Организационные и информационные основы управления комплексной реабилитацией пациентов с ограниченными возможностями на основе лечебной верховой езды с инвалидным конным спортом
Денисенков А.И., врач-невролог,
Президент НФ ЛВЕ И ИКС, г. Москва
За последние 15 лет в России впервые были осуществлены серьезные мероприятия в отношении людей с ограничениями жизнедеятельности (инвалидов) по созданию «доступной среды жизнедеятельности» (определение Всемирной Организации Здравоохранения, ВОЗ). При этом был принят ряд указов президентов и законодательных актов, создан в стране институт социальной защиты населения, разработаны информационные системы и программные средства по проблемам инвалидности и инвалидов, приняты меры по расширению общественного понимания потенциала и нужд инвалидов разных групп (Государственный доклад «О положении инвалидов в Российской Федерации», Москва 1998 год).
Несомненным достижением является создание в стране реабилитационных центров, большого числа общественных организаций инвалидов, благотворительных фондов, проектов и программ по социальной защите и поддержке инвалидов.
Однако, многие программы и проекты, в том числе и государственные, оказались неоправданно затратными, в то время как результативность их оказалась невысокой, а проблемы инвалидов оказались прежними.
В то же время, в динамике состояния здоровья детского населения наметилось множество неблагоприятных тенденций, а именно: повышение частоты врожденных и наследственных заболеваний; высокий удельный вес детей, рожденных с травмами и патологией центральной нервной системы; прогрессирующий рост хронических форм патологии и болезней аллергического генеза; увеличение частоты осложнений вирусных и паразитарных заболеваний, в том числе контролируемых инфекций: дифтерии, полиомиелита, туберкулеза.
Наиболее яркой иллюстрацией кризисной ситуации служат показатели детской инвалидности. Так по данным статистики, - в 1980 году она составила 16.5 на 10.000 детей; в 1991 г. –59.4: в 1994 г. – 399; в 1996 г. – 514; в 1998 г. – 597; в 2007 – 388. Истинная численность детей–инвалидов еще выше (примерно в 1.8 – 2 раза), поскольку в ежегоднике приведены сведения только о детях, получающих социальные пенсии. Степень выраженности ограничения жизнедеятельности детей–инвалидов, а именно: отсутствие навыков адекватно вести себя, общаться с окружающими, передвигаться, ухаживать за собой, действовать руками и т.п., объясняет социальную неэффективность проводимой социальной политики.
Экспертная оценка базовых динамических рядов общего числа инвалидов в населении нашей страны за 10 лет (1997-2006) и прогноз на 2007-2010 гг. позволяют сделать вывод, что при сохранении темпов роста общее число инвалидов в 2010 г. может увеличиться до 17 млн. человек, или, при более благоприятных условиях, до 15 млн. человек.
На сегодня наиболее острыми проблемами инвалидов являются:
§ Серьезные ограничения жизнедеятельности (согласно МКФ)
§ Социальное и правовое неравенство
§ Низкий уровень выплат
§ Бедность
§ Низкое качество медицинской помощи
§ Проблемы с лекарственным и реабилитационным обеспечением
Отдельного внимания заслуживают проблемы семей, имеющих детей с ограниченными возможностями. В качестве иллюстрации приводим некоторые из них:
§ Недостаточные знания по уходу за опекаемым;
§ Правовая неграмотность и пассивность в реализации своих прав;
§ Неисполнение законов и нормативных актов по социальной защите;
§ Формализм и недостаточный уровень социальной помощи;
§ Проблемы воспитания и обучения;
§ Психологические проблемы;
§ Низкий уровень семейного бюджета;
§ Низкий уровень организации, качества и доступности медицинской помощи и инвалидам, и опекунам;
§ Недостаточный уровень реабилитационной помощи.
Высокие показатели инвалидности усугубляются еще и тем, что в стране сохраняется низкий уровень рождаемости и растет поколение с патологией репродуктивного здоровья и психологически неготовое иметь детей. Так опрос молодых семей (18-30 лет) показал, что не имеют детей 32,4%, имеют одного ребенка 40,9%, двоих - 22,7, троих - 3,5 и 0,5% - более трех детей. Из числа молодых семей, не имеющих детей, вообще не планируют иметь детей - 58%, планируют – 24,2, затруднились ответить – 17,8%. Удельный вес респондентов, репродуктивное поведение которых сдерживается материальным фактором, повысился с 20,1 в 2006 г. до 26,4% в 2007 г.
Другими наиболее значимыми причинами, по которым молодые семьи не хотят иметь детей или откладывают их рождение (за исключением случаев, когда детей, по их мнению, в семье достаточно), как и прежде, являются: желание продолжить учебу и продвинуться по службе (22,6%) и неудовлетворительные жилищные условия (18%).
