Клинико-психологическая характеристика психопатии и других нарушений личности

Психопатия описывается как стойкая аномалия характера, она не относится к прогредиентным (прогрессирующим) заболеваниям. Термин «психопатия» весьма неоднозначный. Он может употребляться как синоним антисоциального расстройства личности и как обозначение психических расстройств вообще, в связи с чем Ганнушкин употребляет выражение «конституциональная психопатия», подчёркивая статичную и, по его мнению, врождённую природу этой группы расстройств. К моменту перехода на МКБ-10, термин «психопатия» уже прочно закрепился именно за расстройствами личности.

Различают психопатии ядерные (врожденные или конституциональные) и приобретенные. Последние возникают как следствие травмы головного мозга, инфекции, интоксикации, психотравмы и т.д. Конституциональные психопатии обусловлены врожденной неполноценностью нервной системы, вызванной факторами наследственности, вредностями, воздействующими на плод, родовой травмой и т.п. Конституциональные психопатии проявляются уже в детском возрасте в виде нарушений эмоционально-волевой сферы, при этом интеллект может быть относительно сохранным. Степень выраженности психопатии во взрослом возрасте зависит от условий воспитания и влияния окружающей среды.

Основные черты психопатии:

- тотальность личностных изменений;

- относительная стабильность;

- выраженность черт личности: дисгармония до степени социальной дезадаптации.

Для людей с психопатией характерна так называемая аффективная логика (то есть особенности мышления): особенности аффективно-насыщенного отношения к ситуации приводят к нарушению мышления, при этом мышление психопатов определяется не значимостью конкретной конечной цели, а субъективно переживаемой, аффективно окрашенной потребностью (быть лучше всех во что бы то ни стало). Эта потребность определяет последовательность их действий, приводит к нарушению процессов прогнозирования и считывания прошлого опыта.

Психопатическими называют личности, с юности обладающие рядом особенностей, которые отличают их от обычных людей и мешают им безболезненно для себя и других приспосабливаться к окружающей среде. Присущие им патологические качества представляют собой постоянные свойства личности, которые, хотя и могут в течение жизни усиливаться или развиваться в определенном направлении, не подвергаются, тем не менее, сколько-нибудь резким изменениям. Психопатии представляют область между психической болезнью и здоровьем, т.е. являются пограничными состояниями. Для психопатов характерна неполноценность (недостаточность) эмоционально-волевой сферы и мышления. При столкновении с психопатами создается впечатление незрелости, детскости из-за определенных дефектов психической сферы (частичного инфантилизма). Незрелость психики проявляется в повышенной внушаемости, склонности к преувеличениям и чрезмерным фантазиям у истеричных субъектов; в эмоциональной неустойчивости – у аффективных (циклоидных) и возбудимых; в слабости воли – у неустойчивых; в незрелом, некритическом мышлении – у паранойяльных психопатов. Несмотря на то, что психопатические особенности характера довольно неизменны сами по себе, они создают особо благоприятную почву для патологических реакций на психические травмы, на чрезмерно тяжелые условия жизни, на соматические заболевания.

В основе психопатии лежит врожденная неполноценность нервной системы, которая может возникнуть под влиянием наследственных факторов, вследствие внутриутробного воздействия вредностей на плод, в результате родовых травм и тяжелых заболеваний раннего детского возраста. Большое значение в формировании психопатии имеет неблагоприятное влияние внешней среды (неправильное воспитание, психические травмы). Однако истинные психопатии («ядерные») носят конституциональный характер (врожденный). В тех случаях, где ведущая роль в формировании патологического характера принадлежит внешним факторам, следует говорить о патохарактерологическом развитии личности.

Патохарактерологическое развитие личности, в отличие от психопатий, является результатом неправильного воспитания в семье, длительного воздействия неблагоприятных социальных и психотравмирующих факторов, причем психогенный фактор является основным. Например, в условиях постоянного подавления, унижения и частых наказаний формируются такие черты характера, как застенчивость, нерешительность, робость, неуверенность в себе. Иногда в ответ на постоянную грубость, черствость, побои (в семьях алкоголиков) также появляется возбудимость, взрывчатость с агрессивностью, выражающие психологически защитную реакцию протеста. Если ребенок растет в обстановке чрезмерного обожания, восхищения, восхваления, когда исполняются все его желания и прихоти, то формируются такие черты истерической личности, как эгоизм, демонстративность, самовлюбленность, эмоциональная неустойчивость при отсутствии инициативы и целевых установок в жизни. А если он к тому же заурядная личность, не обладающая в действительности воспеваемыми талантами, то ему приходится самоутверждаться и заслуживать признание окружающих другими способами (отличным от других внешним видом, необычными поступками, сочинительством о себе разных историй и т.п.). Иногда бывает трудно отличить врожденную психопатию от патохарактерологического развития личности, тем более что и при формировании врожденной психопатии внешние факторы играют далеко не последнюю роль.

