Оставшимися без попечения родителей
В словарях и энциклопедических изданиях встречается несколько вариантов определений понятия “сиротство”. В одних случаях оно характеризуется как необходимость «жить в одиночестве». В других рассматривается как социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся без их попечения вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующими. Сюда отнесены также дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Таким образом, сиротство – это социальное понятие, отражающее положение детей, которые временно или постоянно лишены своего семейного окружения или которые в их собственных интересах не могут оставаться в таком окружении, имеют право на особую защиту и помощь, предоставляемую государством. В Федеральном законе “О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (1996 г.) четко определяются категории сирот: дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием или лишением их родительских прав, ограничением в этих правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений и в иных случаях в установленном законом порядке.
В современных исследованиях (А. Дзугаева, Н. Иванова, И. Осипова) выделяются различные категории детей-сирот: прямые сироты (дети, потерявшие родителей в результате смерти последних); условные сироты (дети, имеющие одного или двух живых, документально известных родителей, которые либо лишены родительских прав, либо отказались от своих детей); временные сироты (дети, переданные родителями на попечение государству в связи с материальными трудностями при условии сохранения родительских прав), но чаще рассматриваются социальное сиротство. В этом случае имеются в виду дети-сироты при живых родителях, как результат их устранения или неучастия в выполнении ими своих родительских обязанностей (искаженное родительское поведение). К ним относят особую социально-демографическую группу от 0 до 18 лет, которые лишились попечения родителей по социально-экономическим, морально-нравственным причинам.
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого психического состояния – психической депривации (Й. Лангеймер и З. Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не представляется возможности удовлетворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, происходят изменения в личности, то есть возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных личностных качеств и образований.
В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого факта обнаружены и другие (сенсорная депривация – обеднение среды, ее сужение; социальная – уменьшение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмоционального тона при взаимоотношениях с окружающими; психическая – невозможность удовлетворения основных потребностей)
Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, то есть оставшимися без попечения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и пагубное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются вместе.
Для воспитанников детских домов важное значение приобретает диагностика последствий материнской и социально-эмоциональной депривации. Разработка направлений работы по профилактике и коррекции нарушений поведения у детей и подростков, воспитывающихся в интернатных учреждениях и неблагополучных семьях, является серьезной проблемой, имеющей мультидисциплинарный характер и требующей повышенного внимания со стороны различных государственных, юридических и научных инстанций.
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. И.В. Дубровина, Э.А. Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличаются от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития; бедная эмоциональная сфера и воображение; позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения.
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
Дошкольный возраст. Дети дошкольного возраста в сиротских учреждениях отличаются пониженной познавательной активностью, отставанием в развитии речи, задержкой психического развития, отсутствием навыков общения, конфликтами во взаимоотношениями со сверстниками. Замена семьи жизнью в учреждении оказывает наибольшее негативное влияние на ребенка в первые семь лет жизни. Отсутствие единственного близкого и значимого для ребенка взрослого, вообще дефицит общения со взрослыми не способствуют развитию у ребенка чувства привязанности. В дальнейшей жизни это затрудняет выработку способностей разделять свои переживания с другими людьми, что чрезвычайно важно для последующего развития сопереживания.
Можно предположить, что развитие чувства самоиндентичности у детей-сирот наступает намного позднее, чем у детей которые растут в семье. Наиболее отчетливо проявляются недостатки развития в эмоциональной сфере. Дети с трудом различают эмоции взрослого, плохо дифференцируют их, имеют ограниченную способность понимать другого, себя. Они конфликтуют со сверстниками, не могут взаимодействовать с ними, не замечают их бурных эмоциональных реакций. У этих детей нарушается представление о временных характеристиках становления их личности: они ничего не знают о себе в прошлом, не видят своего будущего. Представления о собственной семьи у них туманны. Неясность собственного прошлого и причин собственного социального сиротства препятствует становлению самоидентичности. Они с трудом представляют свое будущее, ориентированы только на ближайшее будущее – поступление в школу, учение. Борьба за новую индентичность при поступлении их в детское учреждение – одна из основных проблем этих детей в период исправления депривации. Неудовлетворение потребности в общении со сверстниками и взрослыми приводит к нарушениям в овладении игровой деятельностью. Основными видами деятельности на улице у них являются беготня, догонялки и дразнилки или уход от всех, одиночество, ничегонеделание.