Всё вышеизложенное требует необходимости новых стратегических и тактических решений в сфере реабилитации. Приоритетом социальной политики в настоящее время должны стать реабилитационные направления, адекватные состоянию экономики в стране и планируемым затратам на социальные программы и проекты.
Понятие реабилитации дает Постановление-Приказ Минтруда и соцразвития РФ и Минздрава РФ №1/30 от 29.01.97 г.:
«Реабилитация инвалидов – процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма».
Целью реабилитации являются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Для достижения этой цели необходимо четкое понимание понятия «реабилитационный потенциал», складывающегося из комплекса биологических и психофизических характеристик человека, а также комплекса социально-биологических средовых факторов, позволяющих в той или иной степени реализовать его потенциальные способности, а, следовательно, с большой долей вероятности говорить о «реабилитационном прогнозе», как предполагаемой вероятности реализации реабилитационного потенциала. Специально созданные условия трудовой, бытовой и общественной деятельности – специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, микросоциальные факторы, позволяют инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом».
Л.Ф. Николаева, анализируя пути развития реабилитационного направления в России, выделяет 10 основных важнейших принципов реабилитации:
1. Раннее начало реабилитации, органически включающееся в процесс лечения.
2. Комплексность в построении программы для каждого больного с учетом всех ее аспектов (физического, социального, педагогического).
3. Индивидуализация программы.
4. Коллегиальность в решении вопросов построении программы для каждого больного, определении времени и степени восстановления трудоспособности.
5. Непрерывность и завершенность реабилитации.
6. Преемственность между этапами реабилитации.
7. Осуществление реабилитации преимущественно в коллективе больных с сохранением принципа индивидуального подхода.
8. Стремление к снижению ограничения жизнедеятельности.
9. Доступность реабилитации для всех категорий населения.
10. Гибкость реабилитационной службы, приспособляемость к меняющейся структуре заболеваемости с учетом социальной значимости того или иного заболевания.
Реабилитация детей с ограничениями жизнедеятельности имеет особое значение. Именно в детском возрасте закладывается и реализуется разнообразная патология, приводящая к стойкой утрате трудоспособности и инвалидизации взрослого населения. Реабилитация в педиатрии предполагает активные действия общества по отношению к ребенку и его семье, когда речь идет не только о лечении заболевания, но и об удовлетворении медико-социальных нужд больного ребенка и его семьи.
Несмотря на декларацию положения о необходимости комплексной реабилитации детей-инвалидов и их семей, глубокие теоретико-методологические исследования в этой области являются пока еще редкими. Проблемой остаются, также, вопросы унифицированных реабилитационных программ в разных центрах. В деятельности многих центров разных форм собственности упущены многие вопросы организации комплексной реабилитации детей с разными причинами инвалидности. Нередко, в реабилитационных центрах используются рутинные малоэффективные методы реабилитации.
Существующие учреждения для детей-инвалидов подразделяются на: специализированные, функционирующие в рамках здравоохранения (специализированные центры реабилитации, больницы и отделения восстановительного лечения, специализированные дома ребенка, поликлинические отделения реабилитации); органы и учреждения социального обеспечения (дома инвалидов, протезно-ортопедические предприятия и мастерские); органы и учреждения народного образования (специализированные дошкольные учреждения, специализированные школы, школы-интернаты и др.) – (Л.Г. Камсюк,1990 г.). Приведенная структура сети учреждений не может удовлетворять потребностям настоящего времени, так как многие дети-инвалиды находятся фактически вне системы медицинского обслуживания, т.е. не получают достаточного внимания со стороны врачей-реабилитологов, социальных работников и педагогов. В большинстве своем это дети, воспитывающиеся в домашних условиях, которые представляют 82,8% от общего числа инвалидов в возрасте до 16 лет (С. Койкелова, 1990).
В этой связи негосударственные реабилитационные центры становятся крайне актуальным направлением деятельности всей структуры органов социальной защиты. Однако эти центры не должны рассматриваться как альтернатива предоставлению инвалидам услуг по реабилитации. Они должны стать одним из составляющих процесса восстановления утраченных связей с обществом.
Большое значение в решении проблем эффективной реабилитации имеет комплексная реабилитация, направлениями которой являются:
§ медико-социальная;
§ социально–правовая;
§ психолого-коррекционная;
§ психотерапевтическая;
§ трудовая;
§ физкультурно-оздоровительная реабилитация.
Эти принципы обязательны и для любого реабилитационного центра, использующего иппотерапию как базовый метод, вместе с другими наиболее часто применяемыми в реабилитационной практике методиками.