Классификация и клинические признаки психопатии. В основу классификации положены следующие признаки: особенности патологического характера, проявляющиеся в сочетании различных психопатических черт, и тип нарушения высшей нервной деятельности.

Астенический тип (или расстройство типа зависимой личности). Для психопатических личностей этого круга характерны с детства повышенная робость, стеснительность, нерешительность, впечатлительность. Особенно теряются они в незнакомой обстановке и новых условиях, испытывая при этом чувство собственной неполноценности. Повышенная чувствительность, «мимозность» проявляется как в отношении психических раздражителей, так и физических нагрузок. Довольно часто они не выносят вида крови, резких перепадов температуры, болезненно реагируют на грубость и бестактность, но их реакция недовольства может выражаться в молчаливой обидчивости или брюзжании. У них часто бывают различные вегетативные расстройства: головные боли, неприятные ощущения в области сердца, желудочно-кишечные нарушения, потливость, плохой сон. Они быстро истощаемы, склонны к фиксации на своем самочувствии.

Психастенический тип (ананкастное расстройство личности). Личностям этого типа свойственны выраженная нерешительность, неуверенность в себе и склонность к постоянным сомнениям. Психастеники легко ранимы, застенчивы, робки и вместе с тем болезненно самолюбивы. Для них характерно стремление к постоянному самоанализу и самоконтролю, склонность к абстрактным, оторванным от реальной жизни логическим построениям, навязчивым сомнениям, страхам. Для психастеников трудны любые перемены в жизни, нарушение привычного уклада (смена работы, места жительства и т.д.), это вызывает у них усиление неуверенности и тревожных опасений. Вместе с тем они исполнительные, дисциплинированные, нередко педантичны и назойливы. Они могут быть хорошими заместителями, но никогда не могут работать на руководящих должностях. Необходимость принятия самостоятельного решения и проявления инициативы для них губительны. Высокий уровень притязаний и отсутствие чувства реальности способствуют декомпенсации таких личностей.

Шизоидный тип (шизоидное расстройство личности). Личности этого типа отличаются замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, склонностью к внутренней переработке своих переживаний, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для шизоидных психопатов характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности и эмоциональной холодности и отчужденности от людей («дерево и стекло»). Такой человек отрешен от действительности, его жизнь направлена на максимальное самоудовлетворение без стремления к славе и материальному благополучию. Увлечения его необычны, оригинальны, «нестандартны». Среди них много лиц, занимающихся искусством, музыкой, теоретическими науками. В жизни их обычно называют чудаками, оригиналами. Их суждения о людях категоричны, неожиданны и даже непредсказуемы. На работе они часто неуправляемы, так как трудятся, исходя из собственных представлений о ценностях в жизни. Однако, в определенных областях, где требуется художественная экстравагантность и одаренность, нестандартность мышления, символизм, они могут достичь многого. У них нет постоянных привязанностей, семейная жизнь обычно не складывается из-за отсутствия общности интересов. Однако они готовы к самопожертвованию ради каких-то отвлеченных концепций, воображаемых идей. Такой человек может быть абсолютно безразличен к больной матери, но в то же время будет призывать к оказанию помощи голодающим на другом конце света. Пассивность и бездеятельность в решении бытовых проблем сочетается у шизоидных личностей с изобретательностью, предприимчивостью и упорством в достижении особо значимых для них целей (например, научная работа, коллекционирование).

