Республиканское государственное предприятие

РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

НА ПРАВЕ ХРЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ

«Западно-КазахстанскИЙ государственнЫЙ медицинскИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени Марата Оспанова»

С НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ МИНИСТЕРСТВА

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОБУЧЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОМУ НАВЫКУ

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Акушерство и гинекология

Кафедра: Акушерства и гинекологии № 2

Курс: 6

Тема: Наружное акушерское исследование

Составитель:

к.м.н.,Доцент : Дарибай Ж.Ж.

ассистент: Рахметуллина Г.С.

Актобе 2017

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ___от __________________201__ г

Руководитель кафедры акушерства и гинекологии №2,

к.м.н., доцент _____________Тусупкалиев А.Б.

1. Тема:Наружное акушерское исследование

2. Цель: обучить интерна наружному акушерскому исследованию и освоение навыков.

3. Методы обучения малыми группами

4. Конечный результат: В конце занятия интерн должен уметь на фантоме показать наружное акушерское исследования.

5. Перечень медицинских изделий и оборудований: манекен, тазомер, стетоскоп, сантиметровая лента, маска, перчатки.

6. Алгоритм выполнения навыка:Беременную укладывает на кушетку и производит осмотр живота. Измеряет сантиметровой лентой окружность живота на уровне пупка, указывает полученный размер (при доношенном сроке 90-95 см). После этого измеряет высоту дна матки, для этого сантиметровую ленту устанавливает на середину верхнего края лонного сочленения, натягивая ее до дна матки, отмечает размер (при доношенном сроке она равна 32 см). Измеряет размеры таза. Обследуемая женщина лежит на твердой кушетке, на спине с вытянутыми ногами. Экзаменуемый становится справа от беременной лицом к ней. Ветви тазомера захватывают большими и указательными пальцами за пуговки тазомера, которые прижимают к наружным краям передне-верхних остей подвздошной кости с обеих сторон. Расстояние между ними (d.Spinarum), в норме 25-26 см.

Далее пуговки тазомера передвигают с остей по наружному краю гребня подвздошных костей до тех пор, пока не определят наибольшее расстояние (d.Cristarum), в норме 28-29 см.

Просит женщину сделать движение ногами, определяет большие вертела и прижимают к ним пуговки тазомера, определяют d. Trohanterica (в норме 30-31 см). Затем просит беременную лечь на бок, нижележащую ногу сгибает в тазобедренном и коленном суставах, выше лежащую – вытягивает. Пуговку одной ветви тазомера устанавливает на середине верхне-наружного края симфиза, другой конец прижимает к крестцовой ямке, измеряют наружную конъюгату (20-21 см). Рассчитывает истинную конъюгату, для этого из длины наружной конъюгаты вычитает 9 см. Затем приступает к наружному акушерскому исследованию по Леопольду - Левицкому. Становится справа от беременной лицом к лицу женщины.

Ладони обеих рук располагает на дно матки, концы пальцев рук направлены друг к другу, но не соприкасаются. Определяет высоту стояния дна матки, наличие крупной части плода в дне матки. Затем кисти рук сдвигает со дна матки на боковые поверхности. Ладонными поверхностями кистей рук производит пальпацию боковых отделов матки.

Определяет положение, позицию и вид плода: при расположении спинки плода слева говорят о 1 позиции, справа – о 2 позиции, спинки плода спереди – о переднем виде, спинки сзади – о заднем виде. Затем определяет предлежащую часть плода, для этого ладонь правой руки устанавливает на лоно, а пальцами рук захватывает предлежащую часть. При выявлении плотной и баллотирующей части говорят о головном предлежании, при выявлении мягкой, небаллотирующей части – о тазовом предлежании. Затем определяет отношение предлежащей части к плоскостям малого таза. Для этого поворачивается лицом к ногам обследуемой женщины. Кисти рук располагает латерально от средней линии над горизонтальными ветвями лобковой кости. Постепенно продвигая руки между предлежащей частью и плоскостью входа в малый таз, определяет отношение предлежащей части к плоскостям малого таза. Аускультация сердечных тонов плода. Стетоскоп устанавливает в зависимости от характера предлежащей части и позиции плода. При головном предлежании устанавливает ниже пупка, при тазовом – выше. При I позиции – слева, при II позиции – справа. Определяет частоту сердечных сокращений, в норме 120-160 уд/мин, ясное, ритмичное. Определяет предполагаемый срок беременности – от первого дня последней менструации – 3 месяца+14 дней и определяет предполагаемую массу плода по формуле Жорданиа (ОЖ * ВСДМ).

