Как определить актуальность?

Актуальность исследования определяется следующими факторами:

-степенью востребованностью, необходимостью решения определенной проблемы (потребностью в новых данных, методах, способах);

-уровнем готовности здравоохранения к решению возникших проблем.

Обоснование актуальности включает выделение сути проблемной ситуации и направления её решения.

В применении к исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность. То, насколько правильно автор понимает тему исследования и оценивает ее с точки зрения своевременности и социальной значимости характеризует его профессиональную подготовленность и на­учную зрелость.

В этом контексте освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости.

Обзор специальной литературы определяет круг авторов, исследовавших избранную тему. Лаконичный анализ в итоге и должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

· Как определить объект и предмет исследования?

Объект и предмет исследования определяется на основании актуальности. Важным элементом введения является формулировка определения объекта и предмета исследования.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотно­сятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, ко­торая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя. Именно он определяет тему курсовой работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Определение 1. Объект исследования - это процесс или явление, который исследуется.

Предметом исследования будет являться часть объекта (процесса, явления).

Определение 2. Объект исследования – пространство или область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.

Предмет исследования - это конкретная часть объекта или процесса, или аспект проблемы, который собственно и ис­следуется.

Определение 3. Объект исследования - это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования- это то, что находится в грани­цах объекта.

Например: Объект исследования - инъекционные осложнения. Предмет исследования - мероприятия по профилактике постинъекционных осложнений.

· Как определить цель исследования?

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.

Определить цель исследования - значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы проводим исследование, что мы хотим получить (создать) в процессе изучения или исследования?

Целью исследования может быть: новая методика, классификация, система занятий школ здоровья, отбор эффективных методов для борьбы с болезнью, алгоритм действий медицинских работников и т.п. Цель любого исследования, как правило, начинается с глаголов:

Доказать Провести Выявить

Выяснить Обосновать Определить

Уточнить Разработать. Оценить

Установить Изучить

Цель исследования – это желаемый, конечный результат. Формулируя цель необходимо отталкиваться от названия темы.

Цель исследования должна быть изложена одним предложением. Например: «Цель исследования – изучить комплекс мероприятий по профилактике постинъекционных осложнений».

· Как сформулировать задачи исследования?

Задачи исследования- основываются на дроблении цели исследования на подцели.

Выделяются 4 группы задач:

1. Диагностическая - связана с изучением и анализом ситуации, истории вопроса, опыта решения обсуждаемых проблем. Средствами реализации задач этой группы служит изучение литературы и других источников.

2. Теоретико – моделирующая - связана с выявлением структуры исследуемого процесса, факторов, принципов и методов преобразований. Реализуется на основе теоретического анализа и синтеза, моделирования и прогнозирования.

3. Опытно - экспериментальная - заключается в конструировании и реализации исследования. Определяются конкретные способы организации опытно - поисковой и экспериментальной работы и интерпретация её результатов.

4. Прикладная - определение условий, способов реализации, разработки методик и технологий практического использования результатов исследования.

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задача описывают основные шаги исследователя.

Задачи исследования должны быть конкретными, их выполнение позволит получить соответствующие результаты. Задачи формулируются в глагольной форме, например: «Исходя из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

Изучить Проанализировать Исследовать

Выявить Выяснить Определить Оценить Обосновать Разработать

Например: Задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме.

2. Изучить виды постинъекционных осложнений.

3. Определить комплекс мероприятий по профилактике постинъекционных осложнений.

4. Выявить отношение пациентов к организации работы среднего медицинского персонала в процедурном кабинете.

5. Определить какие постинъекционные осложнения встречаются у пациентов ГУЗ «КБ №4».

6. Выяснить какие мероприятия проводятся в отделениях ГУЗ «КБ № 4» по профилактике постинъекционных осложнений.

7. Разработать памятки для пациентов «Постинъекционные осложнения, как их избежать ».

Формулировки этих задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание глав работы. Это важно также и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач предпринимаемого исследования.

· Как определить гипотезу исследования?

