Основные направления информатики следующие.
Теоретическая информатика — математическая дисциплина, использующая методы математики для построения и изучения моделей обработки, передачи и использования информации, она создает тот теоретический фундамент, на котором строится все здание информатики.
Кибернетика — наука об управлении в живых, неживых и искусственных системах. Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности: от управления отдельным объектом (станком, промышленной установкой, автомобилем и т.п.) - до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей. Наиболее активно развивается техническая кибернетика, результаты которой используются для управления в промышленности и науке.
Программирование - сфера деятельности, направленная на создание отдельных программ и пакетов прикладных программ, разработку языков программирования, создание операционных систем, организацию взаимодействия компьютеров с помощью протоколов связи.
Искусственный интеллект, цель работ в области которого направлена в раскрытие тайны творческой деятельности людей, их способности к овладению навыками, знаниями и умениями. Исследования в области искусственного интеллекта необходимы при создании роботов, создании баз знаний и экспертных на основе этих баз знаний систем, применение которых необходимо и в юридической деятельности.
Информационные системы — системы, предназначенная для хранения, поиска и выдачи информации по запросам пользователей. В юридической деятельности примером таких систем являются правовые информационные системы "Кодекс", "Гарант", "Консультант", информационные системы для хранения и поиска различных учетов (дактилоскопический, пофамильный, пулегильзотеки, похищенных и обнаруженных вещей и др.). Задача перевода всех учетов в электронную форму и организация доступа к ним через вычислительную сеть в настоящее время весьма актуальна.
Вычислительная техника - самостоятельное направление, в котором часть задач не имеет прямого отношения к информатике (микроэлектроника), однако при разработке, проектировании и производстве ЭВМ наиболее широко используются достижения информатики.
Защита информации — сфера деятельности, направленная на обобщение приемов, разработку методов и средств защиты данных.
Исторически слово информатика происходит от французского слова Informatique, образованного в результате объединения терминов Information (информация) и Automatique (автоматика). Несмотря на широкое использование термина информатика в ряде стран Восточной Европы, в большинстве стран Западной Европы и США используется другой термин - Computer Science (наука о средствах вычислительной техники).
В качестве источников информатики принято называть две науки: документалистику и кибернетику. Документалистика, предметом которой было изучение рациональных средств и методов повышения эффективности документооборота, сформировалась в конце XIX века в связи с бурным развитием производственных отношений. Ее расцвет пришелся на 20 - 30-е годы XX в.
Наиболее близка к информатике техническая наука кибернетика (kyberneticos) — искусный в управлении, основы которой были заложены в 1948 г. американским математиком Норбертом Винером.
Интересно, что впервые термин кибернетика ввел французский физик Андре Мари Ампер в первой половине XIX веке. Он занимался разработкой единой системы классификации всех наук и обозначил этим термином гипотетическую науку об управлении, которой в то время не существовало, но которая, по его мнению, должна была существовать. |
Становление и развитие информатики теснейшим образом связано с развитием средств вычислительной техники. Работы и достижения ученых и специалистов, внесших существенный вклад в их разработку, могут служить вехами в развитии информатики:
· Блез Паскаль
· Готфрид Вильгельм Лейбниц
· Чарльз Бэббидж
· Андре Мари Ампер
· Норберт Винер
· Говард Эйкен
· Джон Мочли, Преспер Эккерт
· Джон фон Нейман
· Морис Уилкс
· Роберт Нойс
· Маршиан Эдвард Хофф
· Полл Ален, Билл Гейтс
· В 1981 году был представлен компьютер IBM PC и постулирован принцип «открытой» архитектуры.
Информатика является комплексной научно-технической дисциплиной, призванной создавать новые устройства и технологии, предоставлять методы и средства исследования другим областям, даже таким, где считается невозможным применение количественных методов из-за неформализуемости процессов и явлений. Главная функция информатики заключается в разработке методов и средств преобразования информации и их использования в организации технологического процесса переработки информации.
