Применение иппотренинга для профилактики эмоционального выгорания у сотрудников МЧС России
Кузьменкова Л.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии риска, экстремальных и кризисных ситуаций Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России
Введение
В начале 1970-х годов, а именно в 1974 г. Х.Дж. Фрейденберг – американский психолог, обратил внимание на интересный факт, что люди, интенсивно и часто общающиеся друг с другом и переживающие частые стрессы, отличаются повышенной усталостью, психосоматическими расстройствами. Через несколько лет напряженной работы у них меняется стиль общения с окружающими, «портится» характер. Это явление было названо «эмоциональное выгорание». Изначально Х.Дж. Фрейденберг установил, что оно развивается у специалистов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках, позже – у людей всех профессий, предполагающих постоянное, тесное общение по типу «человек – человек». В настоящее время этот феномен усиленно изучается с различных точек зрения, учитывающих природу человека и его психологические возможности в преодолении стрессов, факторы воздействия на него внешней среды.
Синдром эмоционального выгорания (ЭВ) представляет собой состояние эмоционального, умственного истощения, физического утомления, возникающее в результате хронического стресса на работе. Развитие данного синдрома характерно в первую очередь для профессий, где доминирует оказание помощи людям (медицинские работники, учителя, психологи, социальные работники, спасатели, работники правоохранительных органов, пожарные). Синдром ЭВ рассматривается как результат неблагоприятного разрешения стресса на рабочем месте (Ронгинская, Скугарев, Crane, Felton). Выделяют пять ключевых групп симптомов, характерных для синдрома ЭВ (Kahill):
- физические – физическое утомление, истощение, уменьшенный или увеличенный вес, бессонница, плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям), отдышка, тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание, гипертония, сердечные болезни;
- эмоциональные – пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни, ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться, депрессия, чувство вины, потеря идеалов, надежд и профессиональных перспектив, переживание чувства одиночества;
- поведенческие – рабочее время больше 45 ч/нед, безразличие к еде; стол скудный, без изысков, малая физическая нагрузка, оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств, несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.), импульсивное эмоциональное поведение;
- когнитивные – когнитивная дисфункция, уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе, к альтернативным подходам в решении проблем, усиление скуки, тоски, апатии, отсутствие вкуса и интереса к жизни, предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу, инертное участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании), формальное выполнение работы;
- социальные – нет времени или энергии для социальной активности, уменьшение активности и интереса к досугу, хобби, социальные контакты ограничиваются работой, скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе, ощущение изоляции, непонимания других и другими, ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
В.В. Бойко рассматривает ЭВ как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия, приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения. Выгорание отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности (Бодров). А.К. Маркова кратко характеризует проявления ЭВ как «приглушение» эмоций, исчезновение остроты чувств и переживаний, увеличение числа конфликтов с партнерами по общению, равнодушие и отгороженность от переживаний другого человека, потерю ощущений ценности жизни, утраты веры в собственные силы и др. (Маркова).
Согласно исследованиям ученых в этой области более всего риску возникновения синдрома ЭВ подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе (Бойко). Входящие в эту категорию личности ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и частной жизнью. В ходе исследований были выделены акцентуации характера, которым грозит синдром эмоционального выгорания:
1) педантичный – основные характеристики этой акцентуации: добросовестность, возведенная в абсолют; чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле добиться образцового порядка (пусть в ущерб себе);
2) демонстративный – люди этой акцентуации стремятся первенствовать во всем, всегда быть на виду. Вместе с тем им свойственна высокая степень истощаемости при выполнении незаметной, рутинной работы.
3) эмотивный – лица этой акцентуации бесконечно, противоестественно чувствительны и впечатлительны. Их отзывчивость, склонность воспринимать чужую боль как собственную граничит с патологией, с саморазрушением, и все это при явной нехватке сил сопротивляться любым неблагоприятным обстоятельствам.
Анализ литературы показал, что синдром ЭВ является важным фактором, влияющим на работоспособность и долголетие субъекта труда. Из чего следует, что в процессе профессиональной подготовки психологов для МЧС России необходимо учитывать специфику будущей деятельности этих специалистов, связанную с воздействием множества негативных психотравмирующих факторов, создающих риск развития ЭВ личности, подготавливать будущих специалистов, своевременно распознавать его симптомы, правильно воспринимать это явление и уметь предотвращать тяжелые последствия. То есть актуальной является задача научить студентов-психологов результативно применять методики для профилактики ЭВ.
