Подробная информация по теме занятия размещена в электронных учебниках (Lessons и «Медицинская информатика»), а также в сети интернет.
Электронные учебники размещены в КИС КрасГМУ (krasgmu.ru) в разделе Ресурсы, Электронные ресурсы портала, Электронные учебные пособия КрасГМУ.
(Lessons – тема – Телемедицина и в электронном учебнике Медицинская информатика – тема Телемедицина).
5.4 Итоговый контроль знаний:
- ответы на вопросы по теме занятия; решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме.
Тесты:
1. МЕТОДЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ НА БАЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ЭТО…
1) телемедицина
2) дистанционная медицинская помощь
3) видеоконференция
4) видеомедицина
5) телемониторинг
2. СВЯЗЬ ПО СХЕМЕ «МНОГО ТОЧЕК – ТОЧКА», КОГДА ДАННЫЕ МНОГИХ ПАЦИЕНТОВ ПЕРЕДАЮТСЯ В КОНСУЛЬТАТИВНЫЙ ЦЕНТР, ОРГАНИЗУЕТСЯ В РАМКАХ ТАКОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК…
1) телемедицинская консультация
2) телемониторинг
3) телемедицинское совещание
4) телемедицинская лекция
5) видеоконференция
3. СВЯЗЬ ПО СХЕМЕ СЕТИ («МНОГО ТОЧЕК»), В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ВСЕ УЧАСТНИКИ МОГУТ ОБЩАТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ, ОРГАНИЗУЕТСЯ В РАМКАХ ТАКОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК…
1) телемедицинская консультация
2) телемониторинг
3) телемедицинское совещание
4) телемедицинская лекция
5) дистанционная медицинская помощь
4. СВЯЗЬ ПО СХЕМЕ «ТОЧКА - МНОГО ТОЧЕК», ПРИ КОТОРОЙ ЛЕКТОР (ПРЕПОДАВАТЕЛЬ) МОЖЕТ ОБРАЩАТЬСЯ КО ВСЕМ УЧАСТНИКАМ ОДНОВРЕМЕННО, ОРГАНИЗУЕТСЯ В РАМКАХ ТАКОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК…
1) телемедицинская консультация
2) телемониторинг
3) телемедицинское совещание
4) телемедицинская лекция
5) дистанционная медицинская помощь
5. СВЯЗЬ ПО СХЕМЕ «ТОЧКА – ТОЧКА», ЧТО ОБЕСПЕЧИВАЕТ ОБСУЖДЕНИЕ БОЛЬНОГО ЛЕЧАЩИМ ВРАЧОМ С КОНСУЛЬТАНТОМ, ОРГАНИЗУЕТСЯ В РАМКАХ ТАКОЙ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, КАК…
1) телемедицинская консультация
2) телемониторинг
3) телемедицинское совещание
4) телемедицинская лекция
5) дистанционная медицинская помощь
6. РЕЖИМ, КОТОРЫЙ ПОДРАЗУМЕВАЕТ ОБЩЕНИЕ БОЛЬНОГО ИЛИ ЕГО ЛЕЧАЩЕГО ВРАЧА С КОНСУЛЬТАНТОМ В ИНТЕРАКТИВНОМ РЕЖИМЕ, - ЭТО…
1) on-line режим
2) off-line режим
3) режим чтения
4) режим записи
5) режим отсроченной передачи данных
7. ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕКОНСУЛЬТАЦИЙ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ СЛЕДУЮЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ:
1) дигитайзер
2) плоттер
3) система видеоконференцсвязи
4) pos системы
5) видеокамера
8. ВИДОМ ВРАЧЕБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, КОГДА СПЕЦИАЛИСТ КОНСУЛЬТИРУЕТ ВРАЧА С БОЛЬНЫМ ИЛИ ВРАЧА БЕЗ БОЛЬНОГО, ЯВЛЯЕТСЯ…
1) врачебная телемедицинская консультация
2) телемедицинское функциональное или лабораторное обследование
3) советы спасателям
4) советы населению
5) консилиум
9. ВИДОМ ВРАЧЕБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, КОГДА ВРАЧ-СПЕЦИАЛИСТ КОНСУЛЬТИРУЕТ СОТРУДНИКОВ МОБИЛЬНЫХ СПАСАТЕЛЬНЫХ ОТРЯДОВ, ЯВЛЯЕТСЯ…
1) врачебная телемедицинская консультация
2) телемедицинское функциональное или лабораторное обследование
3) советы спасателям
4) советы населению
5) консилиум
10. ВИДОМ ВРАЧЕБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, КОГДА ЖИТЕЛЯМ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ СОВЕТОВАТЬСЯ С ВРАЧОМ, ЯВЛЯЕТСЯ
1) врачебная телемедицинская консультация
