Для специальности 060103 – Педиатрия

(очная форма обучения)

Красноярск

УДК 61 : 681 . 3 (07)

ББК 5с51

С 23

Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Медицинская информатика» для специальности 060103 –Педиатрия (очная форма обучения) / сост. Е. И. Кичигина, М. Р. Ратова, Е. Г. Мягкова [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 404с.

Составители:

старший преподаватель. Кичигина Е.И.,

старший преподаватель Ратова М.Р.,

доцент Мягкова Е.Г.,

доцент Горный Б.Э.,

преподаватель Путинцева Ю.А.,

преподаватель Косолапова С.Н.,

преподаватель Терешонок Е.Н.,

Павлушкин А.А.

Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен на основании ФГОС ВПО (2010) по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программы дисциплины (2011) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.

Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).

КрасГМУ

2012г.

Оглавление:

Занятие №1. Введение в медицинскую информатику..……………………… 4

Занятие №2. Компьютер как средство обработки информации………..…...22

Занятие №3. Медицинские ресурсы интернета………………………………..81

Занятие №4. Medline……..……………………………………...……………….97

Занятие №5. Технологии создания и проведения мультимедиа-презентаций……………………………………………………….…………….108

Занятие №6. MS Word ………...………………………………………….……128

Занятие №7. MS Excel …..………………………………………………….… 154

Занятие №8. MS Excel. Статистическая обработка информации………....187

Занятие №9. MS Access. Технологии обработки данных……………….….220

Занятие №10. MS Access. Создание форм, отчетов………………………....228

Занятие №11. Итоговое занятие ……………...………………………………249

Занятие №12. Компьютерное моделирование ………………………………252

Занятие №13. Информационные системы лечебно-профилактических учреждений. Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса ………………………………………………………………………...275

Занятие №14. Медико-технологические системы контроля и управления функциями организма …………………………………………………..…… 293

Занятие №15. Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики ……………………………………………………………………….………....306

Занятие №16. Информационные системы в управлении здравоохранением территориального и федерального уровней ………………………….……..318

Занятие №17. Обеспечение информационной безопасности медицинского учреждения …………………………........................................…..………… 331

Занятие №18. Телемедицина …………………………………………..…….357

Занятие №19. Зачет …………………………………………………….…….. 376

Рекомендуемая литература ……………...……………………………..……404
1. Занятие №1

Тема:«Введение в медицинскую информатику. Информация и информационный процесс. Виды, свойства информации. Информатика как самостоятельная наука. Определение понятия. Предмет и задачи медицинской информатики. Основные этапы развития отечественной медицинской информатики. Особенности медицинской информации».

2. Форма организации занятия:практическое занятие.

Значение изучения темы.

Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании информатики необходима в практической работе будущего специалиста. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов.

4. Цели обучения:

- общая:

Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании информатики необходима в практической работе будущего специалиста. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов;

обучающийся должен владеть способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).

- учебная:

обучающийся должен знать основные определения и понятия информатики и медицинской информатики, способы использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;

обучающийся должен уметь выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

обучающийся должен владеть терминологией, связанной с современными информационными и телекоммуникационными технологиями применительно к решению задач медицины, здравоохранения.

5. План изучения темы:

5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru).

5.2 Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).

Что такое информация?

Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.

Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.

В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.

В основе впервые появляющейся информации всегда находятся данные.

Данные — сведения о параметрах (свойствах, состоянии) объектов и явлений окружающей среды, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.

Данные могут быть представлены числами, символами и словами, получаемыми в результате прямого наблюдения процесса или объекта, зафиксированы в документах, переданы по средствам связи, сохранены и обработаны на ЭВМ вне зависимости от содержания.

Информация– это не данные, а результат взаимодействия сообщения и его потребителя.

Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.

Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.

Наши рекомендации