Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса

Введение

Эпидемиология является одной из медико-биологических дисциплин, знание которой необходимо всем врачам медицинских специальностей, в том числе и стоматологам.

Врачи стоматологи в своей профессиональной деятельности имеют постоянно действующий, производственный биологический фактор риска возможного инфицирования. К особенностям труда стоматологов можно отнести воздействие ряда неблагоприятных для их здоровья производственных факторов, в числе которых зрительное и эмоциональное напряжение, вынужденная рабочая поза, опасность перекрестного инфицирования, контакт с аллергенами и токсическими веществами, шум, вибрация, лазерное излучение и некоторые другие менее изученные.

Любое лечебно-профилактическое учреждение может рассматриваться как место повышенного риска инфицирования медицинских работников. Основными источниками инфекции в стоматологических поликлиниках являются пациенты, т.к. по данным многочисленных авторов, полость рта даже здорового человека, а тем более больного, содержит огромное количество микроорганизмов, в том числе и патогенных.

Известно, что постоянная микрофлора полости рта человека насчитывает до 300 видов микроорганизмов, включая достаточно высоко вирулентные и устойчивые к воздействию окружающей среды штаммы. Количество микроорганизмов в слюне может достигать 109КОЕ/мл, а в соскобе десны - 1012 КОЕ/г. Соответственно обсемененность стоматологического медицинского инструментария, слепков, протезов бактериями, грибами и другими представителями микромира весьма значительна. Кроме того при работе низкооборотных бормашин и высокооборотных турбин, ультразвуковых скайлеров образуется бактериальный аэрозоль, который состоит из ротовой жидкости, крови, мельчайших частиц твердых тканей зуба, микрочастиц твердого зубного налета, резидентной микрофлоры полости рта, а в некоторых случаях и патогенной микрофлоры.

Мелкодисперсная фаза аэрозоля может продолжительное время находиться в воздухе во взвешенном состоянии и распространяться на большие расстояния (до 30 м), обусловливая возможность перекрестного заражения пациентов, медицинского персонала с контаминацией рабочего пространства стоматологического кабинета. Поэтому возрастает роль соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов в ЛПУ стоматологического профиля. Особое значение приобретает дезинфекция и стерилизация медицинских инструментов, а врачи стоматологи должны не только владеть знаниями профилактических и противоэпидемических мероприятий, но и осуществлять контроль их соблюдения. Обеспечение санитарно-противоэпидемического режима в ЛПУ стоматологического профиля, имеет цель, с одной стороны не допустить заражения пациентов во время стоматологического приема, а с другой – защитить врача стоматолога от возможного инфицирования.

В современных условиях среди пациентов на приеме у врача стоматолога могут быть как носители патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, так и больные, в том числе, вирусными гепатитами В, С, ВИЧ-инфекцией.

Поэтому учитывая вышеизложенное, в структуре методического пособия по эпидемиологии значительное внимание уделено профилактике профессионального заражения врачей стоматологов с формированием навыков безопасной работы в стоматологической практике.

1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭПИДЕМИОЛОГИИ

ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ

Эпидемиология инфекционных бо­лезней – это наука о закономерностях эпиде­мического процесса. Она изучает причины возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей, разрабатывает меры борьбы, предупреждения и ликви­дации этих болезней.

Эпидемиология - одна из наиболее быстро развивающихся областей медицины. С одной стороны, в ней появляются новые гипотезы и теории, призванные объяснить накапливаемые факты, а с другой - отмечается стремление к расширению границ и вовлечение в сферу ее интересов неинфекционной заболеваемости как отражение состояния здоровья нации в целом.

Разработанная отечественными учеными теория эпидемиологии явилась надежным методологическим фундаментом для реализации широкомасштабных и эффективных профилактических и противоэпидемических мероприятий, успешно осуществленных в борьбе с инфекционными и паразитарными болезнями.

