Социально-экономический эффект от реализации проекта по созданию ЕИС
Основным социально-экономическим результатом создания системы станет повышение эффективности деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему органов исполнительной власти, территориальных органов, фондов и общественных объединений в области здравоохранения, социального развития, труда, занятости, что должно найти отражение в следующих результатах:
Повышение качества медицинских услуг за счет:
· увеличения времени на прием одного пациента;
· повышения доступности медицинской информации и образовательных ресурсов для граждан;
· уменьшения ошибок медицинского персонала, связанных с назначением лекарственных препаратов и выбором курса лечения (до 15%);
· снижения временной нетрудоспособности граждан за счет снижения количества ошибок при постановке диагноза (до 20%);
· снижения смертности на 5% и соответствующее увеличение средней продолжительности жизни населения.
Снижение финансовых издержек за счет:
· количества дополнительно проводимых консультаций, обследований и анализов, назначаемых различными специалистами в отсутствие информации о ранее проведенных процедурах (до 14%);
· перерасхода медицинских расходных материалов и лекарственных препаратов (до 11%);
· количества повторных госпитализаций после лечения (до 20%),
· количества посещений пациентами медицинских учреждений (до 5%);
· количества некорректных финансовых операций в системе медицинского страхования.
Сокращение временных издержек за счет:
· автоматизации поиска необходимой информации (до 60%);
· автоматизации ведения текущей документации (до 20%);
· повышения оперативности проведения консультаций, собрания анамнеза и постановки диагноза (до 25%).
Сокращение трудозатрат медицинского персонала за счет автоматизации:
· поиска и обработки справочной и документальной информации;
· доступа к персональной медицинской информации о пациенте;
· подготовке документов (отчетов, заключений, рецептов и т.д.);
· доступа врачей к информации по новейшим методам лечения и новинкам в области лекарственных препаратов.
В целом ЕИС создаст нормативную, методологическую, информационно-аналитическую и управленческую основу для повышения качества социально-экономических и политических решений, реализуемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
· Обсуждение теоретического материала (социально-экономических эффектов использования МИС, внедрения ЕИС).
· Просмотр видеофильма Intel «Информационные технологии при оказании скорой помощи»
5.4 Итоговый контроль знаний(ответы на вопросы по теме занятия; решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме):
Тестовые задания
1 ПЕРСОНИФИЦИРОВАННЫЕ РЕГИСТРЫ
1) Содержат информацию об определенных контингентах больных
2) Содержат справочную информацию
3) Содержат информацию по стандартизации
4) Созданы для обработки всевозможной статистической информации
5) Позволяют учитывать нагрузку мед. персонала
2 РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ:
1) Формирования всей необходимой медико–статистической отчетности
2) Организации и анализа работы специалистов поликлиники
3) Организации работы, контроля и управления всего медицинского учреждения
4) Информационного обеспечения принятия решений в профессиональной деятельности врачей разных специальностей
5) Преобразования глобальных целей государственного уровня в конкретные задачи органов и учреждений здравоохранения
3 ФУНКЦИИ ИНТЕГРАТОРА В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ИСПОЛНЯЕТ:
1) Институт вычислительного моделирования СО РАН
2) Департамента здравоохранения Красноярска
3) Краевой медицинский информационно-аналитический центр (КМИАЦ)
4) Научно-исследовательская лаборатория медицинской кибернетики
5) Научно-исследовательская лаборатория медицинской электроники
4 СОВОКУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ, ТЕХНОЛОГИЙ ИХ ВЕДЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ СЕТЕЙ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ НА ОСНОВЕ ЕДИНЫХ СИСТЕМНЫХ ПРИНЦИПОВ И ОБЩИХ ПРАВИЛ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОМС ЭТО:
1) Медицинские информационные системы
2) Единое информационное пространство
3) Системы управления базами данных
4) Программные интерфейсы информационных систем
5) Электронные истории болезни
5 НА САМОЙ ВЕРХНЕЙ ПОЗИЦИИ УЧАСТНИКОВ «ИНФОРМАЦИОННОЙ ПИРАМИДЫ» В СИСТЕМЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ НАХОДИТСЯ:
1) Министерство здравоохранения
2) Пациент (медицинские услуги)
3) Лечебное учреждение
4) Управление здравоохранения
5) Президент
Ситуационные задачи
Задача №1:
В лечебно-профилактическом учреждении пациент обращается к врачу за рецептом на льготное лекарство.
1. Любой ли врач может выписать рецепт на льготное лекарство? Обоснуйте свой ответ.
2. Может ли льготный рецепт содержать любое лекарство, необходимое пациенту? Обоснуйте ответ.
Задача №2:
Вы являетесь экспертом в сфере медицинских информационных систем. Представители одной частной косметологической клиники попросили проконсультировать Вас по вопросу подбора для их клиники МИС.
1. МИС какого типа Вы бы посоветовали?
2. Приведите пример такой МИС.
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия: учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работе по теме.
Примерная тематика НИРС по теме.
А. Информационное поддержка льготного лекарственного обеспечения
Б. Информационная система «Реестры-Стационар»
В. Менеджер Централизованного хранилища данных
Занятие №17
Тема:«Обеспечение информационной безопасности медицинского учреждения. Состав мер по обеспечению сохранности информации. Виды информации, подлежащей защите. Состав мероприятий по защите информации в медицинском учреждении. Уголовная, административная и гражданская ответственность за преступления в сфере компьютерной информации. Конференция «Случаи нарушения информационной безопасности в здравоохранении» (в интерактивной форме)»
2. Форма организации занятия:практическое занятие. Разновидность занятия: беседа, упражнение, работа в малых группах. Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.
3. Значение изучения темы(актуальность изучаемой проблемы):
Освоение принципов информационной безопасности является одной из важнейших задач данной дисциплины. Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования медицинской информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании в сфере информационной безопасности необходима в практической работе будущего специалиста. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов.
4. Цели обучения:
Освоение принципов информационной безопасности является одной из важнейших задач данной дисциплины. Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования информационных технологий в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании в сфере информационной безопасности необходима в практической работе будущего специалиста. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов.
Обучающийся должен обладать способностью и готовностью способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК-8);
способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9);
- учебная:
обучающийся должен знать основные определения и понятия информатики и медицинской информатики, способы использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;
обучающийся должен уметь различать виды информации, подлежащей защите; выделять случаи нарушения информационной безопасности в профессиональной деятельности; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; выделять информационный аспект в деятельности человека.
обучающийся должен владеть способностью и готовностью способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности; базовыми технологиями преобразования информации.
5. План изучения темы:
5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru).
5.2 Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).
Обеспечение информационной безопасности есть обеспечение сохранности информации. Этим обозначается комплексность решаемой проблемы, т.е. она должна включать меры по предотвращению
· утраты,
· блокирования,
· искажения,
· подделки,
· несанкционированного (не связанного с выполнением функциональных обязанностей и не оформленного документально) доступа к информации или хищения (несанкционированного копирования) информации.