Иппотерапия при дизонтогенезе речи
Иргалина И.Г., инструктор ЛВЕ, учитель-дефектолог.
ЦРИД «Наш Солнечный Мир», ГОУ ЦЛП и ДО «На Королева», г.Москва.
В последние годы резко выросло количество детей с перенатальными мозговыми дисфункциями, сопровождающимися различной формой дизонтогенеза речи (задержкой речевого развития, фонематико-фонематическими и общими недоразвитиями речи).
Термин «дизонтогенез» (dys- греч. приставка, означающая «отклонение от нормы» + греч. ontos -сущее, существо + греч. genesis - развитие) впервые был употреблен Й. Швальбе в 1927 г. для обозначения отклонения внутриутробного формирования структур организма от нормального хода развития. В отечественной дефектологии данные состояния объединяются в группу нарушений (отклонений) развития. Дизонтогенез - нарушение онтогенеза - индивидуального развития. Отсюда - дизонтогении - болезненные состояния, обусловленные нарушением развития организма и личности. Первоначально к дизонтогенезу относились лишь нарушения внутриутробного развития, врожденные аномалии развития - уродства, прежде всего, телесные.
В настоящее время под дизонтогенезом понимается нарушение развития с момента зачатия до самой смерти, поскольку развитие организма, особенно человеческой личности, продолжается на протяжении всей его жизни. Дизонтогенез может касаться любых органов и систем, организма и личности в целом. Нарушение развития нервной системы, как правило, приводит и к нарушениям речи.
И так, в данной работе, мы кратко сосредоточимся на патологических механизмах речевого дизонтогенеза и способе коррекции речевых нарушений на занятиях по иппотерапии.
Особенностью данного контингента детей является то, что все они в той или иной степени демонстрируют обеднение, искажение или нарушение онтогенеза сенсомоторного репертуара как отдельных систем (ноги, руки, глаза, оральный аппарат и т.д.), так и их взаимодействий. Эта закономерность не случайна, поскольку сенсомоторный уровень любого психического процесса (восприятия, движения, речь и т.д.) обеспечиваются близкими, а подчас – идентичными мозговыми системами и процессами.
В основе коррекционных занятий лежит метод «замещающий онтогенез», разработанный А.В. Семенович.
Цель занятий – формирование корково-подкорковых и межполушарных воздействий, стимуляция работы левого полушария. Для реализации поставленной цели разработан комплекс упражнений, проводимых во время занятий лечебной верховой ездой. Упражнения построены на базе нейропсихологических, дефектологических и логопедических методов.
На занятиях по иппотерапии применяется следующий комплекс упражнений:
1. Основные:
- дыхательные упражнения;
- сенсорный компонент;
- вокализация;
- глазодвигательная гимнастика;
- напряжение и расслабления тела;
- формирование предпосылок развития высших психических функций.
2. Вспомогательные:
- артикуляционный праксис;
- самомассаж;
- элементы сюжетно-ролевой игры.
Занятия по иппотерапии делятся на 5 этапов:
I этап. Адаптационный - работа со схемой тела (на уровне бессознательного), на основе ощущений: тактильных, вестибулярных, проприоцептивных;
II этап. Создание общей схемы тела и развитие сенсомоторной координаций (зрительно - аудиомоторных во фронтальной плоскости, без использования дополнительных объектов)
III этап. Создание общей схемы тела и развитие сенсорной координаций (введение в работу дополнительных объектов (различных предметов, игрушек и т.д.), увеличение времени фиксации на объекте;
IV этап. Накопление навыков и автоматизмов.
V этап. ЛВЕ или вольтижировка (развитие коммуникативных навыков, умение ориентироваться в пространстве, дисциплина и контроль, управление своим телом и лошадью).
С самого начала стоит выработать ритуал прихода на занятие и собственно самого занятия на лошади:
1) пришел на конюшню;
2) одел шлем;
3) дождался момента начала занятия;
4) посадка верхом;
5) приветствие команды;
6) упражнения на лошади;
7) спешивание и угощение лошади;
8) прощание с командой;
9) снял шлем;
10) ушел с конюшни.
