Внутренний ребенок в душе ученика считает, что занимается преданным служением, хотя в действительности гуру манипулирует им, заставляя заботиться о себе под видом духовности и называя это служением. Люди в духовных кругах часто говорят: «Я хочу служить Богу». Это означает: «Я хочу угодить маме и папе, чтобы они заботились обо мне».

В песне «Помнишь ли ты?» Джон Леннон спрашивает: «Помнишь, когда ты был маленьким, какими большими казались тебе люди?» Ребенок смотрит на родителей снизу вверх, потому что он меньше их ростом и слабее. В большинстве религий вы точно так же смотрите на Бога снизу вверх, считая его большим, а себя — маленьким.

Этот детский транс охотно эксплуатируется многими гуру, которые возводят себя на пьедестал и обещают одарить учеников своей милостью, любовью и знаниями.

Перенос образа Бога на возлюбленного

«Этот человек — единственный источник любви, страсти и т. д.». Ребенку казалось, что родители были единственным источником любви. Ребенок, не научившийся любить себя, считает, что источник любви находится снаружи, а не внутри, и любовь можно дать или отнять. Позже этот ребенок легко навесит ярлык «единственного источника любви» на какого-то определенного человека. Таким источником часто является гуру. Заметим, что во многих духовных группах вам нужно заслужить любовь и милость гуру, чтобы получить желаемое (просветление или велосипед).

Перенос на гуру ответственности за собственный духовный рост.

В детстве ребенок понимает, что его физический и психологический рост в какой-то степени зависит от родителей. Они кормят его и обеспечивают его потребности. Повзрослев, человек расстается с родителями и принимает на себя ответственность за удовлетворение своих нужд. Если же его внутренний ребенок остается фиксированным и застывшим, — тогда ребенок переносит ответственность за духовный рост на гуру или Бога. В Индии я встречал учителя, утверждавшего: «Гуру отвечает за ваше духовное развитие». Заметим, что внутреннего ребенка притягивают подобные учителя, поддерживающие их транс.

Изгнание из семьи или духовной группы

В каждой духовной группе я встречал людей, которые не желали больше следовать общему пути. Это очень раздражало остальную группу. Когда ребенок покидает нездоровую семью, остальные чле ны принимают решение: «С ним что-то не в порядке», «Он сбился спути и попадет в беду». То же самое происходит в духовных группах. Если какой-то член группы хочет покинуть ее, остальная группа решает: «Он сбился с пути, не был истинно верующим, им овладела мирская суета».

«Я избран!»

Это представление рождается у внутреннего ребенка, считающего, что о нем обязаны постоянно заботиться. На каком-то этапе развития вполне естественно так считать, но если внутренний ребенок застывает в этом состоянии — он постоянно уверен в том, что мир обязан кормить его.

Идеализация боли

Еще одна разновидность транса псевдодуховности — идеализация боли. Человек считает боль и страдание необходимым уроком. Когда я жил в монастыре в Индии, мы часто получали письма от друзей из Америки, где говорилось: «Я действительно многое понял!» либо: «Я получил хороший жизненный урок». Читая это, мы усмехались и говорили друг другу: «Похоже, ему туго приходится». Этот вид транса не позволяет человеку взглянуть на свою ситуацию с разных сторон.

Социальная духовная терапия: теория кармы

Карма — восточное верование, в котором утверждается: «Что посеешь, то и пожнешь». Посмотрим, как это представление развивалось в Индии, и как оно помогает организовать хаос и поддерживать порядок в обществе. В Индии более 99 % богатств принадлежат менее, чем 1 % населения. Теория кармы помогает удерживать в нищете 99°/° населения. В дальнейшем нам следует рассмотреть религиозные и духовные системы в более широком контексте, чтобы понять, как они пытаются организовать хаос. Например, в Индии развивалась теория кармы («Если я беден в этой жизни — значит, это наказание за грехи прошлых жизней. Если я буду хорошим в этой жизни — я заслужу хорошее будущее воплощение»). Теория кармы наводит порядок в мыслях 99 % населения, иначе они могут свергнуть 1 % богатых. Как еще контролировать массы, если не с помощью кармы и Бога? Теория кармы — духовная философия, которая используется для обоснования и поддержки экономического положения в Азии.

Псевдодуховность теории кармы

«Я нахожусь в нужде и нищете из-за плохой кармы» (у меня нет гого, что мне хочется).

Дети не понимают, почему их желания не выполняются. Для того, чтобы как-то объяснить это самому себе, внутренний ребенок наделяет ситуацию духовным смыслом, помогающим ему справиться с болью растерянностью. Эта ситуация поддерживается в Азии с помощью культуры, а на Западе — с помощью религии. Это наркотик, помогаю-й облегчить боль и хаос, которые иначе могут побудить людей зая-ь о своих правах и изменить ситуацию. Ниже описывается еще ин способ одухотворения боли, который я назвал сверхтрансперсо-льной псевдодуховностью.

Наши рекомендации