7. Оценивание: Для оценки насколько интерн освоил навык, выполнения каждого шага по навыкам оценивается в пределах 0-0,5 баллов, заноситься в оценочный лист (приложение №1) и выносится общий балл по всем шагам. Итоговый балл интерна выносится по многобаллной системе в соответствии с оценкой в оценочной шкале

Оценочный лист ОСКЭ.

№ п/п Критерии шагов задания 0-0,1 не выполнил 0,2-0,3 выполнил с замечаниями 0,4-0,5 выполнил полностью
Беременную укладывает на кушетку и производит осмотр живота. Измеряет сантиметровой лентой окружность живота на уровне пупка, указывает полученный размер (при доношенном сроке 90-95 см). После этого измеряет высоту дна матки, для этого сантиметровую ленту устанавливает на середину верхнего края лонного сочленения, натягивая ее до дна матки, отмечает размер.      
Измеряет размеры таза. Обследуемая женщина лежит на твердой кушетке, на спине с вытянутыми ногами. Экзаменуемый становится справа от беременной лицом к ней. Ветви тазомера захватывают большими и указательными пальцами за пуговки тазомера, которые прижимают к наружным краям передне-верхних остей подвздошной кости с обеих сторон. Расстояние между ними (d.Spinarum), в норме 25-26 см. Далее пуговки тазомера передвигают с остей по наружному краю гребня подвздошных костей до тех пор, пока не определят наибольшее расстояние (d.Cristarum), в норме 28-29 см. Просит женщину сделать движение ногами, определяет большие вертела и прижимают к ним пуговки тазомера, определяют d. Trohanterica (в норме 30-31 см). Затем просит беременную лечь на бок, нижележащую ногу сгибает в тазобедренном и коленном суставах, выше лежащую – вытягивает. Пуговку одной ветви тазомера устанавливает на середине верхне-наружного края симфиза, другой конец прижимает к крестцовой ямке, измеряют наружную конъюгату (20-21 см). Рассчитывает истинную конъюгату, для этого из длины наружной конъюгаты вычитает 9 см.      
Затем приступает к наружному акушерскому исследованию по Леопольду - Левицкому. Становится справа от беременной лицом к лицу женщины. Ладони обеих рук располагает на дно матки, концы пальцев рук направлены друг к другу, но не соприкасаются. республиканское государственное предприятие - student2.ru Определяет высоту стояния дна матки, наличие крупной части плода в дне матки.      
Затем кисти рук сдвигает со дна матки на боковые поверхности. Ладонными поверхностями кистей рук производит пальпацию боковых отделов матки. республиканское государственное предприятие - student2.ru Определяет положение, позицию и вид плода: при расположении спинки плода слева говорят о 1 позиции, справа – о 2 позиции, спинки плода спереди – о переднем виде, спинки сзади – о заднем виде.      
Затем определяет предлежащую часть плода, для этого ладонь правой руки устанавливает на лоно, а пальцами рук захватывает предлежащую часть. республиканское государственное предприятие - student2.ru При выявлении плотной и баллотирующей части говорят о головном предлежании, при выявлении мягкой, небаллотирующей части – о тазовом предлежании.      
Затем определяет отношение предлежащей части к плоскостям малого таза. Для этого поворачивается лицом к ногам обследуемой женщины. Кисти рук располагает латерально от средней линии над горизонтальными ветвями лобковой кости. республиканское государственное предприятие - student2.ru Постепенно продвигая руки между предлежащей частью и плоскостью входа в малый таз, определяет отношение предлежащей части к плоскостям малого таза.      
Аускультация сердечных тонов плода. Стетоскоп устанавливает в зависимости от характера предлежащей части и позиции плода. При головном предлежании устанавливает ниже пупка, при тазовом – выше. При I позиции – слева, при II позиции – справа. Определяет частоту сердечных сокращений, в норме 120-160 уд/мин, ясное, ритмичное.      
Определяет предполагаемый срок беременности – от первого дня последней менструации – 3 месяца+14 дней и определяет предполагаемую массу плода по формуле Жорданиа (ОЖ * ВСДМ).      
  ИТОГО      
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки % содержание Оценка по традиционной системе
А 3,84-4,0 95-100 Отлично
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 Хорошо
В 2,84 -3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,5 70-74 Удовлетворительно
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1,83 60-64
D+ 1,17-1,5 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0,99-0 0-49 Неудовлетворительно

