По миру в поисках человека экономического
Описанные нами экономические эксперименты проводились почти исключительно на территориях университетских кампусов в Соединенных Штатах. Подобные исследования обычно привлекают голодных студентов, мечтающих заработать немного денег; среди ученых даже родилась шутка, что мы теперь знаем об американских второкурсниках больше, чем о любом другом виде животных. Но когда исследователи повторили эксперименты с играми в ультиматум и в диктатора со студентами колледжей в других странах, результаты оказались практически такими же. Главное отличие было обнаружено при проведении экспериментов со студентами-экономистами: их научили, что эгоистичный выбор — самый рациональный, поэтому они реже заботились об интересах второй стороны.
Антрополог Джозеф Генрих задался вопросом, можно ли эти результаты распространить на население развивающихся стран, поэтому он провел эксперименты с играми среди представителей племени мачигенга, малочисленного народа, населяющего юго-восток Перу14. Как ни странно, индейцы вели себя значительно более «рационально», чем жители развитых стран. Те, кто вступал в качестве первого игрока в игре в ультиматум, предлагали меньшую долю от суммы, а вторые игроки обычно принимали такие предложения. Этот результат гораздо ближе к тому, который ранее предсказывали традиционные экономисты.
«Мачигенгский феномен» вскоре заинтересовал других ученых, и они встретились с Генрихом на посвященной этой теме трехдневной конференции в Калифорнийском университете Лос-Анджелеса в 1997 году. Ученые составили план исследования, согласно которому они должны были поехать в разные уголки мира и провести игры в ультиматум и диктатора с людьми, живущими в небольших сообществах. В список стран и народностей вошли Боливия (цимане), Чили (мапуче), Эквадор (ачуар, кечуа), Кения (орма), Танзания (ханза, сангу), Индонезия (ламалера), Монголия (торгууд, хазакс), Папуа - Новая Гвинея (ау, гнау), Парагвай (аче), Перу (мачигенга) и Зимбабве (шона). Кроме того, в качестве контрольной группы ученые взяли выходцев из экзотических стран, проживающих в Анн-Арборе, штат Мичиган, и в Брентвуде, штат Калифорния. В большинстве случаев испытуемым предлагали высокие ставки для того, чтобы они отнеслись к принятию решения серьезно: речь шла о суммах, равных их дневному заработку, а порой и превосходящих его.
Оказалось, что представители племени мачигенга не оди-ноки. Между разными сообществами наблюдались вариации как в размере первоначального предложения, так и в склонности отклонять слишком скупые предложения. Жители Анн- Арбора показали результаты, сходные с результатами студентов колледжей: в игре в ультиматум первый игрок в среднем предлагал около 44 процентов. Представители племен хадза из Танзании и кечуа из Эквадора предлагали гораздо меньше, чем студенты - в среднем около 27 процентов. А люди ламалера из Индонезии и аче из Парагвая, наоборот, предлагали несколько больше (58 процентов и 51 процент соответственно).
Проводившие исследование антропологи заинтересовались, почему представители одних групп были щедрее, чем представители других, поэтому они подвергли рассмотрению некоторые аспекты жизни каждого сообщества, в том числе тип и происхождение местного языка и отношения жителей с окружающей средой. Некоторые племена жили в лесах, другие - на равнинах, а кто-то - в пустыне. Одни племена промышляли охотой и собирательством, другие - скотоводством, третьи занимались сельским хозяйством. Некоторые вели оседлую жизнь на постоянном месте, а другие были кочевниками и перемещались по большой территории. Структура сообществ также различалась: основой одних были семьи, других - группы семей, племена или деревни.
Однако оказалось, что факторы, более всего определяющие различие в поведении групп, - очевидно социальные. Одни из них - это анонимность, мера, определяющая, как часто представители данного племени общаются с незнакомцами. Например, люди племени ачуар из Эквадора посторонних почти никогда не видят, а из племени шона в Зимбабве сталкиваются с ними постоянно. Во-вторых, группы отличаются тем, насколько часто их представителям приходится вступать в рыночные отношения. Племя собирателей хадза из Танзании обеспечивает почти все свои нужды своими силами, и поэтому им почти никогда не приходится заниматься торговлей, в то время как другие племена вроде ормы из Кении часто покупают и продают скот, а также время от времени берутся выполнять работу за плату.
