Древняя Индия Трактаты по медицинской этике ЧаракаСамгиты (II в. н.э.) и СушрутаСамхита (V в. н.э.)
«Можно бояться отца, матери, друзей, учителя, но не должно чувствовать страха перед врачом, последний должен поэтому быть добрее и внимательнее к больному, нежели отец, мать, друзья и наставник.
«… Речь его должна быть тихая, приятная и обнадеживающая. Он должен обладать чистым, сострадательным сердцем, строго правдивым характером, спокойным темпераментом, отличаться величайшей умеренностью и целомудрием, постоянным стремлением делать добро.
Хороший врач обязан усиленно посещать и тщательно исследовать больного и не должен быть боязлив и нерешителен. … О происшествиях в доме не следует болтать, непозволительно такие сообщать что-либо относительно угрожающей преждевременной смерти больного, где это может повредить ему или кому-либо. (Сушрута,V в. н.э.).
Самое богатое наследие – Древняя Греция
Гиппократов сборник – 5 сочинений:
Клятва
Закон
О враче
О благоприличном поведении
Наставления
(Гиппократ 460—377 гг. до н.э.)
«Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного кессария.Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство…
В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного…»
Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и славе у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому". (Клятва)
Маймонид(между 1138 и 1204), средневековый врач и ученый -- «Учитель заблудших [«Путеводитель растерянных»]» -- большое внимание врачебной этике
Молитва врача
«Воодушеви меня любовью к искусству и к Твоим созданиям.
Не допусти, чтобы жажда наживы, погоня за славой и почестями примешивалась к моему призванию...
Укрепи силу сердца моего, чтобы оно всегда было одинаково готово служить бедному и богатому, другу и врагу, доброму и злому...
Сделай так, чтобы при страданиях я видел только человека».
Томас Персиваль (1740-1804),английский врач из Манчестера– первым сформулировал этический кодекс для врачей и хирургов (1794), ввел в оборот термины«профессиональная этика» и «медицинская этика» (1803).
Т. Персиваль: «Медики любого благотворительного учреждения являются в какой-то степени... хранителями чести друг друга. Поэтому ни один врач или хирург не должен открыто говорить о происшествиях в больнице, что может нанести вред репутации кого-нибудь из его коллег... Нельзя вести себя эгоистично, стараясь прямо или косвенно уронить доверие пациента к врачу или хирургу.
Однако... бывают случаи, когда энергичное вмешательство не только оправданно, но и необходимо. Когда ловкое невежество злоупотребляет доверием больного; когда пренебрежительное отношение к больному приводит к опасности для его жизни или спешка приводит к еще большей опасности...»
Во второй половине XIX века в медицинской литературе начал применяться термин «деонтология» (учение о должном) -- как учение о должном поведении врача. Термин ввел в обиход Иеремия Бентам (1748-1832) английский философ, социолог, юрист. Медицинская деонтология может быть определена как выполнение этических норм медработниками при исполнении своих профессиональных обязанностей.
В России большое внимание медицинской этике (медицинской деонтологии) уделяли, в частности:
· терапевтМатвей Яковлевич Мудров(1776-1831),
«Плененный мудростью Гиппократа... я решился проводить ночи с Гиппократом»; «Сию главу стоило бы читать на коленях»
«Обещать исцеление в болезни неизлечимой есть знак или незнающего или бесчестного врача».
О врачебной тайне: «Молчание при болезнях предосудительных... о слышанных и виденных семейных беспорядках».
· Федор Петрович Гааз (1780 -- 1853) -- русский врач немецкого происхождения, филантроп, известный под именем «святой доктор»(«Спешите делать добро»)
· Вячеслав АвксентьевичМанассеин(1841--1901), врач-терапевт. Современники называли его «рыцарь медицинской этики»
· Викентий Викентьевич Вересаев (1867-1945) -- Книга «Записки врача» (1902 г.) –вывел обсуждение проблем медицинской этики за рамки медицинского сообщества.
От времени Гиппократа до середины ХХ в. медицинская этика концентрировалась на морально-этической регламентации деятельности врача и представляла собой юридически незакрепленный кодекс профессионального поведения.
ХХ век