Свобода совести, праваи достоинство личностил

Оглавление

ПРЕДИСЛОВИЕ

ОСНОВЫ ВЕРЫ

СВОБОДА СОВЕСТИ, ПРАВАИ ДОСТОИНСТВО ЛИЧНОСТИЛ

Достоинство личности

Права человека

Веротерпимость

Отношение к рабству и торговле людьми

ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВО

Задачи и функции государственной власти

Повиновение властям

Светский характер государства

Сферы взаимодействия Церквей и государства

ЦЕРКВИ И ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ

Участие в выборах и референдумах

Предвыборная кампания и агитация

Участие в работе органов власти

Христианство и власть

ЦЕРКВИ И НАЦИИ

Равенство наций

Межэтнические отношения

Отношение к национальным культурным ценностям

Любовь к родине

ХРИСТИАНСКИЕ КОНФЕССИИ И ИНЫЕ РЕЛИГИИ

Иные религии

Отношение к оккультизму

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА

Библейские основания христианской нравственности

Нравственное состояние современного общества

Нравственное влияние Церкви

БРАК, СЕМЬЯ, ДЕТСТВО

Цели брака

Заключение брачного союза

Развод

Проблема сиротства

ЗДОРОВЬЕ ЛИЧНОСТИ И НАРОДА

Библейский взгляд на здоровье личности

Профилактика – приоритетное направление в сохранении здоровья

Отношение к лечебной медицине

Отношение к физкультуре и спорту

Отношение к табакокурению, алкоголизму, наркомании

Отношение к психическим заболеваниям и психиатрии

Проблема ВИЧ/СПИДа

БИОМЕДИЦИНСКАЯ ЭТИКА

Аборт и контрацепция

Манипуляции с зарождением человеческой жизни

Клонирование человека

Пересадка органов

Продление жизни и эвтаназия

Изменение пола и транссексуальность

ЭКОНОМИКА, ТРУД, СОБСТВЕННОСТЬ

Собственность

Труд

Предпринимательство и протестантская этика

Благотворительность

12. ВОЙНА, МИР, ВОЕННАЯ СЛУЖБА

Война

Миротворчество и помощь жертвам войны

Вооруженные силы и военная служба

ПРЕСТУПНОСТЬ И НАКАЗАНИЕ

Борьба с преступностью

Отношение к преступникам

Профилактика преступности

НАУКА, ОБРАЗОВАНИЕ, КУЛЬТУРА

Наука

Образование

Культура

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Человек и окружающая среда

Взаимосвязь между экологическим и духовным кризисами

Экологический кризис и кончина века

Экологическая значимость искупления

Экологическая этика

Участие верующих в охране природы

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ

Социальная справедливость

О капелланском служении

ЦЕРКВИ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ: Из истории российских протестантских церквей

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящий документ является вторым, дополненным и переработанным изданием «Социальной позиции протестантских церквей России», увидевшей свет в 2003 году. Он подготовлен и утвержден протестантскими церквями (деноминациями) в соответствии с решением Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России. Необходимость его создания продиктована вызовами нашего времени.

В настоящее время в Консультативный Совет входят:

Евро-Азиатская Федерация Союзов Евангельских Христиан-Баптистов;

Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов;

Евро-Азиатское отделение Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня и Западно-Российский Союз Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня;

Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (Пятидесятников);

Российская Церковь Христиан Веры Евангельской;

ОСНОВЫ ВЕРЫ

Мы верим в Триединого Бога Отца, Сына и Святого Духа:

- в Бога Отца, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого, Вечносущего, Святого, Источника жизни;

- в Единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Духа Святого и Девы Марии, распятого за нас, умершего и в третий день воскресшего, вознесшегося на небо и сидящего одесную Отца, и вновь грядущего судить живых и мертвых, и Его Царство не прекратится;

- в Духа Святого Единосущного с Отцом и Сыном, чья миссия – это обличать мир о грехе, свидетельствовать об Иисусе Христе, раздавать духовные дары членам тела Христова (Церкви), совершая в них духовный рост.

Мы верим, что Библия есть полное, непогрешимое, богодухновенное Слово Божье, единственное безошибочное мерило веры и руководства в жизни.

Мы верим, что человек создан Богом по образу и подобию Его. Вследствие грехопадения Адама и Евы отношения человека с Богом нарушились, природа человека приобрела греховные качества и стала смертной. Восстановление отношений человека с Богом, спасение наше совершается по благодати, верою в Господа нашего Иисуса Христа.

