Откуда берется внутренний диалог?
Незапрограммированная личность, или ребенок, которому родители еще не внушили никаких верований и убеждений, — чистый наблюдатель, или свидетель. Наблюдатель просто наблюдает; событи происходят, либо не происходят, а состояние восприятия остается чистым и открытым. Наблюдатель прекрасен тем, что он ни о чем не судит, ничего не называет хорошим или плохим. Ребенок ничего не оценивает и не считает одно лучше другого. Наблюдатель не делает никаких заключений типа «Раз это случилось, значит, я — такой-то…».
Позже, однако, наблюдатель начинает принимать творческие решения. Первое из них: это мое тело, а это их тела. Затем родители начинают его судить и наказывать, внушая ребенку собственные ценности, представления и убеждения о том, какова жизнь, что он может и должен делать и какой во всем этом смысл. Наблюдатель становится создателем и нажимает на кнопку записи, записывая голоса родителей и создавая изображение застывшего во времени ребенка, хранящего в душе эти голоса. Множество голосов, твердящих, кто мы и что мы, — записи родительских голосов внутри застывшего внутреннего ребенка.
У наблюдателя есть чистая кассета. Когда он нажимает на кнопку записи, кассета заполняется и начинает работать на авто-реверсе, постоянно воспроизводя записи. Наблюдатель записал голоса, а внутренний ребенок постоянно их проигрывает. В этих голосах может звучать страх, беспокойство или тоска. Но чьи это голоса? Они воспроизводятся через микрофон внутреннего ребенка. Спустя много лет последний продолжает включать эту запись в душе взрослого. Создавая голоса намеренно, наблюдатель осознает, что он сам записал их; тогда он обретает власть над внутренним ребенком. Когда наблюдатель пробуждается и принимает на себя ответственность за то, что он сделал эту запись и позволяет внутреннему ребенку проигрывать ее, — он волен нажать на кнопку «Стоп».
Приведем пример такого внушения. Ребенку говорят, что он не умеет включать телевизор. Ребенок слышит слова родителей («Ты не разбираешься в этом!») и записывает эти слова, включая их в свою систему убеждений. Затем ребенок обобщает это убеждение, распространяя его на все остальные приборы: автомобили, компьютеры и т. д. Наблюдатель создает внутреннего ребенка, слившегося с суждениями отца. Он считает эти суждения собственными. Через много лет внутренний диалог продолжается, и когда взрослый хочет изучить какой-то прибор, внутренний ребенок включает запись: «Я ничего не понимаю в механизмах».
Принцип 1
Если ситуация заканчивается хорошо — опыт, полученный в ней, будет воспринят буквально.
Например, ребенок учится читать. После тяжких усилий он добивается успеха. Папа говорит ему: «Видишь, если ты будешь стараться изо всех сил, у тебя что-то получится». Ребенок слышит это утверждение, одобряющее его, и начинает «стараться изо всех сил», чтобы его похвалили. Так внушение «стараться изо всех сил» застывает, и его может включить внешний стимул вроде денег и одобрения. Так как это действует автоматически, человек чувствует себя вконец уставшим и при этом ему кажется, что он все равно сделал недостаточно.
Другой вид внутреннего диалога похож на «слияние», поэтому мы рассмотрим его кратко.
Наблюдатель видит, что ребенок пытается сделать что-то и терпит неудачу. При этом он слышит папин голос: «Смотри, как надо это делать». Наблюдатель может при этом «слиться» с отцом и решить: «Я стану папой, и тогда у меня будет все получаться». После этого он начинает вести себя, как папа, отказавшись от своей личности.
Если ребенок сопротивляется папе (бунтующий ребенок), слияние также происходит. Он становится «вечно сражающимся с отцом». Так возникает
Принцип 2
Когда слившаяся личность сопротивляется, возникает сопротивляющаяся личность (бунтующий ребенок), чтобы защитить индивидуума от того, с кем он сливается.
Таким образом создается личность «Я должен сражаться с папой!». Это представляется единственно возможным способом выживания.
Теперь у нас есть две фигуры внутреннего ребенка, сражающихся друг с другом. Одна называется: «Я похож на папу», другая: «Я хочу быть самим собой». Это ощущается как внутренний конфликт, который обе личности продолжают поддерживать.
Принцип 3
Когда сопротивляющийся внутренний ребенок не сражается с собственным внутренним «родителем» — он стремится сражаться с «родителями» внутри других людей, реальных или воображаемых, сопротивляясь воображаемым «родителям».
Так появляется транс переноса. Этот транс занимает основное место в модели Зигмунда Фрейда. При этом трансе пациент проецирует родителей на психоаналитика и соответственно ведет себя.
В нашем примере бунтующая часть переносит образ мамы или папы на лицо, обладающее властью и авторитетом, и начинает сражаться с ним. Чтобы избавиться от транса переноса, нужно, чтобы наблюдатель проснулся и принял на себя ответственность за внутренний конфликт.
Например, «бунтарь» по имени «Я хочу быть самим собой» будет представлять себе или ожидать появления какого-то авторитетного лица, чтобы задать ему как следует. Это выглядит так, словно человек пытается быть самим собой, в то время как его внутренний ребенок реагирует на спроецированные им образы родителей. То есть, «родитель» переносится на других людей, а «бунтарь» остается внутри. Противоположная ситуация также может иметь место: «родитель» находится внутри, а «бунтарь» переносится на других.
Как это связано с внутренним диалогом? Ребенок становится «родителем», записывая отцовский голос; ребенок отождествляется и сливается посредством вербального диалога или невербальных сигналов — жестов, взглядов, ощущений. Если ребенок выбирает сопротивление, он сливается с личностью «бунтаря». «Бунтарь» вступает в диалог с внутренним «родителем». Какую бы роль ни выбрал ребенок — «родителя» или «бунтаря» — внутренний диалог продолжается.
Следующий шаг