Младший школьный возраст. Дети школьного возраста имеют отклонения в развитии интеллектуальной сферы, у них наблюдается задержка в развитии мышления, неразвитость саморегуляции, умения управлять собой. Все эти особенности младших школьников приводят к отставанию в овладении учебными навыками и умением и низкому качеству учения.
По данным исследований А.М.Прихожан, Н.Н.Толстых, дети 7-8 лет, пришедшие в школу из специализировпанного учреждения, не умеют играть ни в сюжетно-ролевые игры, ни в игры с правилами, ни в игры драматизации, в которых дети импровизируют на темы любимых книг, мультфильмов, телепередач. Игры, в которые их сверстникам доставляют радость, удовольствие, недоступны им. Отсутствие игры в этом возрасте говорит об упущенных возможностях, которые вряд ли удастся восполнить.
Желание обратить на себя внимание взрослого, заслужить его похвалу настолько велико у первоклассников из специализированного учреждения, что оно лежит в основе готовности детей выполнять учебные задания учителя. В это время это сигнализирует об отсутствии адекватного отношения ученика к учителю, что отрицательно отражается на формировании полноценной учебной деятельности и развитии личности младшего школьника.
Дети подросткового возраста. Подростки характеризуются трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, поверхностностью чувств, иждивенчеством, привычкой жить по указке других, сложностями во взаимоотношениях, нарушения в сфере самосознания (от переживания вседозволенности до ущербности), усугублением трудностей в овладении учебным материалом, проявлениями грубого нарушения дисциплины (бродяжничеством, воровством, различными формами делинквентного поведения). В отношениях со взрослыми у них проявляются переживание своей ненужности, утрата своей ценности и ценности другого человека.
По данным А.Л. Лихтарникова, у подростков, лишенных родительского попечения, представления о счастливом человеке и о счастье значительно отличаются от представлений детей из нормальных семей. Наиболее распространенными ответами подростков из специализированных учреждений показателем счастья является: еда, сладости, игрушки, подарки, одежда. Таким «вещные» характеристики показывают, что даже у пятнадцатилетних подростков игрушка является необходимым атрибутом счастья. Обращение к игрушке, позволяет подростку компенсировать недостаток эмоционального тепла и неудовлетворенность социальных потребностей.
Большая часть подростков имеет опыт переживания одиночества. Выход из состояния одиночества они видят в поиске друга, обретении семьи, достижении компромисса в конфликтных ситуациях, изменении эмоционального состояния. Способы такого изменения у многих подростков неконструктивны.
При работе с подростками из специализированных учреждений следует учитывать часто свойственное им состояние беспомощности. Понятие «беспомощность» рассматривается как то состояние человека, когда он не может справиться с чем-то сам, не получает и не может попросить помощи у других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков это состояние связано с конкретными ситуациями: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, педагогами, сверстниками; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор и другими трудностями. Переживание состояния беспомощности может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним. В данной ситуации у подростка может произойти болезненное нарушение представлений о будущем: « Как я теперь буду жить?», « Что мне делать одному в этом мире?», « Кому я нужен на земле?» [16].
Юношество. Юношество характеризуются особым процессом социализации. Для них характерны следующие специфические особенности:
- неумение общаться с людьми вне учреждения, трудности установления контактов со взрослыми и сверстниками, отчужденность и недоверие к людям, отстраненность от них;
- нарушения в развитии чувств, не позволяющие понимать других, принимать их, опора только на свои желания и чувства;
- низкий уровень социального интеллекта, что мешает понимать общественные нормы, правила, необходимость соответствовать им;
- слабо развитое чувство ответственности за свои поступки, безразличие к судьбе тех, кто связал с ними свою жизнь, чувство ревности к ним;
- потребительская психология в отношениях к близким, государству, обществу;
- неуверенность в себе, низкая самооценка, отсутствие постоянных друзей и поддержка с их стороны;
- несформированность волевой сферы, отсутствие целеустремленности, направленной на будущую жизнь; чаще всего целеустремленность проявляется лишь в достижении ближайшей цели: получить желаемое, привлекательное;
- несформированность жизненных планов, жизненных ценностей, потребность в удовлетворении только самых насущных потребностей (еда, одежда, жилище, развлечения );
- низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания;
- склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению – злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой [16].
Сущность социально-педагогической работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в выявлении таких детей, защите их прав, устройстве, контроле за условиями их содержания, социальной реабилитации, и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем. Осуществляя данные задачи, социальный педагог работает в непосредственном контакте с органами опеки и попечительства.