Это помогает всем участникам занятий по иппотерапии структурировать работу, правильно организовывать процесс занятий.
Когда ребенок, привыкнет к новым необычным четвероногим друзьям, можно приступать к развивающим занятиям.
Начинаем с работы над схемой тела при занятиях на лошади, это могут быть различные упражнения, включающие в себя:
1) разминка, предназначенная для развития всех групп крупной мускулатуры, отработки ригидных зажимов на уровне тела. Сначала упражнения проводятся на стоящей лошади, затем переходим к работе на шагу. Так, например, упражнения для шеи, рук, ног и спины (упражнения: «Качели», «Наклоны», «Часы» и т.п.);
2) растяжки дополняют репертуар упражнений, направленных на отработку ощущений на своем теле и ригидности зажимов. Выполнение упражнений на растяжки начинаем выполнять так же на стоящей лошади (упражнения: «Наклоны», «Достать до хвостика», «Дотянутся до ушек лошадки», «Достать рукой до противоположной ноги», «Езда лежа на локте» и т.п.);
3) пальчиковая гимнастика - упражнения для кистей рук, статические и динамические упражнения для пальцев, способствующие развитию мелкой моторики, речи, внимания, памяти, пространственного восприятия, воображения. Данное упражнение можно разнообразить и усложнить от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать стихотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, можно поиграть и в пантомиму;
4) глазодвигательная гимнастика – упражнения вводятся в коррекционный курс на втором-третьем этапе занятий иппотерапией. Каждое занятие выполняется сначала на стоящей лошади, медленно и тщательно, иногда целесообразным бывает начать отработку навыков лежа, затем сидя. Дети учатся следить только глазами, не поворачивая голову, за движением какого-либо яркого предмета, например игрушки. Вначале ребенок пассивно следит за рукой взрослого, затем за своей рукой, направляемой взрослым, наконец, перемещает предмет сам. Упражнения выполняются сначала одной рукой, потом - другой, потом - обеими вместе. Необходимо следить за плавностью движений взгляда ребенка и его стабильности удержания предмета;
5) артикуляционный праксис - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Работа с артикуляцией трудна по той причине, что она требует постоянного повторения. Во время занятий на лошади используют связанные с верховой ездой слова и упражнения с речевым аппаратом. Это усиливает мотивацию ребенка и дает быстрый эффект. Можно использовать классические логопедические упражнения или придумать множества игр.
Лошадка».
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы ребенок щелкал
языком, а не чмокал
Лошадка едет тихо».
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить место языка при
произношении звука "л".
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение выполняет
только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается изо рта.
3) «Поехали».
Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
1. Сжать большим пальцем и указательными пальцами одной руки верхнюю губу за носогубную складку и двумя пальцами другой руки нижнюю губу и растягивать их вверх-вниз.
2. Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «п», а иногда и «па».
В качестве поощрения и закрепления– лошадь везет всадника.
Лошадка фыркает»
Поток выдыхаемого воздуха легко и активно посылать к губам, пока они не станут вибрировать. Получается звук, похожий на фырканье лошади.
В заключение хочется сказать, что путем многолетней практики, мы убедились – лечебная верховая езда, направленная на всестороннее развитие ребенка, в том числе и речи, помогает преодолеть различные нарушения. И при грамотном подходе к процессу реабилитации, мы можем достигнуть прекрасных результатов. Дальнейшее наращивание и автоматизация сформированного потенциала при занятиях иппотерапией дает возможность эффективной работы с вышележащими уровнями речевого процесса: фонетическим, лексическим, грамматическим и синтаксическим.
Список использованной литературы:
1) Амасьянц Р.А., Амасьянц Э.А. «Клиника интеллектуальных нарушений», М.: Педагогическое общество России, 2009.
2) Адаптивная (реабилитационная) верховая езда. Учебное пособие университета. Paris-Nord. Пер с франц. – М.: Московский конноспортивный клуб инвалидов. – 2003.
3) Волкова Л.С. «Логопедия. Учебник для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов. - 5-е изд., перераб.и доп.». 2009.
