Библейские основания христианской нравственности
Основанием личной и общественной морали для христианина являются заповеди Закона Божьего, раскрывающие характер Бога и принципы Его правления (Исход, 20:1-17). Эти заповеди на протяжении истории человечества оказывали решающее влияние на формирование законодательств многих государств, развитие социальной сферы и формирование системы моральных ценностей общества. Хотя Господь дал Свой Закон Израилю начертанным на скрижалях после его освобождения из египетского рабства, сам Закон существовал изначально, его принципы были известны человеку от сотворения мира (Бытие, 4:6-8). Заповеди утверждают не только нормы поведения для человечества, но и свидетельствуют о сущности Самого Бога – Его любви к человеку, Его воле и намерениях, касающихся построения личных и общественных отношений.
В Десяти заповедях определены две главные сферы отношений человека: отношение к Богу – Создателю и отношение к окружающим людям (Евангелие от Луки, 10:26-28). Первые четыре заповеди Закона Божьего (Исход, 20: 2-11) призывают нас признать исключительное право Всемогущего Бога быть для человека единственным Божеством и открывают Божью волю относительно того, каким образом следует почитать Бога и поклоняться Ему. Последующие шесть заповедей (Исход, 20:12-17) определяют отношения людей между собой: «почитай отца твоего и мать твою» (об уважении к родителям); «не кради» (защищают собственность человека), «не убивай» (охраняют жизнь человека), «не прелюбодействуй» (утверждают святость супружеских отношений); «не произноси ложного свидетельства» (ограждают от клеветы), «не желай… ничего у ближнего твоего» (призывают господствовать над своими желаниями, так как зависть – корень многих проблем в человеческих отношениях).
Иисус Христос выразил суть Десяти заповедей в словах, известных верующим еще со времен ветхозаветных пророков: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»» ((Второзаконие, 6:5; Левит, 19:18), Евангелие от Матфея, 22:37-39). Смысл Закона Божьего отражен также и в «Золотом правиле» Иисуса Христа: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Евангелие от Матфея, 7:12).
Являясь нравственным эталоном, Заповеди Божьи в то же время остаются недосягаемым идеалом совершенства для грешного человека. Сравнивая свое поведение с требованиями Закона Божьего, человек под влиянием Святого Духа видит свою греховность и приходит к осознанию нужды в Спасителе, Который дарует ему прощение грехов и наделяет силой противостоять искушениям. Только любящий Спасителя и преображенный Духом Святым человек способен жить в послушании Заповедям Божьим, совершенствуя свой характер ради любви и примирения с Богом и ближними, своей жизнью свидетельствуя о том, что спасение – Божий дар, плодом которого является праведность. Основой христианской нравственности является вера в Христа и жизнь по закону Божьему, глубоко осознанное, деятельное и свободное осуществление человеком в своей жизни Заповедей Христа.
7.2. Нравственное состояние современного общества
Нравственное состояние современного общества удручает Церкви, Верующие не могут оставаться равнодушными перед страданиями, которые постигают людей, пренебрегающих принципами иудео-христианской этики. Когда человек утрачивает нравственный стержень, нарушается духовно-нравственная целостность личности, в результате его поступки становятся все менее логичными и последовательными. Поразительнее всего, что зачастую люди отвергают необходимость придерживаться нравственных норм ради личной выгоды, из соображений целесообразности. И пожинают горе.
Нравственное здоровье общества складывается из ответственного отношения каждого его члена к общепризнанным нравственным ценностям, имеющим основание в Библии. Нравственная распущенность, алкоголизм, употребление наркотиков не могут рассматриваться лишь как чье-то личное дело. Каждый человек несет ответственность за свой образ жизни не только перед Богом и близкими, но и перед всем обществом. Открыто аморальный образ жизни оказывает отрицательное влияние на окружающих, особенно на детей и подростков, у которых собственная система ценностей еще только формируется. И «горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Евангелие от Матфея, 18:7).
Церкви решительно выступают против распространения порнографии, популяризации внебрачных и добрачных связей и сексуальных извращений. Мы считаем особенно вредной пропаганду таких взглядов в школьных программах полового воспитания. Мы полагаем необходимым ввести более жесткие законодательные нормы, запрещающие распространение эротики и порнографии в печатных изданиях, кино и сети Интернета.
