Три шкалы «двадцать четыре горы»

Шкалы размещены на компасе Сань Хе. Первая «Правильная игла Земной пластины» ориентирована на магнитный север. Она используется для определения 24 гор (типов) Лицевого направления строения и изучения его окружения. Вторая шкала «Центральная игла Человеческой пластины» смещена на 7,5° к западу относительно магнитного севера, то есть считается, что она ориентирована на истинный север (Полярную звезду). Ее используют для определения качества небольших холмов (называемых ша — «песок»), расположенных к югу от строения. Третья шкала «Игла Шва Небесной пластины» смещена на 7,5° к востоку относительно магнитного севера. Ее положение устанавливали по полуденной тени гномона. Шкалу используют для определения качества приходящих к строению и расположенных возле него водных потоков.

Некоторые мастера фэншуй полагают, что три шкалы компаса указывают на то, что направления могут быть выявлены тремя способами: при помощи магнитной стрелки, указующей на магнитный полюс; при помощи ночного позиционирования на Полярную звезду (истинный север); при помощи полуденной тени гномона, также указующей на истинный север. Но в таком случае показания двух шкал компаса должны были бы совпасть. Поскольку этого не наблюдается, то следует, что в смещении шкал на 7,5° к востоку и западу от магнитного севера заложен особый смысл, возможно даже не имеющий отношения к магнитному склонению.

три шкалы «двадцать четыре горы» - student2.ru

три шкалы «двадцать четыре горы» - student2.ru

ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ СОЗВЕЗДИЙ И ЛУННЫЕ ДОМА.

три шкалы «двадцать четыре горы» - student2.ru

три шкалы «двадцать четыре горы» - student2.ru

три шкалы «двадцать четыре горы» - student2.ru

КОММЕНТАРИИ

1 Цзи Юнь. Заметки из хижины «Великое в малом» / Пер. с кит. О.Л Фишман. М.: Наука, 1974. С. 334.

2 Но R. Evolving Western Approaches & Perceptions of Feng– Shui. http://www.fengshuenetwork.net.

3 ChoyH. Op. cit.

4 Раздел приложения «Центр и некоторые шкалы компаса лопань» написан с использованием материалов сайтов: Choy Н Op. cit History of the Feng Shui Compass by Roger Green. http://www.fengshuiseminars.com; The Luo Pan. http://www. feng– shui-institute.org; The Luopan. http://www.derek-walters.de.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 3

СИН-ЦИ БЯНЬ (ГЛАВА «ЦИ ФОРМЫ») ИЗ ЦЗИН ЛАН ХАЙ-ЦЗЯО ЦЗИН[2]

Перевод с английского С.В. Романенко.

Есть большие врата во Вселенной. Через них поток энергии (ци), скапливаясь, изливается и направляется в землю. Некоторые горы и реки имеют «истинные чувства». Чтобы определить, имеет ли та или иная ландшафтная форма «истинные чувства», мы должны исследовать мощь (ши) ее энергии. Изменения в энергии, движущейся в земле, ведут к изменениям энергии в небе. Изменения в энергии, движущейся в небе, ведут к переменам энергии земли. Энергия неба, перемещаясь над землей, влияет на судьбу и поведение людей. Действия народа имеют последствия, воздействующие на энергию неба.

Энергия может собираться, двигаться или оставаться неподвижной в занимаемом ею пространстве. Сконцентрированная энергия движется по тропам, которые называются «драконами» (венами). При наибольшей энергии дракона его правящая звезда будет сильна. Когда правящая звезда сильна, земля будет получать огромную энергию. Если ландшафтная форма, куда попадает энергия, представляет собой низину лонообразной формы или похожа на зародыша во чреве матери или же она как бы охвачена сильными руками, то энергия будет скапливаться, создавая место силы (сюэ). Идеальные условия (цзюй) для накапливания энергии создаются в том случае, когда энергия поступает спереди и не имеет возможности выйти через перекрытые боковые проходы. Высший инь завершается ян, а высший ян – инь. Поэтому мужской дракон должен быть окружен женским драконом, а женский дракон защищен мужским драконом. Поскольку на широких равнинах нет никаких горных образований (син), там следует искать другие накопители энергии. Небольшие замкнутые пространства не содержат никакой энергии, поэтому нужно смотреть, насыщена ли данная земля духом.

