За рубежом и в казахстане: реалии и перспективы

Қасен Г.А., к.п.н., и.о профессора, кафедра педагогики образовательного менеджмента, факультет философии и политологии, КазНУ им. аль-Фараби

Аннотация

В статье анализируются и сопоставляются специфика и состояние арт-терапевтических и арт-педагогических услуг в странах дальнего и ближнего зарубежья и в Казахстане. По мнению автора, испoльзoвaние элементoв aрт-терaпии в прoфилaктике спoсoбствует усилению зaщитных фaктoрoв пo oтнoшению к вoзмoжнoму вoвлечению в негaтивную среду, в тoм числе - суицидaльнo нaпрaвленную. В соотвествии с этим приводится мнение, что чем шире в обществе представлены формы поддержки населению, созданные на основе арт-методов и арт-техник, тем сильнее анти-суицидальный барьер.

В связи с этим проводится анализ и обобщение даных о зарубежных арт-терапевтических и арт-педагогических услугах, а также на основе анкетирования и анализа сайтов обобщается состояние этих услуг в Республике Казахстан на примере города Алматы.

В итоге делается вывoд o недoстaтoчнoй предстaвленнoсти дaннoй сферы психoлoгическoгo oбслуживaния у нас в стране. Aрт-терaпия в oтличие oт aрт-педaгoгическoй деятельнoсти шире предстaвленa нa рынке oбрaзoвaтельных и психoлoгических услуг, нo в силу oпределенных oбстoятельств (дoрoгoвизнa, слaбoе реклaмирoвaние и т.д.) мoлoдежь не пoльзуется ими.

В заключении, автор приходит к выводу, что в Республике Кaзaхстaн aрт-терaпевтические и aрт-педaгoгические услуги нaхoдятся в нaчaльнoй стaдии. Приводится убеждение на основе суммирoвaния oпыта существующих центрoв и служб (прaктикующих aрт-педaгoгику и aрт-терaпию с рaзличными кaтегoриями людей), чтo кoнкретных целей, и в oсoбеннoсти, прoфилaктических в oблaсти суицидaльнoй прoблемaтики aрт-терaпевты и aрт-педaгoги не стaвят; в бoльшинстве случaев ими решaются прoблемы преoдoления кoммуникaтивных бaръерoв, дезaдaптaции, пoмoщи детям с oсoбыми oбрaзoвaтельными пoтребнoстями и т.п.

Статья отражает промежуточные результаты научно-исследовательской работы по гранту МОН РК "Арт-педагогика и арт-терапия для профилактики суицидального поведения молодежи в Казахстане: разработка научных основ и практических технологий" в аспекте апробации разработанных авторами арт-технологий.

Ключевые слова: арт-услуги, арт-педагогические услуги, арт-терапевтические услуги, арт-педагогическая деятельность.

Введение

Общеизвестно, что специфика и состояние определенных видов услуг определяет состояние "болезненных" проблем общества и возможности их решения. В современном обществе становится востребованной арт-индустрия - своеобразная сфера арт-услуг и важный сектор арт-рынка, включающий в себя производство, сбыт произведений искусства и услуг в сфере культуры, имеющий свою потребительскую аудиторию. В нашей статье речь пойдет об арт-услугах, как формах поддержки населению, способах профилактики вовлечения личности в негативную среду, основанных на арт-методах и арт-техниках. Т.е. можно сказать, что из всего спектра арт-услуг нам будут интересны арт-терапевтические и ар-педагогические услуги.

Арт-терапевтические услуги в развитых странах, а в последние годы и в нашей стране находят всё более широкое применение. Эти услуги являются очень результативным и незаменимым инструментом при оказании психологической помощи детям с различными психическими расстройствами или имеющими нарушения в развитии. С ребенком легче наладить контакт с помощью игр и рисования, к этому убеждению приходит большинство психотерапевтов прошлого и современности (Бурнo М.Е. [1], Рудестaм К.[2], Медведевa Е.A., Левченкo И.Ю., Кoмиссaрoвa Л.Н., Дoбрoвoльскaя Т.A.[3], Эллис A. [4], Лебедевa Л.Д. [5], Walsh S.M., Weiss S. [6], Вальдес Одриосола М. С. [7], Кoпытин A.И. [8] и др. [9]). Также подобные услуги оказываются детям, подросткам и даже взрослым, не способным к речевому общению - т.е. тем, у кого имеются врожденные заболевания, органические поражения мозга и т. д.; в этих случаях рисунок становится основным средством общения с клиентом.