8. Литература:

1. Айламазян Э.К., Акушерство: учебник для мед вузов, - СПб.: Спец.Лит., 2003, 4-е изд. – 528 с.

2. Акушерство под ред. Г.М.Савельевой. – М.:Медицина, 2000. – 816 с.

3. Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие для вузов с компакт-диском, под ред. О.В.Макарова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2007. – 640 с.

4. Гуменюк Е.Г. Акушерство: физиология беременности: учебное пособие. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 170 с.

5. В.И. Дуда, Физиологическое акушерство, - Минск:Высшая школа, 2000.-447 с.

6. Н.И.Жиляев, Акушерство: фантомный курс, - Киев: Книга-плюс, 2002. – 239 с.

7. Избранные лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.К.Стрижакова и др., - Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

8. Клинические лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.Н.Стрижакова и др. – М.:Медицина, 2000. – 379 с.

9. Практические навыки по акушерству и гинекологии: учебное пособие, Л.Я.Супрун, Т.С.Дивакова и др., - Минск: Новое знание, 2002. – 166 с.

10. Руководство к практическим занятиям по акушерству под ред. В.Е.Радзинского. – М.:МИА, 2004. – 576 с.

11. Г.М.Савельева, Акушерство6 учебник для вузов, Г.М.Савельева, Р.И.Шалина. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 656 с.

12. Л.М.Смирнова. – М.:Медицина, 1999. -368 с.

С НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ МИНИСТЕРСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Актобе 2017

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ___от __________________201__ г

Руководитель кафедры акушерства и гинекологии №2,

к.м.н., доцент _____________Тусупкалиев А.Б.

Оценочный лист ОСКЭ.

№ п/п   Критерии шагов задания 0-0,1 не выполнил 0,2-0,3 выполнил с замечаниями 0,4-0,5 выполнил полностью
После тщательного мытья рук в соответствии с правилом, на обе руки надевает стерильные резиновые перчатки.      
  Проводит осмотр наружных половых органов: большим и указательным пальцами обеих рук раздвигает большие половые губы, осматривает преддверие влагалища, пальпирует область бартолиниевых желез (нижняя треть больших половых губ).      
3. Приступает к осмотру шейки матки в зеркалах, для чего вводят зеркала боком, затем поворачивает и раскрывает их. Осматривает шейку матки и слизистую влагалища, обращает внимание на возможность наличия гиперемии, дает оценку характеру выделений. После чего зеркала сначала закрывает и выводит.      
Для проведения влагалищного исследования устанавливает правую ногу на подставку кресла, левая находится на полу. Наружные половые органы обрабатывает стерильным шариком, смоченным в дезинфицирующем растворе.      
  республиканское государственное предприятие - student2.ru   Указательным и большим пальцами левой руки раздвигает большие половые губы. республиканское государственное предприятие - student2.ru Во влагалище вводит вначале средний палец, которым надавливает заднюю стенку влагалища, а затем – указательный палец. Наружную руку располагает на передней брюшной стенке.      
Оценивает состояние шейки матки: отношение ее к оси таза, консистенцию, проходимость шеечного канала, длину, целостность плодного пузыря, характер подлежащей части, достижимость мыса.      
После осмотра пальцы выводит из влагалища, осматривает и оценивает характер влагалищных выделений (кровянистые, гнойные, слизистые).      
Перчатки утилизирует.      
  Итого:      
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки % содержание Оценка по традиционной системе
А 3,84-4,0 95-100 Отлично
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 Хорошо
В 2,84 -3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,5 70-74 Удовлетворительно
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1,83 60-64
D+ 1,17-1,5 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0,99-0 0-49 Неудовлетворительно

