Влияние адаптивной верховой езды на эмоционально-волевую, психомоторную и личностную сферу лиц с умственной отсталостью
Бодрова П.Ю.
Психолог межрегиональной психологической лаборатории ФГУ КВК ГУФСИН России по СПб и ЛО
Лейтенант внутренней службы
В настоящее время иппотерапия приобретает все большую популярность среди методов помощи детям и взрослым с различными нарушениями физического и психического развития, однако данный метод реабилитации недостаточно изучен.
В связи с тем, что иппотерапия является молодым направлением, существует мало публикаций, подробно раскрывающих вопросы, касающиеся ее действия на различные стороны психики. В основном это иностранная литература. В отечественной литературе в последние 10 лет стали появляться работы о применении иппотерапии при детском церебральном параличе и при умственной отсталости. (Гурвич П.Т., 1997; Дремова Г.В., 2001; Шпицберг И. 2003; Денисенков А.П., 2005; Роберт Н. С., 2005, (Максимова М. В, Денисенков А. И., 2005; Роберт Н. С. 2002).
Иппотерапия часто используется при работе с детьми, имеющими диагноз умственной отсталости. В связи с тем, что количество таких детей увеличивается с каждым годом, (1999 г- на 10000 соотв. насел. 24,6; 2000г-25,8; 2001г-26,4; 2002г-27,5) возрастает потребность в использовании новых видов реабилитации. Таким образом, исследование, которое проводилось в течение трех лет, и было посвящено влиянию адаптивной верховой езды на лиц с умственной отсталостью, является актуальной темой для изучения.
С целью исследования влияния адаптивной верховой езды на эмоционально-волевую и психомоторную сферу лиц с умственной отсталостью, а также выявление личностных особенностей, было обследовано 44 человека с различной степенью умственной отсталости, в возрасте от 13 до 25 лет. Это испытуемые из интерната № 4 г. Павловска для умственно отсталых детей, из коррекционных школ восьмого вида № 22, № 657, лица из Общественной организации «Лига социальной реабилитации и адаптации детей с ограниченными возможностями СПб», и испытуемые из иппотерапевтических центров «Манеж» и «Кентаврик», занимающихся адаптивной верховой ездой.
В данной работе представлены выводы, отображающие основные тезисы, касающиеся детей, которые занимаются адаптивной верховой ездой. Сравнительный анализ экспериментальной и контрольной группы был представлен на конференции в Ленэкспо в 2007 году (см. Материалы Круглого стола «Иппотерапия. Инвалидный конный спорт. Опыт и перспективы», СПб, 2007).
При исследовании эмоционально-волевой сферы лиц с умственной отсталостью, занимающихся адаптивной верховой ездой, были выявлены следующие особенности:
§ характерен нисходящий тип, что свидетельствует о слабости нервной системы, об истощаемости нервных процессов и о быстрой утомляемости, что является характерным для лиц с умственной отсталостью. В процессе иппотерапии этот показатель может незначительно корректироваться.
§ Исследуемые лица отличаются адекватной самооценкой и средней степенью тревожности.
Было выявлено, что для исследуемой группы лиц с умственной отсталостью очень важным является взаимоотношения с животными, при взаимодействии с которыми происходит реализация потребности в общении и в получении положительно окрашенных эмоций.
По результатам исследования внимания, было выявлено, что у лиц с умственной отсталостью, занимающихся адаптивной верховой ездой, происходит улучшение показателей концентрации внимания и точности, в связи с этим происходит улучшение и продуктивности работы.
Адаптивная верховая езда воздействует не только на эмоциональную сферу, но и на соматическую, что отчетливо проявляется в положительном отношении к своему здоровью и отсутствие каких-либо болезненных жалоб в ответах испытуемых.
При исследовании психомоторной сферы у лиц с умственной отсталостью, занимающихся адаптивной верховой ездой, были выявлены следующие особенности:
§ Статическая и динамическая координация лиц с умственной отсталостью, занимающихся адаптивной верховой ездой, развита намного лучше. Это связано с тем, что основными компонентами движений лошади являются компонент статика/динамика, компонент простого смещения центра тяжести и ротационный компонент, что приводит к улучшению равновесия и координации движений у детей занимающихся адаптивной верховой ездой.
§ Во время занятий по адаптивной верховой езде применяют большую физическую силу при управлении лошадью, что приводит к улучшению показателей силы движений.
§ При исследовании одновременности движений и ритма было выявлено, что данные показатели улучшаются. Это связано с тем, что работа с поводом развивает и восстанавливает тонкую моторику рук, что приводит к более точным и одновременным выполнением действий.
В процессе реабилитации происходит последовательный перенос приобретенных физических, коммуникативных и прочих навыков из ситуации верховой езды в повседневную жизнь.
Выше изложенное свидетельствует о положительном влиянии адаптивной верховой езды на эмоционально-волевую, психомоторную и личностную сферу лиц с умственной отсталостью. Следовательно, необходимо в комплексном подходе реабилитации лиц с умственной отсталостью включать занятия по адаптивной верховой езде.