У детей с особенностями развития
Визовская Наталья Игоревна
педагог-психолог, перинатальный психолог, инструктор по иппотерапии СПбРООИ «Кентаврик»
В последнее время наметились серьезные проблемы во взаимоотношениях родителей с детьми. Исследования показали, что нарушения эмоциональных контактов ребенка с родителем имеет негативные последствия в соматическом, эмоциональном и интеллектуальном развитии ребенка. Такие отклонения по мере роста ребенка могут привести к трудностям поведения, эмоциональному дискомфорту внутреннего мира. Мы имеем дело с соматически ослабленными детьми. Детьми, которые испытывают сложности со здоровьем. Понятие здоровье - это состояние целостности. И каждая составная часть зависит и влияет друг на друга.
Аспекты здоровья:
· физический- как работает организм;
· эмоциональный- понимание своих чувств и умение их выражать;
· интеллектуальный - как и где ребенок получает информацию, как ее использует;
· социальный - взаимодействие с окружающими;
· личностный- как развивается наше Я, осознание себя.
На занятиях иппотерапией мы имеем возможность комплексно влиять на все аспекты здоровья ребенка.
Любая форма занятий с ребенком является не только физическим, но и психоэмоциональным взаимодействием с ним. Часто развитию эмоциональной сферы не уделяется должное внимание. Эмоции заряжают энергией и организуют восприятие, мышление и действие. В процессе развития ребенка происходят изменения и в его эмоциональной сфере, меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера не развивается, ее необходимо развивать. Дети с ограниченными возможностями ограничены в перемещении, они замыкаются на малом круге общения и сверстников и взрослых. А это не обогащает чувствительную сферу ребенка!
Поэтому работа по развитию эмоциональной сферы очень актуальна и важна. Существует классификация К.Изгарда (1980), которая основана на фундаментальных эмоциях, таких как:
● интерес ● удивление ● радость
● гнев ● стыд ● страх
● вина.
Формами внешнего проявления эмоциональных состояний человека являются – мимика (выразительные движения мышц лица) и пантомимика (жесты, пластика, выразительность движений всего тела). И наша задача, осваивая их, помогать ребенку формировать и развивать его чувства и эмоции.
Сейчас появилась возможность для коррекционно-развивающей работы с детьми с использованием иппотерапии - как естественного, активного и нового источника движения для ребенка, и игротерапии как доступного и интересного способа вовлечения ребенка в процесс взаимодействия и сотрудничества. Такая интеграция проводится с обязательным учетом индивидуальных особенностей и состояния здоровья пациента. Это гибкое и комбинированное использование приемов поведения взрослого в зависимости от особенностей поведения ребенка и от внешних обстоятельств.
Наши занятия посещают дети с нестабильностью эмоционального состояния и с особенностями в развитии. Часто их состояние и работоспособность зависит от погоды, от атмосферного давления, от количества людей рядом, конкретной лошади, присутствия новых незнакомых людей и от эмоционального состояния инструктора, ведущего занятие. Занимаясь верхом на лошади, ребенок может получить опыт управления своими эмоциями посредством создания ярких образов, фантазий, в игре и двигательной активности, т.е. через механизм функционального психофизического единства. Если ребенок овладеет начальными навыками эмоциональной регуляции, то он сможет регулировать и свое общение. А основным инструментом при этом является способность устанавливать контакт. Коммуникативную функцию можно развивать тренировкой способности улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния. Ребенок учится сопереживать и понимать позицию партнера, проживать и чувствовать его эмоциональное состояние.
Расстройства поведения характеризуются стойким, повторяющимся диссоциальным поведением, при котором нарушаются важнейшие, соответствующие возрасту, социальные нормы и правила поведения и взаимоотношения с другими. Расстройство поведения – это неэффективный способ протестного взаимодействия ребенка с окружающим его миром.
Расстройства поведения и эмоций бывают следующих типов:
· оппозиционно-вызывающее поведение;
· гиперактивное поведение;
· тормозной тип поведения;
· поведение зависимой личности;
· поведение параутистической личности;
· эмоционально-неустойчивое поведение личности.
Каждый из этих типов расстройств нуждается в сопровождении и коррекции.