4) Семенович А.В. Эти невероятные левши: Практическое пособие для психологов и родителей.2009
КОМПЛЕКСНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПАЦИЕНТОВ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА ИППОТЕРАПИИ НА ПРИМЕРЕ ГРУПП ИНВАЛИДОВ С РАССЕЯННЫМ СКЛЕРОЗОМ
Егина М.Е. – директор ГУ СО «Социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов «Иппотерапия», г. Самара
Рассеянный склероз (РС) представляет собой тяжелое демиелинизирующее заболевание ЦНС неясной этиологии, в патогенезе которого по современным представлениям важную роль играют генетические и аутоиммунные факторы. По оценкам экспертов, в настоящее время в мире страдают РС около 3-ех млн. человек. Важно отметить и то, что заболеваемость РС в России достаточно высока: ежегодно регистрируется около 5 тыс. случаев, а средний возраст дебюта составляет 25-40 лет. Медико-социальная значимость РС определяется тем, что это заболевание является одной из главных причин инвалидизации неврологических больных молодого и среднего возраста, обусловленной в основном двигательными нарушениями и прежде всего спастическим парезом с ремитирующим течением. РС является заболеванием, развитие и прогрессирование которого сопровождается резким снижением качества жизни больного человека. К основным проявлениям РС, оказывающим влияние на качество жизни больных можно отнести следующее:
- двигательные и сенсорные нарушения;
- нарушения зрения;
- депрессия/эйфория;
- слабость, тремор, болевой синдром;
- дисфункция тазовых органов.
Реабилитация лиц с РС – это комплекс мероприятий (медицинских, педагогических, психологических, социальных, правовых), направленных на восстановление нарушенных функций, социального статуса и качества жизни пациента.
С 2001 года в Самарской области работает государственное учреждение Самарской области «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия». Основным направлением деятельности учреждения является предоставление комплексного курса реабилитации, включающего в себя разделы социально-психологической, социально-бытовой и медицинской реабилитации. Мы полагаем, что именно комплексность курса реабилитации в сочетании с занятиями иппотерапией позволяют нам добиваться значительных результатов.
Реабилитация пациентов с рассеянным склерозом в ГУ СО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» проводится более 6 лет и с каждым годом количество пациентов увеличивается (таблица 1).
Таблица 1.
год | ||||||
Число пациентов |
Многие из пациентов посещают центр по несколько лет. За эти годы данная категория клиентов составила группу из 29 человек. Все они являются инвалидами: 75% - второй группы, 17% - первой группы и 10% - третьей группы. Возраст пациентов от 24 до 56 лет. У подавляющего числа пациентов диагностирована цереброспинальная форма заболевания, сопровождающаяся центральными парезами конечностей различной степени тяжести и атактическим синдромом, нарушением зрения, тазовыми расстройствами. Все больные наблюдаются в областном Центре рассеянного склероза. Четверо из них получают препараты иммуностимулирующего и превинтивного ряда. Кроме этого, все получают симптоматическую терапию. Реабилитационные курсы в центре «Иппотерапия» проходят только в стадии ремиссии основного заболевания.
ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ РАССЕЯННОМ СКЛЕРОЗЕ
Помощь больным с РС в Самарской области организована следующим образом: стационарный этап в центре РС на базе областной Клинической больницы, амбулаторное наблюдение в поликлинике по месту жительства, реабилитация в ГУСО «Реабилитационный центр для инвалидов молодого возраста «Береза» и ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия».
Основные принципы реабилитационного процесса при рассеянном склерозе в ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия»
- раннее начало реабилитации; индивидуальный подход; комплексность и преемственность в реабилитации; длительная последовательная непрерывная работа с пациентом; повышение активной осознанной позиции лиц с ограниченными возможностями.
Комплекс реабилитационных мероприятий направлен на:
- восстановление объема активных движений, мышечной силы и тонуса в паретичных конечностях;
- восстановление разнообразных бытовых навыков;
- социальная и психологическая адаптация клиентов.
