Тема: Промежуточный обмен аминокислот.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ:

1. Дезамирование АМК с участием L и Д –оксидаз.

2.Окислительное дезаминирование глютаминовой кислоты.

3.Трансамиинирование АМК. Клинико-диагностическое значение определения трансаминаз к крови.

4.Декарбоксилирование АМК и образование биогенных аминов: гистамина, серотонина, ГАМК, роль и применение в медицине.

5.Распад биогенных аминов. Роль фермента МАО.

6.Обезвреживание аммиака в тканях и печени. Орнитиновый цикл мочевинообразования.

7.Контрольная работа по теме 20.

ПРАКТИЧЕСКАЯ работа:

1.Определение активность аланин- аминотрансферазы /АлАт/ в сыворотке крови.

Ход работы: в две пробирки /опыт, контроль/ отмерить реактивы: указанные в таблице:

реактивы в мл опытный контроль
Субстрат АлАт 0,5мл 0,5мл
Физиологический раствор - 0,1мл
Сыворотка крови 0,1мл -
инкубируют 45 минут при 37 С, после чего добавляют 2,4-динитрофенилгидразин.   0,5мл 0,5мл
перемешивают и оставляют на 15 минут при 20 С затем приливают NaOH 0,4н 5,0 мл 5,0мл

и через 10 минут определяют на ФЭКе: длина волны 540 нм, зеленый светофильтр, кюветы на 10 мм.

РАСЧЕТ: по оптической плотности проб на калибровочном графике находят активность АлАт в сыворотке крови.

НОРМАТИВНЫЕ величины: АлАт- 0,06-0,14 мк моль/л

ЛИТЕРАТУРА:

1.Лекции.

2.А.Я.Николаев, 1989,с.303-323,2004,с.335-348.

3.Т.Т.Березов,Б.Ф.Коровкин,1983,с.451-483, 1990, с.338-353,1998,с.435-448.

ЗАНЯТИЕ-22 пед-2016г.

Тема: Специфические пути обмена некоторых АМК.

Теоретические вопросы:

1.Кетогенные и глюкогенные аминокислоты, их роль.

2.Обмен глицина и серина. Пути использования глицина.

3.Обмен серосодержащих АМК: цистеина и метионина. Образование S- аденозилметионина.

4.Синтез креатина, его биологическое значение. Образование креатинина .

5.Обмен фенилаланина и тирозина.

6.Обмен дикарбоновых кислот. Роль глутаминовой и аспарагиновой кислот.

7.Патология азотистого обмен. Нарушение обмена фенилаланина: фенилкетонурия, альбинизм, алкаптонурия. Цистинурия, аминоацидурия, болезнь Вильсона.

8.Контрольная работа по обмену аминокислот.

Практическая работа.

Количественное определение креатинина в моче.

Метод основан на цветной реакции с пикриновой

кислотой, дающей пикрат креатинина.

Ход работы:

В две колбочки /опытной, контроль/ наливают по 1 мл NaOH 10% и по 1,5мл насыщеного раствора пикриновой кислоты. В опытную колбочку добавляют 1 мл исследуемый мочи, в контроль -1мл дист Н2О, обе колбочки взбалтывают и оставляют на 5 минут. В опытной пробе развивается ярко - оранжевая окраска, в контрольной – лимонная. Через 5 минут доливают дистиллированной воды до метки, перемешивают. Интенсивность окраски измеряют на ФЭК /зеленый светофильтр, длина волны 540 нм, кюветы 0,5/

Построение калибровочной кривой: из стандартного креатинина, содержащего 2 мг в мл раствора, готовят ряд разведений для чего берут:

0,5 мг/мл- 1мл стандартного раствора и добавляют 3мл Н2О

1мг/мл -2мл ----- 2мл Н2О

1,5мг/мл-3 ----- 1мл Н2О

2мг/ мл -4мл ----- без разведения

Колориметрировать при тех же условиях против раствора контроля и строят график

Расчет выделения креатинина с мочой за сутки: Х=а в

где : а- количества креатинина в мг, определение в 1мл мочи

б- суточное количество мочи в мл.

За сутки с мочой выделяется креатинина:

У мужчин-8, 8-17,7ммоль/ сут,1,0-2,0 г/ сут

У женщин – 7,1-15,7ммоль/ сут,0,8-1,8г/ сут

Для пересчета в ммоль / сут, количество креатинина умножить на коэффициент = 8,84.

Клиника- диагностическое значение:

ГИПЕРКРЕАТИНИНУРИЯ - повышенное выделение креатинина с мочой наблюдается при приеме мясной пищи, при синдроме сдавливания мышц, лихорадке, пневмонии, тяжелой мышечной работе.

ГИПОКРЕАТИНИНУРИЯ - пониженное содержание креатинина в моче отмечается при нефрите с уремией /почечная недостаточность/, мышечной атрофии, лейкемии и в старости.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Лекции.

2.А.Я.Николаев, 1989,с.322-337, 2004г,с. 351-363.

3.Т.Т.Березов,Б.Ф.Коровкин,1983, с.448-507,1990, с.354-368,1998,с.451-468,2007,с.451-464.

4.Уч. пос., 2007г, «Метаболизм АМК и белков», Махмудова. Ж.А, Бозумов

Вопросы модуля 3 пед-2016г.

1. Строение трипальмитата, его биороль.

2. Напишите реакции образ. ГАМК, ее биороль и применение в медицине.

3. Биосинтез фосфатидилхолина, роль S –аденозилметионина и холина.

4. Переваривание белков /олигопептидов/ в кишечнике. Пептидазы поджелудочноого сока, их активация и механизм действия.

5. Напишите реакции синтеза креатинфосфата, его биороль.