2) телемедицинское функциональное или лабораторное обследование
3) советы спасателям
4) советы населению
5) консилиум
11. ВИДОМ ВРАЧЕБНОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ, КОГДА ПРОИЗВОДИТСЯ ПЕРЕДАЧА ОБЪЕКТИВНЫХ ДАННЫХ О БОЛЬНОМ С МЕДИЦИНСКОЙ АППАРАТУРЫ, ЯВЛЯЕТСЯ
1) врачебная телемедицинская консультация
2) телемедицинское функциональное или лабораторное обследование
3) советы спасателям
4) советы населению
5) консилиум
12. ВЫБЕРИТЕ СИСТЕМУ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОГО ЭКГ-ОБОРУДОВАНИЯ:
1) «телемост»
2) «телерадиология»
3) «кардиосистем»
4) «телеметрия»
5) «телекард»
13. УКАЖИТЕ, КОГДА НАЧАЛИ ВНЕДРЯТЬСЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ НАУЧНОМ ЦЕНТРЕ ХИРУРГИИ РАМН:
1) середина 80-х годов хх века
2) конец 80-х годов хх века
3) середина 90-х годов хх века
4) конец 90-х годов хх века
5) 2005 год
14. СИСТЕМЫ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ РАБОТАЮТ ПО ПРОТОКОЛУ:
1) FTP
2) Н320 (ISDN)
3) DNS
4) SMTP
5) Telnet
15. СИСТЕМЫ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦСВЯЗИ РАБОТАЮТ ПО ПРОТОКОЛУ:
1) FTP
2) IETF
3) HTTP
4) DTN
5) Н323 (TCP/IP)
16. КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА «ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИКО-САНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ» БЫЛА УТВЕРЖДЕНА В…
1) 1970 году
2) 1985 году
3) 1990 году
4) 2004 году
5) 2011 году
17. ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ЦЕНТРОВ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ЯВЛЯЮТСЯ
а) консультирование пациентов из удаленных лпу;
б) подготовка данных о пациенте в электронном виде согласно установленным требованиям;
в) своевременное направление заявок на телеконсультации;
г) отработка новых телемедицинских технологий, обобщение опыта в виде научных публикаций;
д) методическая помощь врачам удаленных ЛПУ;
1) А, Б, В
2) А, Г, Д
3) Б, В, Г
4) В, Г, Д
5) А, Б, Д
18. ДОСТОИНСТВАМИ ТЕЛЕМЕДИЦИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
1) низкое качество каналов связи
2) увеличение потерь времени в системе здравоохранения
3) преодоление трудностей в диагностике и лечении сложных клинических случаев
4) повышение затрат на обучение персонала
5) повышение затрат на транспорт как пациентам, так и врачам
19. ВЫБЕРИТЕ ПРОСТЕЙШУЮ ТЕХНОЛОГИЮ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
1) телеметрия
2) электронная почта
3) видеоконференция
4) телемониторинг
5) консилиум
20. РЕЖИМ ON-LINE ОБЯЗАТЕЛЕН ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ:
1) телеметрии
2) телеконсультации
3) дистанционного обучения
4) видеоконференции
5) отсроченного консультирования посредством электронной почты
21. УКАЖИТЕ, КТО НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РЕЗУЛЬТАТ ЛЕЧЕНИЯ, НАЗНАЧЕННОГО В ХОДЕ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКОЙ КОНСУЛЬТАЦИИ
1) консультируемый врач
2) лечащий врач
3) руководитель центра телемедицинских консультаций
4) консультант
5) администратор сети
22. К ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИМ ТЕХНОЛОГИЯМ ОТНОСЯТ:
1) телеметрию
2) искусственный интеллект
3) мобильную связь 4G
4) 3D-принтеры
5) Регенеративную медицину
23. НАИБОЛЬШЕЙ ПРОПУСКНОЙ СПОСОБНОСТЬЮ ОБЛАДАЕТ:
1) телефонная линия (модем, ADSL)
2) выделенная линия
3) радио канал
4) спутниковый канал
5) оптоволоконный канал
24. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАФИИ ЯВЛЯЕТСЯ:
1) Александр Белл
2) Иван Михайлович Сеченов
3) Вильям Эйнтховен
