Обучение специалистов по иппотерапии

Роберт Н.С., Почетный Президент НФ ЛВЕ ИКС, член Правления, к.м.н.,

Действительный член АМТН, Генеральный Директор УЦРИД «Наш Солнечный Мир», г. Москва

Иппотерапия пришла в Россию с опозданием почти на полвека!

Мы были первые в России, поверившие и принявшие Иппотерапию, первые осмелились начать её использовать, (трое наших будущих инструкторов по ЛВЕ, проучившись всего месяц в летнем лагере под Варшавой, по приглашению нашего первого учителя, руководителя Польского иппотерапевтического товарищества, Марьяна Ярошевского) и безоговорочно присоединились к своим коллегам из всех стран мира.

Оценив неоспоримые преимущества этого метода, и убедившись в уникальных возможностях иппотерапии, мы сразу решили, что обязаны поделиться своими новыми знаниями и умениями, по возможности, с большим количеством коллег, занимающихся реабилитационной деятельностью с детским и юношеским контингентом в нашей стране.

Мы стали работать и в этом направлении. Все, наверное, помнят много раз повторенную историю о том, у кого и как мы учились иппотерапии. Практические навыки и кое-какие теоретические знания мы получили от наших дорогих, бескорыстных учителей (Марьян Ярошевский, Ренэ Гарриг с Жоржем Мутье, Сьюзен Адамс), немного больше теории мы почерпнули от наших грузинских коллег во главе с Дмитрием Цверавой, а также и на отделении иппотерапии факультета «Здоровья, спорта и биологии человека» французского Университета «Пари Нор». Мы разыскивали и переводили любую литературу по иппотерапии, на любом языке, хотя таковой очень немного в мире. Одному из наших «первопроходцев» П.Т.Гурвичу удалось перевести и распечатать две американских, несколько немецких и французскую брошюры. (С1996 г. мы стали сами создавать и печатать методические пособия на основе собственного опыта работы).

Наконец с 1994 года мы договорились с руководством грузинской кафедры ЛФК и иппотерапии, которые уже начали проводить обучающие семинары по «Физической реабилитации и райттерапии (иппотерапии)» для слушателей и желающих научиться иппотерапии российских специалистов и представителей СНГ. Они и подготовили первых 125 специалистов для России и наших ближайших соседей.

С 1997 г. миссию распространения и внедрения иппотерапии в реабилитационную практику в России взяла на себя Национальная Федерация лечебной верховой езды и инвалидного конного спорта. Взяв на себя эту сложную и ответственную миссию, мы сочли необходимым, по возможности, ознакомиться с тем, как проводится обучение специалистов по ЛВЕ в других странах. При этом мы столкнулись с тем, что наши иностранные коллеги не очень охотно и не очень подробно рассказывают об этом. Возможно, свою роль при этом сыграло и слабое знание иностранных языков. Вот, что нам удалось выяснить:

1. США. Самая большая иппотерапевтическая организация в Северной Америке «NARHA»-организовала несколько постоянно существующих комиссий по проведению экспертизы: комиссия медицинская, комиссия ветеринарная, (по лошадям) и др.

В США есть несколько центров и колледжей, в которых готовят и специалистов по ЛВЕ и тренеров по подготовке лошадей для ЛВЕ. Этих тренеров после обучения экзаменуют и выдают сертификаты тренера по подготовке тренера по ЛВЕ. В стране издаётся множество литературы по ЛВЕ.

2.Канада. В стране существуют комиссии, проверяющие уровень профессионализма деятельности инструкторов по ЛВЕ. В такие комиссии входят представители национальной Федерации конного спорта, психологи, постоянно работают м/н курсы квалификации.

Существуют курсы для ассистентов инструкторов, которые, проработав определённое время ассистентами, сдают экзамены и их квалификация повышается, они становятся инструкторами. В системе подготовки тренеров по инвалидному конному спорту также существует контроль, переаттестация с целью дальнейшего повышения квалификационного статуса.

3.Австралия. В этой стране очень популярен конный спорт, поэтому испытанием знаний инструкторов занимается Австралийская Федерация конного спорта. Там существует 2 уровня оценки:

1-й уровень-это наличие знаний и умений;

2-й уровень-это знания плюс опыт.

Каждые 10 лет производится переквалификация. Существует, также национальная инструкторская «мастерская», в которой инструкторов проверяют каждые 2 года.

В Австралии издаётся много литературы по ИТ.

4.Англия. Здесь каждый инструктор 1 раз в 3 года обязательно проходит проверку своих знаний и подтверждает достаточный уровень своей квалификации. Что касается обучения: в Англии существует 3-х годичная программа обучения физиотерапистов (нечто среднее между фельдшером, массажистом и инструктором по ЛФК) при Сельскохозяйственной Академии Британской ассоциацией райттерапевтов проводятся трёхступенчатые, трёхгодичные обучающие семинары по отдельной программе на каждую ступень. После прохождения третьей ступени (после двух предыдущих) слушатель получает сертификат и значок инструктора по райттерапии. В Англии ежегодно переиздаётся руководство по обучению инструкторов по райттерапии.

5.В Германии издаётся руководство по обучению инструкторов по ЛВЕ.

6.Израиль. Обучение инструкторов (обязательно владеющих верховой ездой) проводится в некоторых больницах и клиниках. В обучении участвует много медиков. Обучение инструкторов чаще всего проводится во второй половине дня, чтобы не мешать основной работе. Обученных методистов экзаменуют врачи, специалисты по ЛВЕ.

7. Швеция. Здесь обучение проходит в виде соревнований по уровню знаний и умений.

