Шесть рубежей отдаления и три рубежа влияния

Стэнли Мильгрэм придумал еще один, гораздо более известный эксперимент, который доказывал, что все люди на Земле связаны между собой в среднем шестью рукопожатиями - «шестью рубежами отдаления» (ваш друг находится на первом рубеже от вас, его друг - на втором и так далее). Этот эксперимент состоял в том, что нескольким сотням людей, живущих в Небраске, дали письмо, адресованное некоему бизнесмену из Бостона - то есть, из города, удаленного от Небраски более чем на тысячу миль15. Их попросили отправить письмо кому-то, которого они знают лично. Среди своих знакомых они должны были выбрать человека, у которого, по их мнению, была большая вероятность быть знакомым с бостонским предпринимателем. Затем Мильгрэм подсчитал, сколько раз письма пришлось пересылать от человека к человеку до тех пор, пока оно не достигло адресата. В среднем для этого понадобилось шесть шагов. Удивительное открытие заставило ученых серьезно заняться изучением феномена «мир тесен», впервые описанного де Сола Пулом и Коченом. Более того, с появлением пьесы Джона Гуэйра «Шесть рубежей отчуждения» концепция проникла в популярную культуру, и в конце концов даже появилась игра-викторина «Шесть рубежей Кевина Бейкона».

Однако некоторые ученые отнеслись к новой теории скептически. Например, как бы далеко ни находились друг от друга Небраска и Бостон (как географически, так и в культурном отношении), все это - территория США. Поэтому в 2002 году бывший физик, а теперь социолог Дункан Уоттс вместе с коллегами Питером Доддсом и Роби Мухамадом решили повторить эксперимент Мильгрэма в мировом масштабе, используя в качестве средства связи электронную почту16. Они набрали более 98 тысяч добровольцев (главным образом, из Соединенных Штатов), которые должны были передать сообщение адресатам, живущим в самых разных частях света, переслав электронное письмо тому из своих знакомых, кто с большей вероятностью мог знать этого адресата. Для каждого добровольца произвольно выбирали одного адресата из списка восемнадцати возможных кандидатов из тринадцати стран. В этом списке были и профессор университета, входящего в Лигу плюща2, и архивист из Эстонии, и технолог из Индии, и австралийский полицейский, и ветеринар норвежской армии - весьма разношерстная компания. Удивительно, но и на этот раз потребовалось приблизительно шесть шагов (в среднем), чтобы электронное письмо дошло до адресата, что подтвердило первоначальные оценки Мильгрэма, насколько мал наш мир.

2 Лига плюща (англ. Ivy League) — ассоциация восьми частных американских университетов, расположенных в семи штатах на северо-востоке США. - Примеч. ред.

Однако, из того, что мы связаны со всеми жителями Земли шестью рубежами отдаления, не вытекает, что мы как-то влияем на каждого человека, находящегося от нас на любом «социальном расстоянии». Наше собственное исследование доказало, что распространение влияния в социальных сетях подчиняется закону, который мы назвали правилом трех рубежей влияния. От всего того, что мы говорим или делаем, по нашей сети расходятся волны, которые доходят до наших друзей (первый рубеж), друзей наших друзей (второй рубеж) и друзей друзей наших друзей (третий). Постепенно влияние ослабевает и перестает оказывать какое-нибудь заметное воздействие на людей, находящихся по отношению к нам за социальной границей. Эта социальная граница проходит на третьем рубеже отдаления. Точно так же и мы испытываем влияние в пределах этих трех рубежей - и редко дальше.

Правило трех рубежей влияния можно применить к самым разным отношениям, чувствам и поступкам. Ему подчиняются такие непохожие между собой явления, такие как формирование политических взглядов, набор лишнего веса или счастье. Ученые обнаружили, что в научных сообществах новаторские идеи тоже, видимо, распространяются до этих трех рубежей, так что высокий творческий потенциал одного изобретателя влияет на его коллег, коллег его коллег и коллег коллег его коллег. И так же, в пределах трех рубежей, люди обмениваются устными советами по каждодневным житейским вопросам (например, как найти хорошего учителя фортепиано или куда пристроить домашнее животное).

