Радость жизни по полчаса в неделю
Маленький этюд
Хренникова Е.А.
врач-педиатр,
участник иппотерапевтической программы
Нежно окрашенное здание детского реабилитационного центра окружено площадками для игр с учетом возможностей и возраста деток. Работники центра, неравнодушные люди, встречают каждого улыбкой и добрым словом. Чего тут только нет – залы для лечебной физкультуры с интересными тренажерами, кабинеты массажа, физиотерапии. С детьми занимаются логопед, психолог, трудотерапевт, работают педиатр и медсестры.
Все это, безусловно, необходимо для укрепления здоровья детей, и родители старательно посещают необходимые кабинеты. Не слышно только детского смеха. Вопрос: - А потом мы куда пойдем? В нем ожидание чего-то более приятного, интересного, неожиданного – детское ожидание чуда.
А вот совсем другая картина – остров животного царства – конюшня с лошадьми. Можно не только смотреть на них, но и потрогать, погладить, почистить, покормить. А большая лошадь смотрит на тебя, шевелит ушами, тянется и мягко берет с ладошки угощение. Правда, ладошка потом мокрая…
Можно сесть верхом с мамой, папой, а можно и самостоятельно. Лошадь шагает – ты никогда еще так не передвигался, словно плывешь, и выше всех и видишь дальше. А можно лечь и обнять ее за шею, прижаться к теплому, живому, шерстистому.
Во всем мире это называется иппотерапией. Описаны ее многочисленные достоинства, показания и противопоказания (списки литературы – не секрет), опыт работы зарубежных специалистов.
А у нас? Оказывается, у нас нет такого слова, а значит, и средства не выделяются для того, чтобы этот уникальный метод реабилитации был доступен всем нуждающимся.
На сегодняшний день в городе Санкт-Петербурге действуют несколько центров иппотерапии и столько же – в области. Не хватает площадок для занятий, обученных специалистов, волонтеров, специально подготовленных лошадей.
Что мешает?
Отзовитесь, кто может помочь в решении этих вопросов, напишите о своем опыте.
ОБ ИППОТЕРАПИИ
Крейцер Зинаида Григорьевна,
мама Эллы Крейцер
Я считаю необходимым обратиться к Вам с рассказом о моей – и не только моей – проблеме. Речь идет о детях с инвалидностью.
Одним из показателей гражданского общества является отношение к тем, кто слабее.
Одним из признанных в мировой практике способов реабилитации является иппотерапия (занятия лечебной верховой ездой). Массаж, лечебная физкультура, бассейн и т.д. НЕ ЗАМЕНЯЮТ ЛЕЧЕБНУЮ ВЕРХОВУЮ ЕЗДУ, а дополняют.
У моей пятилетней дочки инвалидность. Диагноз – детский церебральный паралич (ДЦП). Сохранена подвижность, сохранен интеллект. Правая нога подворачивается при ходьбе, правая рука действует плохо. (При родах от кровоизлияния пострадало левое полушарие головного мозга).
В июне 2007 года мы обратились в Санкт-Петербургскую региональную общественную организацию инвалидов «Кентаврик». И в нашем случае чудеса не заставили себя ждать. После первых же занятий Элла, моя дочь, научилась ловить мяч, самостоятельно подниматься по шведской стенке и спускаться обратно. До этого не было достаточной координации движений. Затем она освоила все приспособления, имеющиеся на детских площадках. Стала лучше ходить, я уже не ношу ее на руках. Лучше обстоят дела и с мелкой моторикой: теперь Элла рисует, делает аппликации, собирает пазлы. Изменения затронули не только двигательную сферу – девочка стала гораздо внимательнее на занятиях в детском саду и реабилитационном центре. Положительная динамика отмечена всеми работающими с нами специалистами.
Лечебная верховая езда – это не шейпинг, которым можно заниматься, а можно и не заниматься. Мы – не группа экзальтированных мамочек, начитавшихся статей из Интернета. Мы видим конкретные результаты от занятий на лошади. Иппотерапия жизненно необходима нашим детям; вероятно, это – их единственный шанс стать дееспособными.
2008 год объявлен Годом Семьи. Мы хотим поставить наших детей на ноги. В буквальном смысле слова. Мы не хотим, чтобы они были инвалидами, мы хотим вырастить дееспособных граждан. Нам помогает в этом ИППОТЕРАПИЯ.
ДАР ЗДОРОВЬЯ ИЗ СЕРДЦА КОНЯ
Елена и Наташа Зудины
Часто бывает, что человек, ограниченный в своих физических возможностях, замыкается в себе, не замечает красоты этого мира, и теряет веру в себя. И тогда жизнь кажется ему серой и скучной. Но если у человека есть заветная мечта, он всеми силами стремится к ней, не смотря ни на какие преграды. И рано или поздно его мечта осуществляется. Для нас с сестрой такой мечтой с самого детства были лошади.