Курс реабилитации рассчитан на 21 день. Для каждого клиента разрабатывается индивидуальная программа реабилитации, соответствующая общему состоянию, физическим возможностям, неврологическому статусу, а так же психоэмоциональному фону. Как уже отмечалось, реабилитационные курсы проводятся только в стадии ремиссии основного заболевания.
Социально-психологическая реабилитация
Инвалиды с рассеянным склерозом, помимо нарушения способностей к передвижению, имеют расстройства со стороны психо-эмоциональной сферы, имеют место различные виды расстройств внимания, памяти, с патологиями мышления и снижения интеллекта, характерны неврозоподобные и депрессивные состояния. Это приводит к конфликтам в семье, с родственниками, с последующим распадом семьи, потери трудоспособности. В связи с этим, в центре основными направлениями социально-психологической реабилитации больных с рассеянным склерозом является:
- снятие эмоционального напряжения, депрессии.
- снижение уровня тревожности, агрессии.
- коррекция мотивационной, личностной и эмоционально-волевой сфер.
- коррекция системы социально-психологических отношений.
- коррекция познавательных процессов.
Для решения этих проблем в ходе психологического консультирования специалист учреждения определяет объём психологической помощи данному пациенту.
В основе психологических проблем инвалидов, страдающих хроническими заболеваниями нервной системы, сопровождающихся тяжелыми двигательными нарушениями и значительным ухудшением качества жизни, лежит стресс. Поэтому большое внимание в работе психолога уделяется беседам и встречам не только с клиентом, но и с членами семьи инвалида для решения важных проблем по адаптации инвалида в кругу семьи.
Кроме квалифицированной психологической помощи, оказываемой психологом, элементы психотерапии в той или иной мере присутствуют на занятиях у всех специалистов центра: при проведении ЛФК, иппотерапии, массажа и т.д.
СОЦИАЛЬНО - БЫТОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ
Один из эффективных путей социальной адаптации инвалида - социально-бытовая реабилитация. Это направление в нашем центре предполагает в основном оказание комплекса бытовых услуг, необходимых людям с ограниченными возможностями.
В кабинете социально-бытовой адаптации специалисты (социальный работник, юрист, специалист по социальной работе):
1. Определяют потребность инвалида в различных видах социальной помощи.
2. Обеспечивают юридическую и правовую помощь инвалидам.
3. Консультируют по подбору инвалиду технических средств реабилитации.
4. Обучают инвалида навыкам семейно-бытовой деятельности в конкретных социально-бытовых условиях и приспособление к ним инвалидов.
5. Обучают навыкам самостоятельного проживания – подготовка к независимому образу жизни (обучение пользованию бытовыми приборами).
6. Обучают навыкам независимого образа жизни с помощью упражнений и технических приспособлений.
Большое внимание уделяется творчеству и социо-культурной реабилитации инвалидов с РС.
Социокультурная программа в центре направлена на развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности, развития навыков общения, формирование активной жизненной позиции.
В центре «Иппотерапия» используют традиционные формы рекриации: посещение театров, музеев, участие в массовых мероприятиях. Проводятся социо-культурные мероприятия, посвященные знаменательным датам. Наши пациенты с удовольствием принимают участия в праздничных выступлениях на лошадях, в конноспортивных эстафетах, хоровом пении, выставках, конкурсах.
Все наши пациенты являются членами общества больных РС СОРС.
медицинская реабилитация
В рамках медицинской реабилитации используются: классические занятия лечебной физкультурой, массаж, баланс-система, занятия иппотерапией.
Прогрессирование заболевания (РС) ведет к формированию патологического стереотипа движений. Одним из методов коррекции этого нарушения является лечебная физкультура (кинезотерапия) в сочетании с лечебным массажом. В центре «Иппотерапия» имеется зал для проведения занятий ЛФК, оснащенный следующим оборудованием: многофункциональным тренажером; беговой дорожкой; велотренажером, шведской стенкой, стабилометрической платформой, батутом, медболами и т.д.