Паранойяльный тип параноидное расстройство личности. Главной особенностью психопатических личностей этого круга является склонность к образованию доминирующих сверхценных идей, которые формируются к 20–25 годам. Однако уже с детства им свойственны такие черты характера, как упрямство, прямолинейность, односторонность интересов и увлечений. Они обидчивы, злопамятны, самоуверенны и очень чувствительны к игнорированию их мнения окружающими. Постоянное стремление к самоутверждению, безапелляционная категоричность суждений и поступков, эгоизм и крайняя самоуверенность создают почву для конфликтов с окружающими. С возрастом личностные особенности обычно усиливаются. Застреваемость на определенных мыслях и обидах, ригидность, консервативность, «борьба за справедливость» являются основой для формирования доминирующих (сверхценных) идей, касающихся эмоционально значимых переживаний. Сверхценные идеи, в отличие от бредовых, базируются на реальных фактах и событиях, конкретны по содержанию, однако суждения при этом основаны на субъективной логике, поверхностной и односторонней оценке действительности, соответствующей подтверждению собственной точки зрения. Содержанием сверхценных идей может быть изобретательство, реформаторство. Непризнание достоинств и заслуг паранойяльной личности ведет к столкновению с окружающими, конфликтам, которые, в свою очередь, могут стать реальной почвой для сутяжного поведения. «Борьба за справедливость» в таких случаях заключается в бесконечных жалобах, письмах в разные инстанции, судебных разбирательствах. Активность и настойчивость больного в этой борьбе не могут сломить ни просьбы, ни убеждения, ни даже угрозы. Сверхценное значение для подобных личностей могут представлять также идеи ревности, ипохондрические идеи (фиксация на собственном здоровье с постоянным хождением по лечебным учреждениям с требованиями дополнительных консультаций, обследований, новейших методов лечения, не имеющими реального обоснования).

Возбудимый тип (импульсивное расстройство личности). Ведущими чертами возбудимых личностей являются крайняя раздражительность и возбудимость, взрывчатость, доходящая до приступов гнева, ярости, причем реакция не соответствует силе раздражителя. После вспышки гнева или агрессивных поступков больные быстро «отходят», сожалеют о случившемся, но в соответствующих ситуациях поступают так же. Такие люди вечно всем недовольны, ищут поводы для придирок, вступают в споры по любому поводу, проявляя излишнюю горячность и стараясь перекричать собеседников. Отсутствие гибкости, упрямство, убежденность в своей правоте и постоянная борьба за справедливость, сводящаяся в конечном итоге к борьбе за свои права и соблюдение личных эгоистических интересов, приводят к их неуживчивости в коллективе, частым конфликтам в семье и на работе. Одним из вариантов возбудимой психопатии является эпилептоидный тип. Для людей с этим типом личности, наряду с вязкостью, застреваемостью, злопамятностью, характерны такие качества, как слащавость, льстивость, ханжество, склонность к употреблению в разговоре уменьшительно-ласкательных слов. К тому же чрезмерный педантизм, аккуратность, властность, эгоизм и преобладание мрачного угрюмого настроения делают их невыносимыми в быту и на работе. Они бескомпромиссны: либо любят, либо ненавидят, причем окружающие, особенно близкие люди, обычно страдают как от их любви, так и от ненависти, сопровождаемой мстительностью. В некоторых случаях на первый план выступают нарушения влечений в виде злоупотребления алкоголем, наркотиками (снимают напряжение), стремления бродяжничать. Среди психопатов этого круга встречаются азартные игроки и запойные пьяницы, сексуальные извращенцы и убийцы.

Истерический тип (истерическое расстройство личности). Для истерических личностей наиболее характерна жажда признания, т.е. стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в их демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Их поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций (восторги, рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях, нечеловеческих страданиях. Иногда больные, чтобы обратить на себя внимание, не останавливаются перед ложью, самооговорами, например, приписывают себе преступления, которых не совершали. Таких называют патологическими лгунами (синдром Мюнхгаузена). Для истерических личностей характерен психический инфантилизм (незрелость), что проявляется и в эмоциональных реакциях, и в суждениях, и в поступках. Их чувства поверхностны, неустойчивы. Внешние проявления эмоциональных реакций демонстративны, театральны, не соответствуют вызвавшей их причине. Для них характерны частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. Истерические типы отличаются повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играют какую-то роль, подражают поразившей их личности. Если такой пациент попадает в больницу, то он может копировать симптомы заболеваний других больных, находящихся вместе с ним в палате.

