Защита населения и спасателей в аварийных ситуациях. Радиационный контроль в аварийных ситуациях.
Правовые основы защиты
Вопросы организации защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, основные практические задачи по ликвидации последствий таких ситуаций, перечень неотложных мероприятий, организационно-правовые и экономические основы деятельности спасательных формирований, права, обязанности и ответственность определены следующими документами:
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»: Федеральный закон РФ №68-ФЗот21.12.94;
«О радиационной безопасности населения»: Федеральный закон РФ №3-Ф3 от 9.01.95;
«Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: Федеральный закон РФ № 151 -ФЗ от 22.08.95;
«О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»: Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.95;
«О порядке выделения средств из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий»: Постановление Правительства РФ № 567 от 13.05.97;
Методические указания региональным центрам, штабам по делам гражданской обороны, радиологическим (радиометрическим) подразделениям сети наблюдения и лабораторного контроля по организации и проведению радиационных измерений и ликвидации последствий аварий на ядерных реакторах. М.: ГКЧС, ВЦНЛК, 1993.
Важнейшим условием обеспечения радиационной безопасности персонала, населения и спасателей на радиационно-опасном объекте или на радиационно-загрязненной территории в случае нештатной ситуации является проведение радиационной разведки, подразделениями (в зависимости от ситуации) МЧС (ГО), МО, МЗ или других ведомств.
При радиационной аварии в первые минуты и часы (ранняя фаза) потенциальную дозу внешнего облучения и поступления радионуклидов в организм предвидеть невозможно. При установлении факта аварии должны быть приняты все возможные меры для сведения к минимуму внешнего облучения и поступления радиоактивных веществ внутрь организма.
Персонал и личный состав подразделений, принимающих участие в ликвидации последствий аварии, могут быть подвергнуты планируемому облучению только в случае его обоснования и оправдания необходимостью спасения людей и предотвращения развития аварии и облучения большого числа людей.
Основная цель радиационной безопасности - избежать возникновения детерминированных эффектов облучения и уменьшить до разумного предела появление стохастических (отдаленных) последствий.
Согласно действующим в России нормам радиационной безопасности (НРБ-99/2009), которые соответствуют международным нормам, при ликвидации аварии может быть оправданным планируемое повышенное облучение мужчин-добровольцев старше 30 лет. При дозе не более 100 мЗв/год (10 бэр/год) требуется разрешение территориальных органов надзора, а при дозе не более 200 мЗв/год (20 бэр/год) - Минздрава России. Лица, получившие однократную дозу 200 мЗв (20 бэр), должны выводиться из зоны облучения.
Радиационный контроль в аварийных условиях
Радиационная разведка сразу после аварии осуществляется силами и средствами самого объекта, затем постоянно расширяется, к ней подключаются силы и средства областных органов управления РСЧС и военных округов.
По данным радиационной разведки, полученным службой объекта, немедленно вводится режим радиационной защиты личного состава, назначается ответственный за дозиметрический контроль и учет доз облучения и определяется порядок: какие данные и к какому сроку предоставлять, а также порядок передачи результатов разведки и контроля на пункт сбора после выполнения задания.
Работа в опасной зоне должна быть посменной в зависимости от уровня радиации (мощности дозы) на каждом конкретном участке. Время непрерывной работы в опасной зоне за смену рассчитывается в зависимости от планируемой оперативной дозовой нагрузки (установленная доза). Однократное облучение не должно превышать 2-х предельнодопустимых доз (ПДД) за год, при этом принимаются пре-дельнодопустимые дозы, принятые нормами для персонала объекта (лица, привлекаемые для ликвидации последствий радиационной аварии, приравниваются за время проведения работ к персоналу, то есть группе А населения). Следовательно, максимальная однократная доза облучения не должна превышать 10 бэр (100 мЗв), а однократное облучение в дозе 20 бэр (200 мЗв) должно рассматриваться как потенциально опасное. Лица, подвергшиеся такому облучению, должны выводиться из зоны и направляться на медицинское обследование. Последующая работа с источниками контакта с ионизирующим излучением для таких лиц может быть разрешена только в индивидуальном порядке по решению медицинской комиссии. Повишенное облучение недопустимо для лиц, имеющих медицинские противопоказания.
Следует помнить, что защита органов дыхания и кожных покровов при выполнении работ в зонах с риском облучения строго обязательна для предупреждения внутреннего облучения.
Тактика защиты личного состава при ведении боевых действий в условиях радиационной аварии и на РЗТ основывается на информации, полученной с помощью радиационного контроля, который включает и такие виды контроля, как оперативный дозовый контроль и индивидуальная дозиметрия.
