Понятие здоровья, его социальная обусловленность

Существует множество определений здоровья (на данный момент более 300), но нельзя утверждать, что существует такое, которое бы удовлетворяло основную массу исследователей в различных странах и могло бы стать основой для измерения здоровья населения.

Под здоровьем понимают не только отсутствие болезней и физических дефектов, но и состояние гармонического взаимодействия и функционирования всех органов и систем человека при его физическом совершенстве и нормальной психике, позволяющих активно участвовать в общественно полезном труде (С. Я. Чикин, 1979). Известный кардиохирург Н. М. Амосов (1987) рассматривает здоровье как способность к проявлению резервов орга­низма. Полное определение дает А. Г. Щедрина (1989): «Здоровье — это целостное, мно­гомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели) в процессе реализации генетической программы в условиях конкретной социальной и эко­логической среды, позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологи­ческие и социальные функции» (Щедрина А.Г., 1989). Наибольшее распространение при изучении здоровья получило определение здоровья, рекомендованное Всемирной Организацией Здравоохранения - ВОЗ (WHO: The first ten years of the world. - Geneva, 1958, p. 459): здоровье рассматривается не только как отсутствие болезней и физических дефектов, но и как состояние полного душевного и социального благополучия.

Если учесть, что функциональные возможности организма человека и его устойчи­вость к неблагоприятным факторам среды в течение всей жизни изменяются, то можно говорить об укреплении или ослаблении здоровья в зависимости от возраста, профессио­нальной деятельности, среды обитания, социальных условий жизни, психоэмоционального состояния и т. д.

При анализе состояния здоровья выделяют 3 его категории:

1. Индивидуальное здоровье - когда речь идет здоровье конкретных людей.

2. Групповое здоровье - когда речь идет о здоровье нескольких людей или сообщества.

3. Здоровье популяции (нации) - когда речь идет о населении, проживающем на определенной территории (в городах, сельской местности), либо обо всем населении.

Здоровье человека как индивидуума - состояние полного социально-биологического и психического благополучия, когда функции всех органов и систем организма уравновешены с природной и социальной средой, отсутствуют какие- либо заболевания, болезненные состояния и физические дефекты. Индивидуальное здоровье оценивается по следующим признакам:

· самочувствие

· наличие жалоб

· наличие заболеваний

· физическое развитие

· трудоспособность.

Общественное здоровье является производным от здоровья индивидуумов, его формирующих, однако не является их простой суммой. Оно оценивается по медико-статистическим и демографическим показателям. Это характеристика общества как социального организма. Это экономический потенциал общества, фактор, без которого не может создаваться вся совокупность материальных и духовных ценностей. Общественное здоровье - здоровье населения, обусловленное комплексным воздействием социальных и биологических факторов окружающей среды, оцениваемое демографическими показателями, характеристиками физического развития, заболеваемости и инвалидности, при определяющем значении общественно-политического и экономического строя и зависящих от него условий коллективной жизни (труд, быт, отдых, питание, уровень образования и культуры и т. д.).

Основными показателями здоровья населения являются:

· медико-демографические показатели

· показатели заболеваемости и распространенности болезней

· показатели инвалидности и инвалидизации.

· показатели физического развития населения.

Выделяют следующие компоненты здоровья:

• физический — отражает уровень функционирования организма, его органов и сис­тем, уровень их резервных возможностей;

• психоэмоциональный — характеризует состояние психической сферы, наличие или отсутствие нервно-психических отклонений, умение понимать и выражать свои чувства, эмоции, способ их выражения;

• интеллектуальный — то, как человек усваивает информацию, использует ее; ведь от эффективности поиска и накопления нужной информации зависит развитие личности и ее адаптация в окружающем мире;

• социальный — осознание личности и взаимодействие с окружающими (общение и сверстниками, коллегами, учителями, родителями и др.);

• личностный — самореализация (ценности, карьеризм, альтруизм);

• духовный - отражает суть человеческого бытия. «Оставайся простым, добрым, чистым, правдивым, богобоязненным, справедливым, мужественным, милосерд­ным. Старайся поступать во всем согласно с предписаниями разума и совести, заботься о благе всякого. Жизнь коротка. Не прозевай самого драгоценного плода ее — добрых дел ко благу людей» (Марк Аврелий).

Наши рекомендации