Качественные особенности высшей нервной деятельности человека
Основу высшей нервной деятельности человека и животных составляют условные рефлексы. Общими для человека и животных являются анализ и синтез конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, составляющие первую сигнальную систему. Под первой сигнальной системой следует понимать функцию мозга, обусловливающую превращение непосредственных раздражителей в различные виды деятельности. Это совокупность конкретных, чувственных образов действительности, фиксируемых мозгом человека и животных.
Но высшая нервная деятельность человека имеет свои качественные особенности, которые ставят его над всем животным миром. У человека в связи с коллективной трудовой деятельностью возникла и развивалась речь, которая внесла новое в функционирование больших полушарий головного мозга. Вторая сигнальная система — функция мозга человека, которая имеет дело со словесными символами («сигналами сигналов»). Это система отражения окружающей действительности в виде понятий, содержание которых фиксируется в словах, математических символах, образах художественных произведений. Понятия представляют собой отвлечение от действительности и обеспечивают обобщение, что и составляет свойственное только человеку абстрактное мышление.
Вторая сигнальная система социально обусловлена. Вне общества, без общения с другими людьми она не развивается. Первая и вторая сигнальные системы неотделимы друг от друга, они действуют в неразрывной связи, что накладывает свой отпечаток на все реакции. Высшая нервная деятельность человека в этом смысле едина.
Межполушарная асимметрия мозга. Асимметрия в функциях полушарий впервые была обнаружена в XIX в., когда обратили внимание на различные последствия повреждения левой и правой половины мозга.
К настоящему времени установлено, что среди населения нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности большинство составляют праворукие люди, в связи с преобладанием функции левого полушария. Остальное человечество делится на две части: от 5 % до 20 % составляют левши, у которых отмечается доминирование правого полушария, и 2-3 % приходится на долю амбидекстров - людей с одинаково развитыми руками. Поскольку ведущая рука отражает доминирование полушария мозга, правильнее говорить о ведущем полушарии.
Функциональная асимметрия больших полушарий человеческого мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половины тела, она обнаруживается и в работе других органов, в первую очередь органов чувств человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и века. Более того, и в строении тела есть достаточно отчетливая асимметрия: у правшей рука чуть длиннее, чем левая, нос отклоняется вправо, завиток волос на голове Закручен по часовой стрелке и т. д.
Особенно ярко проявляется асимметрия высших психических функций. С левым полушарием связывают преобладание абстрактно-логического мышления, аналитическую деятельность мозга, речевые функции (устная и письменная смысловая речь), положительные эмоции. Правому полушарию отводят ведущую роль в конкретно-образном мышлении, пространственном ориентировании, в синтетической деятельности, восприятии музыки, звуков, в сдерживании, особенно эмоциональном, своего левого «собрата».
В осуществление любой целостной функции вносят свою долю участия оба полушария, поэтому следует рассматривать наш мозг не как два самостоятельных отдела, а как систему, состоящую из блоков, участие которых совершенно необходимо для синтеза, анализа, хранения различных видов информации и для принятия адекватных решений. Тем не менее выделение доминантного полушария имеет большое стратегическое значение. С этим связывают тип высшей нервной деятельности — художественный или мыслительный, уровень интеллектуальных возможностей (полагают, что выраженная асимметрия рта определяет высокий уровень интеллекта, достижения в той или иной сфере деятельности, степень выраженности адаптации организма к различным условиям (правое полушарие лучше обеспечивает биологическую адаптацию, левое — социальную), половые психоэмоциональные различия, созревание организма в процессе индивидуального развития (рис. 6).
Дети рождаются без асимметрии полушарий, и только на пятом году жизни начинают появляться признаки ведущего полушария. Причем у девочек левое полушарие развивается раньше, чем у мальчиков, в связи с чем девочки раньше начинают говорить и легче адаптируются к школьным требованиям, которые направлены главным образом на левый мозг. Только к 12-13 годам завершается формирование индивидуального типа межполушарной асимметрии, что определяет индивидуальность мышления. Однако у девочек асимметрия выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5-2 раза меньше, чем среди представителей мужского пола. Интересно, что в процессе адаптации дети с неярко выраженной доминантой левого полушария нередко проявляют признаки перехода к правополушарному типу. Это часто сопровождается трудностями в усвоении учебного материала, обучении письму и чтению. Поэтому в процессе обучения, особенно в начальной школе, необходимо широко использовать конкретно-образные представления.