Нравственное влияние Церкви
Множество людей в современном обществе страдает тяжелыми нравственными недугами, которые требуют длительного и серьезного врачевания объединенными усилиями церквей, общества и государства.
Церкви призывают своих верующих жить согласно нравственным принципам Божьих заповедей и содействовать совершенствованию мира и возрождению в нем христианской морали. Несомненно, чем больше людей будут руководствоваться этими принципами, тем счастливее станут они сами и все общество в целом. Христианские церкви, уважая свободный выбор человека, стремятся помочь каждому человеку открыть для себя Вечного Бога и Его Слово, поскольку правильные отношения со Всевышним определяют и гармоничные отношения с ближними.
Стремясь помочь каждому человеку вести нравственный образ жизни и строить добрые отношения в семье и обществе, Церкви проводят различные программы духовно-нравственного содержания. Мы делаем все возможное со своей стороны, чтобы уберечь общество и особенно подрастающее поколение от растлевающего влияния вседозволенности, порнографии, проституции, сексуальной распущенности и извращений, от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам.
Являясь ответственными гражданами своей страны, христиане стремятся привести свою жизнь в согласие с вечными принципами нравственного Закона через веру в Спасителя Господа Иисуса Христа и помочь своим ближним осознать ценность такого выбора.
БРАК, СЕМЬЯ, ДЕТСТВО
Современное российское общество нуждается в укреплении семьи. Церкви обеспокоены все увеличивающимся количеством разводов и детей, воспитывающихся в неполных семьях. Это связано с общим падением моральных норм и значения института брака. Для христиан брак – не просто добровольный союз мужчины и женщины, но институт, установленный Самим Богом, основа для создания семьи, без которой невозможно ни нормальное течение жизни социума в целом, ни правильное формирование подрастающего поколения. Являясь самой малой ячейкой общества, семья напрямую влияет на благополучие всего общества.
Поскольку Бог установил брак как моногамный союз мужчины и женщины, а также исходя из того, что Библия осуждает гомосексуальное поведение как противоестественное и унижающее лучшее творение Бога, мы не считаем приемлемой регистрацию «браков» гомосексуальных пар. Не приемлем мы и «усыновление» детей подобными «семьями», равно как инцест и скотоложство, запрещенные в Ветхом и Новом заветах (Левит 18:6; 22-24; 20:13, 17, 19; Второзаконие 27:20-23; Послание Римлянам 1:26-27; 1 Послание Коринфянам 6:9).
Семья с точки зрения христиан – больше, чем группа людей, соединенных кровными узами через брак или усыновление, как принято считать в светском обществе. Семья – это маленькая церковь в глазах Бога, в которой Бог – Творец, отец – священник, мать – помощница, а дети – паства. Поэтому в христианском браке изначально присутствуют три личности – Господь и супруги.
Цели брака
Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним.
Обретение счастья в союзе любви. Сотворив Адама, Господь создал его социальным существом, с врожденной потребностью в общении, понимании и любви. Именно поэтому Бог произнес слова: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). В супружеских отношениях человек обретает такие благословения, поддержку, заботу, общение, радость любви и дружбы, которые не сможет найти ни в каком другом союзе. Супруги, следуя заповеди Священного Писания: «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24-25), должны стремиться к единству, обогащая и дополняя друг друга духовно, эмоционально, интеллектуально. Семейное счастье невозможно без супружеской верности. А верность предполагает не просто сознательное решение сохранять себя от измены, но также заботиться о благополучии и счастье супруга всю его жизнь, как в добрые, так и в трудные времена.