Возможны три причины, по которым наше влияние на людей ограниченно. Во-первых, подобно кругам воды, расходящимся от брошенного в спокойную воду пруда камня, сила нашего воздействия на людей постепенно затухает. Камень при падении вытесняет некоторое количество воды, и энергия волны при ее движении постепенно сходит на нет. Если посмотреть на этот процесс с точки зрения социологии, то он напоминает искажение информации по мере того, как она распространяется все дальше от своего источника, - наподобие детской игры в «испорченный телефон». Поэтому когда вы бросаете курить или начинаете поддерживать определенного политического кандидата, к тому моменту, как информация достигает друзей друзей друзей ваших друзей, эти люди уже просто точно не знают, что именно с вами происходит. Мы назвали эту причину объяснением через естественное затухание.

Во-вторых, влияние может уменьшаться из-за того, что сеть неизбежно эволюционирует и связи за пределами трех рубежей часто нестабильны. Связи в социальных сетях не сохраняются вечно: друзья ссорятся, супруги разводятся, люди умирают. Непосредственные отношения со знакомым человека исчезают, только если исчезает личная связь между вами. Но в случае людей, отстоящих от вас более чем на три рубежа, прекращение любой из этих трех связей приводит к тому, что теряется по крайней мере одна соединяющая вас ниточка. Поэтому обычно у нас не складывается стабильных связей с людьми на четвертом рубеже отдаления: ведь в связывающей нас цепочке связи постоянно меняются. Так что мы не влияем на них - и на людей за четвертым рубежом - и не испытываем на себе их влияния. Мы назовем эту причину объяснением через нестабильность сети.

В-третьих, эволюционная биология тоже играет свою роль. Как мы увидим в главе 7, человечество, вероятно, первоначально развивалось в виде небольших групп, где все были связаны друг с другом тремя рубежами отдаления - или даже меньше. В самом деле, жизненно важно знать, кто в вашей группе имеет на вас зуб, а кто - ваш союзник. Не нужна ли кому помощь и могут ли помочь вам. И полезно влиять на членов своей группы, чтобы мы могли делать то, что делаем. А в условиях существования больших групп человечество живет еще недостаточно долго, чтобы эволюционное развитие успело благоприятствовать тем, кто умеет распространять свое влияние за пределы трех рубежей. Другими словами, возможно, мы не воздействуем на людей, находящихся от нас на четвертом рубеже и дальше, потому что в нашем прошлом .как гоминидов не было никого, кто имел бы столь отдаленные связи. Эту причину мы называем объяснением через эволюционную точку зрения.

Скорее всего, действуют все три фактора, но, как бы то ни было, правило трех рубежей оказывает огромное влияние на функционирование социальных сетей и, возможно, ограничивает нашу способность заводить связи с другими людьми - даже несмотря на то, что современные технологии позволяют нам общаться с огромной частью человечества.

Хотя может показаться, что это естественное ограничение нас в каком-то смысле сковывает (ну кто не хочет править миром?), мы должны помнить, в каком маленьком мире мы живем. От любого его обитателя нас отделяет всего шесть рукопожатий, а влияем мы на окружающих вплоть до третьего - так что, можно сказать, мы находимся на полпути буквально к каждому на планете.

Более того, даже и «с тремя рукопожатиями» наше влияние на

человечество огромно. Благодаря способам организации социальных сетей мы опосредованно связаны с тысячами людей. Предположим, например, что у вас есть двадцать социальных контактов: пять друзей, пять коллег и десять членов семьи. А у каждого из них, в свою очередь, - по стольку же друзей и родственников (для простоты предположим, что вам они не знакомы). Это значит, что косвенно вы связаны с 400 людьми на уровне двух рукопожатий. Но ваше влияние не прекращается на этой точке: оно распространяется еще на один уровень, включая в себя двадцать друзей и близких каждого из них, что дает цифру 20 х 20 х 20 - то есть 8 тысяч человек, отстоящих от вас не далее третьего рубежа. Столько народу проживало в небольшом городе в Оклахоме, в котором вырос Джеймс.

Таким образом, правило о шести рубежах отдаления, говорит нам о том, как мы связаны, а правило о шести рубежах влияния - о том, докуда простирается наше влияние друг на друга. Эти свойства — связь и влияние — определяют структуру и функционирование социальных сетей. Это анатомия и физиология сверхорганизма человечества.

Связанные одной сетью

Большинство из нас прекрасно осознает, как сильно мы влияем на друзей и родственников; наши поступки их радуют или огорчают, помогают выздороветь или способствуют болезни. А иногда даже делают богатыми или бедными. Но нам редко приходит в голову, что наши мысли, чувства, действия и слова могут затрагивать и незнакомых людей. С другой стороны, наши друзья и родственники служат своего рода проводниками, через которые на нас оказывают воздействие сотни или даже тысячи посторонних людей. Это своего рода социальный вариант цепной реакции: на нас могут сильно повлиять события, которых мы даже не наблюдаем, события, произошедшие с абсолютно незнакомыми нам людьми. Как будто мы ощущаем биение пульса мира, в котором живем, - и реагируем на его постоянный ритм. Будучи частью социальной сети, мы выходим за

границы собственного «я» - не важно, хорошо это или плохо, - и становимся частью огромного целого. Мы связаны одной цепью.