Весь дом был полон ими: книги, картины, статуэтки. Даже мои первые стихи были о лошадях. Но, увы, для нас эти прекрасные животные были недоступны. В Советском Союзе не существовало иппотерапии, и для людей с ограниченными возможностями прекрасный мир лошади был закрыт.
Школа, институт, дела, заботы... Но лошади зовут откуда-то издалека, из снов, из детства. И вдруг "Иппосфера"! Первая, вторая, третья... Открытый урок по иппотерапии, на который я просто сбежала с работы. Я смотрела и слушала, а по щекам текли слёзы... неужели это возможно?! А ведь я тоже так смогу!!!
И вот в августе 2006 года в Ропше, на конном фестивале, наша мечта наконец осуществилась. Я впервые в жизни села на лошадь и взяла свой первый урок иппотерапии. Всего несколько минут и я совершенно преобразилась:
Полёт, что грезился во сне
Вдруг наяву пришёл ко мне!
Ты сердцу крылья вмиг дала
И в мир счастливый позвала!
Свобода, Радость и Любовь
Бегут по жилам точно кровь
И в этот миг - наедине
Ты изменила душу мне!
И прежней мне уже не стать!
Я буду Жить, Любить, Летать!
За душу новую мою
Сто раз тебя благодарю!
Когда я спешилась, то действительно была другим человеком! Сбылась заветная мечта, Лошадь вошла в нашу жизнь, появилась цель и надежда на новую встречу.
С трудом дождавшись окончания "дачного сезона", мы начали занятия. После первого занятия у меня немного болели оперированные мышцы, но это были такие пустяки, ведь то, что я получила, было самым лучшим из всего, что случилось со мной за последние несколько лет! Моя сестра Наташа совсем не испытывала физического дискомфорта. У нас обеих было удивительное чувство лёгкости и радости: хотелось бегать, прыгать, кувыркаться (совсем как в детстве). Сидя на лошади, мы совершенно по-другому увидели и почувствовали окружающий мир. И дело даже не в росте лошади, хотя и он имеет значение (в основном для нервов инструктора и коновода когда они сажают "новичка" верхом), а в том, что ты из частицы мира маленькой, незначительной, незаметной становишься его частью.
Уходя из конюшни, я заметила, что Наташа идёт легко и свободно, её походка была уверенной и красивой, она больше не напоминала мне вопросительный знак. Я не испытывала страха, что могу упасть или повредить что то. Я доверилась лошади и людям и просто растворилась в ощущении Радости, душевной Свободы и Вдохновения.
Удивительно, как преображается всё вокруг, когда ты счастлив! Как приятно снова писать стихи, просто жить и радоваться каждому прожитому дню!
Солнечный день, снег на земле...
Музыкой Счастье звучит во мне!
Снова я с ней, а она со мной
Чувствую крылья я за спиной!
Тихую песню поёт душа
Лошадь идёт подо мной не спеша.
Знаю, дорога к здоровью трудна
Но на этом пути мне поможет она.
Уже через несколько занятий, не только мы, но и окружающие заметили изменения, произошедшие с нами: улучшилась осанка, походка стала более правильной и уверенной. Мы стали более устойчивы, легче поднимались и спускались по лестнице. Уменьшились боли в позвоночнике и шее, улучшилась координация движений. Но занятия с лошадьми принесли нам не только физическую пользу, но и психологическую. Мы стали более открыты и жизнерадостны, более общительны. Неприятности повседневной жизни, сочувственные взгляды на улице и попытки нас пожалеть больше не воспринимаются болезненно. Мы счастливы.
Для нас теперь нет ничего лучше, чем встав пораньше и нагрузившись всякими "лошадиными вкусностями", приехать на конюшню и наперегонки друг с другом, рассовав по карманам щётки, зайти в денник к любимой лошади...
Лошадь очень доброе, чуткое и умное существо. С ней можно говорить без слов, всего несколько минут наедине и все заботы и тревоги исчезают... Это не я чищу лошадь, а она меня.
А когда садишься верхом, начинается работа. Мы делаем различные упражнения: повороты, наклоны и многое другое, но кроме этого мы вдыхаем запахи земли, деревьев, чувствуем на лице солнечный свет, ветер или капли дождя. А ещё мы пытаемся стать кентаврами, слиться и быть одним целым с существом, которое по-новому открыло нам этот мир - с лошадью. Без седла это пока получается лучше, чем в седле. И пусть мы только шесть месяцев видим мир с помощью Лошади, но мы уже очень изменились физически, эмоционально и духовно.
И мы хотим выразить искреннюю, горячую благодарность всем людям, без которых наши занятия были бы невозможны: инструкторам - иппотерапевтам, коноводам, и конюхам. И, конечно же, нашим замечательным лошадям-целителям. СПАСИБО ВАМ ЗА ВСЁ!