Удовлетворение сексуальной потребности. Сотворив человека с определенной сексуальной принадлежностью – мужской или женской, Господь Сам предусмотрел и единственно законный путь для удовлетворения сексуальной потребности – в браке (Послание Римлянам 7:2). Нагота супругов принадлежит только им двоим (Бытие 2:24-25; Левит 18:7-18; 20:11; 19-21). Верность друг другу в браке – принцип, следуя которому супруги сохранят себя от измены и всевозможных незаконных связей. «Не прелюбодействуй», – гласит седьмая заповедь закона Божьего (Исход 20:14, Притчи 6:24-32; Евангелие от Матфея 5:27-28;ПосланиеГалатам 5:19-23). Греховная природа человека тяготеет к удовлетворению законной потребности незаконными способами. Добрачные и внебрачные связи чреваты разрушительными последствиями и для тех, кто непосредственно вовлечен в эти отношения, и для всего общества. Божьи заповеди, ограничивающие сексуальное поведение человека рамками брачного союза, не только охраняют семью и права более слабых его членов – женщин и детей, но и несут в себе благословения для каждого из супругов, защищая их нравственное, эмоциональное и физическое здоровье. Сокровенная близость брачных отношений, нежность, признание и выражение любви в словах и прикосновениях, радость дружбы и верность в трудностях – это то, что должны постоянно дарить супруги друг другу.
Необходимо также отметить, что некоторые люди в силу вынужденных обстоятельств или сознательного решения остаются одинокими. Священное Писание призывает и одиноких людей хранить себя от блуда, помня, что тела наши – храм живущего в нас Святого Духа (1 Послание Коринфянам 6:15-19). Господь может помочь человеку и в таких обстоятельствах обрести смысл в жизни и счастье, реализуя свои таланты и направляя их на служение тем, кто дорог им, кто нуждается в этом.
Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью. Бездетный брак, лишенный этого благословения, тем не менее, в библейском понимании, остается полноценной семьей, способной воплотить остальные цели брачного союза и обрести счастье.
Воспитание детей. В семье, своей первой школе, дети должны научиться правильному поведению и отношению к окружающим и Богу. Дети земных родителей являются также и детьми Небесного Отца, а потому призваны отражать в себе образ Божий. Церковь считает своим долгом помогать родителям осознать ответственность, которую они несут перед Богом за духовное и нравственное воспитание детей (Второзаконие 6:6-7).
Дети – наследники материального и духовного достояния своего народа, поэтому их следует приобщать к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры. В то же время родителям необходимо оберегать детей от таких явлений культуры, которые могут повредить созиданию целостной личности, физическому и нравственному здоровью ребенка или противоречат христианским принципам.
Библия призывает детей относиться к родителям с особым уважением: «Почитай отца твоего и мать твою», – призывает пятая заповедь закона Божьего (Исход 20:12; Евангелие от Матфея 15:3-6; Послание Ефесянам 6:1-3, Послание Колоссянам 3:20; 1 Послание Тимофею 5:4). Чтобы поднять на должную высоту статус материнства и роль отца, Церкви учат и призывают детей относиться к родителям с уважением и почтением, заботиться о них в старости. Забота Христа о Своей Матери при распятии (Евангелие от Иоанна 19:26-27) является примером на все времена.
Истории жизни библейских героев предостерегают от проблем, которые могут возникнуть в отношениях между членами семьи, таких, как фаворитизм, соперничество, вражда. Еще больше в Библии положительных примеров духовного единения близких людей и самоотверженных братских отношений. Братья и сестры в семье должны научиться заботиться друг о друге, неэгоистично любить и поддерживать друг друга.
Дети помогают родителям понять любовь Бога к человечеству, поэтому родители, желающие своим детям добра, будут стремиться отражать Божий характер. Дети вправе ожидать от своих родителей заботы, поддержки, дружбы, правильного примера и неэгоистичной любви. Семья – это мастерская характера. Самое лучшее воспитание – через пример гармоничных отношений в семье.
Из-за большого числа разводов много детей растет в неполных семьях. На нужды таких детей, материальные, психологические и духовные, должно быть обращено внимание общества, государства и Церквей.
Учитывая всю сложность воспитания подрастающего поколения, мы считаем, что Церкви призваны помочь обществу привить детям и молодежи, прежде всего, морально-нравственные ценности. К сожалению, сегодня немало безответственных родителей, которые бросают своих детей. Немалую озабоченность Церквей вызывают и живущие на улице беспризорники. Церкви не могут оставаться равнодушными к их судьбам и по мере сил стараются помочь обездоленным детям.