Истерическим личностям свойственен художественный тип мышления. Суждения их крайне противоречивы, часто не имеют под собой реальной почвы. Вместо логического осмысления и трезвой оценки фактов, их мышление основано на непосредственных впечатлениях и собственных выдумках и фантазиях. Психопаты истерического круга редко достигают успехов в творческой деятельности или научной работе, т.к. им мешает необузданное стремление быть в центре внимания, психическая незрелость, эгоцентризм.

Аффективный тип. К этому типу относятся личности с различным, конституционально обусловленным, уровнем настроения. Лица с постоянно пониженным настроением составляют группу гипотимных (депрессивных) психопатов. Это всегда мрачные, унылые, всем недовольные и малообщительные люди. В работе они излишне добросовестны, аккуратны, исполнительны, т.к. во всем готовы видеть осложнения и неудачи. Для них характерны пессимистическая оценка настоящего и соответствующий взгляд на будущее, в сочетании с пониженной самооценкой. Они чувствительны к неприятностям, способны к сопереживанию, но чувства свои пытаются скрыть от окружающих. В беседе сдержанны и немногословны, боятся высказать свое мнение. Им кажется, что они всегда не правы, ищут во всем свою виновность и несостоятельность. Гипертимные личности, в отличие от гипотимных, отличаются постоянно повышенным настроением, активностью и оптимизмом. Это общительные, оживленные, говорливые люди. В работе они предприимчивы, инициативны, полны идей, но их склонность к авантюризму и непоследовательность вредят в достижении поставленной цели. Временные неудачи не огорчают их, они с неутомимой энергией берутся вновь за дело. Чрезмерная самоуверенность, переоценка собственных возможностей, деятельность на грани закона часто осложняет их жизнь. Такие личности бывают склонны ко лжи, необязательности при исполнении обещаний. В связи с повышенным сексуальным влечением бывают неразборчивы в знакомствах, вступают в опрометчивые интимные связи. Лица с эмоциональной неустойчивостью, т.е. с постоянными колебаниями настроения, относятся к циклоидному типу. Настроение их изменяется от пониженного, грустного, до повышенного, радостного. Периоды плохого или хорошего настроения разной продолжительности, от нескольких часов до нескольких дней, даже недель. Их состояние и активность изменяются в соответствии с переменой настроения.

Неустойчивый (безвольный) тип. Люди этого типа отличаются повышенной подчиняемостью внешним влияниям. Это слабовольные, легко внушаемые, «бесхарактерные» личности, легко поддающиеся влиянию других людей. Вся их жизнь определяется не целевыми установками, а внешними, случайными обстоятельствами. Они нередко попадают в дурную компанию, спиваются, становятся наркоманами, мошенниками. На работе такие люди необязательны, недисциплинированны. С одной стороны, они всем дают обещания и стараются угодить, но малейшие внешние обстоятельства выбивают их из колеи. Они постоянно нуждаются в контроле, авторитетном руководстве. В благоприятных условиях они могут хорошо работать и вести правильный образ жизни.

Словарь основных понятий

Абулия – нарушение воли, частичное или полное отсутствие желаний и побуждений к деятельности.

Агнозия – нарушение различных видов восприятия (зрительного, слухового, тактильного агнозии), возникающее при поражении вторичной мозговой коры; человек утрачивает способность к синтезу поступающей сенсорной информации.

Аграфия – отсутствие способности к письму при сохранном интеллекте и отсутствии расстройства ручных движений.

Аддикция, аддиктивное поведение – зависимое поведение. Аддиктивные расстройства – расстройства зависимого поведения(вследствие употребления психоактивных веществ, расстройства привычек и влечений, расстройства приема пищи, зависимое расстройство личности, сексуальные аддикции, игровая зависимость, социально приемлемые формы зависимостей).

Акалькулия – нарушение способности счета при сохранной способности узнавать и писать цифры.

Алексия – отсутствие способности к чтению, неспособность овладеть процессом чтения.

Алекситимия– букв.:отсутствие слов для эмоций; специфические для больных с психосоматическими расстройствами трудности нахождения подходящих слов для описания собственных чувств, обеднение фантазии, тенденция к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях, трудности в проведении различий между собственными чувствами и телесными ощущениями.

Амнезия – отсутствие памяти, утрата способности сохранять и воспроизводить ранее приобретенные знания.

Амузия – отсутствие способности воспринимать, распознавать и воспроизводить музыкальные звуки.