Мы поставили перед собой цель произвести подбор методик и создать целостный тренинговый комплекс, включающий методики иппотренинга, способствующий эмоциональному восстановлению и профилактике ЭВ. Для чего на основании анализа литературы выявили, во-первых, специфику понятий ЭВ, «иппотерапия и иппотренинг». Установили как эти понятия соотносятся в рамках рассматриваемой темы. Во-вторых, проанализировали влияние психологических методик, в том числе иппотренинга, на изменения эмоционального состояния испытуемых.
Психофизиологические основы иппотерапии
Иппотерапия является признанным средством реабилитирующего воздействия на лиц, страдающих соматическими, психическими заболеваниями, и посттравматическим синдромом. Она может применяться при сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и при других заболеваниях и отклонениях в состоянии здоровья и для психологической и социальной реабилитации. В научных источниках по рассматриваемой теме в большей степени уделяется внимание медицинской стороне вопроса, а именно, влиянию лечебной верховой езды на здоровье человека и, как правило, описываются примеры и программы работы с детьми, страдающими детским церебральным параличом (Филатова), и практически отсутствуют научные данные по психологическому воздействию верховой езды на общее психофизическое состояние человека.
Как указывает Г.В. Дремова, иппотерапия воздействует на организм человека через два мощных фактора: психогенный и биомеханический. Соотношение удельного веса этих механизмов в каждом отдельном случае зависит от состояния человека и задач, решаемых с помощью иппотерапии: так, при лечении неврозов, детского церебрального паралича, умственной отсталости, детского аутизма, основным воздействующим фактором является психогенный, а при лечении постинфарктных больных, больных с нарушениями осанки, сколиозами, остеохондрозами позвоночника, простатитом и т. д. – биомеханический, хотя ни в одном из этих случаев не следует недооценивать ни одного из факторов, т. к. иппотерапия – это метод, оказывающий одновременное воздействие на физический и психосоциальный статусы занимающегося (Дремова).
Иппотерапия как одна из форм лечебной физкультуры позволяет решать следующие основные задачи:
- противодействовать отрицательному влиянию гипокинезии, обусловленной болезнью;
- развивать физическую активность человека;
- способствовать восстановлению нарушенных функций;
- улучшать или восстанавливать утраченные навыки;
- обеспечивать профессиональную реабилитацию, формировать новые или восстанавливать утраченные навыки.
Отмечается принципиальное отличие лечебной верховой езды от всех других видов лечебной физкультуры: здесь, как нигде более, обеспечивается одновременное включение в работу практически всех групп мышц тела всадника. Причем это происходит на рефлекторном уровне, поскольку, сидя на лошади, двигаясь вместе с нею и на ней, всадник в течение всего сеанса инстинктивно старается сохранить равновесие, чтобы не упасть с лошади, тем самым побуждает к активной работе как здоровые, так и пораженные болезнью мышцы своего тела. Кроме того, ни один из спортивных снарядов не обладает возможностью возбуждать такую сильнейшую, разнонаправленную мотивацию, которая сопутствует занятиям лечебной верховой езды: человек испытывает огромное желание сесть на лошадь, почувствовать себя всадником, преодолеть страх, обрести уверенность в своих силах. Эта мотивация способствует максимальной мобилизации волевой деятельности, с помощью которой достигается не только подавление чувства страха, но и одновременно уменьшение количества и объема гиперкинеза при детском церебральном параличе, что, в свою очередь, дает возможность обучать пациента правильному построению основного поведенческого фона (Филатова, Дреммова).
Ключевой механизм воздействия иппотерапии на организм человека, тот же, что у любой другой формы лечебной физкультуры, т. е. он основан на концепции лечебно-профилактического влияния физических упражнений.
Современная физиология рассматривает любую деятельность организма человека, как единого целого, совокупность физических, психических свойств и социальных взаимоотношений с окружающей средой. Иппотерапия опирается на лечебно-профилактический характер влияния верховой езды, воздействие на организм человека осуществляется через нервно-гуморальный механизм и, подчиняется законам адаптации к физическим нагрузкам и формирования двигательных навыков (Дремова). Под влиянием лечебно-профилактического воздействия физических упражнений в организме происходит активная перестройка функций. Температура тела лошади выше человеческой на 2 0С. Движения мышц спины идущей лошади разогревают и массируют спастичные мышцы ног всадника, усиливая кровоток в конечностях.
Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В процессе адаптации организма к физическим нагрузкам, помимо ЦНС большое участие принимают симпато-адреналовая и гипоталямо-гипофизарная системы, т. е. осуществляется еще и гуморальная регуляция. Под действием физических упражнений происходит активация висцеральных органов и систем, а механизм активации заключается в повышении функции симпатической нервной системы и ретикулярной формации под регулирующим управлением коры головного мозга. Возбуждение симпатической нервной системы стимулирует обмен веществ – катаболизм и способствует быстрому и эффективному расходу энергии.