Мы верим, что Церковь есть живое духовное тело, глава которого Христос. Всякий человек, верующий в Иисуса Христа как в своего Спасителя, через покаяние и водное крещение приобщается к святой Церкви.


Достоинство личности

Каждая человеческая личность обладает наивысшей ценностью в Божьих глазах, «ибо человек создан по образу Божию» (Бытие 9:6). Образ Божий не был утрачен в результате грехопадения, несмотря на то, что личность каждого человека поражена грехом (Псалом 50:7). Бог продолжает любить каждого человека, несмотря на то, что «помышления сердца человеческого – зло от юности его» (Бытие 8:21). Эта любовь, в частности, выражается в заботе Господа о любом человеке (Евангелие от Матфея 5:45). Любовь к себе подобному ожидается и от всякого человека (Евангелие от Марка 12:31).

Любовь к ближнему должна сочетаться с уважением к каждому человеку как образу Божьему (Бытие 1:26-27). Каждый человек вне зависимости от пола, возраста, расы, национальности, достатка, социального положения и состояния здоровья является полноценной личностью и достоин гуманного обращения. Достоинство личности распространяется и на еще не рожденных детей, которые с момента зачатия рассматриваются Церквями как полноценные человеческие существа, чье право на жизнь должно быть защищено.

Достоинство личности должно быть признано не только за гражданами нашей страны, но и за иностранцами и лицами без гражданства. Уважения и человеческого обращения достойны военнопленные, лица, находящиеся в местах лишения свободы, бездомные, инвалиды, люди, по тем или иным причинам изолированные от общества.

Считаем, что уважение к достоинству личности является одним из важнейших показателей нравственного здоровья общества. Цивилизованное общество, правовое государство признает и охраняет достоинство каждой личности. Церкви будут и впредь способствовать утверждению достоинства личности в России.

Права человека

Каждому человеку должно быть гарантировано соблюдение его прав и свобод. Христианам следует с помощью законных средств защищать эти права и бороться за освобождение людей от всякого рода притеснения и порабощения. В этом заключается суть библейских заповедей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Евангелие от Матфея, 22:39) и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Евангелие от Матфея, 7:12).

Мы верим, что свобода мысли, совести и религии является основным и неотъемлемым правом человека. Она была признана в следующих документах, принятых ООН и положенных в основу Конституции Российской Федерации:

· Всеобщая Декларация Прав человека ООН (1948 г.), ст. 18;

· Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), ст.9;

· Международный пакт о гражданских и политических правах (1976г.), ст.18;

· Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений (1981 г.).

Церкви высоко оценивают Конституцию РФ, принятую всенародным голосованием 12 июня 1993 года, особенно те положения, которые посвящены общечеловеческим правам и свободам. Вместе с тем мы считаем, что данные права и свободы необходимо охранять, и защищать, а также наблюдать за правоприменительной практикой,касающейся этих конституционных норм, способствуя религиозной свободе.

Свобода совести, вероисповедания и другие права человека, закрепленные Конституцией РФ, должны быть защищены государством.

Веротерпимость

В последнее время все отчетливее проявляться нетерпимость и экстремизм, вражда и другие формы ксенофобии, терроризм и насилие. Человеческое сообщество еще не достигло той степени толерантности, при которой все без исключения политические, общественные и религиозные организации безоговорочно следовали бы принципам согласия, когда терпимость и особенно веротерпимость заняли бы положенное им место в сознании людей.

В истории человечества нетерпимость существовала всегда, порождая войны, религиозные преследования, идеологическое противостояние. В повседневной жизни она выражается в фанатизме и ксенофобии, а в государственной политике – в расовой дискриминации, преследовании по национальному или религиозному признаку, нарушении демократических свобод. Глобализация экономики, быстрое развитие коммуникаций, урбанизация и интеграционные процессы делают любую эскалацию нетерпимости особенно опасной для всего мира. Осознание этой угрозы поставило перед политиками и мировой общественностью новую задачу: достижение толерантности в международных отношениях как основы их дальнейшего развития. По инициативе ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, которую подписали 185 государств, включая Россию. Декларация гласит, что толерантность – это «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности».

