Понятие здоровья, его социальная обусловленность
Существует множество определений здоровья (на данный момент более 300), но нельзя утверждать, что существует такое, которое бы удовлетворяло основную массу исследователей в различных странах и могло бы стать основой для измерения здоровья населения.
Под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде (С. Я. Чикин, 1979). Известный кардиохирург Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов организма. Полное определение дает А. Г. Щедрина (1989): «Здоровье — это целостное, многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетической программы в условиях конкретной социальной и экологической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции» (Щедрина А.Г., 1989). Наибольшее распространение при изучении здоровья получило определение здоровья, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения - ВОЗ (WHO: The first ten years of the world. - Geneva, 1958, p. 459): здоровье рассматривается не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного душевного и социального благополучия.
Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчивость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить об укреплении или ослаблении здоровья в зависимости от возраста, профессиональной деятельности, среды обитания, социальных условий жизни, психоэмоционального состояния и т. д.
При анализе состояния здоровья выделяют 3 его категории:
1. Индивидуальное здоровье - когда речь идет здоровье конкретных людей.
2. Групповое здоровье - когда речь идет о здоровье нескольких людей или сообщества.
3. Здоровье популяции (нации) - когда речь идет о населении, проживающем на определенной территории (в городах, сельской местности), либо обо всем населении.
Здоровье человека как индивидуума - состояние полного социально-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие- либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Индивидуальное здоровье оценивается по следующим признакам:
· самочувствие
· наличие жалоб
· наличие заболеваний
· физическое развитие
· трудоспособность.
Общественное здоровье является производным от здоровья индивидуумов, его формирующих, однако не является их простой суммой. Оно оценивается по медико-статистическим и демографическим показателям. Это характеристика общества как социального организма. Это экономический потенциал общества, фактор, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Общественное здоровье - здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности, при определяющем значении общественно-политического и экономического строя и зависящих от него условий коллективной жизни (труд, быт, отдых, питание, уровень образования и культуры и т. д.).
Основными показателями здоровья населения являются:
· медико-демографические показатели
· показатели заболеваемости и распространенности болезней
· показатели инвалидности и инвалидизации.
· показатели физического развития населения.
Выделяют следующие компоненты здоровья:
• физический — отражает уровень функционирования организма, его органов и систем, уровень их резервных возможностей;
• психоэмоциональный — характеризует состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, эмоции, способ их выражения;
• интеллектуальный — то, как человек усваивает информацию, использует ее; ведь от эффективности поиска и накопления нужной информации зависит развитие личности и ее адаптация в окружающем мире;
• социальный — осознание личности и взаимодействие с окружающими (общение и сверстниками, коллегами, учителями, родителями и др.);
• личностный — самореализация (ценности, карьеризм, альтруизм);
• духовный - отражает суть человеческого бытия. «Оставайся простым, добрым, чистым, правдивым, богобоязненным, справедливым, мужественным, милосердным. Старайся поступать во всем согласно с предписаниями разума и совести, заботься о благе всякого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода ее — добрых дел ко благу людей» (Марк Аврелий).