Информатика какфундаментальная науказанимается разработкой методологии создания информационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базе компьютерных информационных систем. Одна из главных задач этой науки – выяснение, что такое информационные системы, какое место они занимают, какую должны иметь структуру, как функционируют, какие общие закономерности им свойственны. Цель фундаментальных исследований в информатике - получение обобщенных знаний о любых информационных системах, выявление общих закономерностей их построения и функционирования и принципов разработки.
Информатика как прикладная дисциплина занимается изучением закономерностей в информационных процессах (накопление, переработка, распространение), созданием информационных моделей коммуникаций в различных областях человеческой деятельности, разработкой информационных систем и технологий в конкретных областях и выработкой рекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования и разработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Информатика как отрасль промышленности занимается производством компьютерной техники, разработкой программных продуктов, информационных систем и баз данных, созданием средств сбора, накопления, обработки и передачи информации. При этом от эффективности информатики как отрасли производства во многом зависит рост производительности труда в других отраслях промышленности и, как следствие, их развитие. Повсеместное использование микропроцессорной техники – от игрушек до сотовых телефонов, цифровых фотоаппаратов и видеокамер – изменило жизнь общества, сделало ее жизнь более динамичной и мобильной.
Информатика как сфера услуг. В современном обществе информация все чаще выступает как предмет конечного потребления, как высоко востребованный товар. Людям необходима информация о событиях, происходящих в мире, о развитии науки и самого общества, о предметах и явлениях, относящихся не только к их профессиональной деятельности, но и ко всем сторонам жизни. В первую очередь, это данные о предприятиях, их продукции и услугах; экономическая и социальная информация, справочные базы данных: расписания самолетов и поездов, биографические данные, адреса и телефоны, энциклопедии и справочники, описания новых видов потребительских товаров и др. Создание таких баз данных и поддержание их в актуальном состоянии требует затрат, а значит такая информация может быть оценена в денежном эквиваленте и, следовательно, имеет цену, а в случае востребованности – становится товаром. Наиболее распространенной информационной услугой, обеспечивающей доступ и получение (приобретение) такой информации является сеть Интернет.
В последнее время появился ряд научных направлений, исследующих влияние самой информатики на окружающий мир. Это, в частности:
· социальная информатика;
· интернетика;
· педагогическая информатика.
Медицинская информатика
Медицинская информатика - это научная дисциплина, представляющая собой систему знаний об информационных процессах в медицине, здравоохранении и смежных дисциплинах, обосновывающая и определяющая способы и средства рациональной организации и использования информационных ресурсов в целях охраны здоровья населения. (В.Г.Кудрина, 1999).
Медицинская информатика -это научная дисциплина, занимающаяся исследованием процессов получения, передачи, обработки, хранения, распространения, представления информации с использованием информационной техники и технологии в медицине и здравоохранении (В.Я.Гельман, 2001).
Предмет медицинской информатики - информационные процессы, сопряженные с медико-биологическими, клиническими и профилактическими проблемами.
Объект изучения медицинской информатики - система охраны здоровья, ведущей частью которой является здравоохранение, и элементы системы по уровням управления и организации:
· государственный (федеральный и региональный);
· территориальный (муниципальный, город, район);
· учрежденческий (ЛПУ, ЦСЭН, НИИ, ВУЗы и ГИДУВы, структуры ОМС, службы лекарственного обеспечения, медтехники и др.).
· индивидуальный.
Основной целью медицинской информатики является оптимизация информационных процессов в медицине за счет использования компьютерных технологий, обеспечивающая повышение качества охраны здоровья населения.
Предмет и задачи медицинской информатики
При выделении медицинской информатики в качестве самостоятельной области знаний используется несколько подходов. Делается акцент либо на общие позиции информатики, либо на специфику информационных процессов в медицине и в ее организационной части – здравоохранении, либо на роль информации и информатизации в решении проблем отрасли.
Один из ведущих разработчиков задач медицинской информатики Edward Shortliffe (1995) предложил весьма широкую трактовку медицинской информатики: «Медицинская информатика - это быстро развивающаяся область науки, которая ориентирована на биомедицинскую информацию, данные и знания, их хранение, передачу и оптимальное использование для решения проблем или принятия решений».