При крупномасштабных радиационных авариях радиационная разведка осуществляется с использованием передвижных лабораторий экспрессного радиационного контроля (ПЛЭРК), бронетранспортеров, разведывательно-дозорных машин и других возможных передвижных средств радиационно-химической разведки, имеющихся на вооружении спецподразделений МО, МЧС (ГО) и других ведомств. С учетом расположения участков работ составляются маршруты несения разведывательно-дозорной службы. Характеристика переносных приборов, которые до сих пор используются в целях радиационной разведки, представлена в таблице.
По данным дозиметрического контроля определяют режим работы личного состава и степень радиационного поражения с целью установления необходимости лечения в медицинских учреждениях. Для непосредственной организации и обеспечения работ дозиметрическая служба объекта, дозиметристы спасательных формирований должны давать информацию об изменениях уровня радиации в зоне работ и местах пребывания (сбора) личного состава. Если уровень радиации превышает установленную норму, работу прекращают и людей выводят из зоны. (Согласно НРБ-99/2009, при общем внешнем облучении свыше 20 бэр, а также при однократном поступлении в организм изотопов свыше пятикратного значения от предельно допустимого.) После такого воздействия личный состав должен немедленно направляться на медицинское обследование. В исключительных случаях, связанных со спасением людей и предупреждением тяжелых последствий для населения (оправданный риск), по согласованию с руководителем объекта могут быть допущены большие дозы облучения (при тушении пожара в опасной зоне руководитель тушения пожара является единственным лицом, которое вправе принять такое решение в отношении личного состава).
Предугадать дозу облучения персонала, находившегося во время аварии на объекте, в раннюю фазу аварии невозможно. На имевших ранее место авариях и пожарах на АЭС уровень радиации в зоне тушения пожара для пожарных, первыми прибывших к месту аварии, оставался неизвестным.
Дозовая нагрузка в первые часы после аварии определяется в основном внешним фотонным (гамма) облучением, поэтому основное внимание при организации дозиметрического контроля должно быть уделено выявлению пораженных по данным о местонахождении людей на различные моменты после аварии и по динамике мощности дозы фотонного (гамма) излучения в этот же период. Такую информацию придется восстанавливать по данным мощности дозы и расчету такого показателя с учетом времени от начала аварии и до момента работы людей и времени пребывания на том или ином участке.
После вывода людей и техники из радиационно-загрязненной зоны необходимо проводить тщательную проверку степени заражения людей, техники, вооружения и средств защиты и принимать необходимые меры к санитарной обработке личного состава, дезактивации техники, оборудования и имущества.
Для решения задач радиационной разведки в чрезвычайных условиях в зонах разрушения и радиационного заражения используются мобильные разведывательные машины, оснащенные соответствующей аппаратурой и способные обеспечить быстрое выявление фактической обстановки на больших территориях с выдачей информации органам управления. При крупномасштабных авариях с разгерметизацией активной зоны реактора и выбросом короткоживущих продуктов деления урана, включая радиоактивные йоды, невозможно оперативное выполнение задач радиационной разведки без передвижных лабораторий экспрессного радиационного контроля (ПЛЭРК). Сегодня существуют робототехнические комплексы разведки и дезактивации. В ранний период развития чрезвычайных ситуаций привлекаются подразделения химических войск, которые используют в целях радиационной разведки специальные разведывательные химические машины на базе бронетранспортеров (комплексное выявление фактической радиационной обстановки как в условиях военных действий, так и при катастрофах и стихийных бедствиях).
Оперативная оценка радиационной обстановки на месте проведения работ имеет цель получить (уточнить) данные о мощности дозы ИИ для расчета оперативной дозовой нагрузки (планируемое облучение), определения лучевой нагрузки с учетом изменяющихся условий в аварийной ситуации и установления необходимости медицинского освидетельствования и лечения. Повседневная объективная информация о радиационной обстановке, возможность самостоятельной оценки ситуации в месте нахождения личного состава являются важнейшим фактором для снятия радиофобических реакций, которые сами по себе могут без облучения привести к развитию различных заболеваний. Радиация не видна, не слышна и не ощутима, однако с помощью приборов и определенного уровня знаний возможны объективная оценка опасности и принятие своевременных мер по защите людей и ослаблению или предупреждению негативных последствий облучения. Информированность людей о возможном облучении и его последствиях обеспечивает адекватный выбор средств защиты, уверенность в надежности такой защиты и является основой конструктивного поведения и снятия психологической напряженности, что играет немаловажную роль в ослаблении стресс-реакций, характерных для участников ликвидации чрезвычайных ситуаций радиационного характера. Если контроль за радиационной обстановкой ограничен или потерян, состояние человека характеризуется высоким уровнем тревожности, страха и беспомощности, что снижает эффективность выполнения работы и является причиной выраженных радиофобических реакций.