Литература

1. Айламазян Э.К., Акушерство: учебник для мед вузов, - СПб.: Спец.Лит., 2003, 4-е изд. – 528 с.

2. Акушерство под ред. Г.М.Савельевой. – М.:Медицина, 2000. – 816 с.

3. Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие для вузов с компакт-диском, под ред. О.В.Макарова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2007. – 640 с.

4. Гуменюк Е.Г. Акушерство: физиология беременности: учебное пособие. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 170 с.

5. В.И. Дуда, Физиологическое акушерство, - Минск:Высшая школа, 2000.-447 с.

6. Н.И.Жиляев, Акушерство: фантомный курс, - Киев: Книга-плюс, 2002. – 239 с.

7. Избранные лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.К.Стрижакова и др., - Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

8. Клинические лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.Н.Стрижакова и др. – М.:Медицина, 2000. – 379 с.

9. Практические навыки по акушерству и гинекологии: учебное пособие, Л.Я.Супрун, Т.С.Дивакова и др., - Минск: Новое знание, 2002. – 166 с.

10. Руководство к практическим занятиям по акушерству под ред. В.Е.Радзинского. – М.:МИА, 2004. – 576 с.

11. Г.М.Савельева, Акушерство6 учебник для вузов, Г.М.Савельева, Р.И.Шалина. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 656 с.

12. Л.М.Смирнова. – М.:Медицина, 1999. -368 с.

С НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ МИНИСТЕРСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Актобе 2017

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ___от __________________201__ г

Руководитель кафедры акушерства и гинекологии №2,

к.м.н., доцент _____________Тусупкалиев А.Б.

1. Тема:Активное ведение III периода родов.

2. Цель: обучить интерна активному ведениюIII периода родов.

3. Методы обучения иалыми группами

4. Конечный результат: В конце занятия интерн должен знать профилактику метроррагии, определение объема кровопотери, оценку общего состояния роженицы, показать расположение рук, активное выведение последа, оценку целостности последа, массаж матки.

5. Перечень медицинских изделий и оборудований: фантом-муляж, 10 ЕД – 2,0 мл окситоцина, зажим, квадратныйлоток, мерная колба, маска, пеочатки.

6. Алгоритм выполнения навыка:В течение 1-й минуты после рождения ребенка вводят 10 ЕД – 2,0 мл окситоцина в/м в область бедра. Пережимают пуповину зажимом ближе к промежности. Держат пережатую пуповину и концы зажима одной рукой. Другую руку кладут непосредственно над лобковой областью женщины и удерживают матку, отводя ее от лона во время контролируемого потягивания за пуповину, что помогает избежать выворота матки.Пуповину держат в натянутом состоянии, ждут сильного сокращения матки, которое обычно происходит через 2-3 минуты. При сокращении матки и удлинении пуповины, очень осторожно потягивают на себя вниз пуповину до рождения плаценты, другой рукой продолжают отводить матку в направлении, противоположном потягиванию за пуповину.При рождении последа держат его обеими руками и осторожно поворачивают, пока плодные оболочки не родятся. Медленно потягивают послед до завершения родов.После рождения последа немедленно проводят массаж дна матки через переднюю брюшную стенку женщины до появления сокращений матки.Далее внимательно осматривают плаценту, чтобы удостовериться в ее целостности, для чего поднимают послед за пуповину и определяют наличие всех оболочек. Плаценту раскладывают на квадратном лотке материнской поверхностью вверх и внимательно осматривают одну дольку за другой, тщательно осматривают края плаценты. Края целой плаценты гладкие и не имеют отходящих от них оборванных сосудов. Далее переходят к осмотру оболочек: плаценту переворачивают материнской стороной вниз, края разрыва оболочек берут пальцами и расправляют их, стараясь восстановить яйцевую камеру. При этом обращают внимание на целостность водной и ворсистой оболочек и выясняют, нет ли между оболочками оборванных сосудов, отходящих от края плаценты, которые указывают на наличие добавочной дольки плаценты, которая осталась в полости матки.Определяют объём кровопотери, слив всю кровь в мерную колбу. Рассчитывает объём кровопотери в зависимости от массы роженицы - у здоровой роженицы объём кровопотери рассчитывает 0,5% от массы тела, у роженицы с экстрагенитальной патологией 0,3% от массы тела.Оценивают общее состояние роженицы, исследует пульс, измеряет АД.