Эпидемиология возникла на заре развития медицины как наука об эпидемиях. Термином «эпидемия» (от греч. epi- на, в+ demos- народ) определялось нарастание или появление большого количества заболеваний, ранее не встречавшихся на данной территории. На протяжении веков мас­совые «повальные болезни», «моры», эпидемии сопровож­дали человечество, унося огромное число жизней. Развитие микробиологии, вирусологии, иммунологии расширило возможности изучения различных болезней и способство­вало совершенствованию мер профилактики и борьбы с ними.

Современная эпидемиология инфекционных болез­ней имеет целью изучение механизма становления и развития эпидемического процесса, разработку и приме­нение способов предупреждения и борьбы с этими болез­нями. Эпидемиологический метод — своеобразная сово­купность различных методических приемов и способов, позволяющих специалистам — эпидемиологам изучать все многообразие проявлений эпидемического процесса. При этом получение достоверных исходных данных базируется на проведении эпидемиологических исследований, обследованиях очагов инфекционных бо­лезней, анализа многолетней заболеваемости и др.

Для полного изучения эпидемиологии инфекционных болезней, помимо исчерпывающих статистических материалов, широко используют лабораторные данные: результаты бактериологических, вирусологических и биохимических исследований. Эпидемиологи, проводящие анализ заболеваемости, должны располагать достаточным объемом сравнительно-исторических данных по конкрет­ным вопросам, что делает их заключения объективными и достоверными. Эпидемиологический метод использует сов­ременные компьютерные технологии при проведении текущего и ретроспективного анализа заболеваемости, а также математическое моделирование.

Эксперимент в эпидемиологии позволяет выявить опре­деленные черты эпидемического процесса или оценить ка­чество и эффективность предлагаемых и проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий. Однако это не искусственное воспроизведение эпидемического процесса. Эксперимент в эпидемиологии означает:

· формирование групп на­блюдения и сравнения для оценки динамики эпидемического процесса в раз­личных условиях;

· вмешательство в структуру восприимчивых лиц в виде вакцинаций или других способов защиты с введением контрольных групп, получающих плацебо;

· проведение целенаправленных мероприятий по ус­транению конкретных путей и факторов передачи возбудителя и оценка эффективности предпринятых действий и др.

На сегодняшний день эпидемиология рассматривается как основной инструмент системы здравоохранения, позволяющий выявлять и находить пути решения проблем здоровья в современном обществе.

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Эпидемический процесс — это процесс возникновения и распространения ин­фекционных болезней среди населения.

Инфекционный процесс — процесс взаимо­действия возбудителя и восприимчивого орга­низма (человека или животного), выражающееся в виде болезни или носительства возбудителя.

В эпидемическом процессе результат взаимодействия возбудителей и восприимчивых организмов проявляется на надорганизменном (популяционном) уровне. Взаимодействие популяций паразитов и восприимчивых контингентов, объеди­ненных общей территорией, бытовыми, природными и другими условиями существования, составляет паразитарную систему - биологическую основу эпидемического процесса. Проявлением эпидемического процесса является заболеваемость. Заболеваемость - это количество зарегистрированных случаев данной нозологической формы на определенной территории за определенный период времени, выраженное, как правило, в интенсивных показателях на 100 тыс. населения. Различают спорадическую заболевае­мость (единичные, как бы несвязанные между собой случаи болезни) и эпидемическую (групповую) заболеваемость (схема 2.1).

Эпидемический процесс

 
  Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Источник инфекции (1-е звено)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Зараженные люди, зараженные животные

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru больные

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru бактерионосители

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Механизм передачи (2-е звено)

 
  Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru 1 фаза – выделение возбудителя из организма

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru 2 фаза – пребывание возбудителя во внешней среде

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru 3 фаза – внедрение возбудителя в новый организм

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Восприимчивый организм (коллектив) (3-е звено)

Первой необходимой предпосылкой развития эпидемического процесса является наличие источника инфекции.

Источник инфекции в эпидемиологии инфекционных болезней - это живой зараженный организм, который является естественной средой для существования возбудителя, где он размножается, накапливается и выделяется во внешнюю среду. Болезни, при которых люди являются источником инфекции, называют а н т р о п о н о з а м и. Состояние зараженности может иметь неодинаковые клинические проявления, а потенциальный источник возбудителя инфекции по-разному опасен в различные периоды инфекционного процесса (схема 2.3).