4) Николай Васильевич Склифасовский
5) Альберт Ютрас
25. ПЕРЕДАЧА ЭЛЕКТРОКАРДИОГРАММЫ ВПЕРВЫЕ БЫЛА ОСУЩЕСТВЛЕНА ПО ТЕЛЕФОНУ В СЛЕДУЮЩЕМ ГОДУ:
1) 1855
2) 1905
3) 1950
4) 1985
5) 2010
26. НАИБОЛЬШИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ ОТ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ КОНСУЛЬТАЦИЙ НАБЛЮДАЕТСЯ:
1) в условиях чрезвычайных ситуаций (катастроф, аварий)
2) в условиях, когда между консультируемым и консультантом большое расстояние
3) при проведении большого числа телемедицинских консультаций
4) при проведении сложных телемедицинских консультаций
5) при проведении малого числа телемедицинских консультаций
27. В РЕЖИМЕ OFF-LINE НЕЛЬЗЯ ПРОВОДИТЬ:
1) телемедицинские консультации
2) видеоконференцию
3) телемедицинское обучение
4) теледиагностику
5) отправку сообщений по электронной почте
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение понятию «телемедицина».
2. Назовите основные вехи в истории телемедицины?
3. Назовите преимущества телемедицины.
4. Назовите основные телемедицинские технологии.
5. Назовите варианты проведения телемедицинской консультации.
6. В каких режимах возможно проведение телемедицинских консультаций и консилиумов?
7. Для чего предназначены системы видеоконференцсвязи? Почему они не решают всех задач телемедицины?
8. Что ограничивает внедрение телемедицинских технологий?
9. Какая аппаратура необходима для простейшей телемедицинской консультации?
10. Кто несет ответственность за результат лечения, назначенного в ходе телемедицинской консультации?
11. Перечислите основные виды аппаратно-программных средств, обеспечивающих решение задач телемедицины.
12. Назовите основное назначение «домашней» телемедицины.
13. Какие возможности предоставляют мобильные телемедицинские комплексы? Приведите примеры.
14. Что такое телемедицинское функциональное (лабораторное) обследование (телемониторинг)?
15. Что такое «телехирургия»?
16. Какие телемедицинские технологии используются в Норвежском центре телемедицины?
17. Опишите принцип построения региональной системы телемедицины Алтайского края.
18. Перечислите основные критерии, которым должны соответствовать телемедицинские системы.
19. Назовите дополнительные требования к телемедицинским системам, работающим в режиме on-line.
20. От чего зависит выбор достаточной пропускной способности канала передачи данных в телемедицинских системах?
21. Обоснуйте актуальность создания телемедицинской сети в Красноярском крае.
22. Перечислите основные задачи региональной телемедицинской сети.
23. Назовите социальные и экономические эффекты внедрения телемедицинских технологий.
24. Назовите основные правовые проблемы проведения телемедицинских консультаций.
Ситуационные задачи:
Задача №1:
Вы преподаватель, работающий со студентами заочного отделения, при этом вы являетесь достаточно грамотным человеком в сфере использования современных информационных и телекоммуникационных технологий.
1. Как можно организовать процесс взаимодействия с вашими студентами, когда установочные лекции закончатся? Какие технологии можно в данном случае применить?
2. Какие преимущества дают такие технологии?
Задача №2:
Ребенку 10 лет. Он живет в Якутии с родителями. Ему необходима консультация с директором Научного Центра сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н.Бакулева академика Л. А. Бокерия. Но он находится в Москве.
1. Как можно проконсультироваться ребенку не выезжая в Москву?
2. Какие технологии при этом могут использоваться?