Церкви осуждают проявление вражды по отношению к людям в связи с несогласием с их убеждениями и взглядами. Христиане, как и все люди доброй воли должны признавать право любого человека иметь собственное мировоззрение. Диалог всегда лучше противостояния. Люди должны научиться общению без взаимных оскорблений, без ненависти и злобы обсуждать различные точки зрения. Цель диалога –­ не достижение единомыслия, что зачастую влечет за собой унизительное подчинение некоей господствующей идеологии, а равноправное и уважительное партнерство. Терпимость по отношению к чужим убеждениям – лучшая профилактика всякого рода экстремизма.

Церкви вносят свой вклад в воспитание духа толерантности, способствуя тем самым укреплению мира и стабильности в обществе. Ради этого мы проводим специальные акции, издаем литературу, призываем сограждан уважать свободу вероисповедания, развиваем межконфессиональное сотрудничество.

ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВО

Государство – институт, установленный Богом с целью поддержания порядка в обществе: «Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее» (Послание Римлянам, 13:1-3).

Повиновение властям

Христиане-протестанты считают для себя обязательным исполнение законов страны. Однако если государственная власть, вопреки своему предназначению, перестает служить общественному благу, принимает законы, запрещающие свободное богослужение и проповедь Евангелия или же побуждающие верующих к аморальным действиям (Деяния Апостолов, 4:19), Церкви оставляют за собой и своими членами право поступать согласно своей совести и принципам, заложенным в Евангелии.

Христианство и власть

Христианин, облеченный властью, не должен использовать ее в целях получения преимуществ для себя лично и своей церкви. Он должен стоять на защите конституционных норм и быть беспристрастным, трудиться на благо всего общества, использовать свое влияние для защиты принципов христианской нравственности.

ЦЕРКВИ И НАЦИИ

Равенство наций

Россия – многонациональная страна, и добрые взаимоотношения между ее народами – важный фактор социальной стабильности, гражданского согласия и мира.

Во Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого бы то ни было различия в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения».

Было бы великим заблуждением полагать, будто какая‑либо страна пользуется особым расположением Бога, потому что ее народ исповедует ту или иную религию. Ни один народ не может претендовать на особое Божие благоволение или быть уверенным, что национальные успехи являются естественным результатом его исключительной праведности или предопределения. Опасность подобных утверждений состоит в том, что они служат основанием для создания привилегированных условий отдельной части человеческого общества за счет игнорирования или неуважения интересов других. Ничто не может быть основанием для оправдания действий, направленных на формирование предпочтения той или иной религии или конфессиональной организации за счет дискриминации других, для инициирования соответствующих вероисповедных законов, порой считая такие действия частью «божественного поручения». Библия учит, что «праведность возвышает народ» (Притчи 14:34).

Церкви поддерживают тезис, закрепленный в ст. 19 Конституции РФ, который гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, национальности или религиозной принадлежности. «От одной крови Он произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию» (Деяния апостолов, 17:26).

Межэтнические отношения

Церкви, основываясь на Слове Божьем, не делят народы на малые и большие, более или менее значимые. Они призывают к терпимости и уважению к людям независимо от их национальной принадлежности и религиозного выбора.

«Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства» (Всеобщая декларация прав человека).

Любовь к родине

С точки зрения Церквей, любовь к родине выражается в деятельности, направленной на повышение уровня благосостояния страны и общества. «И заботьтесь о благосостоянии города, в который Я переселил вас, и молитесь за него Господу, ибо при благосостоянии его и вам будет мир» (Иеремия, 29:7).

Мы ценим наше историческое и культурное наследие, утверждающее непреходящие духовные и нравственные ценности, осознавая свою ответственность за сохранение и преумножение этих ценностей перед настоящим и будущими поколениями. Являясь частью народа России, мы своим служением совершаем вклад в созидание нашего земного Отечества.

Культурные блага должны быть доступны каждому человеку независимо от его социального, материального или иного положения. Нельзя допустить, чтобы человек оказался вне процесса культурного и социального развития общества, в котором он живет, перестал чувствовать свою ответственность и солидарность с другими людьми в созиданиивсеобщего блага.