7. Оценивание: Для оценки насколько интерн освоил навык, выполнения каждого шага по навыкам оценивается в пределах 0-0,5 баллов, заноситься в оценочный лист (приложение №1) и выносится общий балл по всем шагам. Итоговый балл интерна выносится по многобаллной системе в соответствии с оценкой в оценочной шкале.

Оценочный лист

  № п/п   Критерии шагов задания Оценка в баллах
0 - 0,1 не выполнил 0,2 - 0,3 выполнил с замечаниями 0,4 - 0,5 выполнил полностью
В течение 1-й минуты после рождения ребенка вводят 10 ЕД – 2,0 мл окситоцина в/м в область бедра.      
Пережимают пуповину зажимом ближе к промежности. Держат пережатую пуповину и концы зажима одной рукой. Другую руку кладут непосредственно над лобковой областью женщины и удерживают матку, отводя ее от лона во время контролируемого потягивания за пуповину, что помогает избежать выворота матки.      
Пуповину держат в натянутом состоянии, ждут сильного сокращения матки, которое обычно происходит через 2-3 минуты. При сокращении матки и удлинении пуповины, очень осторожно потягивают на себя вниз пуповину до рождения плаценты, другой рукой продолжают отводить матку в направлении, противоположном потягиванию за пуповину. Послед рождают за 3 тракции.      
При рождении последа держат его обеими руками и осторожно поворачивают, пока плодные оболочки не родятся. Медленно потягивают послед до завершения родов.      
После рождения последа немедленно проводят массаж дна матки через переднюю брюшную стенку женщины до появления сокращений матки.      
Далее внимательно осматривают плаценту, чтобы удостовериться в ее целостности, для чего поднимают послед за пуповину и определяют наличие всех оболочек: края разрыва оболочек берут пальцами и расправляют их, стараясь восстановить яйцевую камеру. Плаценту раскладывают на квадратном лотке материнской поверхностью вверх и внимательно осматривают одну дольку за другой, тщательно осматривают края плаценты. Края целой плаценты гладкие и не имеют отходящих от них оборванных сосудов. При этом обращают внимание на целостность водной и ворсистой оболочек и выясняют, нет ли между оболочками оборванных сосудов, отходящих от края плаценты, которые указывают на наличие добавочной дольки плаценты, которая осталась в полости матки.      
Определяют объём кровопотери, слив всю кровь в мерную колбу. Рассчитывает объём кровопотери в зависимости от массы роженицы - у здоровой роженицы объём кровопотери рассчитывает 0,5% от массы тела, у роженицы с экстрагенитальной патологией 0,3% от массы тела.      
Оценивают общее состояние роженицы, исследует пульс, измеряет АД.      
  ИТОГО      
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки % содержание Оценка по традиционной системе
А 3,84-4,0 95-100 Отлично
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 Хорошо
В 2,84 -3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,5 70-74 Удовлетворительно
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1,83 60-64
D+ 1,17-1,5 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0,99-0 0-49 Неудовлетворительно

8. Литература:

1. Айламазян Э.К., Акушерство: учебник для мед вузов, - СПб.: Спец.Лит., 2003, 4-е изд. – 528 с.