Гипотеза-это предположение, ещё не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим, «возможно», «если…, то…». Вам для решения проблемы потребуется гипотеза или несколько гипотез, т.е. предположений о том, как проблема может быть решена. В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается. В случае своего подтверждения она становится теорией, а если её опровергнуть, то гипотеза превращается в ложное предположение. Если гипотез несколько, то их надо пронумеровать, поставив самую важную на 1 место, менее важную на 2-е и так далее.

Гипотеза чаще всего имеет следующую структуру: «если…(что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие- то факторы), то…» (будет, достигнут такой- то результат), или предположение о том, за счёт чего, с помощью каких механизмов будет получен положительный результат: «так как…» или «потому что».

Например: Если соблюдать правила асептики и антисептики, согласно нормативным документам, у пациентов не будут развиваться Постинъекционные осложнения

Введение является третьей страницей с указанием нумерации.

Объём введения составляет: 1-2 страницы для исследовательских работ , 2-4 страницы для выпускной квалификационной работы.

Раздел 2.4 Основная часть

Делится на части, главы и параграфы (в зависимости от того, какие задачи стоят перед автором). Каждый пункт должен содержать законченную информацию.

Теоретическая часть

В первой части - раскрывается история вопроса, содержание исследовательской работы, подбираются факты для доказательств гипотезы на теоретическом уровне, даётся характеристика общих подходов и разработка конкретного решения, представляется уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы, дается критический анализ, показывается позиция автора, т.е. студента.

Работу над теоретической частью следует начинать с подбора литературы по теме исследования.

В результате сбора информации должны быть получены следующие сведения:

-какие исследователи, в каких научных центрах уже работали и работают по теме исследования;

-где (в каких источниках) опубликованы результаты этой работы;

-в чем заключаются результаты работы..

В работе нежелательно последовательное изложение краткого содержа­ния отдельных работ. Необходимо попытаться раскрыть существо вопроса, выделить главные положения и ведущие идеи в соответствии с поставленными задачами и вопросами плана исследовательской работы. Словами исследователя последовательно, излагать состояние изучаемого вопроса (проблемы), со­поставлять различные точки зрения, ссылаясь на соответствующих авторов. Желателен критический подход к излагаемым сведениям. Критика в основном касается неполноценности изучавшегося мате­риала, недостатка методики исследования, неправомерности выво­дов и рекомендаций и т. д. Не следует полемизировать о написанных работах в прошлом, когда еще не было современных методов иссле­дования

Обзор должен носить не хронологический, а проблемный характер, раскрывать состояние вопроса по разным литературным источникам. Причем излагать свои мысли следует простым литературным языком, используя общедоступные для понимания термины.

Содержание исследовательской работы заключается в отражении своего собственного понимания и осмысливания проблемы на основе изучения литературы, оценки тех или иных аспектов медицинской теории и концепций со ссылкой на их авторов, доказательств каких – либо положений с привлечением цитат. Cсылки даются на используе­мые литературные источники в виде цифр в квадратных скобках [2, 5].

Например, по теме: «Профессиональная подготовка медсе­стер по анестезиологии и реаниматологии» исследователь пишет: «От уровня профессиональной подготовки зависит качество се­стринского процесса у тяжелых больных [1, 6], Однако, несмотря на 10-летний период реформирования сестринского дела и издание ряда приказов и нормативно-правовых документов [2, 5], до сих мало сделано для совершенствования профессиональной подготов­ки медсестер - [2, 4].

В квадратных скобках цифрами 1, 2, 4, 6 указаны работы, проработанные и представленные исследователем в разделе «список использованной лите­ратуры».

Ссылка на автора и его работу очень важна для читателя. Она позволяет ему непосредственно обратиться к первоисточнику и сделать необходимые уточнения.

Помните, что цитирование не должно превращаться в самоцель, заглушать собственную мысль автора ВКР, его понимание проблемы.