Следует отметить, что ЛФК у пациентов с рассеянным склерозом нужно применять с осторожностью, поскольку большинство их жалуются на повышенную утомляемость, которая может проявляться утомляемостью отдельных мышечных групп, особенно при повторяющихся движениях. Поэтому необходимо использовать только умеренные нагрузки, во-вторых, чередовать периоды активных движений с периодами полного покоя (отдыха). В-третьих, стараться проводить занятия в те часы, когда больные отмечают наименьшую утомляемость (выясняется при опросе).
По мнению многих авторов, без полного восстановления объема пассивных движений, изменения в мышцах могут привести к их дисбалансу, что и наблюдается при любых центральных двигательных нарушениях. Редко ЛФК в учреждении проводится групповым методом, в основном наши пациенты с РС занимаются с врачом ЛФК по индивидуальной программе, которая состоит из пассивных упражнений на разработку двигательных функций суставов, упражнений способствующих снижению тонуса, тренировка функций равновесия и восстановления навыков ходьбы.
Массаж при рассеянном склерозе имеет ряд особенностей:
1. Применение классического ручного массажа в данном случае не имеет место;
2. Используется точечный, а в отдельных случаях сегментарный массаж с соблюдением следующих правил:
- массаж на руке следует начинать с плеча, а на ноге с ягодиц и бедра (положение – лежа на здоровом боку или на спине). Затем переходят к массажу других участков конечностей.
- при массаже мышц с повышенным тонусом, следует применять лишь легкое поглаживание. При этом темп массажных движений должен быть медленным.
- при массаже мышечных групп с нормальным тонусом, можно использовать и другие массажные приемы: растирание и неглубокое разминание.
Учитывая наличие практически у всех наших пациентов с РС двигательных и координаторных нарушений, в программу комплексной реабилитации включаются занятия, направленные на восстановление координации и двигательных стереотипов. С этой целью в центре используется баланс-система СD. На первом этапе проводится тестирование клиентов (4 протокола), дающее возможность оценить их способность к нейромышечному контролю, возможность сохранять устойчивое положение на стабильной и подвижной платформе, выявлять предрасположенность к падениям, пределы стабильности и постуральную стабильность. На втором этапе, баланс-система используется в качестве тренировочного средства для повышения кинетических способностей, восстановления проприоцептивных механизмов. Система имеет 4 тренировочных режима. Для каждого пациента режим тренировки выбирается индивидуально. Тренировки проводятся от менее сложного уровня к более сложному. Форматы режимов тренировки включают: постуральную устойчивость, пределы устойчивости, перемещение собственного веса и тренировка с помощью лабиринта.
Иппотерапия – основная составляющая комплексного курса реабилитации применяемого в учреждении при работе с пациентами РС. Занятия позволяют таким больным:
1. Повысить уровень физического и душевного здоровья;
2.Повысить уровень социального здоровья;
3.Снять депрессивный фон настроения;
4.Обеспечить мобилизацию внимания и эмоциональную мотивацию активного образа жизни.
Иппотерапия способствует улучшению движений в ногах, выработке типичного для ходьбы стереотипа движений, перераспределению мышечного тонуса для уменьшения спастичности ног и мышц тазового пояса, укреплению мышц тазового пояса и спины, улучшению координации движений, равновесия, работы вестибулярного аппарата.
Для лиц с легкими формами РС в фазе ремиссии используется ритм шага лошади, занятия проводятся на открытом манеже с коневодом и инструктором на каждую лошадь.
Для сохранных и успевающих пациентов после нескольких месяцев занятий возможно разрешение лечебной верховой езды (используя аллюр – «рысь»), самостоятельное управление с использованием поводьев, изучение элементов верховой езды с одним инструктором на группу.
Схема занятий иппотерапией, используемая в ГУСО «Социально-реабилитационный центр «Иппотерапия» следующая:
1. Занятия проводят в группе из 3-6 человек.
2. Занятия 3 раза в неделю в первой половине дня.
3. Продолжительность занятий от 10 до 40 минут, в зависимости от физической возможности пациента, очередности и интенсивности занятий.
4. В зависимости от состояния мышечного тонуса проводится массаж до или после ЛВЕ.
