Персонифицированные регистры
Персонифицированные регистры (популяционные регистры, базы и банки данных), содержат информацию об определенных контингентах больных (профессиональные заболевания, сахарный диабет, наркология и т.д.) и предназначены для контроля за эффективностью оказания им медицинской помощи и планирования ее объемов и финансирования.
Эти системы обеспечивают участковым, семейным врачам, специалистам, ординаторам и т. п. возможность быстрого получения необходимой информации о пациенте, контроля за динамикой его состояния, анализ качества лечебно-профилактических мероприятий, получение статистических отчетных форм. Регистры заменяют многочисленные бумажные формы документации, например, журналы по учету различных категорий больных по заболеваниям, по возрастному составу (для участковых педиатров), по диспансерному наблюдению, и облегчают переход на безбумажную технологию.
Организация территориального регистра требует изменения принципа работы территориального органа от пассивного ожидания поступления документов на больных к активному контролю потока документов, ужесточению требований к их качеству, полному и точному заполнению главных реквизитов, использованию международных классификаторов (МКБ-10). При этом в популяционном регистре данные на больных хранятся постоянно, в связи с чем возрастают требования к техническому обеспечению.
Роль и место Единой информационной системы Министерства здравоохранения и социального развития
Основой обеспечения Министерства здравоохранения РФ полной, достоверной и актуальной информацией о состоянии дел в области здравоохранения является организация системы персонифицированного учета оказания медицинских услуг гражданам России. Принципиальным отличием создаваемой системы от ныне существующей является то, что на уровне территориальных управлений (министерств) здравоохранения и, соответственно, на федеральном уровне будет собираться и накапливаться не отчетная (усеченная) информация медицинских учреждений, а непосредственно первичная информация об оказании конкретным гражданам РФ конкретных медицинских услуг.
Существующая система информационного обеспечения управления отраслью построена по принципу «информационной пирамиды» (рис. 2), когда на каждом вышестоящем уровне собирается лишь обобщенная информация с нижнего уровня. Этот принцип, естественный и единственно возможный в условиях отсутствия современных информационных технологий и корпоративных информационных систем, сегодня должен рассматриваться и рассматривается как устаревший. Подтверждением его несостоятельности служит тот факт, что «сверху» постоянно «спускаются» запросы на предоставление тех или иных данных, не вошедших в утвержденную отчетность. При этом никто не учитывает, что на выполнение этих запросов расходуются практически неоценимые человеко-часы, легко компенсируемые в том случае, если бы те же запросы выполнялись в одном месте и на всем объеме обрабатываемой информации.
Рис. 2. «Информационная пирамида» в условиях существующего документооборота в системе здравоохранения.
В основу создаваемой Единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития лежит принцип единого информационного пространства. При этом «информационная пирамида» трансформируется в «информационный куб» (рис. 3), что ведет к естественному уничтожению межуровневой отчетности.
Рис. 3. «Информационный куб» как основа Единого информационного пространства ЕИС Министерства здравоохранения и социального развития.
Единая информационная система позволит увеличить эффективность выполнения функций государственного управления, повысить качество и создать основу совершенствования процессов принятия решений, значительно сократить издержки, связанные с реализацией оперативных функций Министерства и подведомственных ему организаций, качественно изменить характер взаимодействия Министерства, подведомственных ему организаций, граждан, организаций и органов власти в указанных сферах.
Единая информационная система (ЕИС) в сфере здравоохранения и социального развития – это автоматизированная система, направленная на информационную поддержку реализации функций Минздравсоцразвития, подведомственных ему агентств, служб, организаций, а также государственных внебюджетных фондов, предприятий различных форм собственности и общественных объединений, действующих в сфере здравоохранения и социального развития, и предназначена для решения следующих задач:
· информационное обеспечение принятия управленческих решений в рамках эффективной деятельности Минздравсоцразвития России, подведомственных ему агентств, служб, организаций, территориальных органов, фондов, а также общественных объединений;
· повышение эффективности обслуживания граждан и организаций;
· обеспечение информационной открытости деятельности Минздравсоцразвития и подведомственных ему организаций;
· повышение эффективности межведомственного взаимодействия.