Анорексия нервная – нарушение пищевого поведения, при котором наблюдается интенсивный страх перед набором веса в сочетании с отказом поддерживать свое питание на адекватном уровне, что сопровождается ошибочной жалобой на полноту, выраженное снижение веса, нарушение представления о собственном теле.

Апраксия – нарушение способности выполнять действия и системы действий, нарушение произвольных движений и действий с предметами.

Астения – физическая и психическая слабость, бессилие.

Афазия – нарушение речи, возникающее при локальных поражениях коры головного мозга и «ближайшей подкорки» левого полушария
(у правшей); представляет собой системное расстройство различных форм речевой деятельности. Афазии проявляются в виде нарушений фонематической, морфологической и синтаксической структуры собственной речи и понимания обращенной речи при сохранности движений речевого аппарата и элементарных форм слуха.

Болевое расстройство – самостоятельная форма соматоформных расстройств, при котором у человека наблюдаются разнообразные болевые симптомы в разных частях тела, не имеющие под собой объективных клинических оснований.

Болезнь – изменения состояния человека, которые являются результатом изменений в организме человека, на субъективном уровне определяемые как «плохое самочувствие» и приводящие к появлению у человека роли больного и соответствующих ролевых ожиданий по отношению к нему; понятие болезни используется для характеристики только тех состояний, которые уже не выглядят нормальными, а потому нуждаются в особом объяснении.

Булимия – нарушение пищевого поведения, при котором наблюдается повышенный аппетит, переедание, перемежающееся с приступами очищения от излишней пищи; эпизоды переедания, сопровождающиеся потерей контроля над чрезмерной едой, сочетаются с неадекватным поведением, направленным на предотвращение веса.

Внутренняя (аутопластическая) картина болезни – целостное отношение человека к своей болезни, установка по отношению к ней; ВКБ проявляется на четырех уровнях: сенсорный (чувственный), аффективный (эмоциональный), когнитивный, регулятивный (поведенческий). Понятие ВКБ позволяет объяснить отсутствие прямой связи между объективной и субъективной картиной болезни (объем и тяжесть патологического процесса не всегда прямо и адекватно соответствует субъективным ощущениям больного).

Внутренняя картина здоровья – здоровье как индивидуальная норма есть мера отклонения от физиологической, статистической и индивидуальной норм. ВКЗ – целостное представление о том, что является «здоровьем» для самого человека, «для-себя-знание» о здоровье, что значит «быть здоровым для меня самого» Человек считает себя больным лишь тогда, когда его переживания своего состояния не вписываются в содержание его ВКЗ.

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение; поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и правилам поведения.

Дементивный синдром (см. деменция) – синдром как специфическое сочетание симптомов нарушений психических функций, возникающее при деменции: парциальный и мозаичный характер нарушения функций, сочетание сохранных и поврежденных функций, трудности приобретения нового опыта и ограничения в использовании имеющегося опыта.

Деменция – приобретенная умственная отсталость в результате действия вредностей на нервную систему в постнатальный период.

Диагностика (в клинической психологии) – процесс отнесения состояния человека к одной из нозологических групп, выявление болезней, симптомов и синдромов, то есть установление диагноза.

Зависимость – см.аддикция.

Здоровье – состояние полного физического, душевного и социального благополучия человека; отсутствие болезни, отклонений в биологических структурах или процессах организма.

Здоровье психическое – состояние полного душевного благополучия, отсутствие психических заболеваний и расстройств; психически здоровый человек характеризуется возможностями адаптации, социализации и индивидуализации.

Здоровье психологическое – характеристика зрелой личности, способной устанавливать продуктивные отношения с самим собой и с другими людьми: позитивная установка по отношению к собственной личности, духовный рост и самореализация, интегрированность и цельность личности, автономия и самодостаточность, адекватность восприятия реальности, компетентность в преодолении требований окружающего мира.

Импульсивность – форма отклоняющегося поведения, при которой действия совершаются в связи с непреодолимыми влечениями, побуждениями, протекают насильственно, автоматизировано, не контролируются сознанием.

Инертность психических процессов – тугоподвижность психических процессов, предпочтение привычного способа выполнения задания, трудности принятия и усвоения другого способа, переключения с одного объекта на другой.

Интервенция (букв.вмешательство, внедрение) – наиболее общее обозначение коррекционного и реабилитационного процесса, направ-ленного на оказание помощи детям с отклонениями в развитии; акцентируется активный, наступательный характер воздействия.