Создание домашнего очага и распределение ролей в браке. Брак предназначен быть гармоничным союзом двух равных по достоинству личностей, члены семьи имеют в нем определенные обязанности, которые распределяются с общего согласия. Различные роли мужа и жены, отца и матери ни в коем случае не являются дискриминацией одного перед другим, так как и мужчина, и женщина были сотворены по образу и подобию Божьему (Бытие 1:27).
Церкви, в соответствии с библейской позицией, видят роль мужа и отца не только в обязанности быть кормильцем семьи. Ответственность за воспитание детей возложена на обоих родителей, но отцу отводится особая роль – духовного наставника и священника. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание Ефесянам 6:4). Священное Писание отводит мужу роль главы жены (Послание Ефесянам 5: 23), а женщине – роль помощницы мужа и хранительницы семейного очага. Хотя в современных семьях супруги часто избирают гибкую модель, когда роль кормильца исполняют оба, домашние обязанности все же чаще возлагаются на женщину, перегружая ее физически и эмоционально. Еще чаще женщины занимаются и материальным обеспечением семьи, и воспитанием детей, что провоцирует пассивность мужчин. В результате дети страдают от безотцовщины не только в неполных семьях, но и в семьях с инфантильным, безынициативным главой семейства. Мальчики, не имея положительного примера отца, зачастую оказываются неспособными создавать крепкие семьи и успешно воспитывать своих детей. Девочки не могут сформировать позитивное отношение к мужчинам и правильную модель поведения в своей семье. Решение этой проблемы мы видим в правильном распределении ролей и доброжелательном партнерстве супругов, что поможет каждому из них реализовать себя творчески и вносить посильный вклад в созидание домашнего очага.
Семья должна быть местом, где каждый домочадец может чувствовать себя принятым, любимым и защищенным, уверенным, что есть в этом мире люди, которые его понимают и никогда не предадут. К сожалению, на практике мы видим немало семей, в которых родные люди не способны жить в мире и любви между собой, там правит эгоизм и нередки случаи насилия. Церкви заявляют, что насилие в любых формах неприемлемо, поскольку причиняет страдание, унижает достоинство личности, разрушает семейные узы. Церкви развивают программы, предупреждающие насилие в семье, и помогают людям, пережившим насилие.
Господь создал мужчину и женщину обладающими равным достоинством и равноправными членами общества (Послание Галатам 3:28), поэтому Церкви выступают против любых форм унижения и дискриминации по половому принципу. Мы считаем, что важнейшей задачей является восстановление уважительного отношения к мужчине как мужу и отцу и к женщине как жене и матери. Церкви могут многое сделать, помогая своим соотечественникам сформировать правильный взгляд на брачные отношения, научить дарить бескорыстную любовь друг другу, правильно распределять приоритеты и быть счастливыми на первичном уровне человеческого общежития – в собственной семье.
Заключение брачного союза
Каждая культура имеет свои традиции заключения брачного союза, но какими бы они ни были, в каждом народе существует четкое представление о том, какие отношения мужчины и женщины следует считать законным супружеским союзом. В современном обществе все большее распространение получают так называемые гражданские браки, при которых супруги не регистрируют свой брак и не берут на себя соответствующие обязательства. Идея «гражданских» браков противоречит библейской позиции. Церкви выступают за законные браки, зарегистрированные в органах ЗАГС, с принятием каждым из супругов на себя полной ответственности за свои отношения, семью и будущих детей. Верующие сограждане, вступающие в законный брачный союз, должны получить также и Божье благословение в церкви.
Развод
Следуя библейской позиции, что супруги – это «уже не двое, но одна плоть» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Марка 10:6-9; Евангелие от Матфея 19:3-6), христианские Церкви не одобряют развод. Брачный союз – это отношения, основанные на верности, это завет, заключаемый навсегда и нерасторжимый до смерти одного из супругов (Малахия 2:14; Послание Римлянам 7: 2-3). Единственно оправданными причинами развода являются измена супруга (Евангелие от Матфея 19:9) или отказ неверующего супруга состоять в браке с верующим (1 Послание Коринфянам 7:15). Расторжение брака (развод) – трагедия, причиняющая страдания не только супругам, но их детям. Библия призывает хранить брачный союз в чистоте и не разрушать его, даже если одна из сторон не разделяет убеждения второго супруга (Послание Римлянам 7:13-16).
