Тема: Промежуточный обмен аминокислот.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:
1. Дезамирование АМК с участием L и Д –оксидаз.
2.Окислительное дезаминирование глютаминовой кислоты.
3.Трансамиинирование АМК. Клинико-диагностическое значение определения трансаминаз к крови.
4.Декарбоксилирование АМК и образование биогенных аминов: гистамина, серотонина, ГАМК, роль и применение в медицине.
5.Распад биогенных аминов. Роль фермента МАО.
6.Обезвреживание аммиака в тканях и печени. Орнитиновый цикл мочевинообразования.
7.Контрольная работа по теме 20.
ПРАКТИЧЕСКАЯ работа:
1.Определение активность аланин- аминотрансферазы /АлАт/ в сыворотке крови.
Ход работы: в две пробирки /опыт, контроль/ отмерить реактивы: указанные в таблице:
реактивы в мл | опытный | контроль |
Субстрат АлАт | 0,5мл | 0,5мл |
Физиологический раствор | - | 0,1мл |
Сыворотка крови | 0,1мл | - |
инкубируют 45 минут при 37 С, после чего добавляют 2,4-динитрофенилгидразин. | 0,5мл | 0,5мл |
перемешивают и оставляют на 15 минут при 20 С затем приливают NaOH 0,4н | 5,0 мл | 5,0мл |
и через 10 минут определяют на ФЭКе: длина волны 540 нм, зеленый светофильтр, кюветы на 10 мм.
РАСЧЕТ: по оптической плотности проб на калибровочном графике находят активность АлАт в сыворотке крови.
НОРМАТИВНЫЕ величины: АлАт- 0,06-0,14 мк моль/л
ЛИТЕРАТУРА:
1.Лекции.
2.А.Я.Николаев, 1989,с.303-323,2004,с.335-348.
3.Т.Т.Березов,Б.Ф.Коровкин,1983,с.451-483, 1990, с.338-353,1998,с.435-448.
ЗАНЯТИЕ-22 пед-2016г.
Тема: Специфические пути обмена некоторых АМК.
Теоретические вопросы:
1.Кетогенные и глюкогенные аминокислоты, их роль.
2.Обмен глицина и серина. Пути использования глицина.
3.Обмен серосодержащих АМК: цистеина и метионина. Образование S- аденозилметионина.
4.Синтез креатина, его биологическое значение. Образование креатинина .
5.Обмен фенилаланина и тирозина.
6.Обмен дикарбоновых кислот. Роль глутаминовой и аспарагиновой кислот.
7.Патология азотистого обмен. Нарушение обмена фенилаланина: фенилкетонурия, альбинизм, алкаптонурия. Цистинурия, аминоацидурия, болезнь Вильсона.
8.Контрольная работа по обмену аминокислот.
Практическая работа.
Количественное определение креатинина в моче.
Метод основан на цветной реакции с пикриновой
кислотой, дающей пикрат креатинина.
Ход работы:
В две колбочки /опытной, контроль/ наливают по 1 мл NaOH 10% и по 1,5мл насыщеного раствора пикриновой кислоты. В опытную колбочку добавляют 1 мл исследуемый мочи, в контроль -1мл дист Н2О, обе колбочки взбалтывают и оставляют на 5 минут. В опытной пробе развивается ярко - оранжевая окраска, в контрольной – лимонная. Через 5 минут доливают дистиллированной воды до метки, перемешивают. Интенсивность окраски измеряют на ФЭК /зеленый светофильтр, длина волны 540 нм, кюветы 0,5/
Построение калибровочной кривой: из стандартного креатинина, содержащего 2 мг в мл раствора, готовят ряд разведений для чего берут:
0,5 мг/мл- 1мл стандартного раствора и добавляют 3мл Н2О
1мг/мл -2мл ----- 2мл Н2О
1,5мг/мл-3 ----- 1мл Н2О
2мг/ мл -4мл ----- без разведения
Колориметрировать при тех же условиях против раствора контроля и строят график
Расчет выделения креатинина с мочой за сутки: Х=а в
где : а- количества креатинина в мг, определение в 1мл мочи
б- суточное количество мочи в мл.
За сутки с мочой выделяется креатинина:
У мужчин-8, 8-17,7ммоль/ сут,1,0-2,0 г/ сут
У женщин – 7,1-15,7ммоль/ сут,0,8-1,8г/ сут
Для пересчета в ммоль / сут, количество креатинина умножить на коэффициент = 8,84.
Клиника- диагностическое значение:
ГИПЕРКРЕАТИНИНУРИЯ - повышенное выделение креатинина с мочой наблюдается при приеме мясной пищи, при синдроме сдавливания мышц, лихорадке, пневмонии, тяжелой мышечной работе.
ГИПОКРЕАТИНИНУРИЯ - пониженное содержание креатинина в моче отмечается при нефрите с уремией /почечная недостаточность/, мышечной атрофии, лейкемии и в старости.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Лекции.
2.А.Я.Николаев, 1989,с.322-337, 2004г,с. 351-363.
3.Т.Т.Березов,Б.Ф.Коровкин,1983, с.448-507,1990, с.354-368,1998,с.451-468,2007,с.451-464.
4.Уч. пос., 2007г, «Метаболизм АМК и белков», Махмудова. Ж.А, Бозумов
Вопросы модуля 3 пед-2016г.
1. Строение трипальмитата, его биороль.
2. Напишите реакции образ. ГАМК, ее биороль и применение в медицине.
3. Биосинтез фосфатидилхолина, роль S –аденозилметионина и холина.
4. Переваривание белков /олигопептидов/ в кишечнике. Пептидазы поджелудочноого сока, их активация и механизм действия.