Медицинская информатика является прикладной научной дисциплиной, задачей которой является внедрение современных информационных технологий в медицину и здравоохранение, разработка, на основе существующих информационных технологий новых информационных систем, приборов и технологий применительно к задачам здравоохранения.
Медицинская информатика тесно связана с фундаментальными и прикладными областями медицины и здравоохранения.
5.3. Самостоятельная работа по теме:
1) Студент изучает основных положений в электронном учебнике. Электронные учебники размещены в КИС КрасГМУ (krasgmu.ru) в разделе Ресурсы, Электронные ресурсы портала, Электронные учебные пособия КрасГМУ. Темы для обсуждения: «Введение в информатику»; «История становления медицинской информатики»; «Основные этапы истории медицинской информатики».
б) Студенты обсуждают учебный материал в группах.
5.4 Итоговый контроль знаний(ответы на вопросы по теме занятия; решение ситуационных задач, тестовых заданий по теме):
Тесты:
1. К ОБМЕНУ ИНФОРМАЦИЕЙ ОТНОСИТСЯ…
1) выполнение домашней работы
2) просмотр телепрограммы
3) наблюдение за состоянием пациента
4) разговор по телефону
5) составление конспекта
2. ПРЕОБРАЗОВАНИЕ НЕПРЕРЫВНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ И ЗВУКА В НАБОР ДИСКРЕТНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В ФОРМЕ КОДОВ НАЗЫВАЮТ
1) кодированием
2) дискретизацией
3) декодированием
4) информатизацией
5) модуляцией
3. ИЗМЕРЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС
1) хранения информации
2) передачи информации
3) получения информации
4) защиты информации
5) использования информации
4. ПЕРЕВОД ТЕКСТА С АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА РУССКИЙ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПРОЦЕСС
1) хранения информации
2) передачи информации
3) защиты информации
4) получения информации
5) обработки информации
5. ВАЖНАЯ СУЩЕСТВЕННАЯ ДЛЯ НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ ИНФОРМАЦИЯ НАЗЫВАЕТСЯ
1) достоверной
2) полной
3) актуальной
4) полезной
5) самовоспроиводимой
6. ИНФОРМАЦИЯ ПЕРЕДАЕТСЯ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
1) от источника приемнику посредством канала связи
2) данные передаются к приемнику напрямую
3) от источника приемнику напрямую
4) в виде сигналов от приемника
5) от приемника источнику посредством канала связи
7. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ И ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИИ ВО ВСЕХ ОБЛАСТЯХ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДОСТИГАЕМОЕ ЗА СЧЕТ МАССОВОГО ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – ЭТО…
1) глобализация производства
2) информатизация общества
3) автоматизация производства
4) компьютеризация общества
5) глобализация общества
8. ДАННЫЕ – ЭТО…
1) мера устранения неопределенности в отношении исхода некоторого события
2) зарегистрированные сигналы
3) отрицание энтропии
4) установление закономерностей
5) вероятность выбора
9. ВСЕВОЗМОЖНЫЕ УСТРОЙСТВА И СИСТЕМЫ, СОЗДАННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ДЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ – ЭТО …
1) механизмы обработки информации
2) средства обработки информации
3) информационные ресурсы
4) математические модели
5) информационные модели
10. НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, ЗАНИМАЮЩЕЕСЯ ИЗУЧЕНИЕМ ЗАКОНОВ, МЕТОДОВ И СПОСОБОВ НАКАПЛИВАНИЯ, ОБРАБОТКИ И ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ С ПОМОЩЬЮ ЭВМ И ДРУГИХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ НАЗЫВАЕТСЯ:
1) теоретическая информатика
2) программирование
3) кибернетика
4) информатика
5) информационные ресурсы
11. СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА СОЗДАНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, ОПЕРАЦИОННЫХ СИСТЕМ И ПАКЕТОВ ПРИКЛАДНЫХ ПРОГРАММ – ЭТО …
1) теоретическая информатика
2) программирование
3) кибернетика
4) информатика как наука
5) информационные ресурсы
12. НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, ЗАНИМАЮЩАЯСЯ ИССЛЕДОВАНИЕМ ПРОЦЕССОВ ПОЛУЧЕНИЯ, ПЕРЕДАЧИ, ОБРАБОТКИ, ХРАНЕНИЯ, РАСПРОСТРАНЕНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНФОРМАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ И ТЕХНОЛОГИИ В МЕДИЦИНЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИИ, ЭТО – …
1) нейро-лингвистическое программирование
2) телемедицина
3) медицинская информатика
4) физиология человека
5) медицинская кибернетика
13. ИНФОРМАЦИЯ ТОЧНА, ЕСЛИ:
1) информация отражает истинное положение дел
2) достаточна для принятия решения
3) она важна для решения задачи или применения ее в дальнейшем
4) достаточно близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления
5) получена к нужному моменту
14. ИНФОРМАЦИЯ СВОЕВРЕМЕННА, ЕСЛИ:
1) отражает истинное положение дел
2) достаточна для принятия решения
3) важна для решения задачи или применения ее в дальнейшем
4) достаточно близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления
5) получена к нужному моменту
15. ИНФОРМАЦИЯ ДОСТОВЕРНА, ЕСЛИ:
1) отражает истинное положение дел
2) своевременна и проверена
3) ее достаточно для принятия решений
4) ценна и кратка
5) приносит ожидаемую пользу
16. ИНФОРМАЦИЯ ПОЛНА, ЕСЛИ:
1) отражает истинное положение дел
2) достаточна для принятия решения
3) важна для решения задачи или применения ее в дальнейшем
4) близка к реальному состоянию объекта, процесса, явления
5) получена к нужному моменту
17. СУЩЕСТВЕННУЮ И ВАЖНУЮ В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ИНФОРМАЦИЮ НАЗЫВАЮТ:
1) полной
2) полезной
3) актуальной
4) достоверной
5) понятной
18. ИНФОРМАЦИЮ, ИЗЛОЖЕННУЮ НА ДОСТУПНОМ ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ ЯЗЫКЕ, НАЗЫВАЮТ:
1) полной
2) полезной
3) актуальной
4) достоверной
5) понятной
19. ИНФОРМАЦИЮ, ОТРАЖАЮЩУЮ ИСТИННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ВЕЩЕЙ, НАЗЫВАЮТ:
1) полной
2) полезной
3) актуальной
4) достоверной
5) понятной
20. СТЕПЕНЬ СООТВЕТСТВИЯ ИНФОРМАЦИИ ТЕКУЩЕМУ МОМЕНТУ ВРЕМЕНИ ХАРАКТЕРИЗУЕТ ТАКОЕ ЕЕ СВОЙСТВО, КАК…
1) объективность
2) содержательность
3) полнота
4) достоверность
5) актуальность
21. СВОЙСТВО ИНФОРМАЦИИ, ЗАКЛЮЧАЮЩЕЕСЯ В ДОСТАТОЧНОСТИ ДАННЫХ ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ, ЕСТЬ…
1) достоверность
2) объективность
3) содержательность
4) своевременность
5) полнота
22. ТЕРМИН «ИНФОРМАТИКА» В ПЕРВЫЕ ПОЯВИЛСЯ В:
1) начале 70-х годов XX века
2) конце XIX века
3) 1945 году
4) времена античности
5) начале 90-х годов xx века
23. НАУКА, ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ КОТОРОЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОЦЕССЫ СБОРА, ПРЕОБРАЗОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ, ЗАЩИТЫ, ПОИСКА И ПЕРЕДАЧИ ВСЕХ ВИДОВ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ИХ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ.
