Учебный вопрос №3 Антидотная (фармакологическая) детоксикация.
Важнейшим условиям спасения пораженных ОВ является своевременная и правильно проведенная антидотная терапия. Антидотная терапия называется специфической потому, что предусматривает назначение при поражении тем или иным ОВ строго определенного лекарственного средства (антидота) или группы антидотов.
Впервые лекарственные средства для лечения острых отравлений начали применяться на рубеже XVIII–XIX веков. Неорганические токсические вещества (кислоты, щелочи, окиси и др.) обезвреживались путем химической нейтрализации превращения в нерастворимые соли, а органические (алкалоиды, белковые токсины и др.) — с помощью адсорбции на растительном угле. В 50–60-х годах появились новые биохимические противоядия, способные воздействовать на токсические вещества, находящиеся в крови, в паренхиматозных органах и др.
Антидотная терапия сохраняет свою эффективность только на ранней токсикогенной стадии острых отравлений, длительность которой зависит от особенностей токсического вещества.
Наибольшая продолжительность этой стадии, следовательно, антидотной терапии бывает при отравлениях соединениями тяжелых металлов (8–12 сут.), наименьшая — при воздействии на организм высокотоксичных и быстро метаболизируемых соединений, например цианидов, хлорированных углеводородов и др.
Антидотная терапия высокоспецифична и поэтому может быть использована только при достоверной клинико-лабораторной идентификации острого отравления. В противном случае при ошибочном введении антидота в большой дозе, возможно, его токсическое воздействие на организм.
Эффективность антидотной терапии значительно снижена на терминальной стадии острых отравлений при тяжелых нарушениях кровообращения и газообмена, что требует одновременного проведения реанимационных мероприятий.
Антидотная терапия играет важную роль в предупреждении необратимости при острых отравлениях, но неэффективна при их развитии, особенно на соматической стадии этих отравлений.
Характеристика современных антидотов
В настоящее время антидоты разработаны лишь для ограниченной группы токсикантов. В соответствии с видом антагонизма к токсиканту они могут быть классифицированы на несколько групп (приложение 1).
Антидоты с химическим антагонизмом непосредственно связываются с токсикантами. При этом осуществляется:
· химическая нейтрализация свободно циркулирующего токсиканта;
· образование малотоксичного комплекса;
· высвобождение структуры рецептора из связи с токсикантом;
· ускоренное выведение токсиканта из организма за счет его «вымывания» из депо.
К числу таких антидотов относятся глюконат кальция, используемый при отравлениях фторидами, хелатирующие агенты, применяемые при интоксикациях тяжелыми металлами, а также Со-ЭДТА и гидроксикоба-ламин — антидоты цианидов. К числу средств рассматриваемой группы относятся также моноклональные антитела, связывающие сердечные гли-козиды (дигоксин), ФОВ (зоман), токсины (ботулотоксин).
Биохимические антагонисты. Вытесняют токсикант из его связи с биомолекулами — мишенями и восстанавливают нормальное течение биохимических процессов в организме. Данный вид антагонизма лежит в основе антидотной активности кислорода при отравлении оксидом углерода, реактиваторов холинэстеразы и обратимых ингибиторов холинэстеразы при отравлениях ФОВ, пиридоксальфосфата при отравлениях гидразином и его производными.
Вещества, оказывающие на синапсы, функция которых нарушается токсикантом, противоположное токсиканту действие, можно отнести к числу антидотов с физиологическим антагонизмом. Эти препараты не вступают с ядом в химическое взаимодействие и не вытесняют его из связи с ферментами. В основе антидотного эффекта лежит непосредственное действие на постсинаптические рецепторы или изменение скорости оборота нейромедиатора в синапсе.
Модификаторы метаболизма препятствуют превращению ксенобиотика в высокотоксичные метаболиты либо ускоряют биодетоксикацию вещества.
Кроме того, антидоты подразделяют на неспецифические и специфические.
К неспецифическим антидотам обычно относят вещества, которые могут в той или иной степени замедлить всасывание различных ядов в желудке (активированный уголь, коллоидные растворы и др.). Биохимические и фармакологические противоядия не изменяют физико-химического состояния токсичного вещества, и не вступают с ним ни в какое взаимодействие. Однако специфический характер их патогенетического лечебного эффекта сближает их с группой химических противоядий, что обусловливает возможность их объединения под одним названием — специфическая антидотная терапия.
Значительно больший интерес в теоретическом и практическом смысле имеют антидоты специфические, т. е. вещества, являющиеся избирательными антагонистами определенных ядов (приложение 2).