В России учреждения, обеспечивающие содержание, воспитание, образование и другую социальную помощь и поддержку детей, оставшихся без попечения родителей,создаются в системе образования, в системе социальной защиты и здравоохранения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. К таким учреждениям относятся детские дома всех типов, дома детства, дома ребёнка, реабилитационные центры, социальные приюты, детские дома-интернаты, коррекционные учреждения и другие подобные учреждения. Каждое учреждение имеет определенную специфику, которая отражается и на социально-педагогической деятельности.
Основные направления социально-педагогической деятельности в данных учреждениях выстраиваются по принципу определения проблем, возникающих в процессе обучения и воспитания детей, разрешение которых способствует получению хороших результатов. Хотя эти направления напрямую вытекают из квалификационной характеристики социального педагога, они значительно шире, так как требуют участия всех, кто обучает и воспитывает ребенка. В Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сказано, что «социальные педагоги осуществляют связь с социальными службами и службой занятости, оказывают помощь администрации учреждения в вопросах охраны прав воспитанников и выпускников, их социальной адаптации». Если должность социального педагога вводится в штаты образовательного учреждения, то администрация данного учреждения совместно с заинтересованными лицами определяет специализацию социального педагога в зависимости от конкретных условий микросоциума.
Среди многочисленных типов учреждений в нашей стране наиболее распространенными являются детские дома, школы-интернаты и приюты. Рассмотрим особенности деятельности социального педагога в детском доме, начав с его характеристики.
Детские дома – воспитательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Сеть детских домов в Российской Федерации включает: дошкольные детские дома (для детей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста); детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьи помещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия для поддержания между ними родственных отношений.
С 1988 года началось создание детских домов семейного типа, основная задача которых – приблизить условия воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к домашним, позволяющим наиболее успешно осуществлять гармоничное развитие и подготовку к самостоятельной жизни.
Р.В. Овчарова пишет, что «детские дома и школы-интернаты призваны выполнять не только образовательно-воспитательные функции. Они способствуют нормальной социализации личности, ее полноценному развитию, компенсируют и исправляют недостатки развития, обеспечивают правовую и психологическую защищенность воспитанников и выпускников» [12, с.162].
Для этого специально создается служба сопровождения развития детей-сирот с момента начала поступления в детский дом [5]. В современной образовательной практике существуют четыре основных варианта построения службы сопровождения детей-сирот:
- специализированная служба создается в структуре детского дома;
- сопровождение детей-сирот могут взять на себя службы тех образовательных учреждений, в которых учатся дети;
- детский дом может заключить договор с одним из региональных Центров сопровождения;
- несколько детских домов, расположенных друг от друга в достаточной близости, могут принять решение о создании Центра сопровождения, обслуживающего воспитанников этих учреждений.
Анализ сложившейся практики сопровождения позволяет выделить пять основных областей деятельности служб:
- решение проблем сохранения и восстановления психического и физического здоровья ребенка;
- решение социально-эмоциональных проблем;
- преодоление затруднений в учебе (как основного компонента жизнедеятельности ребенка);
- помощь ребенку в выборе образовательного маршрута или в выборе пути дальнейшего профессионального образования и трудоустройства (карьерно-образовательный выбор);
- помощь ребенку в выборе досуговой сферы самореализации.
Кадровая структура подобных служб может быть разнообразной, но чаще всего она включает: руководителя службы (педагога или психолога); психологов; социальных педагогов; логопедов; медицинских сестер и других медицинских работников; валеологов; специалистов по информационным системам (в отдельных случаях).
Основные функции службы сопровождения: диагностика, информация, консультация, первичная помощь.
Процесс сопровождения можно описать через последовательную реализацию следующих шагов:1) проведение квалифицированной диагностики сути проблемы, ее истории и потенциальных сил ее носителей; 2) информационного поиска методов, служб и специалистов, которые могут помочь решить проблему; 3) обсуждение возможных вариантов решения проблемы со всеми заинтересованными людьми и выбора наиболее целесообразного пути решения; 4) оказания сопровождаемым первичной помощи на начальных этапах реализации плана, так как первые шаги являются самими сложными.
Соответственно выделяют этапы процесса сопровождения: 1) диагностический; 2) поисковый; 3) консультативно-проективный (или договорной); 4) деятельностный; 5) рефлексивный этап.