Иные религии

Каждая религия–христианство, ислам, иудаизм, буддизм и другие –имеет свой взгляд на Бога и Вселенную, человека, его жизнь и смерть. Мы считаем, что для достижения общественного согласия и мира необходимо стремиться к воспитанию в людях толерантности по отношению к представителям разных мировоззрений. К сожалению, в ходе истории многие пострадали из-за религиозной нетерпимости. Мы призваны к миру, гармонии, уважению и терпимости к последователям различных религиозных убеждений, ко всем людям доброй воли, каков бы ни был их мировоззренческий выбор.

Основываясь на Библии, мы верим, что все люди сотворены по образу и подобию Божьему, для Его славы, и что после грехопадения Бог Сам предложил путь спасения через Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому христиане призваны делиться со всеми людьми вверенной им истиной, не оскорбляя ничьих религиозных чувств.

Отношение к оккультизму

Признавая за каждым человеком право на свободный выбор, мы констатируем, что оккультизм (гадание, колдовство, экстрасенсорика, ясновидение, чародейство и другие практики, основанные на черной или белой магии) учит верить той лжи, которую произнес дьявол в Эдемском саду: «Нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло»(Бытие, 3:4). История творения и грехопадения, записанная в Книге Бытие, предостерегает от коварных сил оккультизма.

Оккультисты убеждены, что все дороги ведут к Богу. Подобные взгляды противоречат библейскому учению: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Евангелие от Матфея, 7:13-14). «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня»(Евангелие от Иоанна, 14:6).

Библия осуждает спиритизм. Ни апостолы, ни Господь Иисус Христос не были оккультистами (См. Исход, 22:18; Левит, 19:31; Исайя, 29:4 и др.).

Оккультисты не принимают Благую весть Евангелия. Их учение основано на дьявольской лжи о том, что все мы – боги, и спастись можно собственными усилиями. Апостол Павел опровергает такие утверждения. Он говорит, что все мы грешники, и никто не может спастись своими делами. Бог предлагает нам праведность. Только приняв Его предложение, мы сможем исполниться истинного мира (см. Послание к Римлянам, гл. 3-6).

Библия предостерегает людей об опасности, которая скрывается под маской оккультизма, потому что за ним стоят темные силы. Обращение к оккультной практике есть выражение человеческой непокорности Богу и одна из опаснейших форм идолопоклонства.

ХРИСТИАНСКАЯ ЭТИКА

Нравственное влияние Церкви

Множество людей в современном обществе страдает тяжелыми нравственными недугами, которые требуют длительного и серьезного врачевания объединенными усилиями церквей, общества и государства.

Церкви призывают своих верующих жить согласно нравственным принципам Божьих заповедей и содействовать совершенствованию мира и возрождению в нем христианской морали. Несомненно, чем больше людей будут руководствоваться этими принципами, тем счастливее станут они сами и все общество в целом. Христианские церкви, уважая свободный выбор человека, стремятся помочь каждому человеку открыть для себя Вечного Бога и Его Слово, поскольку правильные отношения со Всевышним определяют и гармоничные отношения с ближними.

Стремясь помочь каждому человеку вести нравственный образ жизни и строить добрые отношения в семье и обществе, Церкви проводят различные программы духовно-нравственного содержания. Мы делаем все возможное со своей стороны, чтобы уберечь общество и особенно подрастающее поколение от растлевающего влияния вседозволенности, порнографии, проституции, сексуальной распущенности и извращений, от пагубного пристрастия к алкоголю и наркотикам.

Являясь ответственными гражданами своей страны, христиане стремятся привести свою жизнь в согласие с вечными принципами нравственного Закона через веру в Спасителя Господа Иисуса Христа и помочь своим ближним осознать ценность такого выбора.

БРАК, СЕМЬЯ, ДЕТСТВО

Современное российское общество нуждается в укреплении семьи. Церкви обеспокоены все увеличивающимся количеством разводов и детей, воспитывающихся в неполных семьях. Это связано с общим падением моральных норм и значения института брака. Для христиан брак – не просто добровольный союз мужчины и женщины, но институт, установленный Самим Богом, основа для создания семьи, без которой невозможно ни нормальное течение жизни социума в целом, ни правильное формирование подрастающего поколения. Являясь самой малой ячейкой общества, семья напрямую влияет на благополучие всего общества.