5. Напишите реакции синтеза креатинфосфата, его биороль.
6. Переваривание жиров в ЖКТ, роль желчных кислот.
7. Напишите реакции образ. бутирил - АПБ в процессе биосинтеза ЖК.
8. Напишите реакцию синтеза ацетона из ацетоацетата и биологическое значение этой реакции.
9. Реакции образ. индола в процессе гниения белков в кишечнике и его обезвреживание.
10. Фенилкетонурия, тирозиноза. альбинизм, алкаптонурия и их причины,
11. Где образуются хиломикроны, их состав и биороль.
12. Напишите реакции бета- окисления ЖК.
13. Суммарная реакции полного окисления пальмитиновой кислоты и энергетический эффект.
14. Реакции синтеза креатина из гуанидинацетата, где происходит?
15. Алкаптонурия, ее причины и нарушения.
16. Строение фосфатидилхолина, его биороль.
17. Схема распада жиров в кишечнике и механизм всасывания.
18. Напишите реакцию образования креатинина. Клиническое значение определения креатинина в моче.
19. Напишите реакцию образования серотонина, его биологическая роль.
20. Строение холестеролпальмитата, его биороль.
21. Строение и биологическая роль фосфатидилсерина.
22. Напишите реакцию синтеза ацетоацетата, его биороль.
23. Что такое хиломикроны, где они образуются и их биороль.
24. Биологическая ценность белков в организме, полноценные и неполноценные белки.
25. Обезвреживание аммиака в тканях. Реакции образование глутамина и аспарагина.
26. Напишите реакция образование фосфоглицерина.
27. Механизм регуляции синтеза холестерина по принципу обратной отрицательной связи.
28. Реакции образования мочевины /орнитиновый цикл/.
29. Напишите реакцию синтеза S-аденозилметионина и его биороль.
30. Фенилкетонурия, ее причины механизм образования фенилпирувата.
31. Строение и биологическая роль холестерина.
32. Роль желчных кислот при всасывании продуктов переваривания липидов. Что такое гепато-энеральная циркуляция желчных кислот.
33. Напишите реакции синтеза фосфатидилэтаноламина.
34. Напишите реакции дезаминирования с участиям L и Д-оксидаз.
35. Азотистый баланс: положительный и отрицательный, их причины, у кого наблюдаются.
36. Напишите реакцию образование фосфатидной кислоты, пути ее использования.
37. Кетоновые тела, строение и их биороль ( ацетон, ацетоуксусная кислота и бета - гидроксибутират)
38. Регуляция липидного обмена, роль питания, ЦНС, гормонов.
39. Напишите реакцию образование гистамина, его биологические эффекты и применение в медицине.
40. Переваривание белков в желудке. Роль пепсина и соляной кислоты.
41. Строение и биологическая роль триглицеридов, напишите формулу тристеарата.
42. Напишите реакцию образование малонил - КоА.
43. Реакции синтеза ХЛ до мевалоновой кислоты. Роль ферментов ГМГ-КоА-редуктазы.
44. Механизм обезвреживания фенола с участием УДФГК.
45. Окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты и биологическое значение этого процесса.
46. Пути использование глицина в тканях (схема). Напишите реакцию синтеза серина из глицина.
47. Напишите реакцию образования β-гидрокси, β-метил-глутарил-КоА и пути их превращения в печени.
48. Синтез ЦДФ- этаноламина.
49. Трансаминирование АМК с участием АсАт, ее клиническое значение.
50. Распад биогенных аминов. Роль ферментов монаминооксидаз /МАО/.
51. Напишите тиолазную реакцию в процессе бета - окисления /образование ацил-КОА и ацетил-КОА/.
52. Напишите реакцию синтеза триглицеридов из фосфатидной кислоты.
53. Кетонемия, кетонурия, кетоацидоз их причины.
54. Трансаминирование АМК с участием АлАт, ее клиническое значение.
55. Напишите строение незаменимых АМК, почему их так называют?
56. Реакция активирования ЖК, с участием АТФ и НS-КоА.
57. Напишите реакции синтеза креатина и креатинфосфата. Роль кретинфосфата.
58. Схема внутриклеточного липолиза триглицеридов в жировой ткани.
59. Энергетический баланс полного окисление пальмитата в тканях.
60. Диагностическое значение определение активности изоферментов креатинкиназы, их распределение в тканях.
61. Строение и биологическая роль ВЖК: пальмитата, стеарата и пальтимоолеата
62. Напишите реакцию образование ацетоацетил-АПБ.
63. Напишите реакцию образование ацетона.
64. Переваривание белков в тонком кишечнике, роль эндо- и экзо- пептидаз.
65. Чему равна общая кислотность желудочного сока в норме, при понижении и повышении кислотности?
66. Схема переноса ацетил- КоА из цитоплазмы в митохондрии. Роль карнитина.
67. Напишите реакции окислительного дезаминирования глутамата.
68. Фракции липопротеинов сыворотки крови, их строение, состав и биороль.
69. Виды дезаминирования в тканях.
70. Процессы «гниения» триптофана в кишечнике. Механизм образование животного индикана. Роль ФАФС.
71. Схема расщепления ТГ в кишечнике под действием панкреатической липазы.
72. Патология жирового обмена: ожирение, атеросклероз, кетонемия, кетонурия, их причины.
73. Патология азотистого обмена: аминоацидурия, цистинурия, болезнь Вильсона.
74. Механизм переваривания жиров молоко у детей до 1 года.
75. Механизм образования кетоновых тел в печени, их использование в тканях.
76. Назовите резервные белки, для чего используются?
77. Роль гормонов адреналина, инсулина, тироксина, соматотропина и тестостерона в регуляции липидного обмена.
Занятие -24 пед-2016