Возможности использования иппотерапии в реабилитации детей раннего возраста с перинатальным поражением цнс
Шамро Е.В. специалист АФК
Региональная Общественная Организация «Центр взаимной интеграции «Аккорд»,
г. Санкт-Петербург
В настоящее время по разным причинам число детей с перинатальным поражением ЦНС не только не уменьшается, но и растет.
Данная патология приводит к формированию стойкой психомоторной недостаточности, различные варианты которой объединяются в синдром детского церебрального паралича, психосоматических расстройств, синдром минимальной мозговой дисфункции и дезадаптации. (Коломенская А.Н., Александрова Н.К. 1996)
Иппотерапия, как частная методика АФК, может занять достойное место в комплексной реабилитации таких детей в раннем возрасте, особенно у детей с тяжелым перинатальным поражением и угрозой ДЦП. Однако надо отметить, что единого мнения по данному вопросу нет, а существует две противоположные точки зрения. Одни авторы утверждают, что использование иппотерапии в комплексной реабилитации детей раннего возраста с неврологической и ортопедической патологией вполне оправдано, т. к. есть возможность наиболее эффективного воздействия иппотерапией на детей в период, когда пластичность их головного мозга наибольшая. Использование иппотерапии при работе с детьми грудного возраста в период комплексной реабилитации позволяет повлиять на решающие двигательные реакции автоматического контроля тела. Сенсомоторное облегчение позы при стимуляции иппотерапией общих постурально-локомотивных паттернов через двигательные синергии близких двигательных реакций происходит совместно с активацией мышечных групп, и это следует начать как можно раньше, с грудного возраста, детям с данной патологией. (К. Хорначек 2006)
Есть и противоположная точка зрения. Наиболее типичные критические высказывания и возражения против использования ЛВЕ в реабилитации детей раннего возраста, и о нецелесообразности применения иппотерапии в реабилитации детей младше четырех лет:
• для детей раннего возраста наряду с верховой ездой существует масса альтернативных возможностей (лечебная гимнастика, лечебное плавание, двигательная педагогика, базальная стимуляция и пр.);
• многие считают использование лошади слишком рискованным;
• двигательная нагрузка при верховой езде, по мнению некоторых авторов (Baker, 1994) может угрожать физической и психической стабильности детей младше 4 лет.
Подобные критические замечания нельзя просто проигнорировать.
Мариетта Шульц (2000), изучила эти точки зрения, и, проанализировав опыт работы иппотерапевтических учреждений, привела список групп детей раннего возраста, которым эти занятия особенно показаны и отметила, что каждая из этих целевых групп подразумевает разработку целостного лечебно-педагогического плана работы.
Несмотря на то, что имеется опыт работы с младенцами в различных иппотерапевтических учреждениях как за рубежом (К. Хорначек (2006), медицинский научный центр, Братислава), так и в России (Д.А. Евменова, Е.Н. Родикова (2008), Координационный иппотерапевтический центр г. Новосибирск), до сих пор базисной программы для работы с детьми раннего возраста не существует.
Специалистами РОО «Аккорд» было проанализировано все выше сказанное, и, учитывая опыт работы различный иппотерапевтических организаций, было принято решение в мае 2009г. начать работу с детьми первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести. Решено провести наблюдение за динамикой психомоторного развития данной группы детей, которые в указанный период (с мая по август 2009г.) проходили двигательную реабилитацию только посредством иппотерапии (6 человек), также за аналогичной группой детей (6 человек), проходивших реабилитацию посредством массажа, лечебной гимнастики, сравнить и проанализировать полученные результаты.
Предполагалось, что занятия иппотерапией с детьми первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести будут эффективны и окажут положительное влияние на их психомоторное развитие.
Цель: Выяснить уровень воздействия иппотерапии на грудных детей с перинатальным поражением ЦНС легкой степени тяжести.
Задачи
· Проанализировать и обобщить опыт работы с детьми раннего возраста различных иппотерапевтических организаций
· Разработать и апробировать на практике основные правила физической реабилитации посредством иппотерапии детей с перинатальным поражением ЦНС на первом году жизни
· Определить, как повлияет иппотерапия на психомоторное развитие ребенка, какова будет эмоциональная реакция малыша на занятия на лошади.
Под наблюдением находилось 2 группы детей, по 6 человек в каждой группе (всего 12) в возрасте от 3х месяцев до 1-го года, у которых имелись различные неврологические нарушения (патологический мышечный тонус, недостаточность по пирамидному или экстрапирамидному типу, мышечная кривошея, отставание в психомоторном развитии и т.д.) Наблюдаемые дети в иппотерапевтической группе в указанный период проходили двигательную реабилитацию только посредством иппотерапии (6 человек), а в контрольной группе (6 человек), дети проходили реабилитацию посредством массажа, лечебной гимнастики, без использования иппотерапии.
Для оценки эффективности воздействия в обеих группах был использован бальный тест.
За основу были взяты среднестатистические показатели психоневрологического статуса здорового ребенка по месяцам до года (Л.Г. Журба, Е.М. Мастюкова, 1981);
Оценка в баллах проводилась 2 раза на первом и 15 занятии. В баллах оценивался каждый признак, затем все баллы суммировались, и давалась количественная оценка психоневрологических нарушений. В норме сумма балов равна 10. Распределение балов по степени выраженности нарушений показано в таблице №1.
Оценка психомоторного развития в баллах. Таблица 1
наименование | В норме | Слабо выраженные нарушения | Умеренно выраженные нарушения | Выраженные нарушения |
Мышечный тонус | 1,5 | |||
Движение суставов | 1,5 | |||
Рефлексы | 1,5 | |||
Двигательные навыки | 1,5 | |||
Развитие речи | 0,8 | 0,5 | ||
Эмоции | 0,8 | 0,5 |
Организация работы
Для иппотерапевтической группы специалистами РОО «Аккорд» были разработаны основные правила работы с маленькими детьми:
1. На иппотерапию принимались дети, начиная с 3 мес.
2. Каждый ребенок был осмотрен неврологом и другими специалистами, о чем свидетельствовала медицинская документация и направление врача, в котором было указано, что противопоказаний к иппотерапии нет.
3. Все дети были застрахованы от нечастного случая на период проведения занятий.
4. Для каждого ребенка на основании анализа медицинской документации была составлена индивидуальная программа занятий и заведена иппотерапевтическая карта наблюдения.
5. Занятия проводились 1-2 раза в неделю, в течение всего летнего периода (15 занятий с каждым ребенком)
6. На каждом занятии велось наблюдение за общим состоянием ребенка, фиксировались все изменения (цвета кожных покровов, поведения, эмоций, качество выполнения упражнений, уровень переносимости физической нагрузки и т.д.)
Руководствуясь методическими рекомендациями А.И. Денисенкова и др. (2004), весь цикл занятий был разбит на 4 этапа, на каждом из которых, решались определенные задачи: адаптационный (1-2 занятия), вводный(3-4 занятия), основной (9-10 занятий), завершающий (4-5 занятий).