Болезнь Носительство

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru (бактерионосительство,

вирусоносительство и др.)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Формы болезни

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Формы носительства

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Острая

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Реконвалесцентное

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Типичная

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru легкая острое

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru средне-тяжелая хроническое

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru тяжелая

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Атипичная Здоровое

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru стертая

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru абортивная Транзиторное

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Хроническая

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Периоды болезни

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru инкубационный

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru продромальный

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru основных проявлений (разгар) болезни

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru выздоровление (реконвалесценция)

Значительную эпидемиологическую опасность из всех рассматриваемых вариантов источников инфекции представляют атипичные, трудно выявляемые формы и периоды инфекционного процесса. При некоторых болезнях им принадлежит главная роль в поддержании эпидемического процесса. При большинстве инфекционных болезней наибольшая опасность заражения существует от больных в разгаре болезни. Особенностью этого периода является наличие ряда патофизиологических механизмов, способствующих ин­тенсивному выделению возбудителя в окружающую среду: кашель, насморк, рвота, понос и др. При некоторых болезнях заразительность сохраняется и в стадии реконвалесценции.

Носители возбудителя — практически здоровые люди. Это определяет их особую эпидемиологическую опасность для окружающих. Эпидемиологическая значимость носителей зависит от длительности и массивности выделения возбудителя. Бактерионосительство может сох­раняться после перенесенной болезни (реконвалесцентное носительство). В зависимости от длительности оно называ­ется острым (до 3 мес.) или хроническим (от 3 мес. до нескольких десятков лет). Носительство возможно у ранее привитых или переболевших, т. е. имеющих специфи­ческий иммунитет – здоровое носительство. Наименьшую опасность как источник инфекции представляют транзиторные носители, у которых возбудитель находится в организме очень короткий срок.

Потенциальная опасность источников инфекции реализуется в конкретной обстановке. Это зависит от выраженности и длительности клинических про­явлений болезни, санитарной культуры и поведения боль­ного или бактерионосителя, условий его жизни и работы. Так, благоустроенное жилище или отсутствие канализации и водопровода, работа с детьми, на предприятиях пищевой промышленности и общественного питания, скученность людей в закрытых помещениях, пользование городским транспортом и др. создают неодинаковые возможности рас­пространения инфекционных болезней.

Болезни, при которых источником инфекции являются животные, называют з о о н о з а м и. Группа зоонозных инфекций обширна. Источниками инфекции могут быть как больные животные, так и носители возбудителя. Распространение болезней среди животных — эпизоотический процесс, он может носить ха­рактер как спорадической заболеваемости, так и эпизоотии. Заболеваемость животных, свойственная данной местности, называется э н з о о т и ч е с к о й или энзоотией.

Эпидемиологическую опасность для людей представля­ет большой круг животных: дикие — волки, лисицы, енотовидные собаки и др., сельскохозяйственные — коровы, козы, свиньи, птицы и др., домашние – кошки, собаки и др. Человек, заразившись от животного, может стать источником инфекции для других восприимчивых людей. Эта группа инфекционных (паразитарных) болезней обозначена как необлигатные зоонозы (зооантропонозы). В ряде случаев заразное начало от человека, заболевшего зоонозной инфекцией, другим людям не передается, такие инфекционные (паразитарные) болезни называют облигатными зоонозами.

Инфекционные (паразитарные) болезни резервуаром, возбудителей которых явля­ются абиотические объекты окружающей среды, называют с а п р о н о з а м и. В современных условиях значение сапронозных инфекционных (паразитарных) болезней возрастает, т.к. в процессе урбанизации человеком искусственно созданы техногенно - экологические ниши, в которых нередко создаются весьма благоприятные условия для существования микроорганизмов, занесенных из естественных экосистем.

Таким образом, совокупность биотических (организм человека или животного) и абиотических (вода, почва) объектов, являющихся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающих его существование в природе, называют резервуаром возбудителя.