Горы служат границами для водных бассейнов. Границы горных формаций определяются узором расположения водных путей. Энергия в конкретном участке местности определена Великим Отцом и Великой Матерью. Энергия наиболее почитаемой звезды определена дыханием истинного сына. Энергия основной звезды определена ее направлением (относительно участка). Достаточность или недостаточность энергии, образующейся в результате соития (инь и ян энергий на земле), определяется формой матки. Энергия звезды– завоевателя зависит от того, как была создана матка. Энергия звезды-зародыша зависит от того, как она может нейтрализовывать разрушительные силы (ша). Мощь определена звездой стратегии. Звезда милосердия определяет, будет ли рождаться энергия после разрушения.

Используйте узор вены дракона (мо), чтобы оценить ее мощь. По энергии, сходящейся на участке, определяйте, имеет ли данное место истинные чувства. Дракон содержит энергию пяти элементов (металл, дерево, вода, огонь и земля). Горные цепи напоминают тело дракона. Так как тело дракона ян по природе, ян рождается, когда цепь [гор] встречает другую цепь [гор]. Дракона, естественно, привлекает вода. Поэтому, когда горная цепь встречает воду, ее движение продолжаться не будет. Драконы двигаются с ветром. Таким образом, когда горы «поддерживают» движение воздуха, ветры ускоряются. Когда горы образуют убежище, ветры прекращаются. Дракон должен иметь логовище прежде, чем может отдохнуть. Поэтому наличие ворот и закрытых пространств является условием для накапливания энергии. Когда нет никаких ворот, энергия рассеивается. Когда женские и мужские драконы встречаются, они будут спариваться. Таким образом, когда горная цепь встречает другую горную цепь, вена не будет продолжаться. Если дракон не находит самку, он продолжит движение.

Чтобы определять, жив ли дракон или мертв, мы должны исследовать триинь и три ян. Участок жив, если ян больше, чем инь; участок мертв, если иньбольше, чем ян. Дракон может непредсказуемо изменять свою форму. Он может внезапно замереть на своем пути или замедлить движение. Структура(ко) земли вокруг участка может преобразовать участок, пропитывая энергией или разрушая его.

ГО ПУ (276–324) ЦЗАНШУ – КНИГА ПОХОРОН[3]

ВНУТРЕННИЕ ГЛАВЫ

I. ЦИ ПОХОРОН.

А. Жизненная ци.

1. Похороны обусловлены шэн-ци1, жизненной энергией.

2. Пять [фаз] ци2 курсируют сквозь землю и, материализуясь, порождают бесчисленные вещи.

В. Ци костей.

1. Человек получает тело от его родителей.

2. Если кости предков получают ци, то она передается телам потомков.

3. Классик говорит: когда ци побуждают к движению, оно реагирует по принципу подобия3; благословение духов переходит на живущих.

4. По этой причине, когда Медная Гора разрушилась на западе, на востоке зазвонил дворцовый колокол4.

5. Когда весной начинают цвести деревья, в помещении пускает ростки каштан.

6. Воистину, жизнь есть накопление ци; затвердевая, она превращается в кость5, которая и остается после смерти.

7. При похоронах ци возвращается к костям и таким образом передается живущим.

II. ПОТОК ЦИ.

А. Ветер, вода и ци.

1. Кости – холмы и утесы, [артериальные] ответвления6 – насыпи и курганы, вот следы ци7.

2. Классик говорит: ци передвигается, оседлав ветер, и рассеивается, но сохраняется при встрече с водой.

3. Древние собирали ее, чтобы предотвратить рассеивание, направляли, чтобы обеспечить его сохранение.

4. Таким образом это стали называть фэншуй8.

5. Согласно законам фэншуй место, притягивающее воду, оптимальное, затем идет место, которое ловит ветер.

В. Подземная ци.

1. Классик говорит: воистину говорится, там, где на поверхности земли появляется ци, подземная ци накапливает жизненную силу.

2. Почему – это так?

3. Там, где ци процветает, избыток в определенной мере все равно сохраняется, даже если она и улетучивается.

4. Хотя она (ци. – В. О.) и рассеивается, в глубинах она в определенной мере все равно накапливается.

5. Таким образом, погребение в засушливых местах должно делаться неглубоко, погребение в низине должно быть глубоким.

6. Классик говорит: когда надлежащая глубина достигнута, фэншуйсоблюдается естественным образом.

С. Земля, вода ици

1. Ци выдыхает инь и ян как ветер, поднимает (инь и ян. – В.О.) как облака, опускает (инь и ян. – В. О.) как дождь, и бежит под землей как жизненная энергия.

2. Земля – сосуд ци, там, где есть земля, есть ци.

3. Ци — мать воды, там, где есть ци, есть вода.

4. Классик говорит: ци течет там, где земля меняет свои очертания; тем самым происходит питание флоры и фауны.

III. ПОТОК МЕСТНОСТИ.

А. Контуры и особенности.