6. Переваривание жиров в ЖКТ, роль желчных кислот.

7. Напишите реакции образ. бутирил - АПБ в процессе биосинтеза ЖК.

8. Напишите реакцию синтеза ацетона из ацетоацетата и биологическое значение этой реакции.

9. Реакции образ. индола в процессе гниения белков в кишечнике и его обезвреживание.

10. Фенилкетонурия, тирозиноза. альбинизм, алкаптонурия и их причины,

11. Где образуются хиломикроны, их состав и биороль.

12. Напишите реакции бета- окисления ЖК.

13. Суммарная реакции полного окисления пальмитиновой кислоты и энергетический эффект.

14. Реакции синтеза креатина из гуанидинацетата, где происходит?

15. Алкаптонурия, ее причины и нарушения.

16. Строение фосфатидилхолина, его биороль.

17. Схема распада жиров в кишечнике и механизм всасывания.

18. Напишите реакцию образования креатинина. Клиническое значение определения креатинина в моче.

19. Напишите реакцию образования серотонина, его биологическая роль.

20. Строение холестеролпальмитата, его биороль.

21. Строение и биологическая роль фосфатидилсерина.

22. Напишите реакцию синтеза ацетоацетата, его биороль.

23. Что такое хиломикроны, где они образуются и их биороль.

24. Биологическая ценность белков в организме, полноценные и неполноценные белки.

25. Обезвреживание аммиака в тканях. Реакции образование глутамина и аспарагина.

26. Напишите реакция образование фосфоглицерина.

27. Механизм регуляции синтеза холестерина по принципу обратной отрицательной связи.

28. Реакции образования мочевины /орнитиновый цикл/.

29. Напишите реакцию синтеза S-аденозилметионина и его биороль.

30. Фенилкетонурия, ее причины механизм образования фенилпирувата.

31. Строение и биологическая роль холестерина.

32. Роль желчных кислот при всасывании продуктов переваривания липидов. Что такое гепато-энеральная циркуляция желчных кислот.

33. Напишите реакции синтеза фосфатидилэтаноламина.

34. Напишите реакции дезаминирования с участиям L и Д-оксидаз.

35. Азотистый баланс: положительный и отрицательный, их причины, у кого наблюдаются.

36. Напишите реакцию образование фосфатидной кислоты, пути ее использования.

37. Кетоновые тела, строение и их биороль ( ацетон, ацетоуксусная кислота и бета - гидроксибутират)

38. Регуляция липидного обмена, роль питания, ЦНС, гормонов.

39. Напишите реакцию образование гистамина, его биологические эффекты и применение в медицине.

40. Переваривание белков в желудке. Роль пепсина и соляной кислоты.

41. Строение и биологическая роль триглицеридов, напишите формулу тристеарата.

42. Напишите реакцию образование малонил - КоА.

43. Реакции синтеза ХЛ до мевалоновой кислоты. Роль ферментов ГМГ-КоА-редуктазы.

44. Механизм обезвреживания фенола с участием УДФГК.

45. Окислительное дезаминирование глутаминовой кислоты и биологическое значение этого процесса.

46. Пути использование глицина в тканях (схема). Напишите реакцию синтеза серина из глицина.

47. Напишите реакцию образования β-гидрокси, β-метил-глутарил-КоА и пути их превращения в печени.

48. Синтез ЦДФ- этаноламина.

49. Трансаминирование АМК с участием АсАт, ее клиническое значение.

50. Распад биогенных аминов. Роль ферментов монаминооксидаз /МАО/.

51. Напишите тиолазную реакцию в процессе бета - окисления /образование ацил-КОА и ацетил-КОА/.

52. Напишите реакцию синтеза триглицеридов из фосфатидной кислоты.

53. Кетонемия, кетонурия, кетоацидоз их причины.

54. Трансаминирование АМК с участием АлАт, ее клиническое значение.

55. Напишите строение незаменимых АМК, почему их так называют?

56. Реакция активирования ЖК, с участием АТФ и НS-КоА.

57. Напишите реакции синтеза креатина и креатинфосфата. Роль кретинфосфата.

58. Схема внутриклеточного липолиза триглицеридов в жировой ткани.

59. Энергетический баланс полного окисление пальмитата в тканях.

60. Диагностическое значение определение активности изоферментов креатинкиназы, их распределение в тканях.

61. Строение и биологическая роль ВЖК: пальмитата, стеарата и пальтимоолеата

62. Напишите реакцию образование ацетоацетил-АПБ.

63. Напишите реакцию образование ацетона.

64. Переваривание белков в тонком кишечнике, роль эндо- и экзо- пептидаз.

65. Чему равна общая кислотность желудочного сока в норме, при понижении и повышении кислотности?

66. Схема переноса ацетил- КоА из цитоплазмы в митохондрии. Роль карнитина.

67. Напишите реакции окислительного дезаминирования глутамата.

68. Фракции липопротеинов сыворотки крови, их строение, состав и биороль.

69. Виды дезаминирования в тканях.

70. Процессы «гниения» триптофана в кишечнике. Механизм образование животного индикана. Роль ФАФС.

71. Схема расщепления ТГ в кишечнике под действием панкреатической липазы.

72. Патология жирового обмена: ожирение, атеросклероз, кетонемия, кетонурия, их причины.

73. Патология азотистого обмена: аминоацидурия, цистинурия, болезнь Вильсона.

74. Механизм переваривания жиров молоко у детей до 1 года.

75. Механизм образования кетоновых тел в печени, их использование в тканях.

76. Назовите резервные белки, для чего используются?

77. Роль гормонов адреналина, инсулина, тироксина, соматотропина и тестостерона в регуляции липидного обмена.

Занятие -24 пед-2016

Наши рекомендации