С детьми-инвалидами и их семьями
2.1. Детская инвалидность в современном обществе
В любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это инвалиды – в переводе с латинского «слабый», «немощный», - люди, имеющие какие-то отклонения в физическом, психическом или социальном развитии. Такие люди выделялись в особую группу, и в обществе и в государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, например, в Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения. Районы крайнего Севера. Древний Рим, в других – было милосердно-сострадательным. Например, на Руси, люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности традиционно являлись объектами благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной религии им было уготовлено особое место. На этих людях был «Промысел божий».
В послереволюционной России члены общества рассматривались, прежде всего, как « строители светлого будущего». Ребенок с нарушениями развития не вписывался в картину счастливой жизни и нередко исключался из активной общественной жизни, а его отношения с обществом опосредовались через здоровых членов семьи или систему специальных закрытых учреждений, и как следствие этого – изоляция больного ребенка и искусственное замалчивание проблемы детской инвалидности. Это привело к тому, что целый пласт людей – часто одаренных, талантливых – оказался невостребованным обществом.
Сегодня российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают недискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности.
Начиная с 80-х годов в Америке и в Англии были провозглашены требования, чтобы все дети учились вместе, так как в дальнейшем им всем предстоит жить в одном обществе, они должны еще в детстве научиться общаться друг с другом. В этих странах нет определения «инвалид», они называют таких людей: в США – «человек с проблемами», в европейских странах – « человек с ограниченными возможностями».
Прогресс как процесс гуманизации общественных отношений с необходимостью требует особого внимания к представителям наименее социально защищенных слоев населения, среди которых инвалиды являются одной из наиболее многочисленных групп.
В «Декларации о правах инвалидов» отмечается, что инвалид – это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и (или) социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (или ее) физических или умственных возможностей [7].
Рекомендации №1185 к реабилитационным программам, принятой на Парламентской Ассамблее Совета Европы в 1992 году, инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющим инвалидность, для того, чтобы они могли жить независимой жизнью.
Согласно «Конвенции о правах инвалидов», к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими [10].
Таким образом, к категории ребенок-инвалид относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.
В зависимости от степени нарушений функций организма и ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а лицу в возрасте до 16 лет - категория "ребенок-инвалид". К ней относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, трудовой деятельности. Следует отметить, что ограничение статуса детской инвалидности 16 годами не соответствует международным документам и российскому законодательству, где ребенком считается человек в возрасте до 18 лет. У ребенка-инвалида определяется степень нарушения здоровья:
1 степень утраты здоровьяопределяется при легком и умеренном нарушении функций, которые являются показателем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровьяустанавливается при наличии выраженных нарушений функций органов и систем, которые несмотря на проведенное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребенка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровьясоответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровьяопределяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной дезадаптации ребенка при условии необратимого характера поражения и неэффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого)
Каждой степени утраты здоровья ребенка-инвалида соответствует, перечень заболеваний, среди которых можно выделить следующие основные группы:
1) нервно-психические заболевания. Наиболее распространенные заболевания этой группы опухоли нервной системы, эпилепсия, шизофрения и другие эндогенные психозы, умственная отсталость (олигофрения или слабоумие различного генеза, соответствующие стадии идиотии или имбецильности ), болезнь Дауна, аутизм.
2) Заболевания внутренних органов.
3) Поражение и заболевание глаз.
4) Онкологические заболевания.
5) Поражение и заболевание органа слуха.
6) Хирургические заболевания и анатомические дефекты и деформации.
7) Эндокринные заболевания.
Часто в силу своих заболеваний такие дети не могут вести активный образ жизни, сверстники могут избегать общения с ними и включения их в свои игры. Возникает ситуация рассогласованности между необходимостью осуществления нормальной жизнедеятельности ребенка и невозможностью ее полноценной реализации. Социальная депривация углубляется за счет длительного пребывания ребенка в специальных стационарах, санаториях, где ограничен социальный опыт и общение осуществляется между такими же детьми. Следствием этого является задержка развития социальных и коммуникативных навыков, формируются недостаточно адекватное представление об окружающем мире у больного ребенка.
В последние годы рост числа детей-инвалидов обусловлен как ухудшением здоровья детей в силу экономических, экологических и других факторов, так и расширением - перечня медицинских показаний, при которых ребенок признается инвалидом, и которые были ведены в 1991 году постановлением Совмина РСФСР и приказом Минздрава РФ "О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет" [12] .