В тексте, при ссылке на высказывания цитируемых авторов и выражения к ним отношения предлагается использовать такие обороты речи, фразы:

Анализирует, возражает, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, задаёт вопрос, излагает, констатирует, надеется, находит, начинает, не разделяет точку зрения, не соглашается, обнаруживает, обсуждает, объясняет, одобряет, отвечает, отмечает, отстаивает, определяет, пишет, повторяет, поддерживает, подтверждает, позволяет, полагает, понимает, предлагает, представляет, признает, принимает точку зрения, приходит к выводу, разбирает вопрос, разделяет, размышляет, разрешает, разъясняет, рекомендует, решает проблему, следует, соглашается, сомневается, ссылается, считает, упоминает, утверждает, уточняет.

Следует помнить, что между всеми разделами должна существовать логическая связь и естественный переход/

В конце обзора литературы исследователь констатирует об акту­альности исследуемого вопроса (или проблемы) в связи с недоста­точным и противоречивым его (ее) представлением.

2.4.2 Практическая часть

В практической части обобщаются результаты длительного наблюдения за больными, за работой медицинского персонала, данные медицинской статистики и результаты собственной опытно - экспериментальной работы.

Необходимо подробно описать методику исследования, чтобы можно было каждому заинтересованному в этой методике воспроиз­вести ее. Если методика общеизвестна, указать работу автора, где она описана. Если методика новая или оригинальная, изложить ее (при необходимости, представить в виде поясняющей схемы или рисунка).

Мето­дики исследования могут быть различными:

- метод опроса медперсонала;

- анализ анонимных предварительно заполненных медперсоналом анкет;

- анализ заполненных карт больных;

- метод проверки экспертом (т. е. исследователем) знаний по предварительно разработанной анкете, оценивая вопросы по пяти­балльной системе;

- методом проверки навыков во время дежурства медсестер и проведения ими сестринского процесса при оказании помощи;

- анализ анонимных, разработанных исследователем и запол­ненных пациентами, анкет по оценке сестринского процесса медсе­страми обследуемого отделения:

- прочие методики.

Например:

«С целью решения поставленной цели нами проведен ана­лиз профессиональной подготовки 6 медсестер хирургического отделения (табл. 4.1). При этом использовали методы опроса и проверки знаний и навыков медсестер во время их работы в опе­рационных и палатах интенсивной терапии (список вопросов). Кроме того, проанализировано по 10 анестезиологических карт и по 10 карт ин­тенсивной терапии каждой из 6 обследованных медсестер. При этом со­поставляли оценку знаний и навыков медсестры экспертом и пациентом с характером профессионального образования и уровнем квалификации (с квалификационной категорией)». …

В результате прочтения этого раздела у читателя должно сло­житься мнение о количественной и качественной достаточности изучавшихся объектов для выполнения темы исследования.

Следует упомянуть, каким способом обрабатывались полученные данные. Фактический материал должен быть выверен и представлен в абсолютных величинах (при наличии 100 и более наблюдений можно представить в процентах).

Результаты опытно - экспериментальной работы могут быть представлены в таблицах, графиках, диаграммах и т.д.

К таблицам, рисункам нужно сделать краткие, но понятные подписи, под рисунками представить пояснения, расшифровку сокращений. Все иллюстрации следует выполнять аккуратно. Здесь же можно привести выдержки из словесных отчётов. Фактический мате­риал должен быть представлен по рассматриваемой теме и в соот­ветствии с целью исследовательской работы.

Не рекомендуется вести изложение от первого лица единственного числа. Допустимы обороты с сохранением первого лица множественного числа, в котором отсутствует местоимение «мы», т.е. фразы строятся с употребление слов: «наблюдаем», «устанавливаем», «имеем». Можно использовать выражения: «на наш взгляд», «по нашему мнению». Но предпочтительнее писать: «по мнению автора» (исследовательской работы) или выражать мысль в безличной форме: «изучение данной темы свидетельствует о том, что…», «на основе выполненного анализа можно утверждать…», «проведенные исследования подтвердили…» и т.п.

Заключение

Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы, оно должно суммировать выводы, сделанные по главам, а также указать на нерешенные проблемы теоретического и прикладного характеров.

Как и всякое заключение, эта часть исполняет роль концовки, обуслов­ленной логикой проведения исследования, которая носит форму синтеза накоп­ленной в основной части научной информации. Этот синтез - последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными и сформулированными во введении.