Х Х Х
Болезнь чёрной птицей закроет Свет
И скажет Свободе и Жизни - нет.
Любовь и Надежда смогут всегда,
Сказать Здоровью и Счастью - ДА!
Прислушайся к Миру, к Небу, к Земле.
Путь верный Природа подскажет тебе.
Хранит для людей она много чудес,
В недрах Земли и в пространстве Небес.
На помощь послала она лошадей
Дарить здоровье среди людей.
На трудном и важном леченья пути
Свободу движенья дано им нести.
Движенье для тела, ума и души
Почувствуй его и за ним спеши.
В душе веру в чудо свято храня,
Прими Дар здоровья из сердца Коня!
ВОЛШЕБНАЯ ЛОШАДЬ
Волшебная Лошадь - добра и нежна.
Душой золотой обладает Она.
Любого как мама она бережёт,
Здоровье и телу и духу несёт.
Терпенья, Доверья, Любви полна,
По-новому Мир открывает Она!
И каждый сидя на ней верхом
Может вернутся в свой истинный дом.
В себя заглянуть, и себя понять
И в мире огромном себя принять.
И громко смеяться и Мир полюбить
С улыбкой счастливой на свете жить!
И глядя вокруг с седла высоты
Он сможет исполнить свои Мечты.
Так пусть эта Лошадь ко всем придёт,
И каждый Счастье своё найдёт!
От издателей:
Федор Соом – один из клиентов иппотерапевтической программы, материалы о которой представлены в статье Нестеровой Г.Ф.
Федор не говорит, и письменная речь - единственный для него способ
поведать миру о своих мыслях и чувствах…
О ЛОШАДЯХ
(записки клиента реабилитационной группы)
Ф.Я. Соом
Общественная организация «Лига социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями Санкт-Петербурга»
О лошадях
Особые вести лошадям шлю каждый раз, глядя на них. Бывает шутки ради гудеть этим хорошим животным надо. Лошади любят шутки. Рожи жизнелюбые лошади тогда делают. Пение хорошее тоже любят. Владеть знанием привычек других можно без своей посторонней нажимальной воли. Я гляжу на них, гляжу, кое-чему учусь. У мчащейся лошади копыта стучат, галоп она всаднику славно начищает. Поэтому одно лошади ладно: галоп дает копытам радость. Для езды лаской нужно лошадь купить. Нагоняй любой запрещается. Поласкать надо раз-два наславу, гриву погладить. День целый ходить лошади трудно, шагом или галопом. Езда земная шевелит коней, зовет худо-хорошо куда-нибудь путешествовать. Кони знают, куда гнать, узнают направление. Гуртом направление шляха недалеко узнают. Глаза для знания шляха не нужны.
Кобылица из сказки
На росе шумит кобылица, щиплет бегом траву, топчет крохами пшеницу зеленую, худо шумит. Завтра день-утро, харчу конец. Ей неохота забегать далеко — нежную лучшую наживку берет. Посреди поля пшеничного она ищет лучшую пищу. Автор ее жалеет: красть пшеницу и топтать траву летом опасно.
Иппотерапия
Мое мнение о новом в занятиях на лошадях: разные должны быть роли у знающих преподавателей. Истории животных хочу знать. Толковать о баловстве не хочу. Планировать занятия желательно. Отправиться на прогулку далеко хочу. Мир с лошади посмотреть хочу. Трудиться, дары жизни заработать хочу. Тошно без дела сидеть. Ловить в небе журавля хочу. В лошадях надо красивую гриву, ноги, быстроту любить. Рост никто не берет во внимание. Мое мнение: около лошадей живут и работают авторы жизни. Они построят жизнь новую, школу нужную кому-нибудь, роль для кого-нибудь. Победа будет за ними. Я люблю этих людей, дорогая жизнь — это конная школа. Иппотерапия — это жизнь для инвалидов. Уроки на лошадях лучше, чем сидение в Центре, лучше, чем остальные занятия. Радость такая, ой-ой даже голодным поеду заниматься. Голода не замечаю. Курсы хочу на лошадях пройти. Учиться править, владеть поводьями хочу. Ухом знания ловить надо, ездить, шевелиться. Коня, значит, гусаром гнать надо. Ехать надо шагом. Когда желает лошадь, надо ее красиво, ласково двигать рысью. Автор хочет показать глазами единственно, губами не получается.