Вторая необходимая предпосылка для возникновения и поддержания непрерывности эпидемического процесса – механизм передачи. Учение о механизме передачи возбудителя инфекционной болезни было разработано Л.В. Громашевским в 40-е годы ХХ столетия. Механизм передачи включает последовательную смену трех фаз (стадий) (схема 2.4). Способность возбудителя выделяться из организма зараженного хозяина и внедряться в другой (восприимчивый) организм обуславливает сохранение возбудителя как биологического вида.

Болезнях

       
  Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru
 
   
Ингаляционный

Инфекционных болезней

Пути передачи возбудителя при искусственном механизме его реализации

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru



Восприимчивый организм (коллектив). В о с п р и и м ч и в о с т ь — видовое свойство организма человека или животного отвечать развитием инфекционного процесса на внедрение возбудителя.

Состояние восприимчивости зависит от большого числа факторов, определяющих адаптивный (приобретенный) и врожденный иммунитет.Проявления восприимчивости зависят как от состояния макроорганизма, так и от вирулентности и дозы возбудителя.

Помимо вышеперечисленных параметров определенное влияние на восприимчивость к инфекционным болезням оказывают такие факторы и условия, как перегрев или пере­охлаждение, характер питания, достаточное количество витаминов, гипо- и агаммаглобулинемия, воздействие химических веществ, радиации; эмоци­ональный фон и наличие стрессовых ситуаций.

Перечисленные звенья (составляющие) эпидемического процесса: источник возбу­дителя инфекции, механизм передачи и восприимчивый организм (коллектив) представляют собой элементарную ячейку эпидемического процесса.

Эпидемический очаг— место пребывания источника инфекции с окружающей территорией, в пределах которой в конкретной обстановке возможна передача возбудителя и распространение инфекционной болезни.

В становлении эпидемических очагов и проявлениях эпидемического процесса существенная роль принадлежит природной и социальной среде обитания людей.

Природная среда в виде геофизических факторов, климата, ландшафта в большей степени оказывает влияние на реализацию механизма передачи возбудителя. От погодных условий зависит числен­ность и активность переносчиков, возможность сохранения и размножения возбудителя на объектах окружающей сре­ды. Природные условия — почва, ландшафт и раститель­ный покров способствуют или тормозят размножение таких источников возбудителя, как суслики и сурки (при чуме), водяные крысы, ондатры, полевки (при туляремии) и др. В известной степени солнечная активность и климатические условия влияют на неспецифическую и специфическую резистентность (восприимчивость) людей в отношении возбудителей инфек­ционных болезней.

Антропогенное преобразование природы в виде осу­шения болот или создания искусственных водохранилищ, обводнения засушливых территорий, агротехнического освоения неизбежно приводит к экологическим изме­нениям, к появлению или исчезновению источников воз­будителя и переносчиков.

Социальная среда многообразна по своим проявлениям и возможностям воздействия на эпидемический процесс. В понятие социальной среды входят: миграционные процессы, связанные с природными и социальными катаклизмами (наводнения, землетрясение, военные действия), урбанизация и строительство населен­ных пунктов при освоении новых территорий или соору­жении промышленных предприятий.

Интенсивность транспортных связей между разными территориями, торговые поставки продуктов животного и растительного происхождения, имеющие место между раз­ными странами и континентами, могут способствовать заносу и распространению ряда инфекционных болезней.

Взаимозависимость всех составляющих частей эпиде­мического процесса позволяет рассматривать его как социально-биологическое явление. Приоритет социальных факторов неоспорим, т.к. они детерминируют развитие эпидемического про­цесса инфекционных болезней.

