Комментарий. Упражнение выполняется обычно вечером, после захода солнца, в темноте или полутьме.

1. Установите зажженную свечу на уровне глаз или чуть выше, на расстоянии от 0,5 до 1 метра от лица — как вам представится удобнее. По классическим канонам это расстояние должно равняться расстоянию от глаз до лобка.

2. Примите какую-либо устойчивую позу и не моргая смотрите на свечу. Ничто не должно в это время вас отвлекать: ни

предметы, ни звуки вокруг, ни мысли внутри вас.

3. Внимательно вглядывайтесь в пламя, постепенно сужая площадь зрения до минимума. Глаза открыты широко, моргать нельзя. Язык пламени начинает превращаться в одно яркое пятно, которое будет расти по мере продолжения упражнения. В идеале пятно должно занять все поле зрения. Помышляйте об очищающей стихии мирового огня - Агни. Йоги удерживают это состояние до получаса и более.

Комментарий. Повторяем, что во время упражнения голова должна быть свободной от всяких посторонних мыслей. Нужно научиться просто смотреть. Это самое трудное, и умение приходит только после длительной тренировки. Поначалу постоянно будут появляться самые разные мысли, и это совершенно нормально. Осознав в себе постороннюю мысль, не отбрасывайте ее в раздражении, ибо такая реакция совершенно бесполезна. Лучше внутренне улыбнитесь и переключитесь на центр пламени. Применяя центральную фиксацию, старайтесь увидеть в пламени нечто. Отделяйте себя от своих мыслей, оценивайте все как бы со стороны и совершенно доброжелательно.

Первые недели на пламя смотреть следует до тех пор, пока глаза не устанут. В дальнейшем это время можно увеличивать до 10-15 минут. Категорически запрещено заниматься этим упражнением через силу. Всякий раз, как только появляются резь и слезы, глаза необходимо закрыть и продолжать смотреть на свечу мысленным взором, пока представляемое между бровями светлое пятно не исчезнет. С каждым разом надо стараться увеличивать время этого остаточного свечения и мысленно видеть пламя как можно отчетливее.

В ходе упражнения не забывайте об осанке! Очень важно спину и голову все время держать прямо. Обнаружив, что голова опустилась, а спина согнулась, следует немедленно выпрямиться. Йоги же предпочитают выполнять все упражнения такого рода, сидя в Падмасане.

4. Закончите упражнение очищающим дыханием и расслабьте глаза. Лучше всего сделать оладонивание.

Комментарий. Длительная фиксация взгляда на пламени свечи применяется йогинами на стадии (концентрации) Дхарана для развития способности к сосредоточению. Но упражнение очень благотворно действует на глаза и улучшает остроту зрения.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА ОТРАЖЕННОМ ПЛАМЕНИ СВЕЧИ

К сосредоточению взгляда на отраженном пламени можно приступать после нескольких месяцев выполнения предыдущего упражнения. Техника выполнения этого упражнения аналогична технике предыдущего упражнения, но взгляд фиксируйте не на языке пламени, а на его отражении в воде. Для этого поставьте таз, тарелку или широкую чашу, налив туда воды. Пользование зеркалом нежелательно. Смотреть надо под углом примерно 30 градусов к поверхности воды. Фиксация взгляда на отраженном свете совершенствует способность к сосредоточению внимания и успокаивает нервную систему.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА СОЛНЦЕ

Комментарий. Упражнение выполняется утром или вечером, когда солнце касается линии горизонта, то есть примерно в течение получаса после восхода или получаса перед закатом. Вообще же йоги предпочитают для своих занятий утренние часы. Пристально смотреть на яркое солнце днем нельзя.

1. Примите любую устойчивую позу, выпрямите спину, голову держите прямо.

2. Направьте взгляд на солнце.

3. Внимательно вглядывайтесь в центр солнца, стараясь уменьшить поле зрения до размеров солнечного диска. Смотрите

широко открытыми глазами, не напрягаяих и не моргая.

4. Когда появится ощущение, что вот-вот выступят слезы, то следует закрыть глаза и удерживать мысленный след солнца между бровями. Глаза остаются расслабленными.

Комментарий. Если для вас окажется невозможным смотреть на солнце, то фиксируйте взгляд в пространстве рядом с солнцем, постепенно приближая его к диску. При небольшой выдержке лучше повторить упражнение несколько раз, чем продлевать его насильно.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА ОТРАЖЕНИИ СОЛНЦА

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, только смотреть надо не на само солнце, а на его отражение в воде -в пруду, реке, озере. Можно делать в любое время дня.

Комментарий. Сосредоточение взгляда на солнце и на его отражении очень полезно для глаз. Орел может смотреть прямо на солнце, поэтому йоги считают, что систематическая практика в рассматривании солнца уподобляет человеческое зрение орлиному. В Индии соляризация применяется для устранения близорукости, дальнозоркости (в том числе и старческой), воспаления глаз, астигматизма, трахомы.

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ ВЗГЛЯДА НА ЛУНЕ И ЕЕ ОТРАЖЕНИИ

Выполняется точно так же, как и сосредоточение взгляда на солнце. Смотреть от 3 до 10 минут. Желательно, чтобы луна находилась к глазам под углом в 45 градусов: так глаза меньше устают. Здесь только необходимо сказать, что людям с неустойчивой нервной системой смотреть на луну с сосредоточением взгляда нельзя. Вполне здоровым людям на луну или ее отражение (последнее, надо сказать, предпочтительнее) сосредоточиваться рекомендуется не чаще одного раза в неделю.

Большую пользу зрению приносит также фиксирование взгляда на звездах, облаках, на вершинах гор, на морских просторах и красотах ландшафта.

