Северное направление (стихия вода, управа воды)
Дух стихии на Небе: Шуй (Вода).
Место нахождения на Небе: Бэй-гун – Северный Дворец, представлен символической фигурой Черной Черепахи (Сюань-у), в которую вписываются семь зодиакальных созвездий северного сектора неба.
Место нахождения на Земле: северный округ Цзи-чжоу.
Первопредок северного племени, он жеВладыка управы иДух стихии на Земле: Чжуань-сюй – «человек, следующий по истинному пути», внук или правнук Хуан-ди41, духа стихии Вода. КакВладыку Севера, Чжуань-сюя называют почетным титулом Хэй-ди – Черный император и именем Сегуан-цзи – Запись гармонии и света.
Помощник Первопредка илиДух – помощник Владыки: Сюань-мин – «темный свет» или Черный дух Воды, он же Юйцян – дух северного моря и ветра, дядя Чжуан-сюя. Дух держит в руке гири, управляет сезоном зимы.
Дыхание Первопредка: движение ци стихии Вода.
Дух Первопредка илиВладыки: планетаЧэньсин (Меркурий).
Зверь Первопредка илиВоплощение владыки: Сюань-у – Темный Воин. Образ: шэ гуй — черепаха, обвитая змеей и совокупляющаяся с ней. Символизирует союз Неба и Земли42.
Зооморфный дух северного направления: Бицзяньминь — «человек, имеющий половину тела, один глаз, одну ноздрю, руку, ногу».
Звук Первопредка: нота юй.
Дни Первопредка: жэнь (Ян Вода), гуй (Инь Вода).
ССЫЛКИ И ПРИМЕЧАНИЯ
1 Цит. по кн.: Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М.: Наука, 1983. С. 162.
2 Цит. по кн.: Кобзев А.И. Там же.
3 Лукьянов А.Е. Дао «Книги Перемен». М.: ИНСАН, 1993. С. 31.
4 Там же. С. 32.
5 Сици чжуань / Пер. с др. – кит. А.Е. Лукьянова. Приложение к книге:Лукьянов А.Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН; РМФК, 1992. С. 173–202.
6 Здесь и далее Цянь (Небо) и Кунь (Земля), два начала от которых зависит все сущее, а также названия двух триграмм и гексаграмм в Ицзин.
I Дэ — добродетель, высшая сила, наполняющая и оживляющая мир.
8 Померанцева Л.Е. / Переводы из «Хуайнаньцзы» // Поздние даосы о природе, обществе и искусстве («Хуайнаньцзы» – II в. до н. э.). М.: Изд-во Московского университета, 1979. С. 110.
9 По древним представлениям, все вещи и явления имеют звуковые соответствия. Например, каждому музыкальному тону соответствовал определенный месяц года.
10 Сыма Цянь. Люй шу – «Трактат о музыкальных звуках и трубках» / Пер. с кит. и комментарий Р.В. Вяткина // Исторические записки («Ши цзи»). М.: Наука, 1986. С. 106.
11 Ряд с некоторыми добавлениями приводится по книге: Кобзев А.И.Учение о символах и числах в китайской классической философии. М.: Наука, 1994. С. 36.
12 Кобзев А. И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. С. 165, 167.
13 Цит. по кн.: Веринг Ф. Путь фэн шуй / Пер. с англ. В. Ижакевич. Киев: София, 1997. С. 22.
14 Цит. по кн.: Сыма Цянь. Исторические записки («Ши цзи») / Пер. с кит. и комментарий Р.В. Вяткина. М.: Наука, 1986. С. 287, комментарий 286.
15 Чжуанцзы / Пер. с кит. Л.Д. Позднеевой. СПб.: Петербург – XXI век; ТОО «Лань», 1994. С. 128–129.
16 Сыма Цянь. Люй шу – «Трактат о музыкальных звуках и трубках». С. 101–104.
17 О смене ветров см.: Сыма Цянь. Люй шу – «Трактат о музыкальных звуках и трубках». С. 248, комментарий 27.
18 Лин Г.Б. Фэн-шуй для начинающих / Пер. с англ. О. Перфильева. М.: София, 2002. С. 126–131.
19 Конрад И.И. Древнекитайская литература // Избранные труды. Синология. М.: Наука, 1977. С. 397–398.
20 Ди — «Земля», ту — «почва».
21 В разделах «Прежденебесный порядок багуа Фу Си» и «Посленебесный порядок багуа Вэнь Вана» объединены материалы источников: Числапревращений дикой сливы мэй-хуа / Пер. с кит. Б. Виногродского. Киев: AirLand, 1993; Богачихин М. Ветры-воды. Фэншуй практический. М.: Северный ковш, 2000; Шамфро А. Трактат по китайской медицине (по старинным и современным текстам). Т. V. От астрономии к китайской медицине / Пер. с фр. В.В. Перелыгиной. М.: Стар Ко, 1997; Ту Л. Формулы Багуа и Ло-шу в Фэн-шуй / Пер. с англ. Под ред. А. Костенко. Киев: София, 1999; Майер Г., Затор Г. Фен Шуй. Жизнь и работа в гармонии / Пер. с нем. Е.Б. Глушак. М.: РЕФЛ-Бук; Ваклер, 1998; Лин Г.Б. Фэн-шуй для начинающих / Пер. с англ. О. Перфильева. М.: Гранд-Фаир, 2002; Шогуа чжуань / Пер. с др. – кит. А.Е. Лукьянова // Дао «Книги перемен». М.: ИНСАН, 1994; У Цзинь, Ван Юншэн. Сто ответов на вопросы о «Чжоу и» / Пер. с кит. А.Г. Юркевича, А.А. Крушинского, А.Б. Калкаевой, В.Б. Курносовой. Киев: Ника-Центр, 2001.