Для коррекционной работы с детьми, имеющими различные проблемы в поведении и восприятии окружающего мира, мы вводим игровые упражнения на занятиях иппотерапией. Наибольшее воспитательное значение представляют собой так называемые подвижные игры, требующие самого обширного участия всех духовных и телесных сил. Учитывая, что игровые занятия на лошади проводятся на открытом воздухе, на широких пространствах, при усиленных движениях, становится вполне ясно, что игры такого рода, бесспорно, содействуют наилучшему развитию организма ребенка и способствуют укреплению его здоровья.
Основные направления стратегий работы инструктора на игровых занятиях с использованием лошади:
· стимулировать у ребенка гуманные чувства к людям, к природе, к животным;
· осознание происходящего - объяснение взрослыми причин состояния и поведения ребенку;
· обучение распознаванию ребенком своих эмоций и состояний других людей и животных;
· положительное подкрепление за усилие и успех;
· стимуляция чувства юмора;
· развитие духа соревнования и соперничества, желания попробовать свои силы, выиграть;
· воспитание смелости в принятии решений - важно не бояться неудач;
· стимуляция телесного контакта;
· переключение нежелательного поведения и состояний, выработка новых адаптивных способов поведения.
Игровые занятия могут быть: неспецифическими и специфическими. На неспецифических игровых занятиях происходит симптоматическая игровая коррекция, когда игра взрослых с ребенком происходит методом проб и ошибок и выбором наиболее эффективных приемов. При специфическойигровой коррекции используются знания о психопатологии.
В отличие от гимнастики, в которой (как утверждал Е.А.Покровский - врач, педагог, собиратель детских подвижных игр) слишком много искусственного и навязываемого детям, игры опираются на живую детскую инициативу. Они вносят в душу ребенка радость и веселье, приучая при этом к дисциплине и согласованию своих желаний с желаниями других.
Игры могут быть разделены на две основные группы: свободные творческие игры (игры, которые придумывают сами дети) и игры с заранее установленными содержанием и правилами. На занятиях должны иметь место и творческие игры и игры с правилами.
Для того чтобы игра получилась, инструктор должен уметь управлять игрой, быть искренним и активным. При этом ребенку необходимо озвучить:
· название игры
· цель игры
· содержание
· игровые действия – внешние (игра с предметами), внутренние – воображаемые
· правила– ограничения или возможные разрешения
· используемые предметы.
Необходимо применять разные игровые средства с целью избежать эмоционального однообразия, скуки, используя каждую возможность поддержать и стимулировать интерес ребенка.
Инструктор по ходу занятия может:
· усложнять или упрощать игровые действия с учетом эмоционального состояния ребенка,
· изменять темп игры,
· выбирать ребенка на роль ведущего.
Средствами одной игры можно решать одновременно несколько задач (развитие внимания и коррекция личностных качеств, эмоций, поведения).
На занятиях инструктор может варьировать и комбинировать упражнения, развивающие ребенка, чтобы для него они оставались игрой и удовольствием. При этом вся сфера движений, предлагаемых иппотерапией, предназначена для развития самоощущения тела, осознания правильных его размеров, расположения в пространстве, нагружаются сенсорные каналы восприятия. Общение с животным ведет к тренировке чувствительности и формированию эмоциональной сферы ребенка. Например, через обоняние можно узнать и почувствовать лошадь. Тактильный контакт позволяет ощущать и лошадь, и человека, почувствовать тепло и движение мышц лошади, осознать и почувствовать свое тело и тело другого человека. Ребенок получает возможность преодолеть страхи, достигнуть успеха, испытать гордость, почувствовать себя способным преодолевать трудности. Верховая езда помогает развивать слухо-моторную и зрительно-моторную координацию, а ритм, заданный при ходьбе лошади, способствует лучшему усвоению информации и создает оптимальные условия для тренировки навыков восприятия. Игровая ситуация, создаваемая инструктором во время занятия иппотерапией, увлекает и воспитывает ребенка, развивает сообразительность, творчество, ловкость. Правила игры регулируют действия и поведение детей, содействуют формированию воли.
Таким образом, интеграция иппотерапии и игротерапии позволяют комплексно и позитивно влиять на все аспекты здоровья ребенка, взаимно дополняя друг друга.