§ 22. ПРАНАЯМЫ, АСАНЫ И БАНАХИ

Несомненно, все упражнения Хатха-йоги, оказывая оздоровляющее и укрепляющее действие на тело, исключительно полезны и для глаз. И все же среди них мы особо отметим: очищающее дыхание йогов, полное дыхание йогов, Сукху-Пурвак, Уджайи, Капалабхати, Бхастрику, Сурьянамаскар, Ви-париту Корани, Сарвангасану, Матсиасану, Панасану, Дханурасану, Пашимоттанасану, Бхуджангасану, Вирабхадрасану, Уштрасану, Триконасану, Биллиасану, Антариксана-Га-рудасану, Ширсасану, Уддияна Бандху и Наули.

§ 23. КРАСОТА ГЛАЗ

Завершая наш трактат о глазах, скажем несколько слов о внешней стороне вопроса, то есть о красоте глаз. Их форма и цвет, как оказывается, не имеют решающего значения. Красота глаз определяется их выразительностью и живостью, их яркостью и блеском. «Глаза — зеркало души»,— сказал мудрец. И это воистину так. Чем богаче и шире духовный мир человека, чем чище его душа, тем сильнее невыразимый, яркий и спокойный свет, исходящий из его глаз, тем больше такие глаза останавливают на себе внимание и заставляют всех тянуться к этому человеку.

Нередко те люди, которые восхищают и поражают всех своим запоминающимся, исполненным внутренней силы, необыкновенно красивым лицом, обладают, как оказывается при более пристальном рассмотрении, лишь большими, выразительными и лучистыми глазами, тогда как само по себе лицо не отличается особой красотой и правильностью черт. И наоборот, чем бессодержательнее, беднее личность человека, тем тусклее, невыразительнее его глаза — отсюда и выражение «рыбий взгляд». Здесь уж никакая физическая красота не поможет.

Таким образом, на примере глаз мы еще раз можем убедиться, что причиной подлинной внешней красоты человека является его внутренняя, духовная красота*.

§ 24. ВРЕД КОСМЕТИКИ И МОДЫ

В свете только что сказанного выше всякий может по достоинству оценить дурную привычку, от веку укоренившуюся в самых широких массах народа и яростно имеющую место быть среди женщин,— мы имеем в виду подкрашивание глаз, вернее, того, что их окружает. Воистину нет такой глупости, которая бы рано или поздно не стала достоянием моды, а став им, не возвела бы себя в степень дурной привычки. Та простая истина, что мода приходит и уходит, а дурные привычки остаются, подтверждается печальной живучестью нелепого женского обычая подкрашивать глаза. Между тем само по себе подкрашивание глаз совершенно бесполезно, поскольку оно не достигает своей цели — придать красоту той женщине, у которой ее нет, а лишь подчеркивает ее безобразность, что происходит вследствие женской неумеренности в дурном. Эти красильные работы не только совершенно бесполезны, но и отменно вредны, поскольку разные вредные вещества, входящие, как правило, в состав красящих снадобий, нарушают нормальные функции кожи век, в результате чего на ней появляются преждевременные морщины, а попадая в глаза, что особенно часто происходит, если грим не смывают на ночь (бывает и такое!), вызывают раздражение их оболочки.

* Мы были поражены, встретив впоследствии весьма сходные мысли в Книге Духов Аллана Кардека. Нам очень приятно, что столь высокий авторитет подтверждает правильность нашего свидетельства. У Кардека сказано: «Дух отражается в теле; конечно же, тело — не более чем материя. Но, несмотря на это, оно скроено по качествам оживляющего его духа, который сообщает телу определенный облик; главным образом проявляется это в лице, и истинно глаза были названы зеркалом души, то есть душа более всего отражается в лице. Так, иное лицо чертами своими до крайности некрасиво и, однако, имеет в себе нечто такое, что заставляет нравиться, ибо оно — отражение духа благого, мудрого, человечного; и в то же время бывают лица физически очень красивые, но не производящие никакого впечатления, более того, которые, несмотря на всю красоту их, вызывают даже отвращение».

Всякая женщина, набравшись необходимой смелости и преисполнившись здравого смысла, должна раз и навсегда для себя решить: необходимо ли ей в самом деле подводить себе глаза? Ведь слишком часто это делается безо всякой действительной надобности и только как дань обычаю, ибо физические черты нередко оказываются несравненно привлекательнее всего того, что рисуется на их месте. По крайней мере, так это всегда выглядит в глазах человека с неиспорченным вкусом, и мы, йоги, в этом вопросе, как и во многих прочих, призываем к простоте и близости с Природой.

Если же все-таки необходимость подводить себе глаза у женщины существует, то пусть она делает это весьма умеренно, скупо, ограничиваясь немногими штрихами. После удаления грима перед отходом ко сну необходимо смазывать кожу век жирным кремом или растительным маслом.

Что же касается время от времени появляющейся моды напрочь выщипывать брови, а то и ресницы, то это извращение, как нам представляется, вообще не нуждается в каких-либо комментариях. Пусть просто каждая женщина спросит себя, каковы здесь были намерения Природы и стоит ли уродовать ее прекрасное произведение. Ответ не может не быть однозначным и твердым.

* * *

Своим заглавием «ГЛАЗА - ЗЕРКАЛО ДУШИ» мы желали указать на то, что понимаем зрение как процесс, в котором выражается Сущность Смотрящего. Пусть мысль о Сущности Зрителя сопровождает ученика в его размышлениях о зрении и работе над своими глазами.

МИР ВАМ!

1975—1991 гг. Москва—Алабино

Наши рекомендации