Со временем популяризировались арт-терапевтические и арт-педагогические услуги, внедряемые не только в специальные, но и в массовые школы, в систему дополнительного образования (Сергеевa Н.Ю. [10], Гришинa A.В. [11], Кoкoренкo В. Л. [12]. Также параллельно развивался диагностический аспект арт-услуг: специалисты выявляют детей и подростков из "групп риска" - склонных к совершению общественно-опасных поступков, самоубийств и т. д. (Кузьминa Е. Р. [13], Кoпытин A. И. [14], Oстер Дж. [15]).

Затем получили широкое распространение арт-педагогические услуги, осуществляемые более узкими специалистами: это разработка и внедрение профилактических или коррекционных программ, чаще эти услуги платные и реализуются ивестными мастерами арт-терапии на индивидуальном уровне (Галанов А. С. [16], Киселева М. В. [17], Тaрaринa Е.В. [18] и др.).

Стали популярными услуги по арт-терапии при проведении различных тренингов - например, общения, формирования жизненно-важных навыков, развития толерантности, креативности и других качеств личности (Грецов А. Г. [19], Хомяков Д. С. [20], Новик И. П. [21], Русова А. В. [22] и др.).

Изучение обобщающей литературы [23], [24] позволило установить, что первоначально арт-терапию начали применять в деятельности психиатрических клиник (как форму иливид занятости пациентов), соотвественно услуги зародились в качестве дополнительного средства для отвлечения душевнобольных от агрессии на окружающих и на себя. Затем в этих же заведениях арт-терапия стала выступать в форме психотерапевтической и социотерапевтической поддержки и реабилитации пациентов с разными психическими расстройствами, в том числе с наркотической и алкогольной зависимостью. Арт-терапия при этом дополняла психофармакотерапию, физиотерапию и другие методы лечения. Соотвественно в эти годы арт-терапевтические услуги приобретают глубокую психотерапевтическую направленность (Хайгл-Эверс А., Хайгл Ф., Отт Ю., Рюгер У. [25], Берегулина А. Е. [26], Ионов О. А. [27] и др.). В последующие годы в разных странах мира активизировалось применение арт-терапии к людям с психосоматическими заболеваниями на разных этапах их лечения и реабилитации.

Кроме того, арт-терапия используется в качестве средства психологической помощи людям с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями (Самахова И. [28], Малкиоди К. [29], Моцкувене А. [30] и др.). Соотвественно в этой сфере наблюдается рост арт-терапевтических услуг, начиная с 2003-2004 годов, который длится по сей день с более ярко выраженной динамикой.

Арт-терапия также становится все более важным средством психологической и социальной помощи пожилым и престарелым людям (Шелест О. А. [31], Воронцова Л. П. [32] и др.). Арт-терапия позволяет им в реализации творческого потенциала, в противодействии негативным изменениям в социальной, психической и физической сферах. Также арт-терапевтические и арт-педагогические услуги, организованные в геронтологических центрах, в домах престарелых и др. заведениях для подобных клиентов, помогают им жить более активной и приносящей удовлетворение жизнью, преодолевать одиночество, бороться со старостью и ограниченностью в дивжениях, передавать свой жизненный опыт.

Значительным потенциалом арт-терапия обладает и в плане работы с разными социально неблагополучными группами населения: теми, кто переживает стресс из-за отсутствия работы, пытается адаптироваться к новым условиям (беженцы, репатриранты), вернулся из мест лишения свободы или находится в исправительных учреждениях и т.п. (Кружилина Н. М. [33], Лебедев A.A. [34]).

С 2005-2006 года набирает силу направление арт-терапии для организации гармонизированной жизни вне психических расстройств или проблем с эмоциональной сферой (Зорин С.С. [35] и др.), а в последние годы усиливаются групповые арт-услуги как форма психологического сопровождения в сохранении здоровья в преодолении профессиональных деформаций специалистов (Пурнис Н. Е. [36], Харитончик Т. А. [37] и др.).

Как видим обобщенная характеристика арт-терапевтических и арт-педагогических услуг, свидетельствует о динамичном росте этой сферы, начиная с 2003-2005 годов, но при этом профилактика вовлечения в негативную среду, суицидальная проблематика не являются основными задачами специалистов. Проведем детальный анализ сферы арт-терапевтических и арт-педагогических услуг с помощью обобщения данных, представленных в обзорных докладах и статьях.

Наши рекомендации