В научной литературе и социальной практике сложились разные подходы к пониманию сущности инвалидности, взаимоотношений инвалида и общества. Их принято называть "моделями инвалидности". Существует ряд классификаций моделей инвалидности, однако их условно можно разбить на две группы. В одном случае инвалидность понимается как личная проблема (в частности, медицинская, или так называемая "административная" модель). Здесь ограниченные возможности рассматриваются в контексте взаимосвязи между отдельным человеком и его недугом. Инвалидность - это медицинская патология, и этим инвалиды отличаются от "нормальных" (здоровых) людей. Все проблемы инвалида - следствие этой патологии. Он должен приспосабливаться к обществу нормальных людей, и задача социальной работы - помочь инвалиду в его адаптации, а основным ее содержанием должна быть социальная защита.
Подходы такого рода в современной научной литературе и соответствующая социальная практика иногда обозначаются термином "disabilism" - "дизабилизм" ("инвалидизм"), по аналогии с термином "расизм". Дизабилизм предполагает дискриминацию людей с ограниченными возможностями и отношение к ним как к неполноценным. Ценность человека в данном случае рассматривается с точки зрения его "полезности" для общества. Такое понимание проблемы инвалидности доминировало в общественном сознании до середины ХХ века и являлось характерным для индустриального общества вне зависимости от политического режима, когда человек рассматривался в первую очередь как производитель материальных и духовных благ.
Во втором случае инвалидность рассматривается как социальная проблема ("общественная модель"). Здесь в центре внимания находится взаимосвязь между человеком и окружающей его средой. Ограниченные возможности понимаются как следствие того, что социальные условия сужают возможности самореализации инвалидов, то есть инвалиды рассматриваются скорее как притесняемая группа, чем как аномальная. И суть проблемы инвалидности - в неравенстве возможностей при провозглашенном равенстве прав. Содержание социальной работы - это социальная реабилитация людей с ограниченными возможностями и помощь в осознании ими своих неотъемлемых человеческих прав.
Принципиально новый взгляд на проблему инвалидности связан, во-первых, с переходом общества к постиндустриальной стадии развития, а во-вторых, с поворотом в общественном сознании от "культуры полезности" к "культуре достоинства". Этот поворот наметился во второй половине ХХ века. Человек с ограниченными возможностями должен рассматриваться независимо от своей дееспособности и полезности для общества, как объект социальной помощи и заботы, ориентированных на создание ему условий для максимально возможной его самореализации, реализации всех имеющихся возможностей его интеграции в общество. Следовательно, инвалид рассматривается не только как объект социальной работы, но и как активный субъект общественной жизни и творец своей судьбы.
К сожалению, инвалиды, в том числе и дети, - не имеют законной возможности полностью реализовать себя. Очень часто окружающие видят только их недостатки или отклонения и не ценят достоинства.
Иногда, в силу местных обычаев и уклада жизни, инвалидов презирают. Так, в некоторых поселениях существует мнение, что дети рождаются больными или уродливыми потому, что их родители сделали какое-то зло или разгневали богов. Другой вариант - мнение, что уродство ребенка - это расплата за его грехи в прежней жизни. В подобных случаях у родителей может возникнуть ощущение, что попытаться исправить уродство или облегчить страдания ребенка - значит противиться воле богов. Зачастую причина такого отношения кроется в отсутствии сведений. Так, некоторые, считая, что паралич, вызванный полиомиелитом или ДЦП, "заразен", запрещают своим детям приближаться к парализованному ребенку.
Непризнание способностей и возможностей инвалидов может повлечь за собой пренебрежение ими или даже отказ от них. Во многих странах родители отдают своих больных детей на воспитание престарелым родственникам.
Страх перед необычным, непохожим на привычное или непонятным - причина многих случаев отрицательного отношения к инвалидам. Если там, где многие страдают полиомиелитом, хромого ребенка могут принять вполне благосклонно, то там, где лишь немногие дети имеют физические недостатки, такого ребенка дети начнут дразнить и сторониться.
Предоставят ли общество и семья инвалиду возможность быть равноправным членом, нередко зависит от степени его беспомощности. Дети, которые страдают полиомиелитом, но могут передвигаться. Хотя бы с помощью фиксирующих устройств или на костылях, имеют возможность быть благосклонно принятыми обществом. Совсем иное ждет детей, так и не сумевших встать на ноги. Хотя многие из них способны обучиться какому-либо ручному ремеслу и даже обеспечить свои минимальные потребности, подавляющее число таких больных умирают уже в детстве от голода и отсутствия ухода.