Такое отношение Церквей к разводу не случайно. В Священном Писании супружеские отношения символизируют отношения Бога и Его народа (Исайя 54:5; Осия 2:19-20), Христа и Его Церкви (Послание Ефесянам 5:22-33). Воссоединение Христа и Его Церкви описывается как брак Агнца (Откровение 19:7-9). Подобно тому, как любовь Божья к Своему народу не может прекратиться, так и отношения супругов и их любовь не должны прекращаться (Иеремия 31:3; Песня Песней 8:6-7).
Состояние семей – индикатор здоровья общества. То, что происходит в современных семьях, обязательно отразится на жизни всего общества. Мы считаем, что религиозные и общественные институты должны объединить силы, помогая семьям укреплять свои отношения, растить детей и быть счастливыми. Церкви готовы внести свой вклад, организуя семинары, программы, детские праздники, распространяя специальную литературу. Церкви считают своим долгом помочь соотечественникам осознать непреходящую ценность института брака и научиться строить счастливые взаимоотношения в супружестве, тем самым содействуя оздоровлению и процветанию общества.
Проблема сиротства
Господь предусмотрел чуткую заботу о детях со стороны родителей, однако в современном обществе растет число сирот. Дети остаются без попечения родителей по разным причинам, и в наше время таких причин становится все больше: болезни, военные конфликты, автокатастрофы, разного рода преступления. Но особенно пугает рост социального сиротства – детские дома переполнены брошенными детьми, чьи отцы и матери лишены родительских прав.
Священное Писание говорит, что Бог – Отец сирот (Псалом 67:6), что ребенок может рассчитывать на такую же охрану, помощь, благословение и милость со стороны Своего Небесного Отца, как и взрослый человек. Все дети – полноправные члены небесного Царства (Евангелие от Матфея 18:1-10), поэтому Господь ожидает, что обездоленные дети также будут окружены заботой взрослых. Следуя библейским принципам, Церкви считают своим долгом проявлять заботу о сиротах. Это выражается в различной помощи детским домам и домам ребенка, организации праздничных программ, благотворительных акций по сбору вещей и продуктов. Церкви также готовы помогать педагогам детских учреждений воспитывать детей в духе христианских ценностей. Особенно в этом нуждаются ребята с девиантным поведением, многие из которых становятся легкой добычей криминального мира.
Особую тревогу вызывают беспризорники. Чтобы вернуть их в общество, недостаточно единовременных пособий и разовых мероприятий. Необходимы долгосрочные усилия педагогов и волонтеров, которые помогут детям найти свое место в мире и успешно интегрироваться в обществе. Мы поощряем тех, кто открывает свои дома для сирот, становясь их опекунами или приемными родителями, являя на деле Божью любовь к детям. Чтобы решить проблему сиротства, церковь и общество должны объединить свои усилия, ведь в современном цивилизованном обществе не должно быть чужих и ненужных детей.
ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА
С позиции Церквей здоровье – одна из важнейших ценностей человеческого бытия. Под здоровьем понимается динамичный процесс сохранения и развития психических, физических и духовных способностей человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности. Нормальное обеспечение этого процесса напрямую зависит от послушания тем физическим и духовно-нравственным законам, которым Бог подчинил существование человека. Нарушение этих законов неизбежно ведет к болезни.
Целый ряд демографических показателей выявляет тревожные тенденции в состоянии здоровья населения: низкий уровень рождаемости, в некоторых регионах смертность превышает рождаемость, что ведет к сдерживанию естественного прироста населения, сократилась средняя продолжительность жизни, особенно среди мужчин. Немаловажную роль в ухудшении демографической ситуации играет высокий уровень сердечно-сосудистых, онкологических, инфекционных, психических, венерических заболеваний, врожденных патологий развития и уродств. Настоящей национальной бедой является проблема алкоголизма и наркомании.
Демографические проблемы находятся в сфере внимания Церквей. Борьба с депопуляцией должна включать активную поддержку научных, медицинских и социальных программ по защите материнства и детства.
Перед лицом этой большой беды Церкви не могут равнодушно стоять в стороне. Они призваны внести посильную лепту в дело не только духовного, но и физического оздоровления народа.