Создать рациональную классификацию инфекционных болезней пытались с давних пор, при этом широко использовали самые разные подходы и классификационные признаки. Впервые последовательно выдержанную классификацию инфекционных болезней, основанную на едином признаке (локализации возбудителя в организме), предложил Л.В. Громашевский. В соответствии с основным законом теории механизма передачи, все инфекционные болезни подразделены на четыре группы: 1) кишечные инфекции; 2) инфекции дыхательных путей; 3) кровяные инфекции; 4) инфекции наружных покровов. Вместе с тем для практических нужд первоочередное значение имеют и такие не менее важные показатели, как характеристика основных резервуаров возбудителя инфекции (человек, животное и абиотическая среда) и закономерности передачи возбудителя людям от этих резервуаров. Только сочетание экологических и эпидемиологических признаков способно отразить эпидемиологическую специфику каждой инфекционной (паразитарной) болезни. На современном этапе развития эпидемиологической науки наиболее рациональна эколого-эпидемиологическая классификация, которая отражает не только специфику резервуара возбудителя, но и особенности передачи патогенных микроорганизмов человеку из этих резервуаров.

Профилактическая и противоэпидемическая работа включает широкий круг разнообразных мероприятий по защите населения от инфекционных болезней, они направлены на источник инфекции пути передачи возбудителя и восприимчивое население. Мероприятия в отношении источника инфекции при антропонозах включают выявление, изоляцию и лечение больного инфекционной болезнью, обследование работников декретированных профессий (пищевики) для установления среди них источников инфекции (бактерионосителей), а при зоонозных инфекционных болезнях важны мероприятия по выявлению и лечению больных животных, а также уничтожение грызунов (дератизация) как источников инфекции для человека. Прерывание механизма передачи возбудителя достигают средствами дезинфекции, стерилизации и дезинсекции, а также санитарно-гигиеническими мероприятиями. С целью защиты восприимчивого населения проводят вакцинацию, используют иммуноглобулины, иммунные сыворотки, бактериофаги и др.

По определению ВОЗ стратегия профилактики заболеваний среди населения, включая и инфекционную патологию, является многоуровневой системой. Различают первичный, вторичный, третичный уровни профилактики.

Профилактика первичная (primary prevention) – комплекс медицинских и немедицинских мероприятий, направленных на предупреждение развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, общих для всего населения отдельных региональных, социальных, возрастных, профессиональных иных групп и индивидуумов (например, формирование здорового образа жизни; проведение иммунопрофилактики в различных группах населения и др.).

Профилактика вторичная (secondary prevention)– комплекс медицинских, социальных, санитарно-гигиенических, психологических и иных мер, направленных на раннее выявление и замедление развития заболевания у больных (например, проведение целых медицинских осмотров, курсов профилактического лечения и др.)

Профилактика третичная (tertiary prevention)– комплекс медицинских, социальных, психологических и других мер, направленных на предотвращение ухудшения течения и предупреждение обострений, осложнений и хронизации заболеваний, ограничений жизнедеятельности, вызывающих дезадаптацию больных в обществе, снижение трудоспособности, в том числе инвалидизацию и преждевременную смертность (проведение соответствующих лечебных, реабилитационных и оздоровительных мероприятий, направленных на более полное восстановление социального и профессионального статуса).

Нормативные и правовые аспекты профилактической и противоэпидемической деятельности определены законодательными документами: Конституцией РФ (ст. 42), Гражданским кодексом РФ (гл. 59), Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан, Законом РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (принят в апреле 1991 г.), Законом РФ «О защите прав потребителей» (принят 7 февраля 1992 г.), Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» (от 27 апреля 1993 г.), Постановлением правительства РФ от 30 июня 1998 г. №680 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в Положение о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Иммунопрофилактика инфекционных болезней как наиболее значимый раздел профилактической медицины регламентируется Федеральным законом «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» утверждённым 17.09.1998 г.

