Применение компьютерных программ конной тематики для развития детей с особенностями развития, посещающих занятия иппотерапией

Карпенкова И.В., к.соц.н., психолог, член правления НФ ЛВЕ и ИКС,

инструктор по иппотерапии «Наш Солнечный Мир», г. Москва

Общение с лошадью инициирует в ребенке переживание ярких и при этом полярных по своей окраске эмоций. Наслаждение и страх, интерес и тревога. Переживание этих эмоций продолжается и вне занятия и требует выхода. Самым естественным для детей способом отражения эмоций, как правило, является творчество. Дети рисуют, лепят лошадь, пишут стихи, рассматривают фото своих любимцев.

У многих детей с нарушением развития ресурс и творческий потенциал сильно снижены. Но эмоции, связанные с лошадьми, тем не менее, очень сильны.

Мой опыт работы с детьми с ОР показал, что применение компьютерных игр конной тематики позволяют снизить уровень тревожности в общении с лошадью, а также повысить мотивацию к занятиям за столом, стимулировать развитие мышления.

Наблюдается, что у детей с нарушениями развития часто нарушено плоскостное (двухмерное) и объемное (трехмерное) восприятие изображения. Именно поэтому дети нередко не смотрят мультфильмы и фильмы, лишаясь тем самым положительных развивающих мышление и кругозор программ ТВ и видео.

Родители детей говорят о том, что ребенок не интересуется телевизором, но может с удовольствием слушать музыку, прислушиваться к звукам.

Мною были подобраны компьютерные игры конной тематики. Я выбрала простые, но наглядные игры трех типов, в зависимости от того, что ребенок может видеть и понимать в начале курса занятий.

1. Первый тип игр предназначен для детей, которым трудно проследить за быстродвижущимся по экрану объектом. Как показывают наблюдения за такими детьми, они не успевают следить за объектом и не понимают, что в этом Применение компьютерных программ конной тематики для развития детей с особенностями развития, посещающих занятия иппотерапией - student2.ru интересного. Но статичные картинки узнают, показывают на них пальцем.

В этом случае мы играем в игру «Найди пару» (ребенку предъявляются парные картинки с изображением лошадок) или очень медленно двигаем по экрану картинку с изображением лошади или всадника – с той скоростью, с которой ребенок может отслеживать ее изображение. Со временем скорость увеличивается до скорости, характерной для многих мультфильмов.

Применение компьютерных программ конной тематики для развития детей с особенностями развития, посещающих занятия иппотерапией - student2.ru В таких играх используются плоскостные изображения, то есть, двухмерные. Здесь главный акцент сделан на отношениях – статика и движение, фигура и фон.

2. Второй тип игр используется в работе с детьми, которые интересуются двигающимся на экране изображением, но теряют интерес к статичным картинкам.

Это затрудняет работу с ребенком за столом (карточки, продуктивная деятельность). С такими детьми мы играем в те же игры, что в первом случае, но чередуем с ними игры и другой тематики, направленные на развитие мышления, которые обычно используют в своей работе дефектологи. Здесь игра конной тематики выступает как поощрение за правильно сделанные задания на другие темы.

С этими же детьми добавляем игру с трехмерным изображением, где всадник и лошадь выглядят как живые. В этой игре-симуляторе ландшафт реалистичен – проселочная дорога, море, горы или манеж. С помощью кнопок клавиатуры ребенок может двигать всадника, будто самого себя, и шагом, и рысью, и галопом, а также прыгать через препятствия. В этой же игре есть режим, который позволяет видеть то же, что видит в реальности всадник – т.е. только шею лошади, уши, затылок и часть морды.

Также помогает развивать интерес к статике игра, где ребенок может виртуально ухаживать за лошадью, украшать ее. Сама лошадь почти неподвижна, а сбруя или украшения можно передвигать по экрану.

3. Третий тип игр предназначен для тех детей, которые почти не смотрят на экран, могут даже не сидеть за компьютерным столом. Эти дети, тем не менее, как правило, хорошо слышат и любят слушать музыку. В таких случаях я сначала делаю акцент на звуках, которые есть в играх – ржание лошади, стук шагов, фырканье. Со временем ребенок начинает «стрелять глазами» в сторону экрана, а ради того, чтобы услышать понравившийся ему звук, соглашается подойти, посмотреть на экран и нажать клавишу мыши.

И несколько слов о так называемом вреде компьютера.

Все мы наслышаны о вреде игромании, компьютерной зависимости. Как правило, в нее попадают дети, родители которых не имеют возможности или желания организовывать для ребенка досуг правильным образом. И ребенок долгое время предоставлен сам себе, хотя может делать и многое другое – играть в подвижные и настольные игры, заниматься рукоделием и т.п.

В случае с ребенком с ограниченными возможностями здоровья, у которого собственные ресурсы познания сильно снижены, мы стремимся за короткое время дать ему как можно больше, а также зацепиться за любой интерес ребенка, который мог бы направлять его по пути развития и адаптации к современной жизни. И в этом смысле компьютер обладает высокой притягательной силой.

От специалиста и родителя зависит выбор программ, а также количество времени, которое будет выделено для занятия на компьютере. Компьютер также может стать мощным средством поощрения за старание ребенка в быту и на других занятиях.

Игры, которые наиболее подходят к решению вышеозвученных задач и проблем:

«Я люблю лошадок»

«Приключения Лизы в стране лошадей»

«Звезда Конкура»

(все игры куплены в розничной торговле. Компания «Новый диск»)


Наши рекомендации