Ипохондрическое расстройство – самостоятельная форма соматоформного расстройства, основным симптомом которого является фокусировка больного на идее о том, что он серьезно болен, и поэтому он предъявляет жалобы на возможное соматическое заболевание.

Искажение уровня обобщения – виднарушений процесса обобщения, при котором в суждениях больных в утрированной форме выражен «отлет» от конкретных связей, в их суждениях отражается лишь случайная сторона явлений, существенные отношения между предметами и явлениями во внимание не принимаются.

Классификация – разделение на группы в соответствии с заданными критериями; в специальной психологии: разделение детей с физическими и умственными недостатками на группы в соответствии с характером их развития, который обусловлен имеющимся дефектом.

Клиническая психология – отрасль психологии, изучающая весь комплекс психических явлений, возникающих в клинических условиях, то есть в условиях болезни человека.

Конверсионное расстройство – самостоятельная форма соматоформного расстройства, при котором у больного наблюдаются разнообразные симптомы телесного недуга, которые не имеют в своей основе органической патологии; телесные симптомы больного позволяют ему достичь состояния «вторичной выгоды», то есть обеспечения благовидного оправдания для устранения или избежания невыносимой стрессовой ситуации, активная манипуляция другими людьми путем демонстрации симптомов (конверсия, по З. Фрейду, перенос вытесненной сексуальной энергии на телесные органы как способ решения бессознательного конфликта).

Лабильность – нестойкость, неустойчивость, непостоянство, нестабильность функционирования, изменчивость, колебание тех или иных проявлений (напр., лабильность эмоций, лабильность мыслительных процессов).

Маниакально-депрессивный психоз (циклотимическое расстройство, биполярное аффективное расстройство) – эндогенное психическое заболевание, протекающее в виде аффективных фаз, разделенных светлыми промежутками, при этом происходит циклическая смена маниакальных (повышение активности и настроения) и депрессивных (снижение активности и настроения) фаз.

Медицинская психология (синоним – клиническая психология) – отрасль психологии, изучающая психологические особенности человека в ситуации болезни, психологические характеристики взаимодействия медицинского работника и пациента, психологические способы и средства повышения эффективности лечения. Применение знаний и методов психологии для решения медицинских проблем.

Мнестические нарушения – нарушения памяти.

Наследственные заболевания – заболевания, вызванные измене-ниями, происходящими на генетическом уровне, то есть в наследственном аппарате клетки.

Невроз – функциональное нервно-психическое заболевание, возникающее под влиянием психической травмы, психического перенапряжения. Термин в настоящее время не используется (см. соматоформные расстройства).

Неврозология – раздел психиатрии и клинической психологии, изучающий неврозы и невротические расстройства (в наст. время – соматоформные расстройства).

Неврозоподобный – сходный с неврозом, похожий на невротическое.

Невротический – относящийся к неврозам.

Нейропсихология – отрасль психологической науки, которая изучает мозговые механизмы психических функций на материале локальных поражений головного мозга.

Нейродинамические расстройства – нарушения динамики мозговой деятельности, которые проявляются в снижении активности, повышенной истощаемости и отвлекаемости, трудностях концентрации внимания, переключения с одного вида деятельности (объекта) на другой.

Нозология – раздел патологии, изучающий сущность и характер течения отдельных болезней.

Норма (в философии): 1) средняя величина, характеризующая какую-либо массовую совокупность случайных событий, явлений; 2) узаконенное установление, обязательный порядок, строй чего-либо;в клинической психологии понятие нормы соотносится со здоровьем, а понятие не-нормы – с болезнью.

Обсессивно-компульсивное расстройство – определяется возникновением нежелательных или навязчивых обсессивных мыслей или неприятных образов, сопровождающихся компульсивными (навязчивыми) действиями, призванными нейтрализовать обсессивные мысли и действия или предотвратить тяжелую ситуацию.

Олигофрения – полиэтиологическое заболевание, при котором с рождения наблюдается проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием и поражением мозговой коры, прежде всего лобной, приводящее к стойкому необратимому снижению психической деятельности, с преимущественным нарушением познавательной деятельности.

Паралич – полное отсутствие движений в отдельных движущихся органах.

Парез – частичное нарушение движений в отдельных двигательных органах.