В нашем обществе в течение длительного времени доминировала установка на воспитание и образование детей с ограниченными возможностями только в рамках государственной системы специальных школ и учреждений интернатного типа. Это, по мнению специалистов, привело к созданию кризисной ситуации, которая характеризуется следующими обстоятельствами:
- социальная "маркировка" ребенка с особыми нуждами как ребенка с дефектами (неполноценного);
- искусственная изоляция ребенка в особом социуме, часто не способствующая его последующей адаптации в обществе;
- жесткость и безвариантность форм получения образования и обучения и системы специальных учреждений;
- почти полное исключение семьи из процесса воспитания и образования ребенка с особыми потребностями.
В современных условиях ситуация стала существенно меняться, однако следует отметить, что раздельное обучение детей с ограниченными возможностями и здоровых детей в его современном виде имеет негативные последствия для тех и других. У детей-инвалидов в условиях сенсорной недостаточности, обусловленной недугом, возможно формирование психической депривации, которая в условиях интернатного учреждения получает дополнительный импульс вследствие еще большей нехватки разнообразия сенсорной стимуляции.
Психическая депривация - это психическое состояние личности, возникающее в результате условий, при которых субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения ряда его основных психосоциальных потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени в условиях полной изоляции или частичного ограничения жизненных условий. Она проявляется в задержке и искажении интеллектуального развития, обеднении когнитивной сферы, эмоциональных расстройствах, волевых нарушениях.
В последние годы, когда идет речь о положении детей в России, все чаще употребляется термин "социальная депривация". Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания детей обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на детях-инвалидах, менее адаптированных к жизненным трудностям. Инвалидность затрудняет возможности полноценных социальных контактов ребенка, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая, в свою очередь, ведет к еще большей изоляции и, соответственно, к недостаткам развития.
У здоровых детей, не имеющих достаточных контактов с детьми с ограниченными возможностями формируются психологические барьеры, негативные установки по отношению к последним, которые затем сохраняются и в более старшем возрасте.
На формирование личности ребенка-инвалида огромное влияние оказывает его ближайшее окружение – семья. Дальнейшее судьба таких детей в значительной степени зависит от позиции семьи.
Появление ребенка с ограниченными возможностями вносит существенные коррективы в привычный быт семьи, расходуется немало сил, чтобы как-то приспособиться к своему несчастью, родители страдают от того, что чувствуют себя виновными в случившейся беде с ребенком. Нередко возникает недоверие, супруги начинают искать причины несчастья ребенка друг в руге, что ведет к внутрисемейным конфликтам. Нередки случаи, когда отцы, не выдержав тягот забот о воспитании такого ребенка, оставляют семьи, что еще больше осложняет ситуацию.
Психологическая напряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детей из-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьми из других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять внимание родителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного, постоянно тревожного семейного климата.
Одной из многочисленных проблем семей, имеющих ребенка-инвалида, является материальная, поскольку все существующие льготы не покрывают тех материальных затрат и проблем, с которыми сегодня сталкиваются родители больных детей.
Нередко такая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особенно соседей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушение спокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственного развития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения). Окружающие часто уклоняются от общения и дети - инвалидами практически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточного круга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальная депривация может привести к личностным расстройствам (например, эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно если ребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, еще большей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационных возможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире.
Остро стоит проблема трудоустройства матерей, несущих тяжелые заботы о детях-инвалидах. Плохо развиты надомные формы трудовой деятельности, неохотно решаются вопросы о гибком трудовом графике, неполном рабочем графике, неполном рабочем дне для матери ребенка-инвалида.
Не решен вопрос отдыха семьи, имеющей ребенка-инвалида. Совершенно отсутствуют учреждения воспитательного характера или госпитального типа для кратковременного содержания ребенка (неделя, месяц) с особо тяжелыми формами инвалидности в зависимости от потребности семьи.
В детские санатории не принимаются дети, нуждающиеся в постороннем уходе. В то же время семье, имеющей такого ребенка, необходима хотя бы кратковременная психологическая разгрузка.
Одна из главных проблем ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб и так далее.
