Эпизоотологические особенности

В естественных условиях к вирусу Алеутской болезни восприимчивы норки всех окрасок, однако норки с гомозиготным рецессивным геном "аа" (алеутские, сапфировые, голубые) заболевают чаще, быстрее и тяжелее перносят болезнь, чем стандартные. Генетические факторы влияют на тяжесть заболевания, но не на восприимчивость. Норки, носители гена "аа", характеризуются частичным альбинизмом, фотофобией, лихорадкой, повышенной восприимчивостью к бактериальным инфекциям, повышенной летальностью.
Описана спонтанная гипергаммаглобулинемия у хорьков с атипичными для Алеутской болезни признаками. Хорьки, зараженные вируссодержащим материалом от норок, содержат вирус в течение 136 дней, не проявляя клинических признаков болезни. У зараженных хорьков и тхорзофреток (гибридных хорьков) может отмечаться продолжительное переболевание (до 3-х лет) возбудителя в организме.

Вирус бессимптомно персестирует в организме лисиц, песцов, соболей, кроликов, диких зверей, собак, кошек, не теряя патогенности для норок.
Преципитирующие антитела к вирусу Алеутской болезни установлены у скунсов. Небольшое количество преципитирующих антител найдены у лис и енотов. Ряд исследователей наблюдали Алеутскую болезнь у человека; в частности, Хакура и Катзаеки в 1970 году наблюдали у человека болезнь с аналогичными клиническими признаками, как и у норок.
Источником возбудителя инфекции являются больные норки и вирусоносители, которые выделяют вирус со слюной, мочей, калом, молоком, околоплодной жидкостью.

Заражение происходит алиментарно, аэрогенно, внутриутробно, через поврежденную кожу. Предполагается, что вирус может передаваться блохами. Определенное значение имеет распространение вируса через предметы ухода и корма. Особенно опасны плохо обработанные для кормления тушки норок.
Для Алеутской болезни характерны стационарность и очаговость поражения отдельных ферм, бригад. В осенне-зимний период, когда в поилках замерзает вода, гибель зверей от Алеутской болезни увеличивается, т.к. больные норки не могут уталить жажду. В свежем очаге инфекции преобладает прогрессирующая форма, а в стационарном - бессимптомная.

Основной причиной распространения болезни в благополучных хозяйствах является завоз или перемещение инфицированных норок, не выявленных при диагностике. В течение нескольких лет болезнь может охватить все поголовье.
В передаче вируса могут иметь значение мухи и комары в их организме вирус сохраняется до 40 суток.

Немалую роль имеет контактный способ передачи возбудителя инфекции в период гона. Описаны случаи распространения болезни при рассадке молодняка и при проведении других массовых мероприятий.

В организме больных норок вирус находится в сыворотке крови, головном мозге, мезентериальных лимфатических узлах, почках, селезенке, печени, слюнных железах и кишечнике. Он связан с клеточными ядрами и различными органеллами, в частности с рибосомами. В тяжелой микросомной фракции обнаружены небольшие плотные тельца, сходные с вирусными частицами.
Сыворотки крови, внутренние органы и мозг больных животных содержат вирус в течение всей жизни животного, несмотря на то, что вирус находится в составе иммунного комплекса. В клубочках почек аморфные эозинофильные отложения, содержащие глобулин и комплемент, также, вероятно, представляют комплекс антиген-антитело.
Серологическими исследованиями подтверждено, что вирус содержится в высоких титрах в селезенке, печени, крови, сыворотке, костном мозге, фекалиях, моче, слюне. На ранних стадиях болезни вирус не выявлен в почках у большинства животных. Центрифугирование гомогената экспериментально зараженных норок позволило получить осадок из ядер, митохондрий, микросом. Инфекционность перечисленных структур клеток и сыворотки крови подтверждена экспериментально. Через два месяца после заражения концентрация гаммаглобулина в сыворотке крови составляет 40-80%, а у контрольных - 28%. Следовательно, вирус Алеутской болезни оказался связанным с клеточными ядрами и органеллами цитоплазмы, но при дальнейшем центрифугировании он обнаружен и в жидкости, не содержащей клеточные элементы.