Взаимодействие с ребенком начинается с изучения его личности. Социальный педагог собирает сведения о состоянии его физического и психического здоровья, об условиях жизни до поступления в учреждение, о его ближайшем окружении, изучает особенности личности ребенка, выявляет проблемы в соответствии с его социальной ситуацией развития.
На основе полученных данных осуществляется прогнозирование личностного развития воспитанника. Социальный педагог совместно с психологом, воспитателями и учителями анализирует данные диагностики, вырабатывает единые условия оказания ему необходимой помощи и поддержки в период адаптации к новым условиям. Результатом такой работы является составление индивидуальной программы развития ребенка.
Адаптация ребенка в интернатном учреждении, его реабилитация и интеграция в новый коллектив предполагают участие в решении этих задач всех специалистов учреждения.
Охрана прав и представление интересов ребенка в правозащитных и административных органах – еще одна важная задача, которую выполняет социальный педагог в детском доме. Работа по охране и защите прав ребенка включает следующее: восстановление жизненно важных документов ребенка, оформление пенсий и пособий, работу со сбербанком, оформление и проверку поступлений денежных средств на лицевые счета воспитанников; ведение наследственных дел с оформлением документов; определение статуса воспитанника на основании решения суда о лишении родительских прав, оформление документов; участие в судебном процессе в роли защитника прав ребенка; закрепление жилья за воспитанником; оформление пакета документов в банк данных на детей-сирот; устройство выпускников на учебу или работу; контроль за предоставлением льгот воспитанникам; оформление исковых заявлений на розыск родителей и удержание алиментов на счет учреждения и др.
Важнейшей социально-педагогической проблемой службы является устройство детей в семью.
Анализ научных публикаций последних лет (Н.П. Иванова, Н.Н. Максимов, И.И. Осипова, Н.Ф. Рыбакова, Г. В. Семья, И.Н. Старостина) показывает, что можно выделить разные виды замещающих семей: семья усыновителей, наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных родителей; опекунская семья, которая предоставляет ребенку, оставшемуся без попечения родителей, возможность сохранения родственных кровных связей, над которым не довлеет тайна передачи в другую семью, разрешаются контакты с кровными родителями; приемная семья, устройство ребенка в которую осуществляется на основании договора между органами опеки и попечительства и замещающими родителями в соответствии с Положением, утвержденным Правительством Российской Федерации (1996 г.).
Приемные родители вправе отказаться от исполнения договора из-за болезни, изменения семейного или имущественного положения, возникновения несовместимости между новыми взрослыми и детьми. Достоинство такой семьи в том, что в нее можно передать детей, не имеющих статуса под усыновление (из многодетных семей, осужденных родителей и т.д.); патронатная семья, устройство детей в которую осуществляется на тот срок, который необходим ребенку для его реабилитации или установления статуса. Ответственность за воспитание ребенка в такой семье разделяют между собой замещающие родители, органы опеки и попечительства и учреждение, из которого в нее направлен ребенок. Таким образом, под общим названием «замещающая семья» объединяются семьи, обладающие разными воспитательными потенциалами и выполняющие различные функции в деле попечения детей-сирот [3].
В процессе воспитания приемного ребенка замещающая семья встречается с разными проблемами: проблемой адаптации к новым условиям в период появления нового члена семьи, адаптации ребенка к детскому коллективу в ДОУ, проблемами школьной адаптации; отсутствием необходимых психолого-педагогических знаний для развития познавательных способностей, для выбора методов и приемов воспитания в критические периоды развития личности и т.д.
На помощь ребенку и семье приходят специалисты Службы сопровождения, которая представляет собой объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, т.е. совокупность последовательных действий, позволяющих приемным родителям, патронатным воспитателям, опекунам (попечителям) и их воспитанникам определиться с принятием решения и нести ответственность за реализацию решения. Служба сопровождения, с одной стороны, отслеживает успешность становления замещающей семьи, с другой стороны, анализирует динамику психолого-социального развития ребенка в новых условиях, в которую включены новые формы устройства детей в замещающие семьи[15].
К социально-педагогическим услугам, предоставляемым замещающим семьям относятся:
а) социально-педагогическое консультирование,
б) социально-педагогическая диагностика и обследование личности,
в) содействие в организации обучения на дому приёмных детей-инвалидов и детей, имеющих недостатки в психическом и (или) физическом развитии,
г) содействие в организации профессиональной ориентации, профессионального обучения и трудоустройства приёмных детей, помощь в проведении мероприятий для приёмных детей.