Поскольку Бог установил брак как моногамный союз мужчины и женщины, а также исходя из того, что Библия осуждает гомосексуальное поведение как противоестественное и унижающее лучшее творение Бога, мы не считаем приемлемой регистрацию «браков» гомосексуальных пар. Не приемлем мы и «усыновление» детей подобными «семьями», равно как инцест и скотоложство, запрещенные в Ветхом и Новом заветах (Левит 18:6; 22-24; 20:13, 17, 19; Второзаконие 27:20-23; Послание Римлянам 1:26-27; 1 Послание Коринфянам 6:9).

Семья с точки зрения христиан – больше, чем группа людей, соединенных кровными узами через брак или усыновление, как принято считать в светском обществе. Семья – это маленькая церковь в глазах Бога, в которой Бог – Творец, отец – священник, мать – помощница, а дети – паства. Поэтому в христианском браке изначально присутствуют три личности – Господь и супруги.

Цели брака

Творец учредил институт для того, чтобы: сделать человека счастливым через обретение верного друга жизни и партнера в любви, продолжить человеческий род, создать такой домашний очаг, где возможно было бы воплощение принципов Божественного замысла – воспитание детей в почитании Бога и любви к ближним.

Обретение счастья в союзе любви. Сотворив Адама, Господь создал его социальным существом, с врожденной потребностью в общении, понимании и любви. Именно поэтому Бог произнес слова: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Бытие 2:18). В супружеских отношениях человек обретает такие благословения, поддержку, заботу, общение, радость любви и дружбы, которые не сможет найти ни в каком другом союзе. Супруги, следуя заповеди Священного Писания: «оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Бытие 2:24-25), должны стремиться к единству, обогащая и дополняя друг друга духовно, эмоционально, интеллектуально. Семейное счастье невозможно без супружеской верности. А верность предполагает не просто сознательное решение сохранять себя от измены, но также заботиться о благополучии и счастье супруга всю его жизнь, как в добрые, так и в трудные времена.

Удовлетворение сексуальной потребности. Сотворив человека с определенной сексуальной принадлежностью – мужской или женской, Господь Сам предусмотрел и единственно законный путь для удовлетворения сексуальной потребности – в браке (Послание Римлянам 7:2). Нагота супругов принадлежит только им двоим (Бытие 2:24-25; Левит 18:7-18; 20:11; 19-21). Верность друг другу в браке – принцип, следуя которому супруги сохранят себя от измены и всевозможных незаконных связей. «Не прелюбодействуй», – гласит седьмая заповедь закона Божьего (Исход 20:14, Притчи 6:24-32; Евангелие от Матфея 5:27-28;ПосланиеГалатам 5:19-23). Греховная природа человека тяготеет к удовлетворению законной потребности незаконными способами. Добрачные и внебрачные связи чреваты разрушительными последствиями и для тех, кто непосредственно вовлечен в эти отношения, и для всего общества. Божьи заповеди, ограничивающие сексуальное поведение человека рамками брачного союза, не только охраняют семью и права более слабых его членов – женщин и детей, но и несут в себе благословения для каждого из супругов, защищая их нравственное, эмоциональное и физическое здоровье. Сокровенная близость брачных отношений, нежность, признание и выражение любви в словах и прикосновениях, радость дружбы и верность в трудностях – это то, что должны постоянно дарить супруги друг другу.

Необходимо также отметить, что некоторые люди в силу вынужденных обстоятельств или сознательного решения остаются одинокими. Священное Писание призывает и одиноких людей хранить себя от блуда, помня, что тела наши – храм живущего в нас Святого Духа (1 Послание Коринфянам 6:15-19). Господь может помочь человеку и в таких обстоятельствах обрести смысл в жизни и счастье, реализуя свои таланты и направляя их на служение тем, кто дорог им, кто нуждается в этом.

Продолжение рода. Библия говорит о том, что дети – это «наследие от Господа» (Псалом 126:3). И, учреждая брак, Господь предусмотрел именно такой путь воспроизведения человеческого рода. «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю», – было сказано людям (Бытие 1:28). Господь поделился с людьми Своей творческой силой дарить жизнь, поэтому зачатие и рождение детей – это более чем биологическая способность воспроизводить потомство, это дар Божий, что налагает на людей определенную ответственность. Господь учредил семью, чтобы именно в союзе, наполненном любовью и заботой, рождались и вырастали дети как зримый символ сущности брачного союза, ведь в каждом ребенке соединились две жизни – отца и матери, ставшие одной плотью. Бездетный брак, лишенный этого благословения, тем не менее, в библейском понимании, остается полноценной семьей, способной воплотить остальные цели брачного союза и обрести счастье.