Вирус здоровым норкам передается вертикально и горизонтально. Экспериментально доказан плацентарный способ заражения. Алеутская болезнь воспроизводится у норок путем интраперитонеального введения суспензии из крови, мочи, внутренних органов. Горизонтальный путь подтвержден тем, что после размещения здоровых щенков норок в клетках по соседству с больными животными, вскоре у них отмечают положительные серологические реакции. Иногда Алеутская болезнь передается на расстояние четырех клеток. Установлено контактное заражение здоровых норок при совместном содержании с экспериментально зараженными. Обнаружение вируса в экскретах свидетельствует о возможности естественного заражения при покусах или во время гона. Важным может быть оральный и аэрогенный пути заражения. Следует учитывать, что вирус выделяется с мочей в течение двух лет (срок наблюдения).
Экспериментальная инфекция воспроизводится у сосунков белых мышей и хлопковых крыс введением суспензии патматериала в мозг и внутрибрюшинно. У норок помимо внутриклеточной инфильтрации тканей и тяжелого гломерулонефрита, в результате отложения иммунных комплексов в сосудистой системе развивается артериит. Наиболее выраженные изменения отмечают в коронарных печеночных, мозговых и почечных артериях.

Патогенез

Некоторые особенности патогенеза Алеутской болезни сходны с таковыми при инфекционной анемии лошадей, гемолитической анемией мышей, лимфоцитарным хориоменингитом мышей, африканской свиной лихорадкой. Для всех этих болезней характерным является гипергаммаглобулинемия. В ее патогенезе отмечается большое сходство с ревматоидными болезнями человека. КАРСТАД описал два цикла:

Первичный, инфекционный цикл начинается после внедрения вируса и соответствует общепринятой картинею Вирус стимулирует пролиферацию плазматических клеток, которые в свою очередь вырабатывают антитела, вступающие с ним в реакцию.

Особенность Алеутской болезни заключаются в том, что начавшийся первичный цикл продолжается до конца жизни норки из-за неспособности сформировавшихся антител нейтрализовать внедрившийся вирус. Это обеспечивает персистентную циркуляцию вируса в организме и непрекращающееся формирование иммунных комплексов. Подобное существование вируса и антител выявлено при Висна маеди овец, лейкозе птиц и других медленных инфекциях животных и человека.

Вторичный, аутоиммунный цикл начинается с момента повреждения лизосом вследствие захватывания клетками ГЦС (гистиоцитарной системы) большого количества иммунных комплексов. Лизосомные энзимы, высвобождаясь, денатурируют белки цитоплазмы клеток ГЦС и делают их аутоантигенными, которые стимулируют дальнейшую пролиферацию плазматических клеток. Вероятно, что и увеличеные мембраны лизосом сами становятся аутоантигенными.

К аутоантигенам вырабатываются гомологичные им аутоантитела. Вторичный цикл патогенеза характеризуется выработкой антигенов из денатурированных тканей хозяина, дополнительной стимуляцией плазмоцитов, формированием аутоантител, образованием комплексов аутоантиген-аутоантитело. Этот источник блокады клеток РЭС обеспечивает непрерывное течение вторичного цикла. Первичный и вторичный циклы обусловливают прогрессирующее течение болезни и неизбежный летальный исход.

Персистенция вируса объясняется тем, что макрофаги в прцессе фагоцитирования иммунных комплексов высвобождают вирус и способствуют его размножению в фагоцитирующих клетках. Соединяясь с антителами, вновь образуются иммунные комплексы, которые будут захвачены макрофагами. Следовательно, иммунный ответ хозяина способствует реактивации вируса из фагоцитированных комплексов и никак не содействует выздоровлению.

Наиболее характерным гистологическим изменением является пролиферация плазматических клеток, происходящая в лимфатических узлах, костном мозге, печени, почках. У тяжело больных норок периваскулярные плазмоклеточные инфильтраты можно обнаружить в любом органе и ткани. Каждая плазматическая клетка способна образовывать один тип специфических антител любого класса иммуноглобулинов.
Вслед за нарастанием плазмоцитоза повышается уровень гаммаглобулина в сыворотке крови в течение двух месяцев. Иммуноглобулины представлены тремя основными классами IgG, IgA, IgM, но гипергаммаглобулинемия при Алеутской болезни происходит за счет IgM. Вирус усиливает синтез гаммаглобулина в плазматических клетках. Его уровень повышается до 80%.

