Автономная некоммерческая благотворительная организация
«Оздоровительный конный центр «Солнечный остров»
Санкт-Петербург
Причин, по которым ребенок попадает на воспитание в социальное учреждение, может быть множество, однако причин, по которым с ним не надо заниматься его духовным, умственным и физическим развитием нет ни одной. Некоторые руководители то ли в силу занятости, то ли в силу формального понимания своих обязанностей считают, что теплые одеяла, смена белья и кормление в соответствии с рационом – это максимум, который необходим их воспитанникам. А когда этот вопрос относится к воспитанникам - инвалидам, то часто различные формы двигательной активности и выезды за территорию детского дома воспринимаются руководителями как необязательное и обременительное мероприятия.
Если ребенок, имеющий двигательные или психические нарушения растет в семье – у него есть рядом люди, которые готовы заботиться о нем, помогать ему познавать мир и быть частью этого общества. Так или иначе, у ребенка, живущего в семье, формируются устойчивая привязанность и социальные связи.
Иная ситуация с детьми, проживающими в детских домах и интернатах, где возможность социальной адаптации сводится к минимуму. Иногда дети с нарушением в развитии подвержены ярким, плохо контролируемым вспышкам агрессии по отношению к окружающим, им сложно понимать и контролировать собственные эмоциональные реакции, удерживаться в социальных рамках. Часто в таких случаях к детям применяют различные наказания. В результате ребенок попадает в ситуацию социальной изоляции, т.к. построить адекватные отношения с окружающими людьми не удается, а его попытки пресекаются наказаниями. Наиболее тяжелая ситуация складывается у детей-инвалидов проживающих в социальных учреждениях, так как сама по себе инвалидность является фактором вызывающим определенную социальную изоляцию, а нахождение в учреждении значительно усугубляет эту ситуацию. Это явление во многом связано с отсутствием возможности обеспечить своим воспитанникам среду для социальной адаптации. Чаще всего детские дома и интернаты имеют недостаточное финансирование для того чтобы оплачивать дополнительные занятия, особенно если это связано с выездами. В результате, дети постоянно находятся внутри учреждения, не имея возможности получать новый опыт и эмоции, социализироваться и интегрироваться в общество.
В качестве уникального и эффективного метода для работы с детьми с самыми различными нарушениями и патологиями может применяться иппотерапия. Каждое занятие на лошадях под руководством квалифицированных специалистов приносит ребенку массу положительных эмоций, что уже само по себе ценно для этой целевой группы. Процесс формирования ребенка, его развития, становления как личности, происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние.
Навыки, приобретаемые на занятиях иппотерапией, являются результатом счастливого общения с лошадью. Научаясь в ходе занятия понимать и контролировать свои эмоции, подавлять вспышки агрессии, ребенок-инвалид переносит это умение в свою повседневную жизнь. В дальнейшем это позволяет ему более точно распознавать эмоциональный настрой людей, находящихся рядом и выстраивать взаимоотношения, учитывая эмоции других людей. Ребенок учится соблюдать социальные нормы, принятые в обществе, усваивая нормы поведения при общении с лошадью и ее окружением. Это позволяет ему находиться в рамках требуемого поведения без напряжения и тревоги. Общение с лошадью позволяет иногда впервые почувствовать привязанность к живому существу.
Специалисты Оздоровительного конного центра «Солнечный остров» с 1996 года проводят занятия с детьми и взрослыми, имеющими двигательные и психические нарушения. В центре по реабилитационным программам ежегодно занимается около 200 человек в возрасте от 3 до 50 лет и старше, которые имеют такие диагнозы, как ДЦП, полиомиелит, аутизм, задержка психического развития, синдром Дауна, ампутации, рассеянный склероз и другие.
Опыт работы с различными целевыми группами показал, что помимо развития двигательных качеств иппотерапию можно эффективно использовать для социальной реабилитации и интеграции в общество подростков групп социального риска и детей-инвалидов.
В 2007 году специалистами Оздоровительного конного центра «Солнечный остров» была разработана программа «Социальная реабилитация детей-инвалидов из детских домов и интернатов с использованием иппотерапии».Проект был поддержан Общероссийским общественным фондом "Национальный благотворительный фонд" в рамках конкурса проектов в сфере поддержки и социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.С января по октябрь 2008 года проект реализуется на средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 30 июня 2007 года №367-рп.
Целью проекта стало повышение доступности услуги реабилитации посредством иппотерапии для детей-инвалидов из детских домов и интернатов Санкт-Петербурга и Ленинградской области. А также популяризация метода и повышение осведомленности о методе в среде специалистов работающих с детьми-инвалидами, а также представителей детских домов и интернатов.
Целевая группа проекта – дети – инвалиды 6-18 лет, постоянно проживающие в детских домах и интернатах СПб и ЛО, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и\или умственного развития.
В рамках проекта проводятся: курс социальной реабилитации по методу иппотерапии для воспитанников интернатов и детских домов (каждый включает 12 занятий); летний реабилитационный лагерь «Солнечный остров» (смена - 10 дней); ознакомительные выезды-праздники.
На этапе подбора учреждений – участников проекта организаторы столкнулись с полярным отношением к предложению об участии в данной программе. Выяснилось, что уровень осведомленности о таком методе реабилитации как иппотерапия у представителей социальных учреждений очень низкий. Представители детских домов и интернатов весьма настороженно относятся к новым методам реабилитации вообще и к этому методу в частности. Часть руководителей отнеслась к предложению с восторгом и большим интересом, увидев в программе прекрасную возможность для восполнения их воспитанниками недостатка информации и ярких позитивных эмоций. Часть руководителей отнеслась к предложению об участии в программе настороженно и только после бесед и получения подробной информации о методе иппотерапии, его эффективности, большом опыте работе «Солнечного острова» с инвалидами, поддержали программу и решили в ней участвовать.