1) кибернетика
2) информатика
3) информационные технологии
4) программирование
5) искусственный интеллект
24. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ НАУКИ:
1) математика
2) физика
3) документалистика
4) экономика
5) юриспруденция
25. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ НАУКИ:
1) кибернетика
2) искусственный интеллект
3) информационные системы
4) программирование
5) астрофизика
26. В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАТИКИ ВЫДЕЛЯЮТ НАУКИ:
1) приборостроение
2) интернетика
3) математика
4) микрофизика
5) радиоэлектроника
27. УЧЕНЫЙ БЛЕЗ ПАСКАЛЬ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия
2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах
3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел
4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека
5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику
28. УЧЕНЫЙ ЧАРЛЬЗЬ БЭББИДЖ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия
2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах
3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел
4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека
5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику
29. УЧЕНЫЙ ГОТФРИД ВИЛЬГЕЛЬМ ЛЕЙБНИЦ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия
2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах
3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел
4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека
5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику
30. УЧЕНЫЙ АНДРЕ МАРИ АМПЕР СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия
2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах
3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел
4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека
5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику
31. УЧЕНЫЙ НОРБЕРТ ВИНЕР СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он предложил арифмометр, выполняющий четыре арифметических действия
2) он определил кибернетику как науку об управлении в живой природе и в технических системах
3) он предложил устройство, механически выполняющее сложение чисел
4) он предложил аналитическую машину, которая могла работать без участия человека
5) в предложенной классификации наук ввел несуществующую еще науку кибернетику
32. УЧЕНЫЙ ГОВАРД ЭЙКЕН СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана
2) он разработчик счетной машины «Марк-1» на электромеханических реле
3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)
4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)
5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах
33. УЧЕНЫЙ ДЖОН МОЧЛИ СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана
2) он разработчик счетной машины «Марк-1» на электромеханических реле
3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)
4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)
5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах
34. УЧЕНЫЙ ДЖОН ФОН НЕЙМАН СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана
2) он разработчик счетной машины «Марк-1» на электромеханических реле
3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)
4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)
5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах
35. УЧЕНЫЙ МОРИС УИЛКС СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана
2) он разработал счетную машину «Марк-1» на электромеханических реле
3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)
4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)
5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах
36. УЧЕНЫЙ РОБЕРТ НОЙС СТАЛ ИЗВЕСТЕН БЛАГОДАРЯ СЛЕДУЮЩЕМУ ДОСТИЖЕНИЮ:
1) он построил первый компьютер на принципах Фон Неймана
2) он разработал счетную машину «Марк-1» на электромеханических реле
3) он разработал первые интегральные схемы (чипы)
4) он опубликовал доклад о принципах функционирования универсального вычислительного устройства (компьютера)
5) он разработал вычислительную машину ENIAC на электронных лампах
37. ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАТИКИ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ И СТУДЕНТОВ В ДОШКОЛЬНЫХ, ШКОЛЬНЫХ И УНИВЕРСИТЕТСКИХ УСЛОВИЯХ ИЗУЧАЕТ НАУКА:
1) социальная информатика
2) интернетика
3) психологическая информатика
4) педагогическая информатика
5) вычислительная информатика
38. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ОБЩЕСТВЕ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО ИЗУЧАЕТ НАУКА:
1) социальная информатика
2) интернетика
3) психологическая информатика
4) педагогическая информатика
5) вычислительная информатика
39. ВОПРОСЫ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧАЕТ НАУКА:
1) социальная информатика
2) интернетика
3) психологическая информатика
4) педагогическая информатика
5) вычислительная информатика
40. СВОЙСТВА, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ КОМПЬЮТЕРНОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ ИЗУЧАЕТ НАУКА:
1) социальная информатика
2) интернетика
3) психологическая информатика
4) педагогическая информатика
5) вычислительная информатика
Контрольные вопросы:
1. Что такое информация? Приведите примеры.
2. Что такое данные? Приведите примеры медицинских данных.
3. В каком виде существует информация?
4. Что называют информационной деятельностью?
5. Как передается информация?
6. Какими свойствами обладает информация?
7. Что такое обработка информации?
8. Сформулируйте определение информатики как науки.
9. Приведите определение медицинской информатики.
10. Расскажите об основных этапах истории медицинской информатики.
Ситуационные задачи:
Задача №1
Ниже представлены определения некоторых понятий:
· Сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления.
· Факты, цифры, и другие сведения о реальных и абстрактных лицах, предметах, объектах, явлениях и событиях, соответствующих определенной предметной области, представленные в цифровом, символьном, графическом, звуковом и любом другом формате.
· Вид информации, отражающей знания, опыт и восприятие человека -специалиста (эксперта) в определенной предметной области.
· Множество всех текущих ситуаций в объектах данного типа и способы перехода от одного описания объекта к другому.
· Информация, представленная в виде, пригодном для ее передачи и обработки автоматическими средствами, при возможном участии автоматизированными средствами с человеком.
· Данные, определенным образом организованные, имеющие смысл, значение и ценность для своего потребителя и необходимая для принятия им решений, а также для реализации других функций и действий.
1. Сопоставьте термины – данные, информация, знания с определениями, приведенными выше.
2. Приведите примеры данных, информации, знаний.
Задача №2
По электронной почте Вам пришло сообщение, с прикрепленной к нему картинкой:
1. Содержит ли для Вас данное сообщение информацию? Для кого данное сообщение может содержать какую любо информацию? Почему?
Что понимают под термином «информация» применительно к компьютерной обработке данных?
6. Домашнее задание для уяснения темы занятия: учебно-методические разработки следующего занятия и методические разработки для внеаудиторной работе по теме.
Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой.
А. «Информация на кончиках пальцев» (по книге Билла Гейтса «Дорога в будущее»). Перспективные информационные технологии.
Б. Информационные технологии в современном обществе. Что такое «информационное общество»? Информационная деятельность человека в историческом аспекте. Общая характеристика федеральной целевой программы «Электронная Россия».
Занятие №2
Тема:«Компьютер как средство обработки информации. Архитектура современного персонального компьютера. Основные устройства компьютера, их назначение и взаимосвязь. Внешняя память компьютера. Основные типы носителей информации и их важнейшие характеристики. Внешние устройства хранения информации. Мультимедийный компьютер. Понятие интерфейса и его виды.
Программное обеспечение компьютера. Классификация программных средств. Функции операционных систем (ОС). Файловая система. Типы файлов. Ассоциация файлов с программными средствами.
Сервисное программное обеспечение компьютера. Архивирование информации. Программы – архиваторы. Компьютерные вирусы, их основные механизмы действия. Источники заражения вирусами. Правила антивирусной защиты. Антивирусные программы. Периодическое обслуживание компьютера».
2. Форма организации занятия:практическое занятие.
3. Значение изучения темы(актуальность изучаемой проблемы):
Понимание архитектуры персонального компьютера и знание его основных устройств, а также знание классификации программных средств и функционирования его основных видов позволит стать опытным пользователем ПК, и освоить компьютер с целью дальнейшего использования средств обработки информации в практической работе будущего специалиста и эффективного изучения информатики. Кроме того, современному человеку необходимо знать назначение и свойства сервисного программного обеспечения и уметь с ним работать.
4. Цели обучения:
- общая:
обучающийся должен обладать способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-9).
- учебная:
обучающийся должен знать структуру внутренней памяти компьютера, поколения ЭВМ и их характерные особенности; как устроен современный персональный компьютер; основные типы носителей и их характеристики; базовые, системные, служебные программные продукты и пакеты прикладных программ, классификацию ПО компьютера, функции операционных систем (ОС), различные типы файлов;
обучающийся должен уметь переводить числа из десятичной системы исчисления в любую другую; легко определять устройства для обработки и хранения информации (внутри системного блока), а также внешние периферийные устройства; работать в операционной среде Windows, работать с системным, сервисным и прикладным программным обеспечением; оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности; выполнять сервисные операции: очистку диска от временных интернет файлов, дефрагментацию диска;
обучающийся должен владеть терминологией, связанной с архитектурой персонального компьютера, программным обеспечением компьютера, а также владеть умением работать с системным и сервисным программным обеспечением.
5. План изучения темы:
5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru).
5.2 Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).