Здравоохранения

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru угроза профессионального заражения (работники производств,

имеющие контакт с источником инфекции или возбудителем

инфекционной болезни)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru угроза распространения инфекционной болезни на конкретной

территории (брюшной тиф, холера, чума и др.)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru экстренная вакцинопрофилактика в эпидемических очагах

(гепатит В, дифтерия, корь, краснуха, менингококковая

инфекция, паротит эпидемический, полиомиелит)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru постоянное проживание на эндемичной или энзоотичной

территории (клещевой энцефалит, туляремия и др.)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru предстоящая поездка на эндемичную или энзоотичную

территорию (желтая лихорадка, клещевой энцефалит,

туляремия, холера и др.)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru экстренная профилактика столбняка и бешенства

Вакцинация требует неукоснительного соблюдения противопоказаний, что обеспечивает максимальную эффективность и безопасность вакцинопрофилактики, их перечень определяется Минздравсоцразвития РФ и публикуется одновременно с национальным календарем профилактических прививок и другими материалами (Методические указания 3.3 .1.1095-02). Перечень медицинских противопоказаний к вакцинации приведен в схеме 3.2.

Профилактических прививок

Противопоказания

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Постоянные

 
  Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru сильная реакция (tº выше 40ºС, в месте введения вакцины –

отек, гиперемия >8,0 см в диаметре) на первичное или

повторное введение вакцины

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru осложнение на первичное или повторное введение вакцины

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru иммунодефицитное состояние (первичное)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru иммуносупрессия

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru злокачественные болезни крови, новообразования

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru прогрессирующие заболевания нервной системы

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru афебрильные судороги в анамнезе

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru аллергические реакции на аминогликозиды,

анафилактические реакции на яичный белок в анамнезе

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru беременность

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru Временные

 
  Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru масса тела при рождении менее 2000,0 г

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru острые лихорадочные заболевания

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru хронические болезни (в стадии обострения)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru указание в анамнезе на прививку (введение другой вакцины

возможно с интервалом в 1 мес)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru введение иммуноглобулина человека, плазмы, крови (в

зависимости от дозы препарата через 3-6 мес можно вводить

коревую или паротитную вакцины)

Схема 2.1. Характеристика проявлений эпидемического процесса - student2.ru иммуносупрессивная терапия (через 6 мес после окончания

курса можно вводить коревую или паротитную вакцины)

В России Национальный календарь профилактических прививок включает профилактические прививки против: гепатита В, гриппа, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита (таблица 3.1).

Таблица 3.1.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Иммунизация в рамках Национального календаря профилактических прививок проводится вакцинами отечественного и зарубежного производства зарегистрированными и разрешенными к применению в установленном порядке в соответствии с инструкциями по их применению.

2. Детям, родившимся от матерей, носителей вируса гепатита В или больных вирусным гепатитом В в третьем триместре беременности, вакцинация против вирусного гепатита В проводится по схеме 0-1-2-12 месяцев.

3. Вакцинация против гепатита В в 13 лет проводится ранее не привитым по схеме 0-1-6 месяцев.

4. Вакцинация против краснухи проводится девочкам в 13 лет ранее не привитым или получившим только одну прививку.

5. Ревакцинация против туберкулеза проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям.

6. Ревакцинация против туберкулеза в 14 лет проводится не инфицированным микобактериями туберкулеза туберкулинотрицательным детям, не получившим прививку в 7 лет.

7. Применяемые в рамках Национального календаря профилактических прививок вакцины (кроме БЦЖ) можно вводить одновременно разными шприцами в разные участки тела или с интервалом в 1 месяц.

8. При нарушении срока начала прививок последние проводят по схемам, предусмотренным настоящим календарем и инструкциями по применению препаратов.

* 9.30 июня 2006 г. Федеральным законом №91 в Национальный календарь введена обязательная ежегодная вакцинация против гриппа.

Указанные профилактические прививки проводят всем гражданам Российской Федерации в сроки, установленные Национальным календарем профилактических прививок. На территории Российской Федерации разрешено использовать отечественные и зарубежные вакцинные препараты, имеющие сертификат Национального органа контроля медицинских иммунобиологических препаратов.

4. ДЕЗИНФЕКЦИЯ, СТЕРИЛИЗАЦИЯ

Возбудители инфекционных болезней в процессе реализации механизма передачи могут находиться на объектах внешней среды, где они сохраняют жизнеспособность, а при благоприятных условиях размножаются и накапливаются, что обуславливает возможность заражения восприимчивых.

