Бурное развитие фундаментальных медико-биологических наук (генетика, геномика, клеточная биология, фармакология и др.)
Активное внедрение достижений фундаментальных наук в клиническую медицину (трансплантология, реаниматология, клонирование, использование стволовых клеток костного мозга, искусственные вакцины…)
Неопределенность или опасность медицинских, социальных или моральных последствий внедрения в медицину новых технологий (генноинженерная, клонирование, ЭКО, трансплантация трансгенных или клонированных органов… )
Знаменуя прогресс биологии и медицины, последствия применения новых биотехнологий еще достаточно не определены.
Многие из них вызывают опасения морального характера, т.к.
· позволяют вмешиваться всвятая святых человеческой жизни;
· ведут кобесцениванию традиционных человеческих ценностей;
· затрагиваютсложившиеся веками принципы медицинской этики;
· ведут к пренебрежению этическими нормами.
Как следствие, эти технологии при их бездумном (механическом) применении могут изменить саму сущность врачебной профессии.
Врач иногда вынужден принимать решения, которые входят в противоречие с нормами традиционной медицинской этики.
Это потребовало переосмысления некоторых принципов медицинской этики.
Во всех развитых странах мира набирают силу тенденции, связанные с расширением, углублением и повышением уровня
К числу таких прав относятся и права пациента – один из самых значимых вопросов как в области биомедицинской этики, так и в процессе профессиональной деятельности врача любой специальности.гарантий прав человека.
Большое внимание к правам личности, в том числе и к правам пациента, привело к новому пониманию сути взаимоотношений между врачом и пациентом, к разработке новых моделей этих взаимоотношений в противовес традиционной патерналистской.
Необходимо было защитить фундаментальные ценности личности не только в моральном, но и в юридическом плане.
Признается, что каждый имеет право быть личностью, а не пассивным средством для реализации чужих целей, но каждый обязывается уважать личность другого.
Это актуально не только в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий, но и, возможно, даже в большей степени, при выполнении научных исследований, проводимых на людях.
Масштаб этих научных исследований (испытаний) нарастает с каждым годом.
Постоянное столкновение с необычными, ранее не встречавшимися ситуациями, обусловленными прогрессом медико-биологических наук, потребовало четкого морального, этического и правового регулирования с целью гарантии защиты прав, здоровья и достоинства пациентов (испытуемых),обеспечивающего минимизацию риска нанесения вреда.
3.Серьезное влияние на медицинскую этику оказало изменение характера здравоохранения:
Ø превращение его в массовую сферу деятельности,
Ø насыщение новыми видами товаров и услуг,
Ø коммерциализация медицины,
Ø бурная дифференциация и интеграция
Медицинских специальностей,
Ø нарастание технической оснащенности
Врачебного процесса,модернизация,
Ø несоответствие возможностей организации
Здравоохранения потребностям общества.
Все это послужило основанием к возникновению и развитию биоэтики.
Термин «биоэтика» был предложен американским биологом, онкологом В.Р.Поттером (V.R.Potter) в книге "Биоэтика: мост в будущее" (1971) для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации (этика "консервации" природной среды человека); однако впоследствии значение термина изменилось.
«БИОЭТИКА – соединение биологических знаний и человеческих ценностей.» (Ван Рансселер Поттер)
БИОЭТИКА – ЭТО ДИСЦИПЛИНА, ИМЕЮЩАЯ ДЕЛО С ЭТИЧЕСКИМИ ПРОБЛЕМАМИ, ВОЗНИКАЮЩИМИ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОГРЕССА МЕДИЦИНЫ И БИОЛОГИИ (Оксфордский словарь, 1989 г.)
Биомедицинская этика - междисциплинарная область знаний, она изучает моральные, философские, теологические, правовые и социальные проблемы, рождающиеся по мере развития биологии и медицины.
Цель биоэтики
Ø рациональный анализ нравственных проблем биомедицины и их связи со сферами права и гуманитарных наук;
Ø выработка этических ориентиров, основанных на ценности человеческой личности и прав человека при уважении всех религиозных исповеданий, опирающихся на рациональную основу и научно адекватную методологию.
Биомедицинская этика является комплексом взаимосвязанных факторов:
Ø состояние биологического и медицинского знания и темпы их развития;
Ø преобладающая в данном обществе этическая теория и практика;
Ø социально-экономические условия каждого общества, его историческое и культурное развитие.
ВОПРОС 9. Швейцер А. «Этика благоговения перед жизнью» Из книги «Культура и этика» -- см. лекции и методичку по философии.
ВОПРОС 10. МОРАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ. ОСОБЕННОСТИ МОРАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В МЕДИЦИНЕ
Здесь рассказать об основных принципах и правилах, уважении автономии личности, милосердии; главная ценность – человеческая жизнь.
ВОПРОС 11. ПРИНЦИП «НЕ НАВРЕДИ».