Исследователи выяснили, что группы, которые чаще вступают в контакт с посторонними, одновременно более склонны проявлять то, что ученые называют просоциальным поведением. Это значит, что они помогают друг другу в игре в ультиматум, предлагая большую долю от суммы, но одновременно более склонны отвергать скупые предложения. Другими словами, когда группа распространяет свою социальную сеть за пределы семьи, ее представители все чаще начинают вести себя не как человек экономический, а как человек сетевой. Таким образом, упрощенная модель экономистов, предполагающая, что человек обязательно предложит своим партнерам мало или вообще ничего, если и имеет какой-то смысл, то только для описания изолированных индивидуумов, лишенных социальных связей, - состояние, которое нелегко найти даже в самых отдаленных уголках земного шара и которое никогда по-настоящему не характеризовало условия жизни человечества.
Изучая близнецов
В течение нашей истории мы постепенно учились жить вместе - сначала кланами и деревнями, затем селами и городами.
Мы обрастали все большим количеством связей - даже с незнакомыми нам людьми. И, как мы увидим в главе 8, эта тенденция уже проявляется не только в реальной жизни, но и в киберпространстве. Но люди совершенно не похожи на взаимозаменяемые шестеренки в механизме: они очень различаются как в отношении своей склонности заботиться об окружающих, так и по способностям устанавливать с ними связи. Хотя наш жизненный опыт влияет на то, помогаем ли мы незнакомцам и легко ли заводим друзей, очевидно, что эти различия коренятся глубоко в нашей природе с незапамятных времен, когда наши предки только начали учиться жить вместе небольшими группами.
Антропологи полагают, что люди начали охотиться на крупную дичь примерно полмиллиона лет назад. Это стало важным шагом в развитии человечества, потому что в те времена крупной дичи было много, а одного убитого животного группе могло хватить на несколько дней. Однако для успешной охоты членам группы нужно было научиться кооперироваться. А мы уже видели, что участие в общем деле приводит к возникновению очень разных существующих одновременно стратегий. Некоторые предпочитают обходиться своими собственными силами, другие стараются внести свой вклад в общий результат. Одни хотят получить все на халяву за счет усилий остальных, а другие пытаются наказать этих любителей халявы. Если такая ситуация сохранялась сотни тысяч лет, тогда, вероятно, наше поведение в социальных сетях - это не просто результат развития рынков или возросшей плотности населения. Вполне возможно, что мы прошли генетическую эволюцию, что позволило нам лучше приспособиться к рискам и новым возможностям, которые порождает объединение в группы. Если это так, то должны быть доказательства, что склонность к сотрудничеству и устанавливанию связей записана в нашем ДНК.
Проверять эту теорию мы начали в неожиданном месте. Летом 2006 года вместе с нашим коллегой Крисом Дауэсом мы приехали в сонный городишко Твинсбург («Город близнецов»), расположенный в сельской местности в Огайо. Здесь проводится ежегодный фестиваль с карнавалом, катанием на телегах и печеньем «хворостом» - то есть всем тем, что вы найдете на любой другой сельской ярмарке. Но этот фестиваль очень отличается от обычных ярмарок. Он зародился в 1976 году, когда кто-то из жителей города подумал, что неплохо было бы посвятить один из дней празднования двухсотлетнего юбилея города чествованию близнецов. Тогда в празднике участвовало тридцать семь пар близнецов, и идея быстро стала популярной. К 1985 году на фестиваль в Твинсбурге приехали уже более тысячи пар близнецов, и в наши дни их количество не уменьшается, так что фестиваль стал мероприятием, на котором вы можете встретить больше близнецов, чем где-либо еще в мире.
Каждый год торжества начинаются с того, что близнецов и членов их семей угощают жареными сосисками, а затем устраиваются мероприятия, за которыми могут наблюдать все присутствующие. Например, Двойной парад, когда близнецы шагают парами от центра города к ярмарочной площади, или ряд состязаний для близнецов вроде соревнований на «самые похожие» и «самые разные» пары. Но параллельно проходит еще одно мероприятие, правда гораздо более тихое и незаметное. Ежегодно в Твинсбург приезжают десятки ученых со всего мира, чтобы изучать состояние здоровья и поведение близнецов. Расположившись под тентами, исследователи расспрашивают близнецов об их детстве, берут анализы слюны и крови, проверяют зрение и слух и даже осматривают зубы. За каждое обследование близнецы получают немного денег, которые они могут потратить на ярмарке. Так что, когда время подходит к обеду, перед тентами ученых образуется небольшая толпа желающих заработать себе на пирожные.