Сочетание ЛВЕ с лечебным массажем и ЛФК, методами кинезотерапии, тренировками по различным видам инвалидного спорта, коррекцией поведения, дефектов речи, расширение навыков по общению и самообслуживанию, развитием творческих способностей, формированием первичных навыков разнообразных ремесел и многие другие направления, являются залогом высокой результативности этого реабилитационного центра.
Но при этом необходимо серьезное обоснование концептуальных подходов современных организационных и информационных основ управления реабилитацией пациентов с ограниченными возможностями на основе ЛВЕ с инвалидным конным спортом.
В процессе работы возникнет необходимость решения конкретных задач, ответ на которые станет серьезным шагом к созданию условий для внедрения в жизнь метода лечебной верховой езды, как базового в системе комплексной реабилитации и достижения поставленных целей.
Какие же основные задачи необходимо решить:
§ определение и обоснование роли лечебной верховой езды (ЛВЕ) с инвалидным конным спортом (ИКС) в эффективности комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями;
§ разработка методологии восстановительного лечения и реабилитации пациентов с ограниченными возможностями на основе ЛВЕ ИКС;
§ поиск путей совершенствования управления комплексной реабилитацией пациентов с ограниченными возможностями на основе ЛВЕ с ИКС;
§ обоснование и перспективы использования организационных и управленческих решений в комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями;
§ разработка системы информационной поддержки по анализу реабилитационной деятельности и созданию образовательных программ;
§ проведение комплексного анализа работы внебюджетных организаций по реабилитации пациентов с ограниченными возможностями.
Решение поставленных задач непременно позволит расширить понимание таких вопросов как медико-социальная эффективность, область применения, ожидаемые результаты и, конечно, проблемы и возможность их решения в реабилитационных центрах, использующих ЛВЕ как базовый метод.
Реабилитационные мероприятия должны быть ориентированы на конкретную реальновозможную цель, о которой должен знать больной или его законный представитель, чтобы стремиться к ее достижению вместе со специалистами, так как избыточный оптимизм или чрезмерный пессимизм могут дискредитировать восстановительное лечение как метод и причинить вред больному. Поэтому очень важно чтобы в реализации программ реабилитации принимали участие не только сам пациент, но и его близкие.
Необходимо помнить, что оценка состояния здоровья пациента в процессе реабилитации (медико-социальная экспертиза) или реабилитационный мониторинг крайне необходимы как для обеспечения контроля за состоянием здоровья и при необходимости корректировки в новых условиях реабилитации, так и для создания мощного мотивационного фактора.
Вместе с тем, построение и функционирование системы реабилитации невозможно без соблюдения соответствующих организационных принципов, таких как:
§ наличие нормативно-правового обеспечения реабилитационной помощи членам общества;
§ всеобщая доступность необходимых этапов, методов и средств реабилитации;
§ юридический статус лиц, подлежащих реабилитации;
§ создание и постоянное совершенствование материально-технической, ресурсной базы реабилитации;
§ должное методическое обеспечение различных реабилитационных направлений на основе современных научных и технических достижений;
§ подготовка, специализация, регулярное усовершенствование специалистов реабилитологов.
Опора на организационные принципы построения реабилитационного процесса, непременно приводит к пониманию необходимости в разработке и обосновании перспективы использования организационных решений для создания образовательной программы (система подготовки и переподготовки специалистов-реабилитологов и в частности инструкторов по ЛВЕ). Это, в свою очередь, ставит задачу по созданию учебно-методического центра и базы комплексной реабилитации пациентов с ограниченными возможностями на основе ЛВЕ. Центр реабилитации, объединяющий в себе все компоненты, становится одной из составляющих процесса восстановления утраченных связей с обществом.
Безусловно, возникнет необходимость в решении проблем, присущих большинству отечественных РЦ:
§ Проблемы неравенства РЦ разных форм собственности
§ Проблемы преемственности в оказании социальных и реабилитационных услуг
§ Дефицит кадров и дефекты подготовки
§ Вопросы организации и менеджмента
§ Льготы, кредиты, страхование деятельности РЦ
§ Информационный и инструктивно-методический вакуум
Учитывая сложившуюся в стране практику ведомственного подхода к решению социальных проблем, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций, с привлечением к решению задач национального здоровья проектов и программ на основе социального взаимодействия и партнерства, в том числе привлечение к социальной политике негосударственных средств и частного капитала.
В этом аспекте велика роль такой общественной организации, какой является Национальная Федерация ЛВЕ и ИКС. Наряду с многолетним опытом работы в НФ накоплен и целый ряд новых организационных вопросов. Надеемся многие из них обсудить в рамках предстоящей конференции.