8. Франция. Здесь обучение специалистов по ЛВЕ проводится во многих местах, но наиболее серьёзные знания можно получить на трёхгодичном очно-заочном отделении факультета «Здоровья, спорта и биологии человека» Парижского Университета «Пари-Нор».

Экзамены у будущих специалистов принимают врач, тренер и специалист по ЛВЕ. Кроме этого во Франции постоянно издаётся руководство по обучению инструкторов по ЛВЕ.

9. Латвия и Польша. В этих странах очень серьёзное внимание уделяется обучению будущих инструкторов навыкам верховой езды, и, прежде чем начать обучение работе инструктора, проводят циклы (разные по времени: от 2-х недель, до 3-х месяцев) обучения верховой езде.

Вот, далеко не исчерпывающие сведения о разных системах обучения специалистов по иппотерапии в разных странах. При этом: длительность периода обучения, программы обучения, соотношение теоретических и практических дисциплин, список изучаемых в разных странах предметов, более чем разнообразны. Вот этот неполный список: анатомия человека, физиология человека, кардиология, лечебная физкультура, кардиология человека, логопедия, психология, коррекционная педагогика, ветеринария… И это, наверняка, ещё не всё, а только то, что нам удалось узнать. Что же касается сроков обучения, то различия не меньше: от трёхгодичных заочных курсов во Франции (во Франции же есть и несколько более коротких циклов для обучения тренеров, по обучению коноводов, и, возможно, инструкторов) до 2-х недельных обучающих семинаров, проводимых нашей Национальной Федерацией.

В России, кроме семинаров, проводимых Федерацией, обучением будущих специалистов занимается только МККИ - Московский конноспортивный клуб инвалидов. Их трёхнедельный цикл проходит на базе Московской Академии физической культуры.

Представляем Программу обучающих семинаров НФ ЛВЕ ИКС (названия лекций и практических занятий):

Продолжительность семинара ровно две недели. Преподают и ведут практические занятия сотрудники базового Центра Федерации УЦРИД «Наш Солнечный мир», а также приглашённые специалисты из Польши, из Латвии, лекторы из РУДН, ЦНИИОИЗа, МСЭК, др.

· Теоретический курс содержит: краткую историческую справку об иппотерапии как о методе реабилитации и адаптации людей с отклонениями в состоянии здоровья, как соматического, так и психического, и интеллектуального;

· Сведения об актуальных проблемах инвалидности и инвалидов в мире и в России, о государственной политике РФ по социальной защите людей с ограниченными возможностями;

· Организация и основные направления комплексной реабилитации, общие принципы, использование классических и альтернативных методов реабилитации;

· ЛВЕ, общие сведения, показания, противопоказания;

· Распространение метода ЛВЕ в России и в различных странах мира;

· Особенности и возможности ЛВЕ при:

o патологиях в интеллектуальном развитии;

o при психических заболеваниях;

o при заболеваниях и нарушениях в опорно-двигательной системе;

· Виды и формы иппотерапии, участники процедуры ЛВЕ;

· Возможности ЛВЕ в реабилитации некоторых генетических заболеваний;

· Логопедические аспекты ЛВЕ;

· Иппотерапия, как особая форма ЛВЕ;

· Значение использования различных исходных положений при разных формах ДЦП, заболеваниях и нарушениях в опорно-двигательной системе;

· Реабилитирующие возможности ЛВЕ при интеллектуальных нарушениях;

· Инвалидный спорт. Конный спорт для инвалидов, как высшая форма иппотерапии. Международные конноспортивные Программы для инвалидов;

· Организация и проведение инвалидных конноспортивных соревнований, Правила судейства, виды соревнований;

· Методика индивидуальной работы с детьми с проблемами психики и интеллекта;

· Процесс ЛВЕ при РДА;

· Медицинская экспертиза;

· Социальная и правовая защита детей инвалидов и их семей. Законы и нормативные акты.

Прошло уже более 15 лет с того дня, как в Москве был проведен первый обучающий семинар и ровно столько же времени выпускники первых семинаров работают по своей специальности, в качестве инструкторов по ЛВЕ. Уже наступило время подновить свои знания, услышать о том, что нового произошло в нашей специальности, может быть что-то изменить в своём подходе к методике воздействия иппотерапии на пациентов с теми или иными заболеваниями. Наступила пора организовать курсы повышения квалификации для наших специалистов. Мы много размышляем на эти темы, подготовили кое-какие предложения, но при этом, считаем необходимым обратиться к Вам, наши уважаемые коллеги, многие из которых за прошедшие годы приобрели богатый опыт работы в нашей специальности, со следующими вопросами:

Эти вопросы можно разделить на три основных направления:

1. Первичное, базовое обучение:

· Считаете ли Вы необходимым изменить существующую на сегодняшний день систему обучения специалистов по ЛВЕ, используемую нашей Федерацией?

· Если да, то в чём?

· Увеличить сроки обучающего семинара, на сколько времени?

· Изменить программу обучающего семинара НФ ЛВЕ ИКС, как: что добавить, что убрать, что устарело, чего не хватает;

2. Мероприятия по повышению квалификации специалистов по ЛВЕ:

· Какие будут предложения на эту тему:

o программа;

o длительность цикла;

o какие предметы;

Федерация достаточно давно работает по этим вопросам. И ваше мнение поможет быстрее прийти к самому правильному решению.

3. Очень больной вопрос:

· Как Федерация может оказывать влияние на подготовку тренеров лошадей для иппотерапии (о разведении таких лошадей мы уже давно мечтаем, но мечта остаётся мечтой).

Если у вас есть какие-то дельные мысли на этот счёт, поделитесь с нами.

4. Не менее больной вопрос:

· Как организовать, серьёзный контроль за качеством работы наших специалистов на местах, по каким критериям, на какой правовой основе?


Наши рекомендации