2. Акушерство под ред. Г.М.Савельевой. – М.:Медицина, 2000. – 816 с.

3. Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие для вузов с компакт-диском, под ред. О.В.Макарова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2007. – 640 с.

4. Гуменюк Е.Г. Акушерство: физиология беременности: учебное пособие. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 170 с.

5. В.И. Дуда, Физиологическое акушерство, - Минск:Высшая школа, 2000.-447 с.

6. Н.И.Жиляев, Акушерство: фантомный курс, - Киев: Книга-плюс, 2002. – 239 с.

7. Избранные лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.К.Стрижакова и др., - Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

8. Клинические лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.Н.Стрижакова и др. – М.:Медицина, 2000. – 379 с.

9. Практические навыки по акушерству и гинекологии: учебное пособие, Л.Я.Супрун, Т.С.Дивакова и др., - Минск: Новое знание, 2002. – 166 с.

10. Руководство к практическим занятиям по акушерству под ред. В.Е.Радзинского. – М.:МИА, 2004. – 576 с.

11. Г.М.Савельева, Акушерство6 учебник для вузов, Г.М.Савельева, Р.И.Шалина. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 656 с.

12. Л.М.Смирнова. – М.:Медицина, 1999. -368 с.

С НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ МИНИСТЕРСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Актобе 2017

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ___от __________________201__ г

Руководитель кафедры акушерства и гинекологии №2,

к.м.н., доцент _____________Тусупкалиев А.Б.

1. Тема:Техника ушивания разрыва промежности IIстепени.

2. Цель: обучить интерна технике ушивания разрыва промежности IIстепени.

3. Методы обучения малыми группами

4. Конечный результат: В конце занятия интерн должен знать классификацию разрывов, технику ушивания разрывов.

5. Перечень медицинских изделий и оборудований: зеркала послеродовые, корцанг, марлевые тампоны, иглодержатель, иглы, шовный материал, маска, перчатки.

6. Алгоритм выполнения навыка:Тщательно моют руки в соответствии с положением, на обе руки надевают стерильные одноразовые перчатки. Обрабатывают наружные половые органы. Подготавливают необходимые инструменты и шовный материал: зеркала, корцанги, иглодержатель, игла, марлевые тампоны и шовный материал. Из шовного материала предпочитают хромированный кетгут, дексон, викрил. По показаниям производятся обезболивание. Приступают к осмотру шейки матки, для чего вводит заднее зеркало, соблюдает правило введения зеркала боком; затем поворачивают его вниз и оттягивают промежность. Верхнее зеркало также вводится с соблюдением правил. После чего осматривают шейку матки путем накладывания корнцангов и перекладыванием корнцангов проводиться осмотр шейки матки. Далее проводиться осмотр стенки влагалища. И переходят на осмотр наружных половых органов и промежности. При обнаружении разрыва промежности, проводят ушивание под местным обезболиванием. Операция должна начинаться с наложения шва на верхний угол разрыва влагалища, который должен быть хорошо обнажен зеркалами или марлевыми тампонами. Концы лигатуры берут на зажим, и помощник натягивает нить. При этом хорошо видны края раны. Производят наложение 3-4 погружных швов на мышцы промежности. Затем восстанавливают стенки влагалища с помощью наложения отдельных лигатур или непрерывного шва с захватыванием подлежащих тканей; ориентиром при этом служит первоначально наложенная и переданная помощнику лигатура. Восстановление кожи промежности производят с помощью 3-4 отдельных шелковых лигатур или подкожного косметического шва. Обрабатывают швы антисептическим раствором. Распоряжаются об уничтожении использованных материалов. Погружают инструменты в емкость с антисептическим раствором № 1 для инструментов. Перчатки утилизируют в желтые емкости. Измеряют АД, пульс. Производят легкий массаж матки. Руки моют с мылом, вытирают сухим полотенцем. Производят запись в истории родов.