1. Ци течет в земле, следуя за контуром местности, и объединяется там, где контур местности9 пересекает ее курс.

2. Для похорон ищите источник (ци. – В. О.) и следуйте, оседлав его до завершения.

3. Артерии дают начало контурам земли.

4. Кости дают начало контурам гор.

5. Они волнообразно изгибаются с востока на запад или с юга на север.

6. На дистанции несколько тысяч футов – это контуры10; вблизи на расстоянии нескольких сотен футов – это особенности11.

7. Контуры, приближаясь, становятся особенностями. Это называется всеобъемлющей ци.

8. Похороны на местности всеобъемлющей ци должны происходить в пункте его завершения.

В. Благородная местность.

1. [Контур] изгибается и выходит обратно на себя виток за витком, как спираль, припав подобно дракону к земле и выжидая, хватая и удерживая [как дракон].

2. Сначала он выдвигается вперед, затем отходит назад; когда он останавливается, то погружается глубоко.

3. Накапливаясь при приближении, набирая массу в спокойном состоянии, ян и инь сливаются и смешиваются.

4. Там, где земля расположена высоко, а вода глубока и процветает растительность, [такая местность] считается благородной, подобно благородному и богатому человеку, обладающему тысячью колесниц и десятью тысячами мер золота.

5. Классик говорит: ци накапливается в пункте завершения особенностей, где она преобразовывается и порождает бесчисленные вещи; таков возвышенный участок.

IV. ЦИ ГОР.

А. Артериальные ответвления.

1. Достоинство местности в ее плавности; достоинство участка в его [артериальных] ответвлениях.

2. Ци следует восходящим ответвлениям и поднимается.

3. Ци следует исчезающим ответвлениям и сливается.

4. Исследование ответвлений – это эзотерическое и возвышенное искусство.

5. Тайны хотя и трудноуловимы, но все же постижимы.

6. Успех сокрыт внутри.

7. Классик говорит: там, где местность обладает благоприятной ци, земля подчиняется ей и выступает наружу.

8. Когда ответвления обладают накопленной ци, вода следует (им.В. О.)и сопровождает их.

9. Когда погребение осуществляется там, где контур размыт, характерные черты динамичны, раскручиваясь от конечной остановки до источника в соответствии с искусством фэншуй, то удача будет сопутствовать вечно, а неудача будет равна нулю.

В. Похороны в горах.

1. Хотя контуры гор круты, там будут [места похорон].

2. Ищи гармоничные контуры; тщательно исследуй несовершенные.

3. Выбирай благоприятные, избегай вредоносных.

4. Таким образом, добрый муж удостоится благодеяния богов и изменит мандат Неба.

5. Неудача и несчастье не для следующего дня.

6. Классик говорит: последствия погребения в горах подобны крику в долине: воистину быстро эхо.

С. Горы, лишенные ци.

1. Пять типов гор не подходят для погребений.

2. Ци объединяется в присутствии жизни, иначе горы оголены и не подходят для похорон.

3. Ци продвигается вперед посредством характерных особенностей, иначе гора разделена и не подходит для похорон.

4. Ци движется посредством земли, иначе на горе много валунов, что не подходит для похорон.

5. Ци накапливается там, куда контуры идут своим путем, иначе гора выходит за пределы, что не подходит для похорон.

6. Ци гармонизуется в присутствии драконов, иначе гора уединена, что не подходит для похорон.

7. Классик говорит: оголенные, разъединенные, валунистые, выходящие за пределы и уединенные горы порождают новую неудачу и разрушают уже приобретенное счастье.

D. Возвышенные участки гор.

1. Горы на возвышенных участках спускаются от Небес подобно последовательным поклонам, подобно вздымающимся волнам или скачущим во весь опор лошадям.

2. Они приходят в спешке и сходят на нет, как бы укладываясь на отдых, подобно человеку, мирно отдыхающему в обнимку с сокровищем или безупречно соблюдающему пост в процессе раскладывания яств для пиршества; подобно раздутому мешку или доверху наполненной чаше; как драконы и фениксы, подскакивая и кружась.

3. Птицы парят, а животные приседают, как будто воздают должное благородному мужу с десятью тысячами колесниц.

4. Вновь загораются Небесные огни, подобно рекам, возвращающимся в море, или звездам, вращающимся вокруг Полярной звезды.

5. Охваченные и защищенные Драконом и Тигром, воспринимающими друг друга как хозяин и гость.

6. Четыре Аспекта корректны и ясны, Пяти Опасностей нигде поблизости нет.

7. Если не хватает одной десятой, то участок низший.

ВНЕШНИЕ ГЛАВЫ

Наши рекомендации