Заключительная часть предполагает, как правило, наличие обоб­щенной итоговой оценки проделанной работы, при этом важно указать, в чем заключается ее главный смысл.

В заключении автор суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области.

Необходимопоказать подтверждение или опровержение гипотезы исследования (если она была).

Заключения должны быть аргументированы и вытекать из анализа представленного фактического материала.

Например: «Анализ проведенных исследований показал, что еще много работающих медсестер в клиниках академии не имеют достаточной профессиональной подготовки. Что в специализированных клиниках, где нужны более опытные специалисты, работают медсестры, менее подготовленные в профессиональном отношении. 36 % из них не имеют даже первичной специализации по анестезиологии и реаниматологии. Это обусловлено, прежде всего, большой текучестью кадров в наиболее трудных по объёму работе (в хирургическом отделении), при почти однозначной низкой зарплате во всех отделениях больницы».

Выводы должны вытекать из анализа фактического материала. Они должны быть краткими, конкретными, обоснованными конкретным материалом.

В заключении даются практические рекомендации, которые, по мнению автора, будут способствовать положительному решению изучаемой проблемы. Практические рекомендации обычно вытекают из выводов и предполагают конкретные мероприятия по решению выявленных недостатков. Не следует повторять содержания введения и основной части работы. Но заключение должно перекликаться с введением.

Важнейшее требование к заключению - его краткость, обстоятельность, и соответствие поставленным задачам. В целом заключение должно давать ответы на следующие вопросы:

С какой целью предпринято студентом данное исследование?

Что сделано?

К каким выводам пришел автор?

Объём заключения составляет 1-2 страницы для исследовательских работ, 2-4 страницы для дипломных работ.

Список использованной литературы

Список литературы составляется в соответствии с ГОСТ 7.1.- 2003 Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления.

Основные требования, предъявляемые к списку:

-соответствие теме работы и полнота отражения всех аспектов её рассмотрения, наличие опубликованных отечественных и зарубежных документов;

- разнообразие видов изданий: официальные, нормативные, справочные, учебные, научные, и др.;

- литература, изданная за последние 5 лет.

Список литературы группируются таким образом:

1. Нормативно – правовые акты (располагаются в соответствии с их юридической силой)

2. Книги - научная и учебная литература (по алфавиту)

3. Печатная периодика

4. Источники на электронных носителях локального доступа;

5. Источники на электронных носителях удаленного доступа (т.е. интернет - источники). ( см. приложение 7.)

1. Нормативно правовые акты внутри списка располагаются:

§ международные законодательные акты - по хронологии;

§ Конституция РФ;

§ кодексы – по алфавиту

§ законы РФ по хронологии;

§ указы Президента РФ - по хронологии

§ акты Правительства РФ – по хронологии;

§ акты министерств и ведомств в последовательности:

– приказы, постановления, положения, инструкции министерства – по алфавиту;

- акты - по хронологии

2. Научная и учебная литература представлена в таком порядке:

- фамилии авторов приводятся в алфавитном порядке, при этом все источники даются под общей нумерацией литературы. В исходных данных указываются фамилия и инициалы автора, название работы, город и место издания, год издания, количество страниц.

- фамилию автора следует указывать в именительном падеже. При наличии трех и более авторов допускается указывать фамилию и инициалы только первого из них и слова «и др.».

- заглавие книги следует приводить в том виде, в каком оно дано на титульном листе.

- наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже: допускается сокращение названия только трёх городов: Москва - (М.) и Санкт-Петербург - (СПб)., Ростов на Дону – (Ростов н/Д).

В каждом разделе сначала идут источники на русском языке, а потом - на иностранных языках (так же в алфавитном порядке).

Статья включается в список с указанием авторов, наименование статьи, наименованием журнала или газеты (сборника трудов), года выпуска, номера и страницы, на которой напечатана статья.

При анализе теоретической информации по теме исследования необходимо использовать не менее 20 источников.

Примеры библиографического описания книг, статей из периодических изданий по ГОСТ 7.1.-2003.

Наши рекомендации