7. Оценивание: Для оценки насколько интерн освоил навык, выполнения каждого шага по навыкам оценивается в пределах 0-0,5 баллов, заноситься в оценочный лист (приложение №1) и выносится общий балл по всем шагам. Итоговый балл интерна выносится по многобаллной системе в соответствии с оценкой в оценочной шкале.

Оценочный лист ОСКЭ.

№ п/п   Критерии шагов задания 0-0,1 не выполнил 0,2-0,3 выполнил с Замечаниями 0,4-0,5 выполнил полностью
Тщательно моют руки в соответствии с положением, на обе руки надевают стерильные одноразовые перчатки. Обрабатывают наружные половые органы.      
Подготавливают необходимые инструменты и шовный материал: зеркала, корцанги, иглодержатель, игла, марлевые тампоны и шовный материал. Из шовного материала предпочитают хромированный кетгут, дексон, викрил. По показаниям производятся обезболивание      
Приступают к осмотру шейки матки, для чего вводит заднее зеркало, соблюдает правило введения зеркала боком; затем поворачивают его вниз и оттягивают промежность. Переднее зеркало также вводится с соблюдением правил. После чего осматривают шейку матки путем накладывания корнцангов и перекладыванием корнцангов проводиться осмотр шейки матки. Далее проводиться осмотр стенки влагалища. И переходят на осмотр наружных половых органов и промежности.      
При обнаружении разрыва промежности, проводят ушивание под местным обезболиванием. Операция должна начинаться с наложения шва на верхний угол разрыва влагалища, который должен быть хорошо обнажен зеркалами или марлевыми тампонами. Концы лигатуры берут на зажим, и помощник натягивает нить. При этом хорошо видны края раны.      
Производят наложение 3-4 погружных швов на мышцы промежности. Затем восстанавливают стенки влагалища с помощью наложения отдельных лигатур или непрерывного шва с захватыванием подлежащих тканей; ориентиром при этом служит первоначально наложенная и переданная помощнику лигатура..      
Восстановление кожи промежности производят с помощью 3-4 отдельных шелковых лигатур или подкожного косметического шва. Обрабатывают швы антисептическим раствором      
Распоряжаются об уничтожении использованных материалов. Погружают инструменты в емкость с антисептическим раствором № 1 для инструментов. Перчатки утилизируют в желтые емкости.      
Измеряют АД, пульс. Производят легкий массаж матки. Руки моют с мылом, вытирают сухим полотенцем. Производят запись в истории родов.      
  ИТОГО      
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки % содержание Оценка по традиционной системе
А 3,84-4,0 95-100 Отлично
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 Хорошо
В 2,84 -3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,5 70-74 Удовлетворительно
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1,83 60-64
D+ 1,17-1,5 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0,99-0 0-49 Неудовлетворительно

8. Литература:

1. Айламазян Э.К., Акушерство: учебник для мед вузов, - СПб.: Спец.Лит., 2003, 4-е изд. – 528 с.

2. Акушерство под ред. Г.М.Савельевой. – М.:Медицина, 2000. – 816 с.

3. Акушерство. Клинические лекции: учебное пособие для вузов с компакт-диском, под ред. О.В.Макарова. – М.: ГЭОТАР-Медиа,2007. – 640 с.

4. Гуменюк Е.Г. Акушерство: физиология беременности: учебное пособие. – Петрозаводск: ИнтелТек, 2004. – 170 с.

5. В.И. Дуда, Физиологическое акушерство, - Минск:Высшая школа, 2000.-447 с.

6. Н.И.Жиляев, Акушерство: фантомный курс, - Киев: Книга-плюс, 2002. – 239 с.

7. Избранные лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.К.Стрижакова и др., - Ростов на Дону: Феникс, 2000. – 512 с.

8. Клинические лекции по акушерству и гинекологии под ред. А.Н.Стрижакова и др. – М.:Медицина, 2000. – 379 с.