Персеверация (двигательная, речевая, интеллектуальная) – навязчивое повторение одних и тех же действий, словесных выражений, мыслей, навязчивое использование одних и тех же способов выполнения действий.

Патогенетический – связанный с патогенезом, т.е. механизмом возникновения и развития болезни.

Патологический – отклонение от нормы, уродливая ненормальность.

Патопсихология – психологическая дисциплина, отрасль клинической психологии, изучающая закономерности психической деятельности у лиц с психическими нарушениями.

Полиморфный, полиморфизм, полиморфность – многообразие, многообразный, встречающийся в нескольких различных формах.

Преморбидный – предшествующий заболеванию, характерный для человека в период до возникновения его болезни.

Преморбидная личность – характеристика личности человека в период до начала его заболевания.

Прогрессирующая деменция – приобретенная умственная отсталость, при которой происходит постоянный распад психических функций, связанный напрямую с распадом нервной ткани головного мозга вследствие наследственных дегенеративных заболеваний нервной системы, тяжелых форм эпилепсии, шизофрении, опухолей и хронических воспалительных заболеваний мозга.

Профилактика – направление профессиональной деятельности специалиста (психолога, врача, педагога), цель которого – способствовать предупреждению отклонений в здоровье, развитии и поведении детей.

Психическое заболевание – заболевание, при котором нарушено отражение человеком окружающего мира, психическая деятельность человека в целом.

Психопатия – пограничное нервно-психическое расстройство, при котором наблюдается патологическое формирование личности в результате неправильного воспитания у лиц с наследственной предрасположенностью; тотальность психопатологических особенностей, аномалия характера человека, обусловленная врожденной неполноценностью нервной системы.

Психопатология – психическая патология, совокупность нарушений психической деятельности человека.

Психопатоподобный – сходный с психопатией, похожий на симптомы психопатии; к психопатоподобным расстройствам относятся психомоторная расторможенность, бестактность, раздражительность, грубость, повышение влечений, снижение критичности, патологические влечения, назойливость, импульсивность при формальной сохранности интеллекта.

Психотерапия – направление профессиональной деятельности психолога (или врача), (букв.) лечение при помощи психического воздействия на человека; комплексное воздействие на эмоции, суждения, самосознание и другие особенности личности.

Психосоматика – обозначение и акцентирование тесной связи психики и тела.

Психосоматические заболевания (психосоматозы) – заболевание телесной сферы человека, возникновение которого связано преимущественно с действием психологических факторов.

Психосоматическое расстройство – симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), обусловленные индивидуально-психологическими особенностями человека и связанные со стереотипами его поведения, реакциями человека на стресс и способами переработки внутриличностного конфликта.

Разноплановость мышления – нарушение целенаправленности мышления, при котором суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях, и мыслительный процесс лишается целенаправленности.

Реабилитация – 1) приобретение утраченных способностей в процессе роста и развития, а также в специально организованных условиях; 2) организованная система профессиональной деятельности, цель которой – способствовать приобретению утраченных способностей; комплекс мероприятий по восстановлению утраченных или ослабленных функций организма, возникших в результате заболевания, повреждения или функционального расстройства.

Резидуальный – остаточный, следствие остаточных поражений головного мозга различными вредностями.

Резонерство – нарушение целенаправленности мышления, при котором в речи больных отражаются их бредовые переживания, при этом грамматический строй речи остается сохранным.

Скачка идей – нарушение логического хода мышления, при котором поток мыслей и ассоциаций мешает сосредоточиться на выполнении задания, хотя больные правильно понимают задание и начинают выполнять его.

Снижение уровня обобщения – вид нарушений процесса обобщения, при котором в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях, а оперирование общими признаками заменяется установлением конкретных связей между предметами.

Созависимость – состояние, возникающее у членов семьи и других близких страдающего какой-либо формой аддикции; вызванная стрессом концентрация мысли на жизни другого человека, приводящая к нарушению адаптации; нарушение личности, основанное на необходимости контроля ситуации, на невнимании к своим собственным нуждам, слияние всех интересов созависимой личности с аддиктивным лицом.

Соматизированное расстройство – самостоятельная форма соматоформных расстройств, проявляющихся в многочисленных жалобах больного на физические недуги в течение длительного времени, не объяснимые данными о соматическом заболевании или травмами,

Наши рекомендации