5. Классическая ЛФК чередуется с иппотерапией.
6. Обязательный осмотр врача до и после иппотерапии.
При РС рекомендуются следующие упражнения:
1. Езда без седла с использованием страховочной подпруги с ручками и без (гурт) для большей координации, распределения тонуса в мышцах туловища и прогревания (релаксации) мышц малого таза.
2. Езда в универсальном седле с использованием стремян и без них.
3. Выполнение упражнений, сидя верхом на лошади, идущей шагом: доставание ушей или хвоста лошади, наклоны вперед-назад, вправо - влево, повороты с вытянутым в стороны руками, круговые движения головой, плечами, руками, туловищем, стопами ног, наклоны рукой к ногам, подъем коленей над холкой лошади, махи прямой и согнутой в колене ноги; езда с закрытыми глазами; с одной рукой в сторону, другой придерживаться и совсем без рук (не держась); использование спортивного инвентаря (мячи, кольца малые резиновые, мячи малые, хлыст, гимнастические палки) и др.;
4. Выполняя упражнения необходимо, чтобы коновод вел лошадь в разных направлениях, (по кругу, по прямой, по восьмерке, «серпантином», «змейкой» и т.п.) ускоряя или замедляя шаг попеременно.
Выводы
По результатам пятилетнего наблюдения за группой пациентов с РС, которые регулярно проходили реабилитацию в центре «Иппотерапия» можно сделать следующие выводы:
1. Для наблюдаемой группы характерна длительная ремиссия с непродолжительными обострениями (2 из 29 клиентов лечились в специализированном отделении с обострениями, после чего продолжают активно посещать центр).
2. Несмотря на прогрессирующий характер заболевания, усиление групп инвалидности у наблюдаемого контингента не произошло.
3. Наряду с медикаментозным лечением пациенты с РС видят необходимость и эффективность комплексной реабилитации в условиях «Иппотерапии», о чем говорит их групповое посещение центра строго по графику 2-3 курса в году.
4. Занятия ЛВЕ с использованием специальных упражнений во время езды на лошади способствует активному развитию сложных точностных движений разных частей тела, улучшение равновесия, тренировке вестибулярного аппарата. Что и наблюдается у наших пациентов: один пациент прекратил пользоваться коляской и ходит только с тростью, 6 пациентов оставили трости, что связано с укреплением мышц ног, улучшением координации движения. Пациентка А. после наших занятий стала самостоятельно ездить стоя в общественном транспорте, не теряя равновесия. Пациентка Б. стала пользоваться велосипедом, безпрепятственнно преодолевает значительное расстояние. Пациент Л., инвалид II группы, начал реабилитацию с 2005 года, с трудом передвигаясь, пользуясь тростью. Через год регулярных групповых занятий иппотерапией стал заниматься по программе ЛВЕ. С удовольствием самостоятельно чистил, седлал, водил лошадь. Освоил шаг, рысь, элементы верховой езды на шагу, рыси (вольт, полувольт, серпантин, преодоление жердей, кавалетти). В 2007 году стал победителем в областных соревнованиях по конному спорту среди инвалидов по программе «манежная езда».
За время занятий пациенты центра отмечают улучшение двигательных возможностей (способны самостоятельно сходить в магазин за продуктами, приготовить пищу, постирать белье и т.д.), улучшается настроение, с удовольствием посещают занятия ЛФК и иппотерапии.
К сожалению, не у всех пациентов улучшается физическое здоровье, однако можно с уверенностью констатировать, что, несмотря на тяжелый недуг и прогрессирующий характер заболевания РС, с помощью комплексной реабилитации можно повысить качество жизни наших пациентов, выражающиеся в первую очередь в стабилизации процесса, снятии депрессивного фона настроения, формировании активной жизненной позиции.
Программа летнего реабилитационного конного туристического лагеря «Солнечный остров» для воспитанников интернатных учреждений, имеющих тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата
Самарский В.В., Покровская И.А.