Задача №3:
Мужчина 65 лет страдает ишемической болезнью сердца. После долгой прогулки в парке появились боли в области груди, испугавшись, в этот же день обратился к врачу-кардиологу. Врач после обследования успокоил пациента безобидным диагнозом. Врач предложил следить за здоровьем пациента с использованием телемедицинских технологий.
1. Какой вид телемедицинских технологий можно предложить пациенту? Обоснуйте свой ответ.
2. Какие каналы связи необходимо использовать в этом случае?
Задача №4:
Врачам Якутской эндохирургической клиники требуется консультация-обучение профессора Чайкина А.А из города Красноярска.
1. Какой вид телемедицинской технологии потребуется для этой консультации?
2. Какие каналы связи необходимо использовать в этом случае?
Задача №5:
В район Пий-хем республики Тыва поступил пациент с черепно-мозговой травмой. Был сделан снимок, полученный методом магнитно-резонансной томографии. Срочно требуется обследование снимка в Красноярской краевой клинической больнице в НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко.
1. Какой вид телемедицинских технологий можно использовать для обследования снимка пациента?
2. Какие каналы связи необходимо использовать для обмена снимков и информации?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия: учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работе по теме.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
А. Программа для телевидеосвязи по сети Интернет Scype. Возможности применения видеоконференцсвязи в медицине. Демонстрация работы программы.
Занятие №19
Тема:«Зачет».
2. Форма организации занятия:практическое занятие. Разновидность занятия: беседа, упражнение, работа в малых группах. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
3. Значение изучения темы:осуществить контроль знаний, умений, проверить сформированность компетенций.
4. Цели обучения:
- общая:
Обучающийся должен обладать способностью и готовностью способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
способностью и готовностью изучать научно-медицинскую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-31);
- учебная:
обучающийся должен знать определения основных понятий медицинской информатики: медицинские информационные системы, электронная история болезни, телемедицина; принципы автоматизации управления учреждениями здравоохранения с использованием современных информационных технологий; основные подходы к формализации и структуризации различных типов медицинских данных, используемых для формирования решений в ходе лечебно-диагностического процесса; алгоритмы и программные средства поддержки принятия решений в ходе лечебно-диагностического процесса;
обучающийся должен уметь пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; проводить текстовую и графическую обработку медицинских данных с использованием стандартных средств операционной системы и общепринятых офисных приложений, а также прикладных и специальных программных средств; определять уровень МИС, основываясь на описании ее функциональных возможностей;
обучающийся должен владеть терминологией, связанной с современными информационными и телекоммуникационными технологиями применительно к решению задач автоматизации ЛПУ и лечебно-диагностического процессов.
5. План изучения темы:
5.1 Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).
Преподаватель распределяет темы собеседования (вопросы к зачету), ситуационные задачи, выдает тестовые задания.
Студент отрабатывает практические навыки:
1. Продемонстрировать серию упражнений, позволяющих уменьшить нагрузку на организм человека при длительной работе за компьютером.
2. Определить жесткий диск, оперативную память, сетевую карту, звуковую карту, видеокарту, системную плату, процессор по внешнему виду.
3. Установить для папки способ просмотра содержимого (значки, список, таблица, эскизы) в ОС Windows, отобразить расширения для зарегистрированных типов файлов.
4. Создать архив в формате zip, самораспаковывающийся SFX архив.
5. Дефрагментировать диск. Проверить диск и исправить обнаруженные ошибки. Выполнить очистку диска от временных Интернет-файлов.
6. Определить тип и быстродействие процессора, объем оперативной памяти компьютера, версию операционной системы.
7. Настроить часы компьютера (установить дату, время, часовой пояс). Установить скорость выполнения двойного щелчка для мыши.
8. Осуществить поиск в OC Windows всех документов MS Word. Осуществить в справочной системе Windows поиск по ключевому слову.
9. Переместить все содержимое из имеющейся папки в новую папку посредством горячих клавиш.
10. Применять язык запросов при поиске информации в сети интернет.
11. Добавить интернет-страницу в «Закладки». Сохранить интернет-страницу в виде файла. Обновить содержимое интернет – страницы. Установить страницу поисковой системы в качестве стартовой страницы.
12. Найти 2 профессиональных научных статьи по медицинской тематике (на русском и иностранном языке).Перевести статью на иностранном языке посредством сервисов перевода, предоставляемых сетью интернет.