Воспитание детей. В семье, своей первой школе, дети должны научиться правильному поведению и отношению к окружающим и Богу. Дети земных родителей являются также и детьми Небесного Отца, а потому призваны отражать в себе образ Божий. Церковь считает своим долгом помогать родителям осознать ответственность, которую они несут перед Богом за духовное и нравственное воспитание детей (Второзаконие 6:6-7).

Дети – наследники материального и духовного достояния своего народа, поэтому их следует приобщать к лучшим достижениям отечественной и мировой культуры. В то же время родителям необходимо оберегать детей от таких явлений культуры, которые могут повредить созиданию целостной личности, физическому и нравственному здоровью ребенка или противоречат христианским принципам.

Библия призывает детей относиться к родителям с особым уважением: «Почитай отца твоего и мать твою», – призывает пятая заповедь закона Божьего (Исход 20:12; Евангелие от Матфея 15:3-6; Послание Ефесянам 6:1-3, Послание Колоссянам 3:20; 1 Послание Тимофею 5:4). Чтобы поднять на должную высоту статус материнства и роль отца, Церкви учат и призывают детей относиться к родителям с уважением и почтением, заботиться о них в старости. Забота Христа о Своей Матери при распятии (Евангелие от Иоанна 19:26-27) является примером на все времена.

Истории жизни библейских героев предостерегают от проблем, которые могут возникнуть в отношениях между членами семьи, таких, как фаворитизм, соперничество, вражда. Еще больше в Библии положительных примеров духовного единения близких людей и самоотверженных братских отношений. Братья и сестры в семье должны научиться заботиться друг о друге, неэгоистично любить и поддерживать друг друга.

Дети помогают родителям понять любовь Бога к человечеству, поэтому родители, желающие своим детям добра, будут стремиться отражать Божий характер. Дети вправе ожидать от своих родителей заботы, поддержки, дружбы, правильного примера и неэгоистичной любви. Семья – это мастерская характера. Самое лучшее воспитание – через пример гармоничных отношений в семье.

Из-за большого числа разводов много детей растет в неполных семьях. На нужды таких детей, материальные, психологические и духовные, должно быть обращено внимание общества, государства и Церквей.

Учитывая всю сложность воспитания подрастающего поколения, мы считаем, что Церкви призваны помочь обществу привить детям и молодежи, прежде всего, морально-нравственные ценности. К сожалению, сегодня немало безответственных родителей, которые бросают своих детей. Немалую озабоченность Церквей вызывают и живущие на улице беспризорники. Церкви не могут оставаться равнодушными к их судьбам и по мере сил стараются помочь обездоленным детям.

Создание домашнего очага и распределение ролей в браке. Брак предназначен быть гармоничным союзом двух равных по достоинству личностей, члены семьи имеют в нем определенные обязанности, которые распределяются с общего согласия. Различные роли мужа и жены, отца и матери ни в коем случае не являются дискриминацией одного перед другим, так как и мужчина, и женщина были сотворены по образу и подобию Божьему (Бытие 1:27).

Церкви, в соответствии с библейской позицией, видят роль мужа и отца не только в обязанности быть кормильцем семьи. Ответственность за воспитание детей возложена на обоих родителей, но отцу отводится особая роль – духовного наставника и священника. «И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание Ефесянам 6:4). Священное Писание отводит мужу роль главы жены (Послание Ефесянам 5: 23), а женщине – роль помощницы мужа и хранительницы семейного очага. Хотя в современных семьях супруги часто избирают гибкую модель, когда роль кормильца исполняют оба, домашние обязанности все же чаще возлагаются на женщину, перегружая ее физически и эмоционально. Еще чаще женщины занимаются и материальным обеспечением семьи, и воспитанием детей, что провоцирует пассивность мужчин. В результате дети страдают от безотцовщины не только в неполных семьях, но и в семьях с инфантильным, безынициативным главой семейства. Мальчики, не имея положительного примера отца, зачастую оказываются неспособными создавать крепкие семьи и успешно воспитывать своих детей. Девочки не могут сформировать позитивное отношение к мужчинам и правильную модель поведения в своей семье. Решение этой проблемы мы видим в правильном распределении ролей и доброжелательном партнерстве супругов, что поможет каждому из них реализовать себя творчески и вносить посильный вклад в созидание домашнего очага.