Длительность пребывания возбудителя во внешней среде определяют многие факторы, среди которых ведущее значение имеет устойчивость возбудителя к воздействию неблагоприятных условий окружающей среды, что и определяет необходимость проведения комплекса противоэпидемических мероприятий, направленных на вторую составляющую механизма передачи.

Дезинфекция — уничтожение возбудителя инфекционных (паразитарных) болезней в (на) абиотических объектах окружающей среды, т.е. на путях его передачи от источника инфекции к восприимчивым людям.

Необходимость проведения дезинфекции определяется устойчивостью возбудителя инфекционной болезни во внешней среде и спецификой механизма передачи.

Различают два вида дезинфекции: очаговую и профилактическую. Очаговую дезинфекцию проводят в эпидемических очагах, т.е. при выявлении источника инфекции. В зависимости от наличия или удаления источника инфекции из эпидемического очага очаговую дезинфекцию подразделяют на текущую и заключительную.

Текущую дезинфекцию назначают с момента выявления больного до его госпитализации или выздоровления. Ее цель – уничтожение возбудителя непосредственно после его выделения из организма источника инфекции, а именно на объектах в окружении больного или носителя. Дезинфекции подвергают выделения (экскременты, рвотные массы, мокрота, патологическое отделяемое) больного или носителя, перевязочный материал, нательное и постельное белье, посуду и другие предметы быта и обстановки.

Текущую дезинфекцию в зависимости от места нахождения источника инфекции осуществляют проинструктированные лица, ухаживающие за ним, или медицинские работники.

Заключительную дезинфекцию в эпидемическом очаге проводят после госпитализации, выздоровления или смерти больного, при перепрофилировании отделений лечебного учреждения. Целью заключительной дезинфекции является уничтожение патогенных и условно-патогенных микроорганизмов, оставшихся в жизнеспособном состоянии на различных объектах после удаления источника инфекции. Заключительную дезинфекцию в очаге организуют и проводят работники дезинфекционной службы Роспотребнадзора после получения Экстренного извещения о заболевании в сроки от 3 до 12 ч от момента госпитализации больного.

Объем и сроки ее проведения, выбор обеззараживающих средств и режима их применения, а также перечень предметов и объектов, подлежащих обработке, зависит от нозоформы инфекционной (паразитарной) болезни, санитарного состояния очага и регламентируется соответствующими нормативными документами.

Профилактическую дезинфекцию проводят при отсутствии выявленного источника инфекции, но предполагая возможность его наличия (например, лечебно-профилактические учреждения, детские дошкольные и общеобразовательные учреждения, пищевые предприятия, транспорт и др.).

Методы дезинфекции.Для дезинфекции используют:механические, физические, химические и биологические методы, а также их комбинацию.

Определенную роль при проведении дезинфекции игра­ет механическое удаление возбудителей с обрабатываемых поверхностей с помощью влажной уборки, стирки, чистки пылесосом, проветривания, фильтрации (для очистки воз­духа и воды).

В деятельности врачей лечебного профиля особое значение имеет умение организовать дезинфекционные мероприятий в ЛПУ, которые проводят с целью предупреждения распространения внутрибольничной инфекции среди пациентов и персонала.

Физические методы заключаются в использовании токов ультравысокой частоты, лучистой энергии, ультразвука, температурного воздействия (кипячение, сухой и влажный горячий воздух, водяной пар). Примером физического воздействия на микроорганизмы является применение камерной дезинфекции паровым, паровоздушным или пароформалиновым методом.

Химический методдезинфекции основан на воздействии на микроорганизмы различных химических веществ. При этом используют различные способы их применения: крупнокапельное или аэрозольное орошение, протирание поверхностей, погружение в раствор дезинфектанта или замачивание, засыпание сухим дезинфектантом.

Для химической дезинфекции используют различные по механизму действия вещества, удовлетворяющие определенным требованиям: они должны быстро и полностью раство­ряться в воде или хорошо смешиваться с ней до получения стойких эмульсий; обеспечивать дезинфицирующий эф­фект при небольших

Наши рекомендации