Уровень сформированности социально-бытовых навыков
НАВЫКИ ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЫ
1 б. Не умеет пользоваться полотенцем, мылом, расческой, зубной щеткой;
2 б. Умеет пользоваться полотенцем;
3 б. Умеет пользоваться мылом и полотенцем;
4 б. Пользуется полотенцем, мылом, зубной щеткой;
5 б. Пользуется всем набором.
НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ЗА СТОЛОМ
1 б. Ест с посторонней помощью;
2 б. Ест сам, использует ложку;
3 б. Ест сам, использует вилку, ложку;
4 б. Ест сам, умеет сервировать стол;
5 б. Ест сам, сервирует стол, моет посуду.
НАВЫКИ ОДЕВАНИЯ, РАЗДЕВАНИЯ:
1 б. Одевается, раздевается с посторонней помощью
2 б. Одевается сам, не застегивает пуговицы, не шнурует ботинки
3 б. Одевается сам, застегивает пуговицы, не шнурует ботинки
4 б. Одевается сам, застегивает пуговицы, шнурует ботинки
5 б. Одевается, раздевается сам, помогает другим
Уровень сформированности социально-средовой ориентации
ОРИЕНТАЦИЯ В МАГАЗИНЕ:
1 б. Не ориентируется
2 б. Умеет выбирать товар
3 б. Выбирает товар, контактирует с продавцом
3 б. Пользуется транспортом на известных маршрутах
4 б. Выбирает товар, контактирует с продавцом и кассиром
5 б. Полностью ориентируется в магазине и своем бюджете
ОРИЕНТАЦИЯ НА УЛИЦЕ:
1 б. Не ориентируется
2 б. Знает направление объекта и как его достичь
3 б. Пользуется транспортом на известных маршрутах
4 б. Пользуется транспортом, знает правила безопасности
5 б. Ориентируется в незнакомой местности
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПРОФЕССИЯХ:
1 б. Отсутствует представление
2 б. Имеет представление о видах труда (умственный, физический)
3 б. Имеет представление об основных профессиях
4 б. Имеет представление о профессиях, которые может освоить
5 б. Аргументированно выбирает профессию
Уровень сформированности специализированной
Деятельности
ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 б. Педагог выполняет задание вместо ученика
2 б. Педагог выполняет работу вместе с учеником
3 б. Осваивает трудовые навыки под присмотром педагога
4 б. Педагог контролирует выполнение трудового задания
5 б. Самостоятельно выполняет трудовое задание
КРЕАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1 б. Не участвует в креативной деятельности
2 б. Пользуется помощью специалиста на арт-терапии
3 б. Пользуется только советами педагога
4 б. Самостоятельно осваивает навыки арт-терапии
5 б. Самостоятельно проявляет творческие способности
Уровень сформированности социальных взаимодействий
КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
1 б. Не контактирует
2 б. Устанавливает зрительный контакт
3 б. Устанавливает зрительный и тактильный контакт
4 б. Жестомимическая демонстрация намерений
5 б. Активно привлекает внимание звуками или словами
6 б. Поддерживает диалог
7 б. Инициирует групповую реакцию (демонстрирует поведение, рассчитанное на одобрение группы)
СЕМЕЙНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
1 б. Родитель выполняет действия вместо ребенка
2 б. Родитель делит задание на две части: одну выполняет сам, другую - ребёнок
3 б. Родитель подает советы ребенку
4 б. Родитель предоставляет ребенку свободу действий с последующими санкциями
5 б. Родитель предоставляет ребенку свободу действий с неизменно позитивными санкциями.
Уровень тревожности
1 б. Спокойно общается с незнакомыми людьми в незнакомой обстановке
2 б. В незнакомой обстановке тревожится, но осуществляет общение
3 б. В незнакомой обстановке общается только со знакомыми людьми
4 б. В присутствии незнакомых людей ищет защиты у знакомых людей
5 б. В присутствии незнакомых людей отказывается от контактов
Спустя 7 лет занятий, проводимых с небольшими перерывами в данном режиме, в сентябре 2008 г. были проведены заключительные измерения, которые показали значительно более активную динамику прогресса, достигнутого за 7 лет участниками иппотерапевтических занятий по сравнению с участниками контрольной группы. Средний балл экспериментальной группы вырос за это время с 29 до 49, т.е. на 20 баллов, тогда как балл контрольной группы вырос с 28 до 39, т.е. на 11 баллов, что при принятии максимальной величины баллов (57) за 100% означает, что экспериментальная группа достигла 86%, от максимального показателя, а контрольная группа – только 69%, и различия в прогрессе составляют 16% в пользу экспериментальной группы.
На основании представленных данных можно предложить организацию отделений иппотерапии в структуре реабилитационных центров для инвалидов, создаваемых в сфере социальной защиты населения. Это потребует обучения специалистов соответствующего профиля, регламентации количества, качества и оплаты их труда, а также – установления порядка и правил взаимодействий органов и учреждений социальной защиты населения с конными базами, которые берут на себя обязанности по воспитанию и содержанию лошадей, способных правильно контактировать с инвалидами, по предоставлению условий для терапевтических занятий.