9. Практические навыки по акушерству и гинекологии: учебное пособие, Л.Я.Супрун, Т.С.Дивакова и др., - Минск: Новое знание, 2002. – 166 с.

10. Руководство к практическим занятиям по акушерству под ред. В.Е.Радзинского. – М.:МИА, 2004. – 576 с.

11. Г.М.Савельева, Акушерство6 учебник для вузов, Г.М.Савельева, Р.И.Шалина. – М.:ГЭОТАР – Медиа, 2008. – 656 с.

12. Л.М.Смирнова. – М.:Медицина, 1999. -368 с.

С НАБЛЮДАТЕЛЬНЫМ СОВЕТОМ МИНИСТЕРСТВА

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ЦЕНТР ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Актобе 2017

Обсуждено и утверждено на заседании кафедры

Протокол № ___от __________________201__ г

Руководитель кафедры акушерства и гинекологии №2,

к.м.н., доцент _____________Тусупкалиев А.Б.

Оценочный лист ОСКЭ.

  № п/п   Критерии шагов задания Оценка в баллах
0 - 0,1 не выполнил 0,2 - 0,3 выполнил с замечаниями 0,4 - 0,5 выполнил полностью
Показаниями для ручного отделения и выделения последа являются: отсутствие признаков отделения плаценты и кровотечения в течение 30 минут после рождения плода; кровотечение в ІІІ периоде родов, превышающее объем физиологической кровопотери и отсутствие признаков отделения плаценты.      
Катетеризируют и опорожняют мочевой пузырь. Игла вводится в вену, разворачивается операционная, предоставляется внутривенный наркоз.      
После соответствующей обработки рук, надевают стерильные перчатки. Обрабатывают наружные половые органы антисептическим раствором, на живот накладывают стерильную пеленку.      
Приступает к операции, двумя пальцами наружной руки раздвигают большие половые губы, внутреннюю руку в виде руки «акушера» вводится во влагалище, затем в полость матки, следуя   республиканское государственное предприятие - student2.ru вдоль пуповины, доходят до места ее прикрепления к плаценте. республиканское государственное предприятие - student2.ru Наружнюю руку помещает на дно матки.      
Внутренней рукой находят край плаценты и «пилящими» движениями отделяют плаценту от стенки матки. Отделившийся послед удаляет республиканское государственное предприятие - student2.ru     потягиванием за пуповину наружной рукой. При этом внутренняя рука остается в полости матки.      
республиканское государственное предприятие - student2.ru Внутренней рукой производят ревизию стенок матки, плацентарной площадки, трубных углов. При обнаружении долек, обрывков плаценты, оболочек, сгустков крови удаляют их рукой. Затем руку выводят из полости матки.      
Затем осматривают родовые пути на целостность. Вводят послеродовые зеркала, осматривают шейку матки, затем переднюю стенку влагалища, при этом вынимая верхнее зеркало, заднюю стенку влагалища, вынимая заднее зеркало. Берут две салфетки, раздвигая половые губы большими пальцами обеих рук, осматривает преддверие влагалища.      
Оценивает кровопотерю. Использованные инструменты помещает в раствор с 0,5% раствором хлорамина.      
  ИТОГО      
Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент оценки % содержание Оценка по традиционной системе
А 3,84-4,0 95-100 Отлично
А- 3,51-3,83 90-94
В+ 3,17-3,50 85-89 Хорошо
В 2,84 -3,16 80-84
В- 2,51-2,83 75-79
С+ 2,17-2,5 70-74 Удовлетворительно
С 1,84-2,16 65-69
С- 1,51-1,83 60-64
D+ 1,17-1,5 55-59
D 1,0-1,16 50-54
F 0,99-0 0-49 Неудовлетворительно

Литература

1. Айламазян Э.К., Акушерство: учебник для мед вузов, - СПб.: Спец.Лит., 2003, 4-е изд. – 528 с.

2. Акушерство под ред. Г.М.Савельевой. – М.:Медицина, 2000. – 816 с.

3. Акушерство. Клинические лекции: учебно

Наши рекомендации