В последнюю посадку на лошадь я говорить хотел, знаемо, о том, что этот безжалостный мороз мне холодит глаза и пальцы. Конь и кобыла овладели ручным злом: нехорошо едут, если я сяду. Управлять желаю поводьями. Кобыла гораздо лучше слушается. Вчера желал я работать с лошадью шлицами — знаю, что это дает замену поводьям. В истории при шлицах головой лошади не управляет седок. Я аллюры знаю лучше, чем другие, особенно карьер. Аллюр «ход боком» шаг щупает ездок. Попона хуже седла. Надо в холодную погоду жалеть ездока, зябко ему. Удобнее ему в седле с поводьями. Уже привык к седлу. Козла жалко, зарезанного хозяевами манежа.
Поздравление учителям
Поздравляем всех учителей манежа с женским днем 8 марта. Всего хорошего желаем: походов конных, палат каменных, аленьких цветочков, исполняющих все желания.
На занятиях
Иные товарищи лошадей не дают инвалидам. Вестимо богу, что бояться тут не надо. От потребности моей в одном пчела не ужалит меня. Лошадь тоже не будет драться. Идут даже юродивые отсталые хотят пользы от этой жизни. Радость юродивым от ласки и сделать юродивым надо езду на лошадях.
Меня одна урезанная лошадь на этой редкой поездке лягнула. А другая лошадь шепнула на ухо еще ругательство. Новшество поладить с лошадьми, ублажить их едой, бежать они будут лучше. Радоваться не надо шуткам их. Ветер будет лошадей блажить полосой, зажимать будет бедным космы в гриве. Бежит, ушами прядет, нюхает воздух. Гордый вид кажет.
Этот шагом на лошади едет, другой рысью жарит. Третий хочет залезть на седло, нуждается в дружеской помощи. Итоги эти шумом отличаются. Моя живая задача — идти допустимо задержке динамики развития. Меня это оглазное бабкино неверие в развитие не пускает, жалко, юность защищать мою бедную некому. Лошадь бабку словно слушает.
ЭССЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ
«ПРАВО НА ЖИЗНЬ»
Джавахия Софья
Право на жизнь. Что это в человеческом понимании? Право не быть убитым, если кто-то вдруг решит, что ты не заслуживаешь такой драгоценности как жизнь. Право на жизнь?! Что это? Разве жизнь не дарована нам Богом, неужели мы должны спрашивать у других людей разрешения, чтобы жить, чтобы дышать, ходить, любить?! Кто он этот человек или люди, которым дано решать подходим мы обществу или нет, жить нам или быть уничтоженными. Что такое идеал? Значит, быть как все или вовсе быть совершенным? А так ли это нужно? Идеальные люди – это жестокие, безжалостные существа, они совершенны, как совершенна может быть машина, у которой, как известно, нет ни сердца, ни души. Им неведома ни жалость, ни милосердие. Им некого и нечего жалеть, не к кому проявлять сочувствие, сострадание, понимание. Их мир совершенен.
Евгеника. Но, где ее предел? Евгеника – термин, который используется для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека. Со временем слово «евгеника» стало применяться именно в последнем смысле. Основные принципы евгеники, как известно, были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). И наряду с этим Фрэнсис Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными, а бедные и больные, по его мнению, вообще были недостойны того, чтобы иметь потомство. В нацистской Германии существовали программы, построенные на принципах евгеники, проводившиеся в рамках предотвращения вырождения немецкого народа. Это такие программы как «Программа эвтаназии Т-4» (уничтожение психических больных, и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных), «Уничтожение гомосексуалистов», «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение), «План «Ост»» (захват восточных территорий и «сокращение» местного населения, как относящегося к низшей расе). Интересно, каковы же критерии признания человека не желательным для общества и не стали бы члены этого самого общества в отсутствие людей с явными недугами придираться друг другу из-за цвета глаз, волос и т.д. Хотя, надо признать, нацисты с этим успешно справляются. Но мы ведь не нацисты. Или Вторая Мировая уже давно забыта, как и то против чего и против кого воевали наши деды.
Есть и другой аспект. Приговаривая человека к смертной казни, мы не только берем на себя право лишить его жизни, но и тем самым обрекаем исполнителя приговора на участь палача. Не заботясь ни о нем, ни о его душе, семье, о том, как он будет жить с этим грузом. Гуманно ли это? Человечно ли?
Интересен и тот факт, что, несмотря на декларируемую заинтересованность общества в здоровье подрастающего поколения, оно прикладывает огромные усилия в противоположном направлении. Ухудшающаяся экология, пропагандируемый в СМИ образ жизни, чаще всего не самый правильный. Или, на всегда запечатленный на страницах истории, взрыв на чернобыльской АС, а Хиросима, а Нагасаки, события, которые внесли существенные коррективы в генофонд огромного количества людей. Имеем ли мы после этого моральное право говорить о евгенике, когда собственноручно обрекли еще нерожденных детей на то, чтобы в их медицинской книжке было одно единственное слово, которое изменит их жизнь раз и навсегда, и это слово «инвалид».
Можем ли мы позволить появиться им на свет?
У меня нет ответа на этот вопрос.