Семья должна быть местом, где каждый домочадец может чувствовать себя принятым, любимым и защищенным, уверенным, что есть в этом мире люди, которые его понимают и никогда не предадут. К сожалению, на практике мы видим немало семей, в которых родные люди не способны жить в мире и любви между собой, там правит эгоизм и нередки случаи насилия. Церкви заявляют, что насилие в любых формах неприемлемо, поскольку причиняет страдание, унижает достоинство личности, разрушает семейные узы. Церкви развивают программы, предупреждающие насилие в семье, и помогают людям, пережившим насилие.

Господь создал мужчину и женщину обладающими равным достоинством и равноправными членами общества (Послание Галатам 3:28), поэтому Церкви выступают против любых форм унижения и дискриминации по половому принципу. Мы считаем, что важнейшей задачей является восстановление уважительного отношения к мужчине как мужу и отцу и к женщине как жене и матери. Церкви могут многое сделать, помогая своим соотечественникам сформировать правильный взгляд на брачные отношения, научить дарить бескорыстную любовь друг другу, правильно распределять приоритеты и быть счастливыми на первичном уровне человеческого общежития – в собственной семье.

Заключение брачного союза

Каждая культура имеет свои традиции заключения брачного союза, но какими бы они ни были, в каждом народе существует четкое представление о том, какие отношения мужчины и женщины следует считать законным супружеским союзом. В современном обществе все большее распространение получают так называемые гражданские браки, при которых супруги не регистрируют свой брак и не берут на себя соответствующие обязательства. Идея «гражданских» браков противоречит библейской позиции. Церкви выступают за законные браки, зарегистрированные в органах ЗАГС, с принятием каждым из супругов на себя полной ответственности за свои отношения, семью и будущих детей. Верующие сограждане, вступающие в законный брачный союз, должны получить также и Божье благословение в церкви.

Развод

Следуя библейской позиции, что супруги – это «уже не двое, но одна плоть» и «что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Евангелие от Марка 10:6-9; Евангелие от Матфея 19:3-6), христианские Церкви не одобряют развод. Брачный союз – это отношения, основанные на верности, это завет, заключаемый навсегда и нерасторжимый до смерти одного из супругов (Малахия 2:14; Послание Римлянам 7: 2-3). Единственно оправданными причинами развода являются измена супруга (Евангелие от Матфея 19:9) или отказ неверующего супруга состоять в браке с верующим (1 Послание Коринфянам 7:15). Расторжение брака (развод) – трагедия, причиняющая страдания не только супругам, но их детям. Библия призывает хранить брачный союз в чистоте и не разрушать его, даже если одна из сторон не разделяет убеждения второго супруга (Послание Римлянам 7:13-16).

Такое отношение Церквей к разводу не случайно. В Священном Писании супружеские отношения символизируют отношения Бога и Его народа (Исайя 54:5; Осия 2:19-20), Христа и Его Церкви (Послание Ефесянам 5:22-33). Воссоединение Христа и Его Церкви описывается как брак Агнца (Откровение 19:7-9). Подобно тому, как любовь Божья к Своему народу не может прекратиться, так и отношения супругов и их любовь не должны прекращаться (Иеремия 31:3; Песня Песней 8:6-7).

Состояние семей – индикатор здоровья общества. То, что происходит в современных семьях, обязательно отразится на жизни всего общества. Мы считаем, что религиозные и общественные институты должны объединить силы, помогая семьям укреплять свои отношения, растить детей и быть счастливыми. Церкви готовы внести свой вклад, организуя семинары, программы, детские праздники, распространяя специальную литературу. Церкви считают своим долгом помочь соотечественникам осознать непреходящую ценность института брака и научиться строить счастливые взаимоотношения в супружестве, тем самым содействуя оздоровлению и процветанию общества.

Проблема сиротства

Господь предусмотрел чуткую заботу о детях со стороны родителей, однако в современном обществе растет число сирот. Дети остаются без попечения родителей по разным причинам, и в наше время таких причин становится все больше: болезни, военные конфликты, автокатастрофы, разного рода преступления. Но особенно пугает рост социального сиротства – детские дома переполнены брошенными детьми, чьи отцы и матери лишены родительских прав.

Священное Писание говорит, что Бог – Отец сирот (Псалом 67:6), что ребенок

Наши рекомендации