Остаются нерешенными многие социально-медицинские, психолого-педагогические проблемы, в том числе неудовлетворительное оснащение медицинских учреждений современной диагностической аппаратурой, недостаточно развитой сетью учреждений восстановительного лечения, «слабыми» службами медико-психолого-социальной работы и медико-социальной экспертизы детей-инвалидов; сложностью в получении профессии и трудоустройстве, отсутствием массового производства технических средств для обучения, передвижения, бытового самообслуживания в детских интернатах и домашней обстановке.
Проблемы иного порядка связаны с региональными условиями, с наличием или отсутствием специализированных школ, реабилитационных центров, специалистов-дефектологов в местах проживания семей, имеющих ребенка-инвалида. Поскольку специальные образовательные учреждения распределены по стране крайне неравномерно, то дети с ограниченными возможностями часто вынуждены получать образование в специальных школах-интернатах. Закрытость данных учреждений не может не сказаться на развитии личности ребенка и на его готовности к самостоятельной жизни.
По данным исследований, от 1/3 до 1/4 детей-инвалидов школьного возраста обучаются на дому, многие из них по минимальной образовательной программе. К большей части этих детей приходит педагог из школы, некоторым педагога нанимают родители, остальных обучают родственники.
Следует отметить, что далеко не всегда учителя подготовлены к обучению детей на дому. По отношению к таким детям у учителей часто наблюдается отсутствие толерантности, что нередко становится причиной конфликтов между ними. В таких случаях у родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и нерешаемости проблемы образования ребенка-инвалида.
По-прежнему остается проблемой получение профессии и трудоустройство по ней для инвалидов с детства. Не разработаны содержание и методы профориентации и трудовой подготовки лиц с ограниченными возможностями, не решены вопросы их трудовой занятости.
Не решены вопросы доступности архитектурной среды: жилых домов, магазинов, учреждений, больниц и других общественных зданий, культурных и спортивных центров, парков и мест отдыха.
На наш взгляд, не менее важной является проблема, связанная с изменением общественного сознания по отношению к лицам, имеющим инвалидность. Чувство неполноценности, возникающее у них в связи с непониманием их проблем, мешает им жить, у детей формируются качество, не позволяющие им эффективно взаимодействовать с социальной средой.
Именно поэтому решение проблемы детской инвалидности в современном обществе должно происходить c помощью профилактики детской инвалидности, то есть, комплекса мер, направленных на ее снижение за счет повышения качества оказания медицинской помощи беременным женщинам, роженицам и новорожденным, расширение сети медико-генетических учреждений, в задачу которых бы входили как консультации, так и диагностика, особенно дородовая.
В решении обозначенных проблем, одной из важнейших задач социальной работы является изменение в общественном сознании негативных установок по отношению к инвалидам и борьбе с их дискриминацией в обществе. Объективный взгляд на жизнь с наличием инвалидности помогает преодолеть ее последствия. Человек с инвалидностью - это индивидуум, наделенный неотъемлемыми, присущими только ему способностями. таким образом, инвалиды должны рассматриваться как активные в своей собственной жизни и жизни общества.
Наше общество стоит на позициях медицинской модели инвалидности, результатом чего является агрегация людей с ограниченными возможностями: наличие специальных учреждений, оказание специальных услуг, барьеры окружающей среды. Модель независимого образа жизни противопоставляет свой, отличный от медицинского, подход к решению проблем инвалидности, делая упор не на том, что человек не может и чего он лишен, а на окружающей среде и обществе.
Инвалидность детей значительно ограничивает их жизнедеятельность, приводит к социальной дезадаптации вследствие нарушения их развития и роста, потери контроля над своим поведением, а также способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, общению, трудовой деятельности в будущем.
Таким образом, очевидно, что в силу особенностей детей-инвалидов, их нужд и потребностей, им необходима профессиональная помощь специалиста. Эта помощь должна носить не только медицинский характер, она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка.
Цель работы социального педагога с данной категорией детей в обеспечении детям-инвалидам возможности вести образ жизни, соответствующий возрасту; максимальном приспособлении ребенка к окружающей среде и обществу путем обучения навыкам самообслуживания, приобретение знаний профессионального опыта, участия в общественно полезном труде; в помощи родителям детей-инвалидов.
Важное значение для создания лицам с ограниченными возможностями достойных условий жизни имеют законодательная база социальной защиты, конституционные нормы, декларация о правах инвалидов и многие другие.