Исследователи стремятся попасть на этот фестиваль, поскольку изучение близнецов дает уникальную возможность узнать больше о генах. Некоторые пары близнецов - однояйцевые: состав их ДНК абсолютно идентичен. Другие близнецы - разнояйцевые, и только примерно половина генов в их ДНК совпадают. Такие различия между генетически схожими людьми можно считать бесценным природным экспериментом, который позволяет ученым оценить, насколько те или иные черты определяются влиянием генов. Например, у однояйцевых близнецов почти всегда наблюдается одинаковый цвет глаз, а у разнояйцевых - не обязательно. Из этого можно сделать вывод, что гены влияют на цвет глаз, и на самом деле генетики уже выделили несколько специфических генов, за это ответственных. Таким же путем ученые могут прояснить роль генов в возникновении любого другого свойства: сравнивая сходство между однояйцевыми близнецами и сходство между разнояйцевыми. Если разницы нет - гены не влияют на возникновение данного качества. Если различие наблюдается, то его степень поможет оценить, сколь велико тут участие генов.
Иногда близнецовый метод подвергается критике. Например, приводится следующий аргумент: если близнецы считают себя абсолютно одинаковыми, тогда они будут стараться стать еще более похожими друг на друга, родители будут обращаться с ними соответственно, друзья - воспринимать, и так далее. Так что возникшее между близнецами сходство имеет не столько генетические, сколько социальные причины. Возможно, однояйцевые близнецы одеваются одинаково, любят одну и ту же еду и смотрят одни и те же фильмы потому, что социальное окружение побуждает их быть похожими друг на друга. Но это предположение удалось проверить весьма оригинальным способом. Порой так случается, что пара близнецов ошибочно считает себя однояйцевыми, то же самое думают их друзья и родственники. Однако простой генетический тест показывает, что это не так и на самом деле они разнояйцевые. Если бы сходство между однояйцевыми близнецами усиливалось благодаря влиянию социальной среды, тогда близнецы, ошибочно названные однояйцевыми, не отличались бы по степени схожести от настоящих однояйцевых. Но ученые, оценив разные характеристики (интеллект, черты характера, темперамент и так далее), обнаружили, что между такими близнецами сходства не больше, чем между разнояйцевыми. Это значит, что именно совпадение генов, а не ощущение собственной похожести является причиной сходства между близнецами15.
Мы в Твинсбурге использовали близнецовый метод для определения того, какую роль играют гены с помощью простого теста на сотрудничество, который называется «игра на доверие». В этом эксперименте мы ставили каждого близнеца в пару с совершенно незнакомым ему человеком и назначали роли игрока 1 и игрока 2. Игрок 1 получал 10 долларов и должен был решить, сколько денег он готов отдать игроку 2. Кроме того, всем участникам мы сообщили, что сумма, отданная игроку 2, будет утраиваться. Например, если игрок 1 передаст игроку 2 все 10 долларов, то игрок 2 получит 30 долларов. После этого игроку 2 предстояло решить, сколько денег следует вернуть игроку 1 (но на этот раз сумма не утраивалась). Поэтому, если игрок 2 получил 30 долларов и решил поделить их пополам, тогда он отдавал игроку 1 15 долларов и 15 долларов оставлял себе. Игрок 1 таким образом зарабатывал лишние 5 долларов.
Игра называется игрой на доверие, поскольку решение игрока 1 показывает, насколько он доверяет игроку 2 в том, что тот вернет ему часть полученных денег. Чем больше игрок 1 отдает, тем, значит, он больше доверяет своему партнеру. Подобным же образом решение игрока 2 показывает, насколько он «надежен». Чем больше он возвращает, тем большей взаимностью он отвечает на щедрость игрока 1. Высокие показатели доверия и надежности характеризуют более просоциальное поведение, способствующее более тесному сотрудничеству.
За два лета в Твинсбурге через наш эксперимент прошли около восьмисот близнецов, и каждый из них участвовал в этой игре с незнакомым партнером. Затем мы сравнили результаты, показанные однояйцевыми близнецами, с результатами разнояйцевых. Оказалось, что гены очень сильно влияют как на степень проявляемого доверия, так и на надежность. А по счастливому стечению обстоятельств, что так часто случается в науке, мы как раз переписывались по электронной почте с Дэвидом Цезарини, экономистом из Массачусетского института технологии. Выяснилось, что он проводил тот же самый эксперимент с несколькими сотнями пар близнецов в Швеции. Поразительно, но Цезарини получил практически такие же результаты, как и в нашей работе. Мы объединили наши усилия, и исследования были опубликованы вместе16.
С тех пор Дэвид Цезарини и Крис Дауэс выяснили, что вли-яние генов прослеживается и в описанных нами раньше играх в диктатора и в ультиматум. Это значит, что взаимопомощь, альтруизм, карательное поведение и стремление получить что-то на халяву прописаны в наших ДНК. Несомненно, жизненный опыт значительно влияет на все эти характеристики, но впервые мы нашли доказательство того, что различия в социальном поведении могут, по крайней мере отчасти, быть результатом генетической эволюции человечества.