Вирус Алеутской болезни в организме больных норок находится в связанном состоянии с сывороточными иммуноглобулинами, в состав которых входит комплемент. Несмотря на это его патогенные свойства не нейтрализуются. Величина этого комплекса от 19s и выше. Взависимости от локализации комплексов могут развиваться гломерулонефрит и нодозный периартериит.
В течении и исходе Алеутской болезни важное значение имеют поражения почек, проявляющиеся прогрессирующим склерозирующим гломерулонефритом, который характеризуется зернистыми отложениями иммуноглобулина и комплемента на базальной мембране клубочковых капилляров. Через 60 дней отложения в стенке клубочковых капаляров выявлены у большинства зараженных животных. Патологические изменения в клубочковых капиллярах почек норок обусловлены отложением макромолекулярного материала под эндотелием, который, вероятно, представляет собой комплекс антиген-антитело.

Неконтролируемая пролиферация плазматических клеток в различных органах - нарушает их функцию; например, анемия, нефрито-нефроз.

Наряду с отчетливой плазмоклеточной инфильтрацией тканей и тяжелым гломерулонефритом был выявлен тяжелый артериит. Поражения сосудов найдены во всех исследованных органах - сердце, легких, тимусе, печени, селезенке, почках, мочевом пузыре, тощей кишке, яичниках, семенниках, лимфатических узлах, головном мозге. В аорте они отсутствовали. Наивысшая степень поражения обнаружена в коронарных, печеночных, мозговых и почечных артериях, но инфаркты тканей крайне редки.

Патогенез Алеутской болезни норок очень сложен и разнообразен, во многом он еще не изучен.

Клиническое проявление

Инкубационный период (здесь он исчисляется от заражения до появления антител в сыворотке крови) длится от 6 до 150 дней, чаще 10-15 дней.
Клинические признаки болезни обнаруживают незадолго до гибели животного через 1-24 месяца после заражения. Характерными из них являются - прогрессирующее исхудание, периодическое кровотечение из носа и рта (на слизистой оболочке ротовой полости - мелкие кровоточащие язвочки), усиливающаяся жажда (полуденная), анемия, лихорадка. Зверьки малоподвижны - "сонливый вид", волосы взъерошены тусклые, линька задерживается. Кончик носа и подушечки пальцев у больных норок приобретают желтый цвет. У зверьков диарея, фекалии дегтеобразные. У отдельных особей наблюдают признаки поражения нервной системы - нарушается равновесие, координация движений, развиваются парезы и параличи (чаще тазовых конечностей). Возможно ослажнение вторичными инфекциями.

У самок, заразившихся до периода гона, типичными считают аборты, пропустование, рассасывание плодов, потерю материнского инстинкта. У некоторых зверей клинические признаки не появляются в течение нескольких лет, но показатели щенения резко снижаются.

По данным В.А. Низовцева (1969) в одном из зверосовхозов через 1-2 года после завоза зверей из неблагополучных по Алеутской болезни хозяйств, пропустовало 37% самок, из них не дало приплода пастелевых - 47%; жемчужных - 48%, в то время как плодовитость здоровых самок составила 6 щенков. В последующие годы возрос отход взрослых зверей и щенков. Наибольший отход зарегистрирован в летние и осенние месяцы. У больных зверей наблюдали частое мочеиспускание.

Бессимптомная форма болезни определяется потреблением колостральных специфических антител и проявляется невысокой летальностью в течение первого года после заражения, непостоянным наличием патологических изменений. При этой форме серологические реакции часто выпадают.
Прогрессирующая форма болезни чаще наблюдается при горизонтальном заражении и характеризуется быстрым подъемом уровня антител, обнаруживаемых при серологической диагностике. У норок с геном алеутской окраски - высокая летальность в течение первого года жизни после заражения.
Прогноз неблагоприятный. При бессимптомной форме погибает до 20% норок. При прогрессирующей - в течение первого года после заражения - более 50%, а на второй год - до 80%. Гибель зверей наступает через 2-7 месяцев, иногда на 675-й день после заражения.

Наши рекомендации