Концептуальные основы радиационной безопасности. Санитарные нормы и правила.
Наиболее разработанной формой экологического нормирования является гигиеническое нормирование, а в его рамках — радиационное гигиеническое нормирование. При гигиеническом нормировании человек рассматривается как наиболее важный, «ценный» объект природы.
Для разработки норм радиационного гигиенического нормирования были организованы, проводились и проводятся радиобиологические исследования биологических объектов всех уровней сложности.
Основная цель гигиенического нормирования заключается в том, чтобы предотвратить появление детерминированных эффектов, ограничивая дозы уровнями ниже тех, которые считают пороговыми для этих эффектов. Детерминированные эффекты становятся актуальными при аварийных ситуациях, а также наблюдаются в здоровых тканях, неизбежно облучаемых во время радиотерапии. Что касается стохастических эффектов, то целью гигиенического нормирования является обеспечение всех разумных шагов для того, чтобы снизить вероятность их появления. Так как в настоящее время при рассмотрении малых доз риск развития рака считают основным эффектом, то особое внимание концентрируется на оценке вероятности индуцирования рака.
Для обеспечения гигиенического нормирования необходимо знать, как количественно изменяются в зависимости от дозы вероятность стохастических эффектов и степень тяжести детерминированных эффектов. Прямым источником информации являются сведения, полученные непосредственно при исследованиях результатов воздействия излучения на человека. Объем такой информации ограничен, поэтому много сведений для оценки механизмов повреждений и о взаимосвязи между дозой и вредными эффектами у человека берут из исследований на микроорганизмах, изолированных клетках, выращенных in vitro, и на животных. Нужно помнить, что непосредственно эти сведения нельзя применить в радиационной безопасности и все они требуют серьезной интерпретации. Поэтому выводы, необходимые для гигиенического нормирования, основываются на данных о радиационных эффектах у человека, а остальные сведения используются для их подкрепления.
Люди подвергаются облучению от разнообразных естественных и искусственных источников ионизирующих излучений в различных ситуациях. Следовательно, система радиационной безопасности должна учитывать это многообразие, а не ориентироваться на некоторую гипотетическую, общую для всех ситуацию. Эта система обязана базироваться на наиболее полном на момент разработки научном обосновании и в то же время быть социально приемлемой. Система радиационной безопасности должна быть нацелена на то, чтобы приносить больше пользы, чем вреда, должна требовать таких мер безопасности, которые дадут максимальную чистую пользу, и должна ограничить несправедливость, которая может возникнуть при столкновении интересов отдельных лиц и общества в целом.
Система безопасности должна быть по возможности универсальной в логическом отношении и применимой для различных ситуаций. Многообразие ситуаций описывается посредством введения представлений о видах деятельности и облучения. Принято выделять два вида деятельности, приводящие к облучению: «практическая деятельность», которая приводит к увеличению общего облучения и «вмешательство», которое может снизить общее облучение.
Что касается видов облучения, то принято выделять: профессиональное облучение, т. е. облучение во время и в результате работы; медицинское облучение, включающее диагностику и лечение; облучение населения, которое включает все остальные виды облучения. Иногда возможность облучения существует, но нет уверенности, что оно произойдет. В этом случае говорят о «потенциальном» облучении.
Система радиационной безопасности для практической деятельности основана на трех принципах.
1. Никакая практическая деятельность, связанная с облучением, не должна приниматься, если польза от нее для облученных лиц или общества в целом не превышает ущерба от вызванного ею облучения. Если польза явно больше, то говорят об оправданности практической деятельности или о принципе обоснования.
2. Для любого отдельного источника облучения значения индивидуальных доз, число облученных лиц и вероятность потенциального облучения должны поддерживаться на столь низких уровнях, какие только могут быть разумно достигнуты с учетом экономических и социальных факторов. В этом случае говорят об оптимизации защиты или о принципе оптимизации. Минимальные расходы получаются путем суммирования двух слагаемых: стоимости вреда для здоровья людей, который может быть причинен облучением при данном уровне радиационной защиты, и расходов на эту защиту. Очевидно, что таким вредом являются злокачественные новообразования, для которых принята линейная беспороговая зависимость. В рамках этой гипотезы можно ввести понятие «цена здоровья» облученных лиц. Она представляет собой стоимость компенсации ожидаемого вреда для здоровья этих людей и является в рассматриваемом случае линейной функцией коллективной дозы, складывающейся из тех индивидуальных доз, которые будут получать отдельные лица в результате реализации рассматриваемого вида деятельности. Графически это можно представить в виде прямой. Кривая 2 характеризует зависимость затрат на радиационную защиту (т. е. на снижение риска) от величины коллективной дозы. Затраты на радиационную защиту весьма велики при обеспечении малых коллективных доз и становятся меньше, если допускаются большие приемлемые дозы. Суммарная кривая 3 имеет минимум, который и соответствует оптимальным значениям цены здоровья и затрат на радиационную защиту (снижение риска).
В рамках этого подхода к оптимизации принимают во внимание состояние здоровья всего общества в целом, т.е. ставят задачу обеспечить коллективную защиту от риска, но не защиту отдельных индивидуумов. Могут сложиться условия, в которых оптимальная коллективная доза включает в себя в качестве отдельных слагаемых достаточно большие индивидуальные дозы. В подобных случаях требуется обеспечить защиту отдельных лиц, подвергаемых риску наибольшего облучения. Предотвращение облучения индивидуумов чрезмерно высокими дозами является содержанием третьего принципа радиационной защиты.
3. Облучение отдельных лиц от сочетания всех соответствующих видов практической деятельности должно ограничиваться пределами индивидуальных доз облучения граждан или контролем риска в случае потенциального облучения. В этом случае говорят о пределе индивидуальной дозы и риска, или о принципе нормирования.
Система радиационной безопасности в случае вмешательства основана на следующих положениях:
1) предполагаемое вмешательство должно принести больше пользы, чем вреда, т.е. уменьшение ущерба в результате уменьшения дозы должно быть достаточным, чтобы оправдать вред от вмешательства и затраты на него, включая социальные затраты;
2) форма, масштаб и длительность вмешательства должны быть оптимизированы таким образом, чтобы чистая польза от уменьшения дозы, т.е. польза от уменьшения ущерба от излучения за вычетом ущерба, связанного с вмешательством, была максимальной.
Существенным инструментом в области гигиенического нормирования являются пределы индивидуальной дозы. Они устанавливают четкие границы применения более субъективных методов и предотвращают чрезмерный индивидуальный ущерб, который мог бы возникнуть от сочетания различных видов практической, деятельности. Эти пределы следует использовать только при контроле практической деятельности.
Нужно помнить, что пределы доз не предназначены для чрезвычайных обстоятельств и не являются руководством при ликвидации последствий аварий. В этом случае их заменяют специально разработанными предписанными пределами или специфическими уровнями дозы, побуждающими начать определенные действия. Только таким образом можно упорядочить процедуры обеспечения радиационной безопасности. Дозы от крупных аварий не подпадают под пределы доз, с ними приходится иметь дело только при вмешательстве. Осуществление вмешательства подразумевает профессиональное облучение и должно рассматриваться соответствующим образом.
Санитарные нормы и правила
Первые «Санитарные нормы и правила при работе с радиоактивными изотопами» были опубликованы в Советском Союзе в 1953 г. Основными документами, определяющими положение дел в этой области в России на начало 2006 г., являются следующие документы:
Федеральный закон от 9 января 1996 г. № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения»;
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;
«Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности» — ОСПОРБ-99;
«Нормы радиационной безопасности» — НРБ-99.