2.2. Законодательная база социально-педагогической
Работы с детьми-инвалидами
Современное российское законодательство, формирующее определенный уровень толерантности к детям-инвалидам отвечает общепризнанным международным стандартам и имеет гуманистическую направленность. В России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений, школ-интернатов, центров социальной помощи семье и ребенку-инвалиду, спортивно-адаптивных школ для инвалидов и т.д. Тем не менее, существующая государственная система реабилитации детей-инвалидов недостаточно эффективно решает их социальные проблемы и требует разработки нового подхода.
Для повышения эффективности решения социальных проблем детей-инвалидов необходим пересмотр подходов к явлению детской инвалидности, согласно сложившейся в регионах ситуации, с учетом их индивидуальных потребностей и типов семьи, видов инвалидности и других факторов.
В настоящее время накоплен достаточно богатый опыт по исследованию детской инвалидности во многих отраслях научного знания, Особое внимание уделяется анализу причин возникновения детской инвалидности, изучению проблем социальной реабилитации и адаптации детей-инвалидов, к условиям социума.
В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.И. Балевой дана структурная характеристика этой группы населения. О.В.Гринина изучила основные факторы, влияющие на рост детской инвалидности, Н.А.Иванова раскрыла идеологические и правовые основы социальных проблем детей--инвалидов в период экономических преобразований в стране. Вопросам социально-психологического аспекта социализации детей-инвалидов посвящены исследования Т.А.Добровольской и Н.Б.Шабалиной.. Некоторые вопросы социального и трудового становления детей-инвалидов были изучены отечественными учеными А.А. Дыскиным и Э.И. Танюхиной, Н.В. Куваевой, А.Н. Егоровым, А. Осадчих, а также зарубежными исследователями Дж. Холлом, М. Айшервудом, М. Милисентом, А. Финк и др.
Основные направления социализации и социальной защиты детей-инвалидов нашли свое отражение в работах Н.В. Шапкиной, Э.К. Наберушкиной, Я.А. Кравченко, К.К. Кузьмина, Г.В. Ляпидиевской, Т. Малеевой, С. Васина.
Проблемы доступности мероприятий по охране здоровья и реабилитации детей-инвалидов рассмотрены в работах М.Б. Волковой, Н.И. Кузнецова, Ж.А. Никулиной, М.М Гладковой, О.Н. Аршан.
Детская инвалидность - важная социальная проблема, решать которую приходиться каждому обществу. Масштаб детской инвалидности в каждой стране зависит от множества факторов, в том числе социально-экономических, экологических, политических, которые составляют основу для формирования социальной политики государства. По Конституции РФ наша страна является социальным государством, и приоритет социальной политики – защита граждан, в том числе и детей-инвалидов. Политика по отношению к детям- инвалидам направлена на социальную реабилитацию и адаптацию их к современным условиям общественной жизни. Это вопрос основных прав человека, и законодательство должно каждому гарантировать эти права.
Государство на основе прав должно обеспечить социальную защищенность инвалидов. Важное значение для создания лицам с ограниченными возможностями достойных условий жизни имеют законодательная база социальной защиты, конституционные нормы, декларация о правах инвалидов и многие другие.
Российское законодательство определяет инвалида как лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В соответствии с этим законодательством ребенком-инвалидом считается лицо признанное инвалидом, при условии, что возраст лица до 18 лет [22].
В последние 30 лет в мире активно разрабатываются подходы к решению проблем инвалидности. На международном уровне эта работа ведется Комиссией по правам человека и Комиссией социального развития ООН. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах ОНН (ст. 12) зафиксировано право каждого инвалида (как взрослого, так и не совершеннолетнего) на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.
В числе основных международных документов, защищающих и гарантирующих права этой категории детей, можно назвать следующие: «Декларация прав человека» (1948 г.), «Декларация прав ребенка» (1959 г.), «Декларация о правах умственно отсталых лиц» (1975 г.), «Конвенция и рекомендации о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983 г.), «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.), «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.) и другие.
В 1948 г. была принята Всеобщая Декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепризнанного документа, дети обладают всеми правами человека. Статья 1 Декларации гласит: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать по отношению друг к другу в духе братства» Здесь основным является отражение принципа равноправия всех членов человеческого сообщества, взрослых и детей, подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какой-либо причине.
Значение Декларации прав человека заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов.