13. Оценить качество медицинского ресурса интернет.
14. В документе MS Word изменить границы ячейки (толщина, стиль линии). Добавить / удалить строку / столбец, разбить ячейку таблицы на две, объединить ячейки таблицы. Сделать линии таблицы невидимыми при печати документа MS Word.
15. В документе MS Word убрать неразрывный пробел, заменить разрыв строки на конец абзаца с помощью автозамены.
16. Сохранить документ MS Word 2010 как PDF файл, как документ MS Word 97 – 2003.
17. В документе MS Word преобразовать таблицу в текст, преобразовать текст в таблицу. В документе MS Word выделить фрагмент текста в различных (несмежных) местах документа.
18. В документе MS Word вставить гиперссылку на новый документ, на сайт КрасГМУ, на месте в документе.
19. В документе MS Word вставить оглавление разделов, оглавление для рисунков и таблиц. Перейти к элементу оглавления.
20. В документе MS Word для абзацев установить маркированный, нумерованный, в том числе многоуровневый список.
21. Создать сноску обычную, концевую. В документе MS Word сделать символ надстрочным или подстрочным (в том числе посредством горячих клавиш).
22. В документе MS Word создать верхний колонтитул с ФИО, № группы студента и нижний колонтитул с номером страниц. Установить особый колонтитул для первой страницы.
23. В таблице MS Excel ввести в ячейку формулу для подсчета суммы. Заполнить несколько ячеек числами и определить средствами Excel среднее значение этих чисел.
24. В таблице MS Excel добавить новый рабочий лист, переименовать его и изменить цвет ярлычка. В таблице MS Excel изменить ориентацию текста в ячейке (вертикальный текст, по часовой стрелке, против часовой стрелки) и выравнивание текста (по верхнему краю, по нижнему краю, по середине ячейки), задать перенос по словам для текста в ячейке, объединение ячеек.
25. В MS Еxcel создать диаграмму (круговую, гистограмму, график с маркерами), изменить ее параметры (подписи и формат осей, расположение названия и легенды, цвет областей диаграммы).
26. В таблице MS Еxcel настроить автофильтр и осуществить выборку информации.
27. В таблице MS Еxcel ввести в ячейку формулу для подсчета условной функции ЕСЛИ.
28. Импортировать данные из текстового файла на лист MS Excel и установить соответствующие типы данных в ячейках.
29. В новой базе данных создать таблицу с именем «Студенты» и с полями: ID – счетчик, ключевое поле, ФИО – текстовое, длина 100 символов, пол (женский, мужской) – числовой вариантный тип данных, специальность (лечебное дело, педиатрия, стоматология) – числовой вариантный тип данных, группа – целое число, пребывание в академическом отпуске – логический тип данных, факультет – текстовое, длина 50 символов, фото – поле объекта OLE.
30. В базе данных MS Access создать форму, ввести данные в таблицу через форму, перейти к следующей записи через форму.
31. В базе данных MS Access создать запрос на отбор лиц женского пола, подсчитывающий их количество.
32. В базе данных MS Access удалить одновременно несколько записей из таблицы.
33. Скопировать структуру (структуру и данные) одной таблицы в новую таблицу в этой же базе данных, в другую базу данных.
34. Экспортировать данные из базы данных MS Access в таблицу MS Excel.
35. Преобразовать базу данных в формат более ранней версии MS Access.
36. Осуществить связь двух таблиц, установить обеспечение целостности данных, каскадное обновление данных в схеме данных.
37. Открыть в компьютерной программе StarBiochem компьютерную модель белка и рассмотреть основные структуры модели.
38. В медицинской информационной системе БАРС осуществить поиск пациента по фамилии.
39. В медицинской информационной системе БАРС записать пациента на прием. Сформировать для него маршрутный талон.
40. В медицинской информационной системе БАРС посмотреть журнал оплат за текущий месяц за наличный расчет.
41. В медицинской информационной системе БАРС посмотреть список больничных листов за определенный период.
42. Осуществить поиск лекарственного средства по синонимам, по латинскому названию и по содержащемуся препарату в «Справочнике лекарственных средств».
5.2 Итоговый контроль знаний:
а) собеседование;
б) контрольное тестирование;
в) решение ситуационных задач
Тесты: