Для специальности 060103 – Педиатрия
(очная форма обучения)
Красноярск
УДК 61 : 681 . 3 (07)
ББК 5с51
С 23
Сборник методических указаний для обучающихся к практическим занятиям по дисциплине «Медицинская информатика» для специальности 060103 –Педиатрия (очная форма обучения) / сост. Е. И. Кичигина, М. Р. Ратова, Е. Г. Мягкова [и др.]. – Красноярск : тип. КрасГМУ, 2012. – 404с.
Составители:
старший преподаватель. Кичигина Е.И.,
старший преподаватель Ратова М.Р.,
доцент Мягкова Е.Г.,
доцент Горный Б.Э.,
преподаватель Путинцева Ю.А.,
преподаватель Косолапова С.Н.,
преподаватель Терешонок Е.Н.,
Павлушкин А.А.
Сборник методических указаний к практическим занятиям предназначен для аудиторной работы обучающихся. Составлен на основании ФГОС ВПО (2010) по специальности 060103 – Педиатрия (очная форма обучения), рабочей программы дисциплины (2011) и СТО СМК 4.2.01-11. Выпуск 3.
Рекомендован к изданию по решению ЦКМС (Протокол №__ от «___»__________20__).
КрасГМУ
2012г.
Оглавление:
Занятие №1. Введение в медицинскую информатику..……………………… 4
Занятие №2. Компьютер как средство обработки информации………..…...22
Занятие №3. Медицинские ресурсы интернета………………………………..81
Занятие №4. Medline……..……………………………………...……………….97
Занятие №5. Технологии создания и проведения мультимедиа-презентаций……………………………………………………….…………….108
Занятие №6. MS Word ………...………………………………………….……128
Занятие №7. MS Excel …..………………………………………………….… 154
Занятие №8. MS Excel. Статистическая обработка информации………....187
Занятие №9. MS Access. Технологии обработки данных……………….….220
Занятие №10. MS Access. Создание форм, отчетов………………………....228
Занятие №11. Итоговое занятие ……………...………………………………249
Занятие №12. Компьютерное моделирование ………………………………252
Занятие №13. Информационные системы лечебно-профилактических учреждений. Информационная поддержка лечебно-диагностического процесса ………………………………………………………………………...275
Занятие №14. Медико-технологические системы контроля и управления функциями организма …………………………………………………..…… 293
Занятие №15. Автоматизированные медико-технологические системы клинико-лабораторных исследований и функциональной диагностики ……………………………………………………………………….………....306
Занятие №16. Информационные системы в управлении здравоохранением территориального и федерального уровней ………………………….……..318
Занятие №17. Обеспечение информационной безопасности медицинского учреждения …………………………........................................…..………… 331
Занятие №18. Телемедицина …………………………………………..…….357
Занятие №19. Зачет …………………………………………………….…….. 376
Рекомендуемая литература ……………...……………………………..……404
1. Занятие №1
Тема:«Введение в медицинскую информатику. Информация и информационный процесс. Виды, свойства информации. Информатика как самостоятельная наука. Определение понятия. Предмет и задачи медицинской информатики. Основные этапы развития отечественной медицинской информатики. Особенности медицинской информации».
2. Форма организации занятия:практическое занятие.
Значение изучения темы.
Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании информатики необходима в практической работе будущего специалиста. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов.
4. Цели обучения:
- общая:
Изучение данных аспектов позволит заложить основу для дальнейшего эффективного изучения и использования информатики в современном информационном обществе. Выработка умений и навыков в использовании информатики необходима в практической работе будущего специалиста. Изучение данной темы позволит повысить уровень информационного сознания и культуры студентов;
обучающийся должен владеть способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1); способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5).
- учебная:
обучающийся должен знать основные определения и понятия информатики и медицинской информатики, способы использования информационных компьютерных систем в медицине и здравоохранении;
обучающийся должен уметь выделять информационный аспект в деятельности человека; информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических и технических системах; пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
обучающийся должен владеть терминологией, связанной с современными информационными и телекоммуникационными технологиями применительно к решению задач медицины, здравоохранения.
5. План изучения темы:
5.1 Контроль исходного уровня знаний (тест на сайте дистанционного обучения cdo.krasgmu.ru).
5.2 Основные понятия и положения темы(наглядные формы – таблицы, схемы, алгоритмы и др.).
Что такое информация?
Термин "информация" происходит от латинского слова "informatio", что означает сведения, разъяснения, изложение.
Информация — это настолько общее и глубокое понятие, что его нельзя объяснить одной фразой. В это слово вкладывается различный смысл в технике, науке и в житейских ситуациях.
В обиходе информацией называют любые данные или сведения, которые кого-либо интересуют.
В основе впервые появляющейся информации всегда находятся данные.
Данные — сведения о параметрах (свойствах, состоянии) объектов и явлений окружающей среды, которые воспринимают информационные системы (живые организмы, управляющие машины и др.) в процессе жизнедеятельности и работы.
Данные могут быть представлены числами, символами и словами, получаемыми в результате прямого наблюдения процесса или объекта, зафиксированы в документах, переданы по средствам связи, сохранены и обработаны на ЭВМ вне зависимости от содержания.
Информация– это не данные, а результат взаимодействия сообщения и его потребителя.
Одно и то же информационное сообщение (статья в газете, объявление, письмо, телеграмма, справка, рассказ, чертёж, радиопередача и т.п.) может содержать разное количество информации для разных людей — в зависимости от их предшествующих знаний, от уровня понимания этого сообщения и интереса к нему.
Применительно к компьютерной обработке данных под информацией понимают некоторую последовательность символических обозначений (букв, цифр, закодированных графических образов и звуков и т.п.), несущую смысловую нагрузку и представленную в понятном компьютеру виде. Каждый новый символ в такой последовательности символов увеличивает информационный объём сообщения.