АНБО «Оздоровительный конный центр «Солнечный остров», Санкт-Петербург
В течение последних пятнадцати лет в России начал активно развиваться метод, сочетающий в себе возможности как физической, так и социально-психологической реабилитации людей с различными нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это метод иппотерапии (адаптивной верховой езды). В Санкт-Петербурге в качестве метода социальной реабилитации иппотерапия впервые стала применяться в «Оздоровительном конном центре «Солнечный остров» в 1996 году.
Фундамент теоретических знаний о влиянии лошади на людей с ограниченными возможностями постепенно формировался, благодаря зарубежным семинарам и конференциях, проводим специалистами стран Европы, где лечение с помощью лошади практикуется уже более 50 лет. Полноценная реабилитационная работа с инвалидами была бы невозможна при отсутствии понимания процессов физической адаптации инвалида. С этой целью основатели Центра прошли обучение по специальности «адаптивная физическая культура» в академии физической культуры им. П.Ф. Лесгафта.
За 15 лет работы «Солнечного острова» специалистами Центра был накоплен существенный опыт, следствием которого стало все возрастающее число реабилитационных программ с применением лошади.
Помимо классических занятий иппотерапией, строящихся по принципу лечебной физкультуры, но только на лошади, получили развитие программы инвалидного конного спорта: Специальная Олимпиада и спорт высших достижений – Паралимпийская выездка; а также программа летнего туристического конного лагеря.
Проект летнего туристического конного лагеря уникален по своей структуре и впервые был реализован в 2002 году. В настоящее время в лагере проводятся смены как для людей с ментальными нарушениями, так и оздоровительные смены для детей, смены для асоциальных подростков лечебно-педагогической направленности, а также смена для людей с тяжелыми нарушениями развития, проживающих в интернатных учреждениях, в рамках совместного проекта трех организаций: Оздоровительного конного центра «Солнечный остров», СПбГСУСО Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии № 4 г. Павловска, БОО «Перспективы». В рамках настоящей конференции этот проект представляет особенный интерес.
Первый выезд для воспитанников детского дома-интерната состоялся в 2003 году.
Целью программы было предоставления возможности инвалидам ежедневных занятий на лошадях и развития у них двигательных навыков. Но после проведения первого лагеря стало понятно, что наибольший эффект достигается за счет пребывания участников в качественно новых бытовых условиях. И хотя лагерь максимально адаптирован под потребности людей с тяжелыми нарушениями развития, в нем сохраняется идея похода.
Состав смены в лагере
Смены в рамках данного проекта, как правило, проводятся в следующем составе:
- пять детей младшего возраста (от 5 до 11 лет), имеющих тяжелые двигательные нарушения (ДЦП, артрогриппоз), генетические абберации, проблемы коммуникации. Каждого ребенка сопровождает сотрудник детского дома или сотрудник или волонтер БОО «Перспективы»;
- четыре воспитанника детского дома-интерната, занимающиеся конным спортом по программе «Специальная Олимпиада». Это участники более старшего возраста (от 15 до 20 лет), имеющие интеллектуальные нарушения, но сохранные физически. Группу из трех-пяти таких участников сопровождает один педагог.
На протяжении нескольких лет участие в проекте принимали также подопечные психоневрологического интерната №3 г. Петродворца. В группе, состоящей из четырех подопечных в возрасте старше 18 лет, три участника имели тяжелые интеллектуальные и двигательные нарушения, один участник - сохранный физически, но имеющий ментальные нарушения средней степени. В качестве сопровождающих данной группы в лагерь выезжали три человека, один из которых педагог и двое - волонтеры.
Необходимо отметить, что в отличие от других реабилитационных лагерей, где сопровождающие посещают лагерь исключительно с целью работы с инвалидами, в лагере «Солнечный остров» педагоги и волонтеры являются его полноценными участниками. Для них также организованы занятия верховой ездой, спортивные мероприятия и тренинг командообразования «Веревочный курс». Принцип совместного отдыха и взаимодействия всех участников (как здоровых, так и инвалидов) важен с точки зрения профилактики развития у инвалидов потребительского отношения к сопровождающим, а также с точки зрения сплочения коллектива.