В результате было набрано 5 групп детей для участия в курсе социальной реабилитации с использованием иппотерапии. В группу вошел 31 ребенок-инвалид, в возрасте от 9 до18 лет, из 5 детских домов и интернатов Санкт-Петербурга, Пушкина, Павловска.
В рамках реализации первого этапа программы в течении 3 месяцев дети посетили 12 занятий иппотерапии. Занятия с детьми проводили квалифицированные специалисты в области иппотерапии на специально подготовленных лошадях. Занятия на начальном этапе проводились в форме индивидуальных тренировок, так как целью их было установить контакт инструктора с ребенком и ребенка с лошадью. В дальнейшем занятия проходили в форме игр и соревнований. Участникам предлагались различные упражнения, направленные на развитие физической активности, на развитие навыков сдерживания своих эмоциональных реакций, упражнения, побуждающие к вступлению в контакт с другими детьми. Упражнения стимулировали повышение мотивации к достижению положительных результатов, развитие мелкой моторики, а также направлены на развитие самостоятельности ребенка.
Для психологического сопровождения детей - участников проекта, и для проведения оценки эффективности и успешности проекта был привлечен психолог.
За время проведения курса занятий осуществлялась первичная и вторичная диагностика группы детей - участников. Целью первичной диагностики было выявление уровня социальной адаптации участников до начала проекта, целью вторичной диагностики – оценка динамики изменений уровня социальной адаптации детей, прошедших курс социальной реабилитации с использованием иппотерапии. В диагностическом обследовании участвовали как сами дети, проходящие курс иппотерапии, так и взрослые (педагоги и психологи), которые имели возможность наблюдать за детьми в течение всего курса.
Для оценки уровня социальной адаптации детей-участников проекта применялись следующие методики – для детей – метод рисуночной фрустрации Розенцвейга, проективная методика «Дерево»; для педагогов, воспитателей и психологов учреждений–участников – карта наблюдения Стотта, опросник "Коммуникативные навыки".
В результате обработки данных, полученных по результатам оценки уровня социальной адаптации детей до начала занятий и по завершению получены следующие результаты (Таблица №1) – повышение уровня социальной адаптации отмечается у 63,6% детей.
Таблица № 1
Уровень социальной адаптации % | Количество детей, уровень социальной адаптации которых находится в выделенном диапазоне % | |
Данные первичной диагностики | Данные вторичной диагностики | |
0 – 10 | ||
10 – 20 | 27,3 | 18,2 |
20 – 30 | 36,3 | |
30 – 40 | 18,2 | 27,3 |
40 – 50 | 9,1 | 45,4 |
50 – 60 | 9,1 | 9,1 |
60 – и выше | Не выявлено | Не выявлено |
Наглядно, динамика изменений уровня социальной адаптации детей – участников проекта отражена на Рисунке № 1
Рисунок №1
По оценке педагогов и психологов, заполнявших карты наблюдения Стотта на детей – участников проекта - в целом дети стали более активны и заинтересованы в происходящем вокруг них, уровень настроения стал выше, у детей снизились проявления враждебности и к детям и к взрослым, общение с людьми стало вызывать у детей меньше тревоги и напряжения, детям стало легче удерживаться в рамках социально приемлемого поведения. Отмечается снижение выраженности характеристик во всех симтомокомплексах. (Рисунок №2)
* - I – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям, II - ослабленность (астенизация), III - уход в себя, IV – тревожность по отношению к взрослым, V – враждебность по отношению к взрослым, VI – тревога по отношению к детям, VII – асоциальность, недостаток социальной нормативности, VIII – неусидчивость, IX - враждебность по отношению к детям, X – эмоциональное напряжение, XI – невротические синдромы.
Рисунок №2
Можно сделать вывод, что в результате проведенных занятий в рамках курса социальной реабилитации с использованием иппотерапии для воспитанников интернатов и детских домов у детей наблюдается значительное улучшение в сфере взаимоотношений с окружающими. Поведение детей стало более упорядоченным – им проще удерживаться рамках желаемого поведения, уменьшились проявления агрессии, антисоциальности и враждебности по отношению к окружающим. Отмечено снижение общего уровня тревожности, снижение раздражительности и вспыльчивости. Повысилась способность понимать и контролировать свои эмоции, а также понимать и учитывать эмоциональное состояние собеседника. У ребят повысилась заинтересованность в общении, а также улучшилась способность вступления в контакт. В целом, отмечается очевидное повышение уровня социальной адаптации у детей–участников проекта.
Создатели проекта считают, что его уникальность не только в эффективности метода и широкой целевой аудитории, но и возможности его успешного тиражирования. Основными требованиями по проекту к проводящей организации является наличие обученных инструкторов, разрабатывающих и проводящих цикл занятий с целевой группой, наличие специально подготовленных лошадей и снаряжения для занятий, а также наличие автотранспорта для доставки детей на занятия. Данный проект может быть адаптирован под конкретные условия и успешно реализован на базе конных клубов России, занимающихся иппотерапией, при активном участии государственных учреждений социальной защиты и образования. В связи с активным развитием иппотерапевтических центров и групп по всей России, территориальный охват по этому проекту может быть очень широк и количество детей, посещающих занятия, очень велико.