Подобная взаимосвязь имеет огромное значение для человеческого общества. Главная ценность социальных сетей - они помогают нам сделать то, что в одиночку мы сделать не можем. В следующих главах мы покажем, как работают сети при распространении среди людей хорошего настроения, поиске сексуальных партнеров, поддержании здоровья, функционировании рынков и борьбе за демократию. Но несомненно и то, что сети оказывают не только положительное влияние. Депрессия, переедание, венерические болезни, паника на финансовом рынке, насилие и даже суицидальный синдром тоже передаются по сетям. Оказывается, социальные сети способствуют росту всего, что в них посеяно.

Отчасти именно поэтому социальные сети созидательны. И все, что они созидают, принадлежит не одному какому-то человеку, а всем их участникам. В этом смысле сеть напоминает городской парк: мы все имеем право им наслаждаться, но должны вместе постараться, чтобы он оставался чистым и зеленым. Это значит, что сети нуждаются в заботе как отдельных Участников, так и целых групп и социальных институтов. Хотя сети - фундаментальная и неотъемлемая составляющая человеческого общества и окружают нас повсюду, не стоит воспринимать их всего лишь как данность.

Если вы счастливее, богаче или здоровее остальных участников сети, это во многом может быть определено вашим в ней положением - даже если вы сами это положение оценить не в силах. Это может зависеть и от общей структуры вашей сети - хотя, возможно, вы на эту структуру и не влияете. В некоторых случаях процесс идет в обратном направлении - от вас к сети. Человек с кучей друзей с большей вероятностью станет богатым - и это привлечет к нему еще больше друзей. Обогащение показывает, что сети могут значительно усиливать два разных вида неравенства в обществе: ситуационное неравенство (некоторые больше преуспевают с социально-экономической точки зрения) и позиционное неравенство (другие успешнее в смысле позиции, которую они занимают в сети).

До сих пор законодатели не рассматривали последствий позиционного неравенства. Однако понимание того, как мы связаны друг с другом, может стать важным шагом на пути к созданию более справедливого общества и организации нового государственного порядка, а это повлияет буквально на все - от здравоохранения до экономики. Наше общество достигнет больших успехов, если делать прививки в первую очередь людям, находящимся ближе к центру сети, а потом уже тем, которые оказались на ее периферии. Наши результаты станут более впечатляющими, если мы будем рассказывать о вреде курения не самим курильщикам, а их друзьям. И если постараемся отвлечь от криминального поведения некоторые тесносплоченные группы населения вместо того, чтобы всякий раз пытаться предотвратить преступление или за него наказать.

Мощное влияние, оказываемое социальными сетями на поведение отдельного человека, говорит о том, что люди не вполне могут отвечать за свой собственный выбор. Поэтому межличностные взаимодействия в сети ставят перед нами еще и моральные вопросы. Наши связи с другими людьми в некотором смысле ограничивают нашу свободу воли и выбора. Насколько корсиканец Джакомо отвечает за свои поступки? И насколько велика заслуга Дэна Лейвиса из Онтарио? Если они действовали всего лишь как звенья в цепи, как мы можем оценить, насколько свободен был их выбор?

Некоторые ученые пытаются объяснить коллективное поведение, изучая решения и поступки отдельных людей. Другие игнорируют поведение отдельного человека и сосредотачивают свое внимание на группах, сложившихся по разным признакам - социальному классу, расе, членству в политической партии, - у каждой из которых есть свои собственные общие черты, заставляющие членов данной группы действовать таинственным и волшебным образом согласованно. Наука по изучению социальных сетей позволяет увидеть мир по-новому и по-особому, потому что занимается и отдельными личностями, и группами. А также тем, как на самом деле из первых получаются вторые.

Если мы хотим понять законы, по которым живет общество, нам нужно восстановить пропущенные связи между его членами. Мы должны понять, как взаимосвязи и взаимодействия между людьми приводят к появлению совершенно новых аспектов человеческого опыта, которых нет у отдельного человека. И если мы не поймем социальные сети, мы не сможем полностью понять ни самих себя, ни мир, в котором живем.

ГЛАВА 2

Наши рекомендации