Декларация прав ребенка, принятая в 1959 г., гласит: «Ребенку законом и другими средствами должна быть обеспечена специальная защита, предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволили бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно, здоровым и нормальным путем, в условиях свободы и достоинства. При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка» (Декларация прав ребенка. Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959 г.).
Декларация сыграла большую роль в защите детства, а ее содержание было призывом к добру и справедливости в отношении детей с ограниченными возможностями. Эти правила налагают на специалистов по социальной работе серьезные моральные обязательства в обеспечении качества жизни и равноправия детей- инвалидов, устранении препятствий для их полного участия в общественной жизни.
В «Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц» утверждались необходимость максимальной степени осуществимости прав таких инвалидов, их права на надлежащее медицинское обслуживание и лечение, а так же право на образование, обучение, восстановление трудоспособности и покровительства, которое позволяет им развивать свои способности и возможности. Особо оговорено право продуктивно трудиться или заниматься каким-либо другим полезным делом полную меру своих возможностей, с чем связано право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень.
Особое значение для детей инвалидов имеет норма, утверждающая, что при наличии возможностей умственно отсталый человек должен жить в своей семье или с приемными родителями и участвовать в жизни общества. Семьи таких лиц должны получать помощь. В случае необходимости помещения такого человека в специальное заведение необходимо предусмотреть, чтобы новая среда и условия жизни как можно меньше отличались от условий обычной жизни (Декларация о правах умственно отсталых лиц: Принята и провозглашена Генеральной ассамблеей ООН 20.11.1971 г.)
В соответствии с Декларацией о правах инвалидов, которая была принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 9 ноября 1971 года, все инвалиды имеют неотъемлемое право на уважение их человеческого достоинства, несмотря на происхождение, характер и серьезность увечий или недостатков, имеют те же основные права, что и их сограждане. Значение этой Декларации заключается в том, что дети-инвалиды имеют право на экономическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уровень жизни. При этом они имеют право на медицинскую и психологическую помощь, на восстановление здоровья и положения в обществе.
В 1989 г. ООН приняла текст Конвенции о правах ребёнка, которая обладает силой закона. В ней закреплено право детей, имеющих отклонения в развитии, вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые позволяют им сохранить достоинство, чувство уверенности в себе и облегчают их активное участие в жизни общества (ст. 23); право неполноценного ребёнка на особую заботу и помощь, которая должна предоставляться по возможности бесплатно с учётом финансовых ресурсов родителей или других лиц, для эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха, что должно способствовать по возможности наиболее полному вовлечению ребёнка в социальную жизнь и развитии его личности, включая культурное и духовное развитие. (Конвенция о правах ребёнка: Принята и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.)
Конвенция о правах ребенка было единогласно принята Генеральной ассамблеей Организации Объединенных Наций 20 ноября 1989 года. Через год она была ратифицирована нашей страной.
Значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Конвенция ценна еще и тем, что она является обязательством на будущее, так как призвана создавать благополучные условия для развития детей, которым в будущем предстоит построить справедливый, гуманный мир. Влияние этого документа на мировой порядок очень велико. Нормы, зафиксированные в нем, служат ориентиром для правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовать для этого необходимые ресурсы.
Данная Конвенция является общей основой и руководством для принятия мер в области защиты прав детей-инвалидов, предупреждения детской инвалидности, вызванной физическими и умственными ограничениями, и оказания инвалидам помощи в развитии способностей в самых различных областях деятельности, а также содействия по включению их в нормальную жизнь общества.
Эти правила налагают на специалистов по социальной работе серьезные моральные обязательства в обеспечении качества жизни и равноправия детей- инвалидов, устранении препятствий для их полного участия в общественной жизни.
В Российской Федерации права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах как: "Декларация прав и свобод человека и гражданина", принятая Верховным Советом РСФСР 22.11.1991 г. (ст. 26, 28). Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12.12.1993 г. (ст. ст. 2, 6, 7, 17, 38-42, 45, 46, 55, 72); "Закон об основных началах социальной защищенности инвалидов в СССР", принятый Верховным Советом СССР 11.12.1990 г.; Основы Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 г.; Указы Президента Российской Федерации "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов среды жизнедеятельности" от 2.10.1992 г., Постановления Министров Правительства Российской Федерации от 1993 г. "О научном и информационном обеспечении инвалидности и инвалидов" и др. [26].
Проф