Под действием физических упражнений, через моторно-висцеральные рефлексы изменяются функции внутренних органов, улучшается двигательная функция, координация между нервными импульсами и увеличивается максимальная производительная сила мышц, даже не тренированных, т. е. имеется эффект «переноса» тренировочных влияний (Дремова).
Направление реабилитации, использующее конный спорт как терапевтическое средство ставит перед собой задачу добиться улучшения состояния лиц, страдающих тяжелыми поведенческими расстройствами и трудностями в отношении с близкими. Эта цель может быть достигнута именно потому, что животное, не имеющее культурной надстройки, часто затрудняющей человеческие взаимоотношения, принимает наездника таким, как он есть, и позволяет установить простые, но внушающие уверенность отношения.
Большое влияние на общее психофизическое состояние человека, занимающегося верховой ездой, помимо индивидуальных спортивных занятий, оказывают групповые конные прогулки, во время которых все ощущения усиливаются и расширяются по диапазону, так как здесь добавляется удовольствие от вида окружающего пейзажа, от контакта с природой, радость групповой деятельности. В медицинской литературе отмечается, что показания для занятий лечебной верховой ездой настолько расширены, что ею могут заниматься люди с самой различной как физической, так и социальной патологией (Куприян).
При ЭВ отмечаются симптомы психосоматического характера. Это нам дает возможность допустить, что применение данной методики лечебной верховой ездой профилактически может предотвратить развитие негативных эмоциональных отклонений. Нами было высказано предположение, что применение методик иппотренинга позволит снизить уровень ЭВ, повысить психологическую устойчивость, настроение, тонус, улучшить рефлексию.
Материал и методы
В исследовании принимали участие студенты-психологи и курсанты Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, всего 84 человека. Предметом исследования была динамика эмоционального состояния испытуемых в процессе иппотренинга.
Для решения поставленных задач мы применили следующую совокупность методов: включенное наблюдение, экспертный опрос, анализ психодиагностических тестов, психологические методики, направленные на развитие субъективных восприятий тактильных, зрительных и звуковых ощущений, соответствующих представлений, концентрации внимания, рефлексии эмоционального состояния, методики развития психомоторных реакций, опыта межличностных отношений и общения с лошадью (иппотренинг).
Результаты и их анализ
На стадии констатирующего этапа исследования были проведены экспертные опросы 22 студентов-психологов III курса (2007 г.) Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России (СПб УГПС МЧС России) и опрос по методике В.В. Бойко. Полученные данные показали, что к середине третьего года обучения фаза резистенции ЭВ была сформирована у 54 % студентов, находилась в стадии формирования у 37 %, и только у 9 % студентов эта фаза не сложилась. Сложившаяся фаза истощения выявлена у 4,5 % респондентов, фаза в стадии формирования – у 27,3 % опрошенных лиц, у 68,2 % студентов эта фаза отсутствует (Иванова).
Экспертный опрос выявил, что у студентов представлены все группы симптомов синдрома ЭВ, но в большей степени: симптомы эмоциональные (45 %), социальные (27 %) и поведенческие (9 %) (Иванова). Наиболее часто встречались демонстративный и эмотивный типы акцентуации соответственно в 58 и 34 %. Анализ полученных данных позволял сделать вывод о том, что проблема ЭВ актуальна для студентов вуза уже на III курсе обучения.
Для работы со студентами были применены методики, предлагающиеся в современной научной литературе по профилактике ЭВ (Золотова). Успешность применения зависела от степени сформированности синдрома ЭВ. Как выяснилось на практике, результаты занятий были тем положительнее, чем менее выражены были изменения у студента в поведении, в общем физическом и психологическом состоянии.
В период с 2007 по 2008 г. нами были проведены тренинги в группах курсантов-юристов II курса, адъюнктов I курса очной формы обучения, студентов-психологов I и IV курсов СПб УГПС МЧС России, по схеме, отработанной со студентами-психологами III курса (2007 г.), с применением методики иппотренинга. Психодиагностика проводилась до и после тренингов.
С указанными группами были проведены трехдневные тренинги, в план которых входили методики работы с лошадью и другие телесные техники, развивающие восприятие, ощущения, представления, рефлексию. Результаты фиксировались с помощью опросов, заполнения анкет, данных прибора «Психофизиолог». Во всех группах, участвующих в иппотренингах, было отмечено значительное улучшение эмоционального состояния, настроения, повышение самооценки. Наилучшие результаты были достигнуты в группе студентов IV курса (с наиболее выраженными симптомами ЭВ).