22 Лукьянов А.Е. Истоки дао. Древнекитайский миф. М.: ИНСАН, 1992. С. 26.
23 Рифтин Б.Л. Ди-ку // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 378.
24 Рифтин Б.Л. Гоу-ман // Там же. С. 317.
25 Рифтин Б.Л. Янь-ван // Там же. Т. 2. С. 684.
26 Юань Кэ. Мифы Древнего Китая / Пер. с кит. Е.И. Лубо– Лесниченко, Е.В. Пузицкого и В.Ф. Сорокина. М.: Наука, 1965. С. 59.
27 Рифтин Б.Л. Шэнь-нун // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 2. С. 654.
28 Рифтин Б.Л. Янь-ди, Яо-ван // Там же. С. 684–685.
29 Рифтин Б.Л. Чжуняо // Там же. С. 627.
30 Рифтин Б.Л. Бииняо // Там же. С. 172.
31 Сыма цянь. Трактат о небесных явлениях // Исторические записки («Ши Цзи»). Т. IV // Пер. с кит., вступ. статья, комментарии и приложения Р.В. Вяткина. М.: Наука, 1986. С. 115.
32 Юань Кэ. Указ. соч. С. 88–89.
33 Рифтин Б.Л. Хуан-ди // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 2. С. 605–606.
34 Рифтин Б.Л. Шунь // Там же. С. 654.
35 Рифтин Б.Л. Хоу-ту // Там же. С. 597.
36 Рифтин Б.Л. Шунь // Там же. С. 654.
37 Рифтин Б.Л. Шао-хао // Там же. С. 640.
38 МНМ. С. 640. Т. 2.
39 Рифтин Б.Л. Бай-ди // Мифы народов мира. М.: Советская энциклопедия, 1987. Т. 1. С. 150.
40 Рифтин Б.Л. Жу-жоу // Там же. С. 449.
41 Рифтин Б.Л. Чжуан-сюй // Там же. С. 626–627.
42 Рифтин Б.Л. Сюань-у // Там же. С. 481.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 1
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕНИЯ ФЭНШУЙ
МИФИЧЕСКИЕ ДИНАСТИИ.
Древнее китайское мировоззрение опиралось на веру в существование духов объектов и явлений природы (анимизм), что свойственно для такой формы религиозной культуры, как шаманство. Поэтому первых мифических правителей Китая, выступавших также в роли духовных родовых вождей, называли шаманами (у), то есть посредниками между людьми и силами природы. Они были высококультурными людьми своего времени, обладавшими совершенной мудростью (шэн) и одаренностью (сянь), высшим знанием и совершенным разумом.
Легендарный правитель-шаман Фу Си (2953–2838 до н. э.) обнаружил на спине лошади-дракона (цилинь), вышедшей из реки Хуанхэ, чудесное изображение. Впоследствии его назвали Хэ ту — «план из реки Хуанхэ». Фу Си изучил знаки и создал восемь гадательных триграмм багуа, явившихся прототипом Прежденебесного багуа, представляющих собой идеальную картину развития мира.
Правитель-шаман Хуан-ди – Желтый император (2698–2598 до н. э.) способствовал развитию ремесел и науки. В период правления его сподвижник по имени Цан-цзе изобрел иероглифическую письменность, а Хуан Чэн создал первый календарь. В своей основе календарь был экваториальным. Центром мироздания явилась Полярная звезда. Перпендикулярно к Полярной Оси Мира располагался небесный экватор, который можно представить как пересечение плоскости земного экватора с небесной сферой.
Небо делилось на пять частей – Дворцов сезонов года. Такой принцип деления пространства впоследствии нашел отражение практически во всех моделях китайского континуума. Принято считать, что с 2698–2697 до н. э. (начало правления Хуан-ди) в Китае введен счет времени по 60-дневным (-летним) циклам.
Также традиционно с Хуан-ди связывают происхождение компаса, знания об устройстве и применении которого были дарованы ему Госпожой Девяти Небес. Цинь Няо-цзы – советник Желтого императора по вопросам деления страны на города и провинции – считается основателем «искусства фэншуй».
Ему приписывают создание трех сочинений: «Канон погребальной геомантии», «О чтении могил» и «Как исследовать земные кости». Все они утрачены.
Династия Ся (2205–1765 до н. э.)
Легендарный правитель-шаман Юй Ся (2205 или 1986 до н. э.), основатель первой династии в Китае, увидел Драконовую черепаху, на панцире которой виднелся необыкновенный узор.
В историю этот узор вошел под названием Ло шу — «письмена из реки Ло». Они явились прототипом Посленебесного багуа, представляющего реальную картину взаимосвязей мира. Юю приписывается создание гадательной системы Лин шань и, аналогичной и цзин, не дошедшей до нашего времени. В период правления династии Ся оформился календарь Ся-сяо-чжень. В нем указаны сезоны года и месяцы в соответствии с положением на небесном своде того или иного созвездия. Для определения сторон света широко использовался гномон (тугуй).