Комплексный метод лечения зубочелюстных аномалий.
Абсолютные и относительные показания к удалению зубов.
Комплексное лечение зубочелюстных аномалий включает:
· Психологическую подготовку
· Миотерапию
· Физио- и рефлексотерапию
· Хирургическое лечение
· Избирательное пришлифовывание эмали отдельных зубов
Успех ортодонтического лечения зависит от контакта больного с родителями и врачом. Для достижения хорошего контакта следует устранить у ребенка чувства страха перед предстоящим лечением, внушать его необходимость, убедить в его пользе. Достигается это разъяснительной работой. Задачи психологической подготовкив любом возрасте состоят в выработке у пациента волевых усилий, которые помогут преодолеть вредные привычки и затруднения, связанные спользованием ортодонтическими аппаратами.
При психологической подготовке пациентов в возрасте до 6 лет особое внимание уделяют разъяснению детям и их родителям сущности этапов лечения.
В периоде сменного прикуса (6—12 лет) стремятся сделать пациента активным помощником в лечении. Если до этого периода вредные привычки сосания, прикусывания губ, языка, различных предметов не были устранены, то возникает необходимость в применении гипнотерапии.
Подростки в периоде активного формирования личности тяжело переживают привлекательность своего внешнего вида, обусловленную зубочелюстными аномалиями. Ортодонтическоелечение способствует изменению их внешнего вида и поведения в коллективе (R.Frankel, J. А. С. Dujzings и др.). Психологическая подготовка в этом возрастном периоде дает хорошие результаты.
При подготовке взрослых к ортодонтическому лечению следует разъяснить им, что неудобства, связанные с пользованием съемными или несъемными аппаратами временные.
При разъяснительной психотерапевтической подготовкеважно купировать чувство тревоги, нервозность. В конце лекции необходимо побеседовать лично с каждым больным и дать полные ответы на вопросы. Ортодонтическое лечение не является неотложным, в связи с чем есть время продумать возможности лечения, регулярного пользования аппаратами, прихода к врачу для их коррекции и лишь после этого осознать необходимость в этом виде помощи.
Миотерапия– метод профилактики и лечения зубочелюстных аномалий, заключающийся в длительных и систематических упражнениях неправильно функционирующих групп жевательных, мимических мышц, мышц языка и дна полости рта. Миотерапия является основным методом лечения в период временного прикуса при наличии функциональных нарушений и незначительных отклонениях в смыкании зубных рядов. Дополнительным, в сочетании с аппаратурным или комплексным методами – при наличии функциональных нарушений в период смешанного прикуса.
Цель миотерапии– воздействие на функцию мышц челюстно-лицевой области с помощью физических упражнений.
Задачи миотерапии:
1. Восстановление физиологического тонуса мышечной ткани.
2. Нормализация функций мышц, участвующих в движениях нижней челюсти.
3. Нормализация функции круговой мышцы рта и мышц языка.
4. Приспособление тканей височно-нижнечелюстных суставов и мышц челюстно-лицевой области к ортодонтическому лечебному аппарату.
Существуют общие правила для проведения миотерапии:
1. Упражнения следует делать систематически и регулярно.
2. Интенсивность сокращения мышц должна быть достаточной, но не чрезмерной.
3. Мышцы следует напрягать медленно и плавно.
4. Каждое упражнение следует проводить несколько раз до появления чувства легкой усталости. 5. Количество упражнений и их продолжительность с течением времени увеличиваются.
При занятиях с детьми от 4 до 7 лет применяется тренажер, сила пружины которого для жевательных мышц должна быть 0,7-0,8 кгс, а для мимических – 0,15 кгс. Динамические упражнения выполняются в темпе: 20 движений в минуту или на счет 1-2-3-4. Мера физической нагрузки на мышцы челюстно-лицевой области зависит от возраста ребенка и от функционального состояния мышц. Поэтому она всегда индивидуальна, и даже у детей одного возраста интенсивность выполнения упражнений мышц может быть различной. Для назначения нагрузки врачу необходимо определить степень снижения функционального состояния мышц челюстно-лицевой области.
В соответствии со степенью выносливости избирают интенсивность каждого упражнения
Упражнения для круговой мышцы рта:
1. Положить между губами сложенную вдвое полоску бумаги и сжать губы. Бумагу следует удерживать во время выполнения домашних заданий.
2. Губами можно удержать линейку, постепенно нагружая ее.
3. Рекомендуют дуть на вертушку, легко перемещаемые предметы (кусочек ваты, мыльные пузыри и т.д.).
4. Упражнение с пуговицами. Две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 мм друг от друга. Одну пуговицу ребенок схватывает губами, сжимает ее. Правой рукой натягивает шнур за вторую пуговицу.
5. Вестибулярную пластинку вкладывают в преддверие полости рта. Большим пальцем правой руки ее слегка вытягивают вперед за кольцо, губы сжимаются и удерживают ее.
6. Диск Фриеля помещают между губами и удерживают ими сначала в течение 1 минуты, затем до 3-5 минут.
7. Активатор Дасса или амортизатор Роджерса ребенок удерживает губами. Сила сокращения круговой мышцы должна преодолевать силу сокращения проволочных элементов или резинового кольца.
Упражнения для мышц языка:
1. На кончик языка накладывают резиновое кольцо диаметром 5-8 мм. Ребенок поднимает язык кверху и прижимает его к переднему участку твердого неба в области небных складок. Зубы сжимаются. Рекомендуется проглотить слюну, не изменяя положения кончика резинового кольца. 2. Упражнение «всадники» – подражание звуку ударов копыт лошади.
3. Упражнение «часики» – при полуоткрытом рте языком проводят по верхней, а затем по нижней губе (слева направо и наоборот).
4. Поглаживание твердого и мягкого неба языком по средней линии, начиная от передних зубов. 5. Полоскание горла водой, что способствует расслаблению мышц мягкого неба и их массажу.
Физио- и рефлексотерапия