Наши результаты соответствуют с данными литературы. Профессор Л.М. Рошаль в предисловии к главе из книги В. Куприан и У. Кирпап «Лошадь в психотерапии, иппотерапии и лечебной педагогике» пишет: «...мы, врачи, занимающиеся спасением пострадавших в результате этих событий (техногенных аварий, террористических актов, локальных воин — зам. автора), знаем, что многие из выживших остаются инвалидами, и им всем после проведенного лечения необходима реабилитация (иногда пожизненная). Вот здесь иппотерапия и верховая езда оказываются уникальными реабилитационными средствами».
Благодаря общению с лошадью человек получает значительно более широкое психическое воздействие, чем это может представить себе тот, кто не ездил верхом. Лошадь передает человеку вполне доказуемые импульсы, которые оказывают на него очевидное психосоматическое воздействие. Можно выделить следующие факторы, благоприятно влияющие на всадника. Это, во-первых, непрерывное тесное взаимодействие с лошадью, которое само по себе и улучшает настроение, и повышает энергетику. Во-вторых, это возрастание уверенности в себе как следствие того, что тебе подчиняется, тебя беспрекословно слушается такое большое и сильное животное. В третьих, действует эффект отвлечения – человек забывает о проблемах. Человек в результате тренировок верховой езды лучше концентрируют внимание, развивается самоконтроль, речь становится более образной, эмоционально окрашенной, восстанавливается потенция» (Куприан).
Заключение
Первичные итоги проведенного нами исследования дали возможность сделать следующие выводы:
1) многоплановое воздействие контакта с лошадью на человека способствует эмоциональному подъему, переоценке своих возможностей и способностей, познанию себя, повышению рефлексии и расширению диапазона характеристик себя;
2) сила и глубина перемен не зависит от пола и возраста испытуемого;
3) тренинг с применением иппотерапии необходимо строить особым образом, учитывая влияние контактов лошади на человека, включать в тренинг релаксационные упражнения, особо уделять внимание рефлексии и межличностным контактам;
4) полученные благоприятные результаты воздействия методик иппотерапии на общее состояние человека позволяют надеяться на аналогичный результат в работе со спасателями Учебно-спасательного центра «Вытегра», что входит в планы развития данного направления психологического сопровождения сотрудников МЧС России.
Литература
1. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности : учеб. пособие для вузов / В.А. Бодров. – М., 2001. – 382 с.
2. Бойко В.В. Энергия эмоций / В.В. Бойко. – 2-е изд. – СПб. [и др.] : Питер, 2004. – 474 с.
3. Дремова Г.В. Социальная интеграция и реабилитация лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе иппотерапии : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Дремова Г.В. – М., 1996. – 23 с.
4. Евдокимов В.И. Оценка формирования синдрома профессионального выгорания у врачей и его профилактика / В.И. Евдокимов, А.И. Губин // Вестн. психотерапии. – 2009. – № 30(35) – С. 106–119.
5. Евдокимов В.И. Факторы риска формирования синдрома эмоционального выгорания у сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России / В.И. Евдокимов, Т.И. Шевченко / Вестн. психотерапии. – 2006. – № 19(24). – С. 74–84.
6. Золотова Т.Н. Профилактика и коррекция синдрома «Эмоционального выгорания» как один из путей оптимизации педагогической деятельности / Т.Н. Золотова // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2007. – № 1(19). – С. 50–52.
7. Иванова С.П. Методика диагностики эмоционального выгорания у будущих психологов МЧС России / С.П. Иванова // Учен. зап. ун-та им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 7 (53). – С. 44–49.
8. Куприан В. Кирпап У. Иппотерапия и лечебная верховая езда как терапевтическое средство. //Гиппомания. - 2006.- № 5 (14). - С. 80 — 85.
9. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова. – М., 1996. – 308 с.
10. Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т.И. Ронгинская // Психол. журн. – 2002. – Т. 23, № 3. – С. 85–95.
11. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания / М.М. Скугаревская // Мед. новости. – 2002. – № 7. – С. 3–9.
12. Филатова-Сафронова М.А. Влияние иппотерапии на развитие детско-родительских отношений : автореф. дис. ... канд. психол. наук / Филатова-Сафронова М.А. – Казань, 2002.– 22 с.
13. Crane M. Why burn-out doctors get suet more often / M. Crane // Medical Economics. – 1988. – Vol. 75, N 10. – P. 210–212.
14. Felton J.S. Burnout as a clinical entity – its importance in health care workers / J.S. Felton // Occupational medicine. – 1998. – Vol. 48.– P. 237–250.
15. Kahill S. Interventions for burnout in the helping professions: A review of the emperical evidence / S. Kahill // Canadian Journal of counseling review. – 1988. – Vol. 22, N 3. – P. 310–342.